Лосня, расположенная в 30 км от Смоленска, не слишком напоминает классическую российскую деревню. Население около тысячи человек. Поселение в основном застроено многоквартирными домами 70-х годов прошлого века, тогда здесь открыли завод по производству щебня, предприятие функционирует до сих пор. На улицах Лосни полно молодежи, детей, мамочек с колясками. Есть детсад и средняя школа. И еще одна важная деталь.
Возле практически полностью возведенного храма, правда, еще частично укутанного в строительные леса, нас встречает настоятель местного прихода священник Сергий Прокопов.
— Еще за несколько лет до того, как я стал настоятелем, местные жители активно обращались к митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (ныне Патриарх Московский и всея Руси) с просьбой возвести в Лосне православный храм или хотя бы часовню. Митрополит благословил строить небольшой храм, — рассказывает священник. — А кому тогда было строить? Была небольшая инициативная группа, человека два-три. Но основная проблема заключалась в том, что в Лосне отсутствовал свой собственный православный приход. Время от времени на некоторые церковные праздники прибывали священники из других приходов, но посещение Лосни было чем-то вроде общественной нагрузки. 14 июня 2008 года митрополит Кирилл назначил меня настоятелем прихода. Причем, не было указано в честь какого святого или евангельского события назвать приход. Мне выпала честь дать ему имя.
Впрочем, долго размышлять на эту тему священнику не пришлось. Сама действительность подсказывала, в чем сейчас нуждаются многие жители деревни.
— Здесь очень много людей, страдающих недугом пьянства. У меня самого были друзья с такими же проблемами, но исцелившиеся с Божьей помощью, — рассказывает отец Сергий. — И было решено создать православный приход и храм в честь жившего в III веке в Риме святого мученика Вонифатия, который имел особый дар избавлять людей от пристрастия к алкоголю. Он стал христианином под занавес своей жизни, испытав перед смертью жесточайшие муки.
Принял адские муки ради Христа
Святой мученик Вонифатий жил в Риме, в III веке и был рабом богатой аристократки Аглаиды. Она возложила на Вонифатия все хлопоты по управлению своим имением и обширными земельными владениями. Красавец Вонифатий скоро стал и любовником хозяйки. Сожительство их считалось блудным, так как брак раба и патрицианки был запрещен. К тому же плотские утехи сопровождались активными возлияниями и пиршествами. Аглаида и Вонифантий были христианами, и такая беспутная жизнь, с которой не получалось покончить, тяготила их.
Однажды госпожа услышала, что если с благоговением хранить в доме мощи христианских мучеников, то легче получить спасение от грешной жизни. И женщина решила отправить своего возлюбленного на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан. Она попросила привезти мощи какого-либо мученика. Перед самым отъездом из Рима Вонифатий спросил: «А что будет, если я не найду тела мученика и тебе принесут мое тело, замученное за Христа? Примешь ли ты его тогда с честью?». Женщина посчитала это глупой шуткой.
Вонифатий тем временем отправился в город Тарс, имея при себе много золота, чтобы выкупить и забальзамировать останки христиан-мучеников и с почестями перевезти их в Рим. Поэтому он немедленно направился в местный амфитеатр, где в то время происходила жестокая казнь и пытки 20 христианских мучеников. Увиденное поразило Вонифатия. Мужчина прорвался к истерзанным христианам, стал целовать им ноги и кандалы, прося помолиться о его душе. Его тут же схватили и за отказ принести жертву идолам подвергли таким же жестоким пыткам, а затем обезглавили.
— Спутники Вонифатия, думая, что он, может, где-то увлекся распитием вина, вскоре узнали о происшедшем, — рассказывает отец Сергий. — Жестоко раскаявшись в своих мыслях, они выкупили останки Вонифатия и привезли их в Рим. Аглаида с великим почетом приняла мощи мученика, а затем построила на месте его погребения храм. Вонифатий своей мученической смертью показал, как Бог может изменить жизнь человека одномоментно.
Как отмечает отец Сергий, храмы в честь мученика в России не строили. В Новосибирске есть небольшая церковь при больнице в честь этого святого. А из ближайших мест к России, где есть храм в честь святого мученика Вонифатия, — город Донецк.
На Смоленщине храм в честь святого Вонифатия будет достроен и освящен этой осенью. Процесс возведения церкви оказался долгим и трудным. Когда в 2008 году Сергий Прокопов стал настоятелем прихода, и встал вопрос о начале возведения храма, священник прекрасно отдавал себе отчет, что ничего не понимает в процессе строительства.
— Но Бог послал верующего человека Владимира, который был строителем, работал прорабом в одной строительной организации, участвовал в возведении храма в Починке, где мы с ним и познакомились, — вспоминает отец Сергий. — Он подошел ко мне сам и предложил помощь, прежде всего в закладке фундамента. Это произошло 16 сентября 2009 года, дав старт возведению церкви. Постепенно подтягивались другие подвижники и помощники. Разработку самого проекта доверили инженеру из Десногорска Лире Зенкиной. Кстати, по ее проектам до этого уже возвели две церкви.
На открытие храма ждут Светлану Медведеву
Но без денежных вложений храм на одном голом энтузиазме не построить. И несколько лет назад появились меценаты, которые подошли к возведению церкви крайне ответственно.
— Несмотря на то, что это люди состоятельные, с ними очень просто и легко общаться. Надеюсь, что мы увидим всех этих добрых людей при освящении храма осенью. Ждем на открытии церкви и супругу российского премьера Светлану Медведеву, которая возглавляет Фонд социально-культурных инициатив, — отмечает священник.
По плану архитектора Лиры Зенкиной центральная часть храма выполнена в виде круга диаметром десять метров. Его высота вместе с крестом достигнет 21 метра. Получился неповторимый симбиоз древних традиций и современных тенденций.
Особенно отец Сергий гордится иконостасом из белого мрамора, такого больше нет ни в одном храме Смоленщины, да и для России это достаточно редкий случай. И не только потому, что этот материал дорогостоящий. Работать с ним могут только настоящие профессионалы. Их приглашали в Лосню из Москвы — именно эти мастера занимались реконструкцией иконостаса в Морском Никольском соборе в Кронштадте.
Появились и первые иконы. Работы этих иконописцев сейчас есть на Афоне и в Храме Христа Спасителя. А роспись стен будут делать с окончанием зимы, когда в храме установится определенный температурный режим.
— Обратите внимание и на перила, их ковкой занимались мастера из деревни Богородицкое, известные не только на всю Смоленщину, но и за ее пределами, — говорит батюшка, замечая, что рядом с перилами будет установлен и специальный лифт, чтобы прихожане с ограниченными возможностями без проблем могли попасть внутрь храма.
Кстати, первое богослужение в пока строящемся храме уже состоялось в минувшую Пасху, собрав около 200 прихожан. Но пока все работы в храме не завершены, богослужения по воскресным и праздничным дням, а также Крещения и другие церковные Таинства проводятся в приспособленных помещениях в одной из жилых многоэтажек Лосни.
— Когда я приехал в Лосню, то не представлял, как организовать здесь духовную жизнь, не говоря уже о возведении православного храма, — отмечает настоятель прихода. — Конечно, мне бы хотелось, чтобы люди, которые искренне обращаются к Богу и святому угоднику Вонифатию, получили бы здесь исцеление. Уже относительно скоро состоится открытие храма, что само по себе великое дело. Будут проходить молитвы, акафистные чтения святому Вонифатию.