Феофан Затворник
- Несмотря на то, что есть в нас часть уврачеванная или целая, восстания греха и страстей выказываются и ощущаются на всем протяжении нашего существа. … 2) В душе: а) в умственной части – своеумие, вера в свой только ум, прекословие, восстание на ум Божий, сомнение, дмение (надмение – Ред.) и кичение, пытливость, расхищение ума, блуждание помыслов; б) в части желательной – своеволие, непокорливость, властолюбие, жестокость, предприимчивость, самонадеянность, себеприсвоение, неблагодарность, любообладание, лихоимание… (Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни. 2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека).
- Чье сердце пристрастилось ко греху, для того он Бог. Посему для чревоугодника чрево – Бог (Флп. 3:19), для лихоимца – деньги (Кол. 3:5) (Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Ч.1. Общие рассуждения и положения о нравственно-христианской жизни. О грехе).
- Главнейшие ветви самолюбия суть гордость, лихоимание, сластолюбие. От сих отрождаются уже все другие страсти, но между ними не все одинаково важны (Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Ч.1. Общие рассуждения и положения о нравственно-христианской жизни. О грехе).
- Лихоимания, πλεονεξία, – страсть иметь все больше и больше, от коей умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство. – «Это вожделение имений» (блаженный Феофилакт), – «болезнь душевная, причиняемая чрезмерным похотением большего и большего» (Геннадий у Экумения), – «желание большего и похищение непринадлежащего» (блж. Феодорит) (Свт. Феофан Затворник. Послание святого Апостола Павла к Римлянам истолкованное святителем Феофаном. (1) Вероучительная часть. О спасении в Господе Иисусе Христе (1,18 – 11,36). 28).
- Не примешивать, не входить в сношения, не иметь близкого общения с тем, кто, нося имя христианина, предается явным порокам. … К числу их относит святой Павел блудника, лихоимца, идолослужителя, досадителя, пьяницу, хищника. Самые названия их дают о них понятия. Блудник, кто явно блудодействует; лихоимец, кто или неправедною торговлею, или ростом, или какою хитростию богатеет и бывает неподатлив, скуп, скряга. (Свт. Феофан Затворник. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном).
- Как всеми пятью чувствами мы должны пользоваться надлежащим образом, так точно должны совершать и все добродетели. Если кто целомудрен, но не милостив, или милостив, но лихоимец, или хоть и не берет чужого, но не раздает и своего, для такого – все напрасно. Одна какая-нибудь добродетель не дает нам права с дерзновением предстать престолу Христову (Свт. Феофан Затворник. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. Часть догматическая 1, 3-3, 21).
- Лихоимание – желание, непрестающее иметь все более и более, ненасытимая страсть к богатству. Не против имения вооружает нас Апостол, а против лихоимания. … Кто же, минуя потребность, полюбит самое стяжание или имение, тот болит страстию любоимания, которая, завладев его сердцем, делается госпожою и всех его дел, мыслей, планов и предприятий (Свт. Феофан Затворник. Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении». Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу. Глава 9).
- Что мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями? – «Не заключай с ними союза, и отврати очи твои, еже не видети суеты» (Пс.118, 37), и руки твои от лихоимства, и Бог избавит тебя от них (Свт. Феофан Затворник. Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении». Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу. Глава 9).
- Не грешно ли делать что-либо в день воскресный? – Делать что-либо во славу Божию – не грешно; ибо Апостол сказал: «день и нощь делающе, да не отяготим кого» (1Сол. 2,9); делать же что-либо не по Богу, с презрением (ко дню воскресному), по лихоимству и по видам низкого корыстолюбия – грех (Свт. Феофан Затворник. Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении». Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу. Глава 9).
- Страстолюбие есть внутреннее и душевное идолослужение; потому что работающие страстям скорою и готовою покорностию им чтут их, как идолов. Так иным «чрево есть бог» (ср.: Флп. 3, 19); у иных «лихоимание есть идолослужение» (ср.: Кол. 3, 5). Почему обладаемый страстию непременно есть и в греховном состоянии, в отпадении от Бога и Его благодати (Свт. Феофан Затворник. Наставление о преспеянии в христианской жизни. О грехе).
Игнатий Брянчанинов
- Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва (взятки, обман). Сребролюбие. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том I).
- Господь произнес в ответ следующие достопримечательные, исполненные глубокой мудрости и святости слова: «Человече! Кто Мя постави судию или делителя над вами? Блюдите и хранитеся от лихоимства». Далее Господь изобразил в притче, всем удобопонятной, как опасна страсть лихоимства, как обманчивы обольстительные мечты, рисуемые этою страстию в воображении, что они никогда не сбываются на самом деле, а только отнимают у увлекающегося человека добродетель и венчающее временную добродетель вечное спасение. … Господь удостоил всего своего внимания и глубокого назидания духовную сторону дела, указав, что в этом деле, а следовательно, и всяком однородном сему делу, должно по преимуществу опасаться и остерегаться увлечения скрытного частию лихоимства, от которой, как от семени, несомненно, должны родиться другие страсти, более явные, уже очевидно гибельные для частных лиц и для общества. Таковы: зависть, подозрения, клеветы, ропот, наконец – явная ненависть, вражда, ссора с их горестными последствиями. Начало этих последствий – страсть лихоимства, и прозорливо указал Господь, яко Всеведущий Бог, людям, коим предлежал раздел имения, на сокровенное начало зла, служащее в таких обстоятельствах источником всех прочих видов зла, – на страсть к лихоимству. (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том II. Приложение).
- Блаженный Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, постоянно беседовал о смерти по исходе души из тела, как ему о том открыто было преподобным Симеоном Столпником: «Когда душа выйдет из тела, – говаривал он, – и начнет восходить к небу, встречают ее лики бесов и подвергают многим затруднениям и истязаниям. Они истязают ее во лжи, клевете, ярости, зависти, гневе, памятозлобии, гордости, срамословии, непокорстве, лихве, сребролюбии, пьянстве, объядении, злопомнении, волхвовании, братоненавидении, убийстве, воровстве, немилосердии, блуде, прелюбодеянии (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том III. «Слово о смерти»).
- Подробное описание мытарств и порядок, в котором они следуют, одно за другим, в воздушной бездне, заимствуем из поведания преподобной Феодоры. … За этим мытарством следовало (шестое) мытарство воровства, на котором рассматриваются всякого рода похищения и воровства, грубые и благовидные, явные и тайные; потом (седьмое) мытарство сребролюбия и скупости; далее (осьмое) мытарство лихвы, где обвиняются ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого. Еще далее (девятое) мытарство неправды, на котором уличаются неправедные судьи, увлекающиеся на судах пристрастием или мздою, оправдывающие виновных и осуждающие невинных; здесь рассматриваются ложные весы и меры купцов и прочие неправды (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том III. «Слово о смерти»).
- Лукава страсть лихоимства: Господь заповедует против нее бдительность, чтоб она не вкралась в душу неприметным образом. Пагубна страсть лихоимства: Господь заповедует охраняться от нее. Эта страсть, стремясь открыть себе вход в душу, обыкновенно представляет человеку долговременную жизнь, болезненную старость, разные превратности и случайности, могущие постигнуть человека, при которых накопленное имущество как будто должно быть единственным и всемогущим источником пособия. Господь, чтоб поразить страсть лихоимства в самом ее начале, в основных мыслях, на которые она опирается и на которых зиждется, показывает, что эти мысли вполне ошибочны и ложны, показывает, что продолжительность земной жизни с ее превратностями нисколько не находится в связи с накопленным излишним имуществом. Продолжительность земной жизни и благополучие ее истекают не от многого имущества, они истекают от благословения Божия (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том IV. Аскетическая проповедь. Поучение в 26-ю Неделю. О лихоимстве).
- Лживость мыслей и мечтаний, обольщающих человека, когда он прилепится всею душою к богатству и возложит на него упование, Господь живописно изобразил в притче, которую сказал двум братьям вслед за наставлением о хранении себя от лихоимства (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том IV. Аскетическая проповедь. Поучение в 26-ю Неделю. О лихоимстве).
- Таков плод сребролюбия, лихоимства и вообще усиленного стремления к приобретению имущества, стремления, совершающегося под исключительным направлением самолюбия. Господь назвал самолюбивого богача безумным, потому что этот богач, ослепляемый самолюбием, действуя в самообольщении как бы единственно в свою пользу, действовал по самой вещи против себя, низводя себя с высокого достоинства человека, сотворенного для вечности, долженствующего действовать на земле для неба, долженствующего всегда предоставлять господство душе над телом. Богатеть в Бога значит проводить жизнь богоугодную. Земная деятельность, направленная по евангельским заповедям, доставляет душе нетленное богатство: познание Бога и себя, веру, смиренномудрие, любовь к Богу и ближним. Такая деятельность правильно распоряжается земным достоянием, как даром Божиим, и правильным распоряжением претворяет тленное имущество в нетленное, переносит сокровища свои с земли на небо. (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том IV. Аскетическая проповедь. Поучение в 26-ую неделю. О лихоимстве).
- Соблазнительны деньги! блеск золота и серебра очаровывает очи Адамова потомка, зараженные греховностию, и где вращаются деньги, туда редко-редко не вкрадываются злоупотребления. Мытари по большей части вдавались в лихоимство. Когда лихоимство обратится в страсть, тогда оно позволяет себе все насилия, все угнетения ближнего. В помощь страсти лихоимства приходит страсть лукавства и лицемерства. Из совокупления их является расположение к придирчивости, привязывающейся под предлогом неупустительного исполнения законов ко всем мелочам, изобретающей виновность для невинных, усиливающейся придать таким поведением вид справедливости бесчеловечным притеснениям и жестокостям, совершаемым над ближними (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Том IV. Аскетическая проповедь. Поучение в тридесять вторую неделю. О Закхее).
- Позволяющий себе действовать по влечению гнева порабощается по причине навыка, образуемого действиями гневной страсти; позволяющий себе действовать по внушениям корыстолюбия заражается страстию сребролюбия, лихоимства, скупости. Подобным образом все страсти входят в душу, основываясь на наружной деятельности человека (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том IV. Аскетическая проповедь. Поучение на 54 зачало Евангелия от Луки, читаемое во все праздники Божией Матери. О телесном и душевном подвигах).
- Восприятие от злобы есть непроизвольное. Оно совершается так: отнимающий что-нибудь у ближнего принимает на себя искушение этого ближнего, хотя и не хочет; также злословящий – злословимого, лихоимствующий – лихоимствуемого, насилующий – насилуемого, оговаривающий – оговариваемого, презирающий – презираемого. Чтоб не перечислять каждого действия отдельно, – всякий обидящий восприемлет искушения обидимого, соразмерно обиде (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том V. Приношение современному монашеству. Выписка из творений преп. Марка Подвижника).
- Предающийся ярости и гневу, славолюбивый, лихоимец, чревоугодник, часто бывающий в обществе мирян, желающий, чтоб во всем исполнялась его воля, вспыльчивый, исполненный страстей, – все эти пребывают в смятении, как бы сражающиеся ночью в непроницаемой тьме, будучи вне страны жизни и света. Та страна предоставлена во владение милостивым, смиренномудрым, очистившим сердца свои (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том VI. Отечник. Святого отца нашего Исаака Сирского учение о молитве).
- Люди, желая сделать беззаконие, ищут сокровенных мест: блудники и воры ищут ночи и тьмы; лихоимцы и мздоимцы берут мзду тайно; лукавцы, хитрецы, льстецы, лицемеры и злобные внутри себя скрывают зло свое; и все дела темные соделывают делатели их во тьме, как сыны тьмы. Всяк бо делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть. Все таковые люди ищут укрыться, но обманываются, бедные (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том VI. Отечник. Из келейных писем святого Тихона Воронежского).
- Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти, или кто требует лихвы, тот подобен диаволу (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том VI. Отечник. Изречения старцев, преимущественно Египетских, особливо же старцев Скита, которых имена не дошли до нас).
- Он говорил: «Если ты дал что взаймы ближнему и не требуешь этого обратно, то действуешь в естестве Иисуса. Если же потребуешь возвращения, то поступишь по естеству Адама. Требование же лихвы ниже и Адамова естества (Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Том VI. Отечник. Избранные изречения Отцов, преимущественно Египетских, которых имена дошли до нас, и повести из жития этих Отцов).
Св. Иоанн Кронштадтский
- Потому страсти человеческие, даже на нас обращенные, например: зависть, злоба, гордость, скупость, лихоимство, мы должны презирать и на подверженных им не озлобляться, а обращаться с ними кротко, действовать на них словом, убеждением, тайною молитвою, как Господь, как святые угодники Его обращались со врагами своими. В этом состоит житейская мудрость христианина» (Человек – пленник дьявола (опыт борьбы со страстями). По трудам святого прав. Иоанна Кронштадтского. Грехи и дьявол).
- Кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Божие: магометане – не войдут, евреи – не войдут, идолопоклонники – не войдут, еретики – не войдут, сектанты – не войдут; блудники, прелюбодеи, лихоимцы, обидчики, пьяницы, тати – Царствия Божия не наследят (Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник).
- А ты, корыстолюбец и лихоимец, явишься ли правым пред Богом, когда Он будет судить тебя по делам твоим? Нет, задавит тебя золото твое, лихоимство твое, скупость, алчность твоя, чужд ты будешь милосердия Божия как не миловавший ближнего. Ты будешь брошен в огонь геенны, и тебе отказано будет и в капле воды, прохлаждающей и утоляющей пламень ада… Как много бывших блудников, убийц, лихоимцев и покаявшихся вошло в рай и наслаждаются блаженством! Как велико человеколюбие Божие! Сколь велика, безмерно велика, искупительная сила креста, Кровь Агнца Божия Иисуса Христа, пролитая за мир! Чем оправдаются неверующие, гордые, ожесточенные, непокорные, отчаявшиеся? (Иоанн Кронштадтский. Живой колос. О вере и церкви православной. Враги веры и церкви).
- Есть много таких родившихся, коим бы лучше не родиться, – таковы все злодеи, нераскаянные богоотступники, еретики, убийцы, самоубийцы, пьяницы, прелюбодеи, каковым был и царь Ирод, сребролюбцы, лихоимцы, изменники правой вере, цареубийцы, ненавистники и ругатели своих родителей и прочие. Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга пред Богом – воспитать ребенка и соделать его или самому человеку стать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином. (Святой прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной).
- Истинный христианин никогда не забывает, что он в этом мире пленник диавола, и воздыхает непрестанно о духовной свободе, даруемой Сыном Божиим всем верующим в Него и употребляющим усилие освободиться от рабства грехам; истинный христианин живет осторожно, пользуясь умеренно всеми земными вещами, не проводит время в празднословии и праздных играх, не лихоимствует, не завидует, постоянно молится, кается в грехах своих (Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Том 1. 874).
Митрополит Антоний (Храповицкий)
- Об обманах и лихоиманиях, якобы вынужденных страхом собственного разорения, должно говорить, что никто не оправдает чиновника, или часового, или судию, который в страхе от людей или от нищеты нарушит свою присягу. Так и торговец или хозяин, если невозможно без обмана или подвода под беду соперника сохранить свое благополучие, пусть обречет себя на убыток и даже разорение, но не отступит от требования честности (Антоний (Храповицкий). Исповедь. Сребролюбие).
Амвросий Оптинский
- Склонный к сребролюбию – видит во сне золото, которое он умножает лихвой, или скрывает в тайном месте, или подвергается суду как немилосердый, или истязывает от других. (Преп. Амвросий Оптинский. Полное собрание писем. Часть 3. Переписка с мирскими лицами).
Святитель Григорий Богослов
- Другой осквернил землю лихоимством и корыстолюбием, собирая, где не сеял, и пожиная, где не расточал, возделывая не землю, но нужды бедных. … Я разбогател (Зах. 11,5), и замыслил беззаконие как бы от Него имея то, за что будет наказан. Ибо за это грядет гнев Божий на сынов противления (Ефес. 5,6).
- За это заключается небо или отверзается, но к нашему же бедствию, и еще к большему, когда и поражаемые не обращаемся и к сущему вблизи естеством не приближаемся (Иер. 23,23) (Слово 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля. Свт. Григорий Богослов. Слова (1–15).
- Для твоей дерзости, злой ценитель и судия Божества, нет ничего недоступного и неприкосновенного. Тебе нечем более прославиться, разве тем, чтобы, как можно дальше, отстранить Бога от владычества, что властолюбцы и лихоимцы, делают с людьми, их слабейшими (Слово 22. О мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения. Свт. Григорий Богослов. Слова (16–26).
- Для чего ставишь себя наряду с Ананиею и Сапфирой – этими новыми лихоимцами (если похищение своей собственности подлинно есть нечто новое), и ставишь наряду не присвоением себе серебра и другого чего малоценного и неважного, например, слитка золота, или одежды, или дидрахмы, как некогда корыстолюбивый воин (Иис. Нав. 7, 21), но обкрадываешь само Божество, и лжешь не человеку, но Богу, как слышал (Деян. 5,4) (Слово 34. К пришедшим из Египта. Святитель Григорий Богослов. Слова (32–45).