Можно ли мужество считать добродетелью? Что поможет преодолеть страхи и страхования? Когда особенно нужна стойкость не поддаваться панике и унынию? Не противоречит ли мужество смирению? Объясняет протоиерей Олег Стеняев.
Сегодня мы поговорим о мужестве как о религиозной добродетели. Противоположны мужеству страх, боязнь, паника – эти чувства проявляются иногда и в жизни верующих людей. Но в Откровении Иоанна Богослова сказано: «Боязливых же и неверных… участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8).
Святитель Василий Великий: «Кто людей боится, тот Бога не боится, а тот, кто Бога боится, тот никого не боится»
Боязнь, трусость, паника – то, что противоположно мужеству и отваге, – являются по сути смертным грехом, если говорится, что участь таковых в озере огненном. И недаром блаженный Августин настаивает на том, что мужество есть одна из добродетелей. Почему? Августин пишет: мужество есть любовь, готовая ради Бога претерпеть всё. Действительно, как писал святитель Василий Великий, «кто людей боится, тот Бога не боится, а тот, кто Бога боится, тот никого не боится».
Мы живем в такое время, когда многие испытывают страх перед будущим, но разве наше будущее не находится в руках Бога, как и наше настоящее и наше прошлое? По сути дела человек, который переживает страх за себя, бросает вызов Божественному Промыслу и не выказывает доверия к нему. Мы, как христиане, знаем, что без воли Отца Небесного даже волос с нашей головы не может упасть. Бог контролирует всё происходящее в этом мире – и добро, и зло. Бог никогда не попустит нам испытание сверх наших сил, как пишут святые апостолы, но в самом испытании так или иначе сообщит нам некое облегчение для нас.
А вот что преподобный Антоний Великий пишет о мужестве: «Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся боле». И действительно, из святоотеческой литературы мы знаем, что диавол использует разные страхования для запугивания верующих людей. Так, в Киево-Печерском Патерике рассказывается, как один монах подвергался таким страхованиям и как он преодолевал это состояние. Мы знаем, какие страхования преодолевал Антоний Великий – об этом рассказывается в его житии.
Но не всегда мы готовы к тяжелым искушениям. Один инок пришел на исповедь к духовному отцу и стал жаловаться: «В келье, где я живу, бесы вылезают прямо из щелей, начинают сталкивать меня с кровати, заставляют меня плясать, играют на свирелях бесовских, в бубны бесовские бьют. Что мне делать? Всякий раз, когда я ложусь спать, я ожидаю этого нападения». Старец дал ему такой совет: «Во-первых, никому об этом не рассказывай. Во-вторых, не обращай на это никакого внимания». Диавол чувствует человеческий страх. В то же время он чувствует мужество верующего человека, его бесстрашие и быстро отступает. Это как с собаками. Кинологи говорят, что собака всегда чувствует страх и может реагировать на этот страх очень агрессивно, а если человек не испытывает страха перед псами, ведет себя естественно, то едва ли на него может напасть зверь. Поэтому мы должны жить так, чтобы не давать повода ищущим повод, не провоцировать злых духов через наш испуг, боязливость, панику нападать на нас. Мужество здесь совершенно необходимо.
Авва Евагрий о мужестве писал так: «Дело мужества в том, чтобы править пятью чувствами и не допускать, чтобы через них осквернялся внутренний наш человек – дух – или внешний – тело». И святитель Григорий Богослов о мужестве пишет: «Мужество есть твердость в опасностях». Человек может распознать, мужественный он или нет, только в какой-то сложной ситуации, когда он оказывается один на один с той или иной опасностью.
В смертный час особенно надо проявить мужество веры и уповать на милосердие Христа Спасителя
Мужество нам нужно также и для того, чтобы пережить переход от этой жизни в жизнь будущую, когда саму свою физическую смерть мы начинаем воспринимать как последнюю епитимию от Господа. Один опытный московский священник говорил: самое тяжелое испытание для человека – это когда человек находится уже на смертном одре и диавол напоминает ему все прежде содеянные грехи, а у человека уже нет возможности покаяться – нет рядом священника, и вот тут надо проявить мужество веры и уповать на милосердие Христа Спасителя, чтобы преодолеть и эту последнюю брань, последнее искушение, последнее ужасное страхование, с которым человек может столкнуться. Даже во многих кинофильмах показывается, что, когда человек умирает, в его сознании проносятся какие-то картины из его жизни, но обычно в кинофильмах показывают радостные моменты, как, например, в фильме «Летят журавли». Но в действительности на память приходит иное, тягостное: это диавол своими страхованиями хочет ввергнуть в уныние душу человека. Каждый из нас умирает всё-таки в одиночку. И мы должны иметь навык преодолевать бесовские страхования.
Диавол внушает и такую мысль, особенно пожилым людям: «Вы никому не нужны. В старости, в болезни кто позаботится о вас?» Мы, как христиане, должны всегда осознавать, что если Господь с нами, то этого более чем достаточно, потому что Бог наш есть Тот, о Котором сказано: «Мы Им живем, движемся и существуем» (Деян. 17: 28). И, напротив, жизнь без Бога – это ад, который, начавшись в этой жизни, может не прекратиться в жизни будущей.
А как святые отцы преодолевали страхования? Например, святитель Василий Великий писал, когда ему угрожали гонениями: «Всё это для меня ничего не значит. Тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом. И то место, на котором живу сейчас, – не мое. И всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет чувствителен. Смерть для меня – благодеяние, она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь».
Известны и очень мужественные слова апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1: 21).
Вера во Иисуса Христа сообщает человеку мужество – мужество как проявление религиозности, при которой всецело уповают на Промысл Бога и не оставляют памятования о Его заботе о каждом верующем человеке. Вот и псалмопевец Давид писал – умолял Бога: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже» (Пс. 70: 18), но в псалмах мы находим и слова Божественного ободрения: Я, Который веду тебя от утробы матери твоей, от дней юности твоей, не оставлю тебя и в самые тяжелые, самые трудные дни.
Итак, это очевидная истина: мужество есть состояние религиозной души, которая имеет всецелое упование на Создателя. Мужество – это религиозная добродетель.
Есть еще один важный аспект, на который мы должны обратить внимание. Как известно, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5). И некоторым кажется, что проявление мужества исключает смирение. Но это ложное представление о мужестве. В Псалтыри, например, понятия «духовная брань» и «смирение» дополняют друг друга и одно не противоречит другому. Вот псалом 44: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» (Пс. 44: 4–5). Здесь описывается божественный воин, препоясанный мечом, который во имя истины, кротости совершает свой подвиг. Путь христианина – это путь, идя по которому человек имеет мужество как религиозную добродетель, которая не позволяет нам впадать в уныние или отчаяние, как сказано: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс. 22: 4).
Яркий пример подлинного религиозного мужества – дерзновение апостола Петра, когда он пошел по воде навстречу Христу. И заметим: он идет по морю, взирая на Христа, но как только взгляд его отвратился от Спасителя и апостол увидел волны, он испугался и сразу стал утопать. Так что пока мы взираем на Христа, пока имеем надежду на Бога, страх не ворвется в нашу жизнь, не оледенит наши сердца, как и сказано в Писании: «взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» (Евр. 12: 2).
И да поможет нам Бог преодолевать любые трудности мужественно, с полным упованием на Божественный Промысл и Божественное покровительство.
Наталье: если бы святые жены так рассуждали о женственности и мужественности, то и не было бы в нашей Церкви святых жен и мучениц. Далеко ходить не надо, взять царскую семью...
Помолитесь, пожалуйста, за рабу Божию Ирину, чтобы смогла преодолеть страх перед вождением автомобиля.
Вообще мне кажется, что за каждым нашим страхом умело маскируется некая страсть...
Спаси Господи!