1. ПАЛОМНИЧЕСТВО К СВЯТЫНЯМ ВСЕЛЕНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ
Значительная часть мест, святых для православного человека, находится за пределами России. Паломнические маршруты к святыням пролегают в основном по территории Ближнего Востока: Палестины, Сирии, Иордании, Египта, а также стран южной и восточной Европы, народы которых восприняли Благую Весть в первое тысячелетие бытия Церкви Христовой. За последние 15 лет число паломников из России, направляющихся на поклонение святыням Вселенского Православия, заметно возросло.
Каждому, избравшему такой маршрут, прежде всего, нужно помнить, что Поместные Православные Церкви, храня вероучительное и догматическое единство, обладают богатыми и разнообразными традициями церковной жизни. Эти традиции обусловлены историческими, культурными и национальными особенностями. Многое из этого наследия для нас непривычно. Так, например, наличие в храмах православного Востока и на Афоне стасидий - особых высоких деревянных кресел, как правило, с откидным сиденьем, на которые можно опереться или присесть в зависимости от момента богослужения, иногда смущает паломников из России. Наши паломники порой убеждены, что сидеть на службе могут только немощные и пожилые люди. Однако нужно помнить, что такова местная традиция. И то, что православные греки или сербы пользуются стасидиями, не означает, что они относятся к богослужению с меньшим благоговением, чем мы. Тем более в афонских обителях. Богослужения здесь продолжаются по пять и более часов. И выстоять их без краткого отдохновения практически невозможно.
В православных храмах Южной Европы и Ближнего Востока прихожане прикладываются к иконам местного ряда иконостаса, свободно поднимаясь для этого на солею. В храмах Русской Православной Церкви солея – место особое, и миряне восходят на нее лишь по благословению священника, либо для принятия Святых Христовых Тайн. Это сугубо наша национальная церковная традиция, поэтому в паломничестве можно подходить к иконам так, как это делают местные прихожане.
В греческой традиции праздничная икона дня, либо святого покровителя храма, к которой верующие благоговейно прикладываются, иногда помещается не только на аналое в центре главного придела, но и на другом аналое – у входа, нередко в особом деревянном киоте, напоминающем сень над ракой с мощами. Если паломник вошел в храм, когда служба уже началась, вполне достаточно подойти к этому праздничному образу, а не пробираться вперед, беспокоя при этом других людей.
В храмах Греции и Кипра не всегда есть привычные для нас «свечные ящики», где дежурят люди, готовые принять записки о здравии и упокоении. Все это можно сделать самостоятельно за пожертвование. Писать записки лучше на английском языке либо латинскими буквами и максимально разборчиво, иначе существует риск, что священник не сможет прочитать их при совершении проскомидии.
Традиционных для России подсвечников на православном Востоке и Балканах чаще всего нет. Обычно их заменяют прямоугольные ящики с песком, порой двухуровневые, помещенные у входа в храм. Сверху ставятся свечи о здравии, снизу – об усопших.
К сожалению, долгому пребыванию под турецким игом наши единоверцы в Южной Европе обязаны появлением поклоннических традиций, которые русскому православному сознанию совершенно чужды. Так, в храмах Сербии, а особенно Черногории и Македонии, порой можно видеть, как вокруг чтимой иконы прихожане кладут деньги, иногда засовывая их даже под стекло киота. Следовать этому примеру не стоит.
1.2. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
На православном Востоке существует немало особенностей богослужебного характера, о которых стоит заранее знать паломнику. В частности, священнослужители, преподавая просящему благословение, как правило, не крестят его рукой. Они лишь дают правую руку для целования или кладут ее на голову человека, испрашивающего благословения.
Существуют некоторые различия и в порядке совершения богослужений. Так, практика совершать вечером Всенощное бдение, включающее в себя вечерню, утреню и 1-й час, существует только в России. В грекоязычных и балканских Поместных Церквах утреня всегда совершается только утром. Если служит архиерей, то он входит в храм во время богослужения, когда поется канон, и сначала восходит на кафедру, находящуюся с правой стороны, лишь позже вступая в алтарь. Конечно, и на Востоке совершается Всенощное бдение. Как правило, это происходит в монастырях. Причем достаточно редко. Редко потому, что богослужение в полноте соответствует своему наименованию – Всенощное бдение. Это богослужение начинается вечером и продолжается действительно всю ночь. Такая служба может совершаться и восемь, и десять, и более часов. По сравнению с таким полноценным Всенощным бдением наше богослужение порой хочется назвать просто Вечерним богослужением. Уж слишком явное несоответствие между названием и реальностью.
Ектении на богослужениях, как правило, существенно сокращаются. В Греции и на Кипре ектения об оглашенных не произносится, поскольку предполагается, что все население этих государств крещено с детства, однако служащее духовенство вычитывает в алтаре положенные молитвы об оглашенных и верных. В грекоязычных Православных Церквах на Литургии не существует заупокойной ектении, это чисто русская традиция. Часто сразу после чтения Евангелия звучит: «Премудрость», - и следует возглас: «Яко да под державою Твоею…» и «Херувимская песнь». Великий вход совершается не как в России - только по солее, но духовенство с Чашей обходит весь храм по периметру. Старший служащий диакон идет с дискосом, произнося во время этого шествия: «Всех вас - православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем…». Причем этот возглас может повторяться дважды. На Литургии, совершаемой в иерусалимском Храме Гроба Господня, это поминовение звучит так: «Всех вас, православных христиан, поклонников и служителей Святого Гроба Господня, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
Во время Великого входа, уже стоя у Царских врат, священнослужители православного Востока часто поминают имена как живых, так и усопших. Причем существует такой порядок: держа в руках дискос, епископ или священник поминает живых. Беря же в руки потир, поминает усопших. При таком поминовении называются имена прихожан, благотворителей и так далее. Например, в храмах Болгарии во время Великого входа принято поминать о упокоении русского царя-освободителя Александра II.
На богослужениях у Гроба Господня нередко во время Великого входа совершается особое поминовение живых и усопших с разрешительными молитвами. Это происходит во время так называемых «заказных» Литургий. (Дело в том, что Литургия у Гроба Господня, кроме воскресных дней, обычно совершается при закрытых дверях. То есть попасть на нее простому человеку не представляется возможным. Когда же за определенную плату служится «заказная» Литургия, врата храма открываются и любой желающий может помолиться за службой.)
«Верую» и «Отче наш» в греческой традиции народом не поется, а читается чтецом. Причащение мирян происходит на солее перед Царскими вратами. По окончании Литургии вместо целования креста священнослужителем раздается антидор (Если согласно русской традиции антидор – это оставшиеся части главной просфоры после вырезания из нее Агнца, то в греческой традиции антидор – это хлеб, заранее разрезанный на куски, который благословляется перед Святыми Дарами после их освящения).
Существуют отличия в порядке проведения Крестных ходов вокруг храмов. Например, в Сербской Православной Церкви храм обычно обходят троекратно. В день престольного праздника, «славы», то есть прославления святого или события новозаветной истории, в храмах балканских стран по давней традиции служащим священником совершается освящение по особому чину специального хлебного каравая, украшенного узорами из теста, – «славского калача», который затем раздается всем присутствующим.
1.3. ИСПОВЕДЬ
Естественно и понятно желание паломника, присутствующего на богослужении в греческом, румынском, болгарском или сербском храме или монастыре, приступить к Таинству Причащения. Согласно традиции нашей Церкви перед вкушением Тела и Крови Христовых необходима исповедь. На Православном Востоке, напротив, не существует практики постоянной исповеди перед каждым Причащением. Не каждый священник имеет право ее принимать и даже просто читать кающемуся разрешительную молитву. Сама по себе исповедь, например, в традициях Элладской Православной Церкви непосредственно не связана с возможностью причащения.
В храмах Православного Востока перед причащением иногда читают общую разрешительную молитву. В частности, такая практика существует в Иерусалиме, в храме Гроба Господня: общую разрешительную молитву для приступающих к Причастию, читает архиерей, совершающий богослужение. Она звучит непосредственно перед Причастием, при этом причастники выслушивают молитву, стоя на коленях. Если на совести верующего нет тяжких прегрешений, он может без исповеди подойти и причаститься, и это не будет грехом. Если же его совесть в чем-то обличает, то, уже вернувшись в свое Отечество, он может принести покаяние своему духовнику. Разумеется, такой подход приемлем только для церковных людей, которые знают, что такое Причастие и должным образом подготовились к нему.
2. ПАЛОМНИЧЕСТВО К СВЯТЫНЯМ ДРЕВНЕЙ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ
За более чем двухтысячелетнюю историю Христианской Церкви многие ее святыни, начиная от Тернового венца Спасителя, оказались на европейском Западе и ныне являются достоянием Римско-католической Церкви. Ее храмы и монастыри также расположены во многих местах Святой Земли, связанных с библейскими событиями. Кроме того, в первом тысячелетии по Рождестве Христовом на территории нынешних Британии, Испании, Франции, Германии, Бельгии и других европейских государств воссияли сотни подвижников веры и благочестия. Напоминанием об этом благодатном для Европы времени являются древние аббатства и храмы, большая часть которых сегодня, к сожалению, лежит в руинах.
Православный паломник, соприкоснувшийся с христианскими святынями Запада, без труда заметит отличия, существующие между православной и католической поклонническими традициями. Как правило, здесь мощи святых Угодников Божиих хранятся в ризницах больших соборов и монашеских обителей в особых металлических ковчегах, обычно не защищенных стеклом, как это практикуется в России. Иногда ничем не прикрытые костные останки размещаются в особых «групповых» киотах. У католиков в настоящее время традиции поклоняться мощам святых и прикладываться к ним не существует. Однако православный человек вполне может поклониться святыне и помолиться перед ней, если предоставляется такая возможность.
Вместе с тем, важно помнить, что со времен Крестовых походов, когда похищенные из Иерусалима и Константинополя останки святых продавались в Европе за немалые деньги, здесь появилось большое число поддельных реликвий. Если нет твердой уверенности, что перед вами подлинные мощи того или иного раннехристианского святого, разумнее просто про себя помолиться ему. Разумеется, участие в католических мессах и различных религиозных шествиях для православных людей недопустимо.
Случается, что наши соотечественники пренебрежительно относятся к католикам, воспринимая их как «не вполне христиан». Однако следует помнить, что в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, подчеркивается, что «общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией». Этим же документом на каждого члена Церкви возлагается задача православного свидетельства. Эффективность такого свидетельства напрямую зависит от проявляемого нами уважения к другим людям, которые также исповедуют Христа Сыном Божиим и Спасителем мира.
В древности их предстоятели не признали деяний проходившего в Халкидоне IV Вселенского Собора, где было подтверждено присутствие во Христе двух природ – Божественной и человеческой. Церкви эти получили именование «дохалкидонских» (то есть оставшихся на уровне исповедания веры до Халкидонского собора) или «монофизитских» (то есть верующих в то, что во Христе есть только одна Божественная природа). Православному христианину подобает с уважением относится к священным изображениям, находящимся в храмах этих Церквей, однако прикладываться к ним или принимать участие в богослужениях не стоит.
3. ПОСЕЩЕНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ В СТРАНАХ С ИНОСЛАВНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ
Определенная часть святых мест, в том числе связанных с событиями евангельской истории и апостольской проповедью, в настоящее время находится на территории государств, где подавляющее большинство населения исповедует другие религии: в Северной Африке, Иордании, Турции, Сирии, Индии. Особенно богата христианскими памятниками Турецкая Республика – наследница Османской империи, в XV веке утвердившейся на территории древней Византии.
Отношение к христианству во всех этих государствах обусловлено различными духовными, культурными и историческими предпосылками и в большинстве случаев является лояльным. Однако паломник здесь может столкнуться и с проявлениями экстремизма и нетерпимости, как современными, так и относящимися к далекому прошлому. Пример этому в той же Турции являют лики святых на фресках христианских храмов раннего Средневековья, умышленно изуродованные мусульманами на основании коранического запрета на изображение живых существ.
Оказавшись в иноверной среде, необходимо вести себя предельно сдержанно и корректно. Не стоит нарочито демонстрировать свою религиозную принадлежность, уничижая, а порой и провоцируя на агрессию представителей другой религии. Также весьма осторожно стоит воспринимать рассказы экскурсоводов-иноверцев о происходивших в данной местности событиях и чудесах, связанных с христианскими святыми. К сожалению, подобные рассказы не всегда бывают исторически достоверны.
Так, например, в храме Святителя Николая в Мирах Ликийских некоторые местные гиды уверяют паломников, что мощи Угодника Божия покоятся прямо здесь, под одной из колон древней церкви, и спокойно наблюдают, как туристы усаживаются на алтарь храма, где служил святитель, чтобы сфотографироваться.
При этом монастырь Святой Екатерины на Синае охраняют арабы-мусульмане, которые внимательно следят, чтобы никто из туристов не прошел в обитель в неподобающем виде: в шортах или с голыми плечами. Всем раздают накидки, платки и разного рода тряпицы и ни за что Вас не пропустят в открытых одеждах, если Вы все это на себя не наденете.
Монастырь Святой Екатерины – прекрасный пример христианской святыни, которую почитают народы других вероисповеданий. Удивительно, но несмотря на то, что земля, на которой находится обитель много раз меняла своих земных «хозяев», монастырь никогда не был осквернен или разграблен. Так, по местному преданию сам основатель ислама Мухаммед был покровителем обители, когда Синайский полуостров завоевали арабы. Здесь, на территории монастыря, даже построили мечеть, спасшую обитель от нападения тех же мусульман. Во времена Крестовых походов в монастыре уже стоял католический храм и был создан рыцарский орден Святой Екатерины. Символично, но даже в XVI веке, когда Египет был покорен Османской империей, особое положение архиепископа Синая было сохранено, и султан не вмешивался в дела монастыря. В свою очередь завоевав Египет в ХVIII веке, Наполеон приказал восстановить поврежденную часть обители и, говоря современным языком, профинансировал все ремонтно-реставрационные работы.
Отправляясь в чужую страну, православный паломник должен всегда помнить, что он невольно становится представителем Руси и Русской Православной Церкви в другом государстве и должен с честью нести свое звание – гражданина и земного, и небесного Отечества, не забывая при этом, что он все же в гостях.
В материале использованы фотографии с сайтов pravoslavie.ru, drevo-info.ru, elitsy.ru