Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

На плаву

Андрей Шапран

Источник: GEO

Корабль-церковь «Андрей Первозванный» — единственный шанс для жителей многих сибирских сел получить квалифицированную медицинскую помощь. Миссионерское судно с врачами и священниками на борту отправляется каждый год из Новосибирска в 17-дневный рейс по Оби. В некоторые деревни можно добраться только по воде

    

В свою первую миссионерскую поездку в середине 1990-х священники взяли с собой артистов — веселить народ. Но, как оказалось, в селах требовались не песни и пляски, а элементарные медицинские консультации, грамотные врачи. Потому что веселья и так хватает — по телевизору.

Священники надеются, что хотя бы кое-где в ближайшие годы появятся новые храмы. А вот с врачами сложнее: скорого появления в сибирской глубинке новых клиник, врачебных кабинетов, приемных покоев и консультаций ожидать не приходится. И нехватка квалифицированной медицинской помощи будет ощущаться в этих краях еще долго, считает один из организаторов плавучей церкви протоиерей отец Константин.

До революции 1917 года священнослужители сами проходили медицинские курсы и уезжали в села не только проповедовать, но и оказывать медицинскую помощь. Теперь же батюшки берут с собой в каждый рейс больше десятка врачей-специалистов.

Медицинская миссия, деревня Кривояш. На каждой стоянке к кораблю выстраивается очередь. Для местных жителей это редкий, если не единственный шанс показаться офтальмологу, кардиологу или хирургу. А потом врачи и батюшки садятся в автобус и едут в дальние села, до которых кораблю не доплыть.
На приеме у гинеколога женщина лет 40–50 говорит, что недавно родила и хочет провериться.

«А сколько ребенку лет?»
«Да тринадцать скоро».
«То есть это вы недавно родили?»
«Да как-то все некогда было прийти...»

От села к селу на приеме у докторов преимущественно женщины — одни или с детьми. Мужчины к врачам-миссионерам заходят крайне редко. А пожилых среди них нет почти совсем. «Мужики у нас долго не живут», — признается одна из пациенток.

На приеме у офтальмолога — 48-летний мужчина. Диагноз «катаракта», нужна срочная операция, иначе через два года больной может полностью ослепнуть. Врач меняется в лице, осмотрев пациента, а тот просто благодарит за прием и выходит.
Поедет ли он в больницу на операцию? «Нет, конечно, — говорит врач. — Он же видит сейчас». А через два года? «Через два года поздно будет. Ослепнет».

Запущенность — таков общий диагноз медицинских работников местному населению. До районных центров, в которых есть больницы, от здешних сел порой очень далеко. И деревенским жителям к врачам попасть, как правило, непросто, а то и почти невозможно: плохие дороги, очереди, затраты и банальная беспечность.

Врачи православной миссии принимают до 60–80 пациентов в день, что втрое больше, чем в обычной городской поликлинике. Бывает, что очередь стоит до полуночи. За те 19 рейсов, что уже совершил «Андрей Первозванный», врачи миссии приняли более 81 тысячи человек.

Миссия духовная. Село Ташара. Крестят в купели, прямо на улице у сельской больницы. Третий круг — трое молодых людей, два парня и девушка, вчерашние подростки. Девушку зовут Любовь. Почему решила покреститься? «Из-за мамы. Она сейчас в городе, ей должны делать операцию. Буду молиться за нее».

В сельской школе когда-то учились 240 детей, а сегодня осталось всего 38 учеников. В прежние времена миссионеры крестили желающих прямо в здании школы. Сегодня пришло почти полсотни человек. Серьезные лица — потомки некогда репрессированных русских немцев.

Как рассказывает отец Александр, один из организаторов миссии, в одном из первых рейсов, проделав длинный путь через Обское море, корабль причалил к берегу только в час ночи. «А там собралась вся деревня. До утра крестили желающих прямо в Оби. А когда корабль отплывал, люди по берегу бежали и кричали: «Приезжайте еще!» Вот как велика была потребность во внимании с Большой земли».

    

Дом милосердия. Деревня Пихтовка. Главврач местной больницы — 63-летний Сергей Михайлович, убежденный атеист и единственный квалифицированный медицинский работник на 11 окрестных деревень, в которых живут полторы тысячи человек. Сергей Михайлович красноречив и разговорчив. Тема Бога и Человека ему интересна. Основной тезис главврача: если бы Бог был, он бы такого не допустил. За 40 лет медицинской практики Сергей Михайлович лишь раз сменил место работы. Пихтовка — второе его добровольное поселение. Через год он выходит на пенсию, и что тогда станет с больницей и местными жителями, главный врач предпочитает не обсуждать.

Один из врачей-педиатров сокрушается, что правительство мало думает о людях, которые живут в глубинке. «Просторы России очень широки и красивы, но там людям живется трудно, и помощь нашей миссии — лишь капля в море. Люди здесь доброжелательные, но в семьях происходит много несчастий. Когда начинаю разговаривать с родителями, иногда волосы дыбом встают».

В некоторых селах осталось лишь по несколько домов, школ не хватает, дети говорят неграмотно. Учителя и врачи бегут из сел, и людей, которые могли бы повести за собой, научить чему-то, все меньше и меньше. Повсюду красивые, открытые лица, глаза горят, а возможности учиться — нет. Нередко женщины в одиночку тянут семью. А мужчины пьют. А что им еще делать? Они просто себя не реализовали. Им негде себя проявить.

Как вспоминает протоирей Константин, в середине 1990-х шло тотальное вымирание деревень. В Мошковском районе на одного новорожденного приходилось по 17 умерших.

«Такой упадок духа был у сельских жителей... Мы не могли всех обнять, каждому утереть слезу. Наша миссия для многих была словно глоток воздуха», — вспоминает священник.

Когда миссия только начиналась, за поездку крестили до двух тысяч человек. Потом число желающих принять крещение пошло на убыль. А четыре года назад — снова подъем: в семьях появились дети. Рождаемость во многих селах превысила смертность. Ушло уныние. Еще недавно у крестьян не было ни коней, ни тракторов, а сейчас в одной деревне за два года лошадей прибавилось на 100 голов. Трудолюбивые семьи могут за сезон заработать до 300 тысяч рублей. Люди научились обходиться без помощи государства», — говорит протоирей Константин.

Последняя остановка на нашем пути — Красный Яр, фактически пригород Новосибирска. Моросит дождь. Засевший в темной сторожке невидимый охранник почему-то встречает высадившихся с корабля для швартовки матросов сухими хлопками выстрелов, вероятно, из пневматического ствола. Но то ли патроны быстро заканчиваются, то ли угасает боевой запал ночного стрелка — скоро все стихает, и судно причаливает к берегу.

    

Утром корабль встречают с хлебом-солью представители местной администрации и девушки в нарядных костюмах. Запас продовольствия на борту не раз пополнялся — в некоторых селах гостеприимство зашкаливало, миссионеров угощали всем, чем богаты. Это хороший знак: люди перестали считать крохи.

А уже через несколько часов новосибирский речной вокзал встречает нас порывистым ветром и немногочисленными фигурками встречающих. Миссионеры фотографируются на палубе. На берегу маячит одинокая фигура молодого мужчины с большим букетом в руках. Как всегда, для кого-то окончание путешествия — это возвращение к серым будням, а для кого-то — долгожданная встреча.

Андрей Шапран

Источник: GEO

24 июля 2016 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 85 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×