Сегодня поговорим о том, как Иисус Христос наполнил новым смыслом Старозаветную схему праздников, старые имена получили новые значения.
Пасха получила новозаветный смысл, связанный с воскресением Христа из мертвых, тогда как древняя Пасха знаменует переход из Египта в Палестину через длительное путешествие. Выход из физического рабства на тяжелую свободу. Иногда гораздо легче оставаться в рабстве, нежели выйти на свободу и свободой своей распорядиться правильно, о чем и читаем в книгах Священного Писания. Когда евреи роптали: зачем Моисей увёл нас умирать в пустыню? В Египте мы ели достаточно мяса, рыбы, лука, дынь и так далее, включая чеснок, репчатый лук, то есть они были гастрономически озабочены тем, что не едят больше ничего. А манну они не хотели, она им опротивела. То есть человеку может опротиветь манна, свобода и путешествие в неизвестную благодатную землю. И поэтому повторяю, свобода – это опасный тяжелый дар, которым очень важно правильно распорядиться. Наша Пасха – это Воскресение Христово, тогда как древняя Пасха, Пасха иудейская – это ежегодное воспоминание выхода из Египта.
Пятидесятница наша – это дарование нового Закона, который пишется не на твердом материале, не на скрижалях, а на сердцах, потому что Моисей получил писаный Закон. Дарование Торы является величайшим праздником еврейского народа. Это очень хороший праздник даже с нашей христианской точки зрения. Может быть по телевизору видели, как они пляшут и поют в день дарования Торы, как они большой свиток Торы одевают как невесту, как царицу. Увенчивают короной Тору и пляшут с этими свитками Торы. «Сим Хат Тора», значит – дарование Торы, то есть Бог дал Закон людям. Бог объявил через избранного человека, Моисея, народу, что Богу приятно и чем нужно заниматься. Объявил так же, что Богу неприятно и чем заниматься нельзя. Всё это подробно изложено, объяснено, и этим нужно заниматься в части изучения, исполнения. Это великое празднование.
Иеремия пророк говорил: «с течением времени дам новый закон вам. Новый закон дам, вложу законы мои в сердца ваши и уставы мои в мысли ваши» (см. Иер. 31:31–33). «И как море наполняется водой, так мир будет наполнен познанием Господа», – это уже говорил Исаия (см. Ис. 11:9). Великие пророки Ветхого завета ощущали некую недостаточность писаного Закона. Его нужно изучать, запоминать, твердить, из него черпать молитвенное вдохновение. Руководствоваться им для священного общежития, потому что там даны некие священные принципы бытия. Допустим, не подставляй ножку слепому, не вари козленка в молоке матери его. Там тайноводственные слова, которые нужно раскусить, расшифровать, растолковать, распознать, а потом руководствоваться ими. Там много всего. Этим нужно было заниматься в течение долгих столетий, причем постоянно. Но пророки обещали, что будет нечто другое взамен этого. Это хорошо, но взамен будет нечто лучшее. «Напишу закон мои в сердцах ваших, уставы мои вложу в мысли ваши».
Наша Пятидесятница – это и есть вхождение внутрь человека, не снаружи, через книгу, через глаза в книгу, текст, буквы, а через огненную Духа благодать – схождение закона Божьего внутрь человеческого, когда человек сам становится живой книгой, когда он черпает познание о Боге из очищенной совести, из общения с Богом. Непосредственно это дается Духом Святым. Пятидесятница, таким образом, высушивает и воспламеняет для жертвенного огня Богу сердца человеческие. Мы приближаемся к этому празднику, Церковь будет преклонять колени, молить Бога, чтоб Он помиловал живых и усопших, чтобы обновил действия Божьего Духа в Своей Церкви. Пользуясь аллегорическими выражениями или метафорами – чтобы Церковь сделала еще один очередной глубокий вздох, и легкие церковные выдохнули углекислый газ и вдохнули свежий, чистый кислород, чтобы Духа Божьего благодать обновила все свои действия во всех Таинствах, которые совершаются, во всех трудах, которые предпринимаются.
Мы крещены с вами от воды и Духа. Если воды не будет – крестить невозможно, а если Духа не будет – то вода только омоет человека. Моется человек в жизни очень много раз, под душ становится, в речку или в море ходит купаться или другие водоемы. В бассейн ныряют, но это не Крещение. Крещение – это погружение, оно только один раз возможно от воды и Духа. Не будет Духа, будет только вода – это будет ритуальное омовение. Будешь, как индус всю жизнь в Ганге мыться без особой пользы для души. Нужно креститься от воды и Духа. Крещение – это двери в Церковь, в которой непременно требуется содействие, участие живого присутствия Духа Святаго. Когда мы каемся в грехах своих, то мы упираемся прочно, как в твердый фундамент, в слова Господа Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Примите Духа Святого, и кому свяжете на земле – будет тому связано на небесах, кому развяжете на земле – будет развязано на небесах» (см. Ин. 20:22–23). Это связывание-развязывание грехов человеческих, апостольская власть, полученная непосредственно от Сына Божьего, действует в Таинстве исповеди, в других покаянных действиях Церкви, потому что не одна только исповедь освобождает человека от грехов, но действие Духа Святаго. Дух Святой живет и действует в Церкви, и им совершается церковное священнодействие, Таинство освящения, миропомазания, Дух Святой призывается на брачующихся. Духом Святым совершается Таинство Евхаристии. Одна из древних молитв Церкви говорит, обращаясь к Отцу: «Прими, Отче, в Церковь Твою приходящих к Тебе через Сына в Духе Твоем Святом». Мы идем к Отцу через Сына, Сын – это живой путь, путь истиной жизни. «Никто не приходит к Отцу, только Мною» (см. Ин. 14:6). Через Сына в Духе Святом идем к Отцу. Краткая формула святой Евхаристии: «Идем к Отцу через Сына в Духе Святом». Без Сына к Отцу прийти нельзя, но и Сына, как путь и истинную жизнь нельзя воспринимать, если Дух Святой не научит человека. Апостол Павел говорит, что всякий, называющий Иисуса Господом, делает это Духом Святым. Невозможно называть Иисуса Господом, если не дано человеку Духом Святым (см. 1 Кор. 12:3). Кто такой Иисус? Историческая личность, хороший человек. Мусульмане говорят: пророк. Кто-то говорит: не знаю кто, пророк великий, что-то великое в Нем есть или просто хороший человек. Просто еврей, просто Равви, просто Учитель. А если ты называешь Господом, если Иисус для тебя Господь, то это действие Духа Святого, потому что никто из нас не смог бы называть Иисуса Господом, если не дано было ему это Духом Святым. Исповедание веры, оставление грехов, обновление жизни, исполнение заповедей, молитва. Мы бы и не знали, как призвать Бога, если сам Дух не ходатайствовал за нас воздыханиями неизбывными, говорит апостол Павел (см. Рим. 8:26). Бог дал нам в сердца Духа Своего, Которым взываем: Авва, Отче (см. Рим. 8:15; Гал. 4:6). Все наши молитвословия, которые нам подарены, мы не имеем нужды сочинять. Нам не нужно сидеть и думать, а что ж Богу сказать? Надо просто открыть Служебник, Требник, молитвенник, Октоих, Минею, любую богослужебную книгу, там Духом Святым сказано огромное количество проникновенных текстов.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв[1].
Это мы пользуемся плодами Духа святого. Мы говорим Духу Святому: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, спаси, Блаже, души наша».
[1] Пушкин А.С.