В календаре рядом стоят два праздника, очень любимых и почитаемых христианами: Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Каждый из этих светлых дней обращает нас к теме семьи. Празднуя рождество Иоанна Крестителя, невозможно не вспомнить трогательную историю его родителей, которые достигли старости, не имея детей. А святые Пётр и Феврония издавна почитаются как покровители супругов и помощники в семейной жизни. Именно поэтому мы решили поговорить с протоиереем Сергием Шутенко, клириком Иоанно-Богословского храма Шахтёрска, о том, что же такое христианский брак и как относиться к испытанию бездетностью.
В возлюбленных мы видим то, чего не видит никто другой
Брак, по слову святителя Иоанна Златоуста, – это таинство любви, вечное единение супругов друг с другом во Христе.
Говоря о браке, не лишним будет вспомнить слова дивного гимна любви из послания апостола Павла. Это слова, по которым нужно не пробежаться глазами (как мы привыкли просматривать новости в соцсетях – до очередной картинки или фотографии, остановив внимание на комментариях), но запечатлеть их в своём сердце:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
…Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:1-8).
Что делает любовь? Она соединяет два сердца, две души, мысли и устремления двоих в одно целое.
Брачная любовь – это великое благословение Божие. Через неё человек прикасается к вечности. Это видение в другом – возлюбленном – того, чего не видят остальные люди.
Читая слова апостола, можно проверить: что с моей любовью? Соответствует она вышесказанному или нет?
Проверили. Кажется, всё в порядке (особенно – если семья только сложилась, и ещё не прошел медовый месяц). Но проходит время – и появляется потребность в ком-то ещё. Не в чём-то, а именно в ком-то – в ребёнке.
Почему у одних пар дети есть, а у других нет?
Бывает, всё у людей есть: и положение в обществе, и в материальном плане вроде ничего, и удача крылом машет, и даже здоровье близко к здоровью космонавта, а вот радости – нет… И здесь опять можно вернуться к словам апостола Павла: «любовь долготерпит, не ищет своего».
Получая дар любви к другому, супруги не понимают ещё, Кто Податель этого дара. Важно осознать: не существует любовь сама по себе, как не бывает само по себе ничто доброе. И любовь, и добро имеют свою первопричину и источник – Бога. Когда уясним это, тогда и начнёт всё становиться на свои места. Вслед за этим приходят покаяние, молитва, попытка жизни по заповедям, обретение смирения. Без покаяния размышлять о причинах наших бед и страстей нет смысла.
Почему бывает так, что у одних пар дети есть, а у других нет? Я не решусь искать виновных, когда Сам Христос на вопрос учеников об одном больном человеке отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, но но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3).
А Промысл Божий, дела Божии, воля Божия? Это ведь не пустые слова. Ведь Его воля гораздо лучше, чем мы себе можем представить. «Да будет воля Твоя» – знакомые слова?
Тут можно и нужно вспомнить человека из земли Уц – Иова. И поучиться у него праведности, верности и вере. Да, обожгла жизнь, крах полнейший. Но попустил эти беды Создатель. И возместил затем всё утраченное.
Особенно важно это понять, если мы считаем себя людьми церковными. Понять – и начать что-то делать. Из тупика, в который мы себя завели, дорог несколько. Но верная только одна: к Богу. Многие ли обращаются с проблемами к Создателю, идут в храм или к священнику? Когда всё издержат – многие. Изначально, правда, забыв, что в радости тоже не мешало бы…
Что мы можем?
Есть семьи, которых Господь не благословил детьми. Немногие из них доходят до храма. Наверное, большинство остаются наедине с этой проблемой. Из своей практики скажу, что хватит пальцев на одной руке, чтобы посчитать обращающихся.
Что мы можем? Утешить? Не знаю. Вспоминаем и думаем вместе.
Приходят на ум имена святых: Авраам и Сарра, Захария и Елизавета, которые дождались, когда перестали ждать, когда страсти утихли. У них оставалась надежда. Дальше: Пётр и Феврония Муромские, Иоанн и Елизавета Сергиевы – разве были несчастливы? Нет, конечно! В другом счастье нашли.
Но если люди хотят ребёнка, если плохо без родительства, что делать?
Предложу банальное (на первый взгляд) и универсальное средство. Писание говорит о молитве. Священнику Захарии, отцу Иоанна Предтечи, возвестил ангел, что «услышана молитва». Так просил, значит! А нам как быть? Можем ли мы так молиться? – можем. Точно говорю! Церковная сердечная молитва очень важна. И домашняя молитва, и молитва у святых мощей и святынь, через которые Господь дает благодать. И ведь можно выпросить, вымолить…
И всё-таки есть одно «но». А будет ли полезно, будет ли по силам нам то, что вымаливаем? По Своей любви Бог может дать просящему всё. Но потянем ли? Может быть, да – с Божьей помощью. Но бывает и так, что не случайно Господь не даёт желаемого.
Не могу не сказать о возможности ещё одного подвига: жизни ради чужого, приёмного ребенка. Да, он становится твоим, иногда даже внешне очень похож. Иногда принявших в свою семью чужое чадо Господь благословляет и своим, родным.
Много лет назад я говорил людям, не имеющим своих деток, о возможности такого подвига. Но став чуточку старше, опасаюсь. Из трёх знакомых семей, усыновивших детей, две не стали счастливее. Даже церковные родители стали понимать неудобоносимость и непредсказуемость этой ноши. Иные говорят, что уже, наверное, привыкли жить сами, один для другого. И я не могу их судить, они правы по-своему – без всякого эгоизма, без предъявления прав друг на друга.
Что же остаётся супругам, не имеющим своих детей и не готовым по каким-либо причинам усыновить чужих? – жизнь друг для друга, жизнь для Бога, искание Царства Небесного, покаяние, Евхаристия. Воссоединение со Христом, подвиг Христа ради – это нормальное состояние человека и христианина. Теплохладность, стояние на одном месте, знания без воплощения их в дела, жизнь без любви и жертвенности – не христианство, не церковность. На самом деле, остаётся этим супругам очень много: жить, любить, благодарить за всё! Думаю, в этом правда.