Почему учебники литературы не учат любить литературу?

Валентин Осипов

Источник: Литературная газета

Ответ министру Д.В. Ливанову
Как было мне, ветерану критики Минобрнауки, не порадоваться призыву министра Д.В. Ливанова «Мы готовы к дискуссии…» («Российская газета», № 116)… Это родилось у него через пять дней после первого съезда Общества российской словесности.

    

Замалчиваемая министром тема

Напомню: и президент страны, и Патриарх, и большинство ораторов призывали усилить воздействие словесности на культуру, духовность и гражданскую зрелость школьника.

Выделю чёткое задание В.В. Путина: «Обеспечить общественную и экспертную оценку учебных и учебно-методических материалов».

Увы, министр на этот счёт отмолчался и на съезде, и в газете. Но очень зря! Неужто он и вправду думает, что учебники не учат любить изящную словесность, они наискучнейшее литературоведение, лишены образности, не завлекательны, не несут радости, восхищения душе и сердцу? Но свято место пусто не бывает: значительная часть неискушенных школяров попадает либо в зависимость от пошлятины (чтиво-китч), либо в независимость от того, что именуется чтением. Нужны примеры? Пожалуйста.

К. Собчак или Наташа Ростова?

Спросим же себя: что привлекательнее для школяра: персонажи «Дома-2» с легкорастворимым для доверчивых продуктом идеолога этой программы К. Собчак или Наташа Ростова от Льва Толстого в одном из учебников для 10-го класса? Так вот зачин к главке «Наташа Ростова»: «Если перенести типологии героев эпопеи на традиционный язык литературоведческих терминов, то сама собой обнаружится внутренняя закономерность». Какая же она у Наташи? Ни за что не влюбиться: «Подобно остальным Ростовым, Наташа не наделена острым умом… Она наделена чем-то иным, что для Толстого важнее абстрактного ума, важнее даже правдоискательства: инстинктом познания жизни опытным путём. Именно это необъяснимое качество вплотную приближает образ Наташи к «мудрецам», прежде всего к Кутузову, притом что во всём остальном она ближе к обычным людям. Её попросту невозможно «прописать» к одному какому-то разряду: она не подчиняется никакой классификации…» Вот же какая трудноусвояемая риторика – ну, впрямь для старинной пословицы: «Хороша книга, да начётчики плохи».

Познаем же, как привлекают к словесности в пятом классе, с которого-то и начинается системное приобщение к ней. Беда: забыто, что дети по природе своей отвергают теоретизирование, тем более окисленное скукотным менторством. Вчитываюсь в один из учебников с разрешительным грифом министерства. Камертон поистине кафедрального назидательного «овзросления» уже во вступительной статье: «Род человеческий бесконечно многим обязан тому университету, имя которому – Книга. В этом университете приобретаем мы необходимые знания и получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем». Даже раздел сказок под рубрикой «Устное народное творчество» окроплен мёртвой водой теории да ещё и с заданием пятиклашкам: «Прочитайте книгу «Фольклор и литература».

Классики в школе

Непреложна истина: именно в школе начинает утверждаться и откладываться в сознании на всю жизнь, что классика – это фундамент чувств, духовности, а классики подсказывают поиск верного пути из чащобы быстро меняющихся литературных увлечений, мод.

…Пушкин, 10-й класс. Что нынче навязывается школяру? Какова надобность «проходить» творения автора и усваивать их не только умом, но и сердцем? Есть «Я помню чудное мгновенье…», но есть в учебнике и то, что убивает трепетные чувства вопросом явно из аспирантского кондуита: «С какими противоречиями столкнулся Пушкин, приступая к работе над циклом романтических поэм?» И к тому же рекомендовано проштудировать академические (!) труды В. Виноградова, В. Жирмунского, Б. Томашевского, Ю. Лотмана и Р. Якобсона.

Вопрос: почему министерство смирилось с тем, что в 1991 году было прикрыто с многочисленными ячейками в школах Пушкинское общество, славное детище академика Дмитрия Лихачёва?

Ещё вопрос: когда же оно сообщит, будет ли исправлять свой брак, которым извратило поручение В.В. Путина создать Библиотеку «100 книг по истории, культуре и литературе» (см. мою статью «Идея хороша. но исполнение…» «ЛГ», № 21, 2015)? На днях я был извещён: Генпрокуратуре поручено рассмотреть моё по этой теме критическое обращение.

Великие творцы ХХ века – какие они ныне в школе?

Один из примеров. Твардовский, 11-й класс. Учебник «Литература» (14-е издание). Твардовский «изложен» на 25 страницах, Мандельштам – на 29. А вдруг не число страниц определяет познания, но магия текста? Однако увлечёт ли школяра, к примеру, такая фраза о Твардовском: «Основную жанровую форму реалистической лирики следует определять как медиативный “отрывок”»? Или: «безвыходная невыразимость» – это о гениальном стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…»? А как полюбить «Тёркина», если он «развёрнут» всего на шесть упоминаний (по 3–5 фраз), да и то вразброс?! Да к тому же отцензурено восхищённое мнение Бунина. Ещё один позорный пример анафемы поэту: в уже упомянутой Библиотеке «100 книг…» нет книги Твардовского! А кто же из поэтов ХХ века представлен отдельным томом? Гумилёв, Симонов, Самойлов, Гамзатов и Рождественский.

Никуда не денешься от того, что методисты и авторы учебников существуют под пронизывающими сквозняками из СМИ – кто нынче «лучший» творец (в «Российской газете» появилось от Н. Солженицыной разрешение изучать в школе роман «Пятьдесят оттенков серого» Э.Л. Джеймс). Поэтому предлагаю включать современных писателей в учебники только по конкурсу. Кому его проводить? Возможно, создать консультационный центр «Писатели в школе» из представителей ИМЛИ РАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом) и Академии образования.

Нестареющие уроки гениев

Прошу министра внять наставлениям великих наставников – какими обязаны быть учебники.

Вот Пушкин: «Избегайте учёных терминов». Вот Гоголь: «Слог профессора должен быть увлекательный, отменный… Какое вредное влияние происходит от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не даёт мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасёт его самая ученость». Вот Толстой: «Есть в отношении книжек для детей общие правила, выработавшиеся и подтверждённые опытом». И стал перечислять: «1. Язык должен быть понятный, народный. 2. Содержание должно быть доступно, неотвлечённо. 3. Не должно слишком стараться быть поучительным, а дидактика должна скрываться под занимательностию формы». Он же – в письме родственнице: «Учиться, и успешно, может ребёнок или человек, когда у него есть аппетит к изучаемому».

Можно ли сделать учебник «аппетитным»?

Ответ: чрезвычайно трудно! Ведь надо воссоединять науку с просветительством, да не простым, а занимательным. И иметь наиточнейший компас для выбора ориентиров в океане произведений. Да помнить, что каждое из них создавалось под ветрами разных идеологий, а учитель обязан быть беспристрастным и в то же время взращивать историческое чутье и воспитывать убеждения. Есть ли такие авторы сегодня? Найдутся, если быть и спросу, и конкурсу.

О системе требований

Сколько же на съезде Общества словесности прозвучало ценнейших «школьных» размышлений и предложений! Так может, создать при нём Комиссию по школьным языку и литературе? И открыть план её работы уже упомянутым пунктом от В.В. Путина об экспертизе всего того, что организует системное изучение словесности с такими, мой взгляд, составляющими:

– каков КПД изучения языка и литературы нарастающим итогом от детсадов к педвузам и факультетам журналистики;
– какова истинная сущность ЕГЭ: междисциплинарное исследование силами педагогов школы и вузов, психологов, социологов, иных экспертов;
– социологический портрет учителя-гуманитария: что читают, есть ли библиотечный абонемент, каков семейный бюджет на книги, СМИ, театр, экскурсии?

Российская академия образования уже определила один из истоков неграмотности: «У будущих первоклассников резко снизились в сравнении со сверстниками 60-х годов когнитивные способности: восприятие, мышление, логика, память. У 40–60% детсадовцев (в зависимости от регионов) наблюдаются нарушения речевого развития».

Ясное дело, что, готовя эту статью, я прочитал не все учебники – им нынче несть числа. И назвал только тех авторов, которые, что называется, попали на перо…

Валентин Осипов

Источник: Литературная газета

7 июля 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности
6 ноября в здании Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу пленарного заседания II съезда Общества русской словесности.
Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
6 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседаним II съезда Общества русской словесности.
Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности
Президент Российской Федерации В.В. Путин направил приветствие участникам, организаторам и гостям II съезда Общества русской словесности.
«Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия» «Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия»
Алексей Варламов
«Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия» «Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия»
Беседа с писателем Алексеем Варламовым
Может ли современное общество дать миру литературных гениев? Как выстроить правильные отношения между культурой и Церковью? Надо ли изучать в школе Библию? Что делать, чтобы сохранилось богатство русского языка?
Людмила Вербицкая: Правильно говорить по-русски – это престижно Людмила Вербицкая: Правильно говорить по-русски – это престижно
Мы прекрасно понимаем, что нельзя считаться образованным человеком, не зная того, что написали Александр Сергеевич Пушкин, Достоевский или Толстой...Без этих произведений жить невозможно. И совершенно ясно, что лучшие произведения советской литературы, конечно, тоже нельзя убирать. А наша современная литература, к сожалению, такая, что не знаешь, что и посоветовать для чтения в школе.
Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
2 июля 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стала российская писательница и литературный критик Майя Кучерская.
Заседание Президиума Общества русской словесности Заседание Президиума Общества русской словесности
13 июля в 12:00 в Храме Христа Спасителя под руководством Председателя Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится заседание Президиума Общества.
Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить» Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить» Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить» Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить»
Выступление на Съезде Общества русской словесности
Я бы предложил потребовать больше часов на словесность, а также немедленного уничтожения 99 процентов бюрократических требований и проверок.
«Общество русской словесности»: говорят участники съезда «Общество русской словесности»: говорят участники съезда
Валерий Коновалов
«Общество русской словесности»: говорят участники съезда «Общество русской словесности»: говорят участники съезда
Валерий Коновалов
Ю.М. Поляков: «По-моему, люди, работающие в Министерстве образования, очень смутно представляют себе особенности нашей русской цивилизации».
Комментарии
Екатерина Друж23 июля 2016, 15:56
Актуально
Арина23 июля 2016, 04:07
Теперь литература эдакая гордая дама, которая не опускается до СМИ, театра, кино, радио. Литературой занимаются избранные интеллектуалы. Мумифицированный вариант заперт в стенах школы, за пределами которой сплошной дом2, населенный клонами Ксюши. Литературный язык воспринимается как архаизм, литературные герои непонятные чудаки и изгои. Дети не просто не могут научиться любить то, чего не знают, т. к. не видят и не слышат ничего, связанного с литературой, они не понимают зачем вообще нужен этот балласт, сумма бесполезных сведений (а именно так преподают литературу) после ЕГЭ. Верните литературный язык в публичную сферу. Верните литературу в нашу жизнь, культуру и быт. Может быть тогда у этой гордячки появятся пылкие поклонники и возродится былая любовь.
Татьяна15 июля 2016, 10:55
Ужас ужасный! Моя бабушка - учитель русского и литературы с более чем 40-летним стажем,любящая детей и свой предмет,не смогла работать в школе в 90-ые...Она с возмущением говорила о том,что сейчас творится в школе и в образовании...Детей уродуют и делают ограниченными и тупыми с помощью новых программ и учебников. Программы ужасны,словно составлены бывшими ПТУ-никами или теми,кому " проплатили" за нашу дибилизацию. И больше всего,конечно,страдают гуманитарные предметы. Те,которые призваны учить добру,нравственности,честности,которые учат думать,размышлять. Видимо, сейчас это не в тренде...
ОБРАЗование превратилось в БЕЗОБРАЗие.
Ирина11 июля 2016, 20:43
Есть замечательный учебник литературы для 10 класса (изучается вторая половина 19 века - Толстой, Тургенев, Достоевский...) под редакцией Ю. Лебедева. Умно, логично, легко... глубоко. Христианский взгляд на мир. Читается на одном дыхании. ИМХО.
Ирина 9 июля 2016, 21:09
Учебник не может научить любить! Это может сделать только человек! Спасибо моим учителям литературы, которые в советское время на обычных уроках привили интерес и любовь к чтению, к русской классике и литературе вообще! Спасибо им за то, что они сами много читали, знали и любили литературу!
Елена 9 июля 2016, 16:50
Эх, православные!... Если бы сейчас появилась статья об абортах, то здесь было бы несколько десятков комментариев с зашкаливанием эмоций. Матери-убийцы, отцы-инфантилы, врачи-губители и т. д. А статьи о намеренном развале нашего фундаментального отечественного образования никого не волнуют.
Не нам ли говорил св. Иоанн Златоуст, что родители, дурно воспитывающие детей ХУЖЕ детоубийц, ибо губят не только тело, но и душу дитя?!? Поверьте, наше равнодушие аукнется совсем скоро! Учить, лечить, судить будут бараны, а к власти придут те, кто хорошо оплатил погибель нации. Чем оправдаемся мы за свое молчание?
Иоанна_ 9 июля 2016, 01:30
Потому что все подряды, будь то написание учебника или строительство престижного объекта, у нас "распилены" шустрыми и пронырливыми. А тех, кто мог бы написать хорошие учебники, по которым наши дети учились бы любить нашу литературу и нашу Родину, к этому никогда не допустят.
НН 7 июля 2016, 19:27
ПОЧЕМУ УЧЕБНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НЕ УЧАТ ЛЮБИТЬ ЛИТЕРАТУРУ? - Потому, что ни у авторов учебников, ни у тех, кто их заказывал, и не было такой задачи! ХОРОШАЯ литература и ЧТЕНИЕ заставляют человека ДУМАТЬ, СРАВНИВАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, КРИТИЧНО смотреть на происходящее... А стране нужен ЭЛЕКТОРАТ, но не граждане. Вот вымрет старорежимное поколение (чему с успехом способствует оптимизация медицины) - и дело в шляпе... "На дурака не нужен нож: ему с три короба наврёшь - и делай с ним что хошь!" - Гениально! Простите!
Дмитрий 7 июля 2016, 17:36
Краткий ответ на вопрос-заголовок статьи: потому что их пишут "архангельские", которые оседлали финансовые бюджетные потоки.
Кирилл Васильев 7 июля 2016, 14:35
Можно, конечно, приспосабливаться к уровню "Дома" и ток-шоу и оставлять детей на этом самом безграмотно-гламурном уровне даже посредством обучения в школе. А можно и по-другому: пытаться развить детей так, чтобы уровень их развития возрос.
Всегда найдутся те, кому школьные учебники покажутся скучными. В том числе и по литературе. Это отговорка, чтобы оправдать свою лень, свою неразвитость и нежелание прилагать какие бы то ни было усилия.
Можно, конечно, на уроках литературы относиться к детям, как к недоразвитым и заигрывать с ними, надеясь, что их заинтересует литература (или другой предмет).
Но этого не случится. Сколько ни заигрывай с невежеством и ленью и ни подыгрывай им, результат останется прежним. Им будет интереснее смотреть телевизор, висеть в контакте (фейсбуке), играть в комп. игры и т.д.
В советские годы тоже много ворчали на учебники (и было на что - даже в учебниках по физике умудрялись вставлять цитаты из Маркса и Ленина). Но тот, кто полюбил литературу, любил и изучал ее, невзирая на политизированные и скучные школьные учебники. А тот, кому интереснее было шляться по улицам или торчать перед ящиком, не полюбил бы ни один предмет, даже если бы все учебники были идеальными.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×