Человеку свойственно утомляться, без отдыха обойтись невозможно, хотя кому-то может и показаться, что описание досуга и рассуждение об отдыхе не самые важные темы.
Прежде всего, скажем вслед за мудрейшим митрополитом XIX столетия Филаретом Московским, что лучший отдых есть перемена занятий. Видим, что Господь по благости Своей даровал нам смену времен года для того, чтобы мы всегда радовались богатству Божиего мира и он нам никогда не прискучивал. Меняется все вокруг нас, меняемся и мы сами. Проходя последовательно детский, молодой, зрелый и старческий возрасты, мы черпаем от каждого свойственное ему и не устаем от жизни со всеми ее коловращениями.
Итак, не должно держать тетиву лука в одном напряжении. Если мы не желаем, дабы она порвалась, необходимо и приспускать ее по временам. Рассудительный христианин поэтому будет стараться разнообразить главное дело своей жизни теми побочными занятиями и новыми впечатлениями, которые не грозят никаким ущербом душе. Святейший Патриарх Тихон, например, управляя Церковью в тяжелейших условиях советских безбожных гонений, испытывал, вероятно, нечеловеческое напряжение от общения с враждебно настроенными государственными чиновниками, поминутно требовавшими аудиенции у Патриарха. И это помимо частых богослужений, обилия верующего народа, искавшего у немощного телом, но бодрого духом благодатного старца поддержки и утешения! До нас дошли свидетельства очевидцев, что печальник и заступник всероссийский перечитывал незадолго перед смертью «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева, великого мастера русской художественной прозы и знатока русской души.
А для святого и праведного Иоанна Кронштадтского, трудовой день которого начинался ранее четырех часов утра, а заканчивался глубокой ночью, отдыхом было уединение, пусть непродолжительное, на лоне природы – в городском ли саду или во время прогулки на дилижансе. Как преображалось лицо праведника, каким сияло восторгом, неземной радостью, когда он созерцал красоту звездного неба или любимую им природу северного края во время ежегодных путешествий на родину, в далекую Суру Архангельской губернии!
Наконец, вспоминается мне повествование об одном из выдающихся московских пастырей-духовников предреволюционной поры. Утомленный долгими исповедями и собеседованиями, он любил решать математические задачи, будучи с детства почитателем этой точной науки.
Уместно, говоря о досуге христианина, побеседовать и об отношении к нашему собственному телесному естеству, или проще – телу. Тело, как и душа, сотворено Богом и служит инструментом, орудием, посредством которого разумная человеческая душа действует в этом мире. Искупительный подвиг Христа освятил и тело, и душу человеческую, соделав их храмом Духа Святого. Следовательно, мы должны проявлять разумную заботу о теле, которое святые отцы называют не врагом, а другом разумной души. И прежде всего это относится к данному Богом здоровью. Иногда приходится наблюдать у молодых христиан совершенно неразумное пренебрежение к этому дару Создателя. А ведь повредив телу собственным нерадением, запустив болезни, которые на начальной стадии легко могли бы быть уврачеваны или вовсе предотвращены, мы совершаем грех, за который Господь может взыскать с неразумных и нерассудительных Своих учеников. Никто не в праве своевольно сокращать Богом данную ему земную жизнь.
Между прочим, святитель Феофан Затворник рекомендует по утрам заниматься гимнастикой, конечно, не в ущерб утреннему молитвенному правилу. И тот, кто полюбил с юности туристические походы или совершает регулярно утренние пробежки, занимается ради укрепления здоровья легкой атлетикой, греблей, плаванием, ничуть не прегрешает против благочестия. Только все хорошо в меру. «Что не в меру, то от лукавого», – говаривали подвижники благочестия.
Если к твоим физическим занятиям стала подкрадываться гордыня, а физическая культура переросла в языческий культ тела, если среда увлекает тебя в мир так называемого большого спорта, который требует человеческих жертв и является видом идолопоклонства, – здесь, по совету и благословению духовника, надо проявить решительность и спастись от искушения похвальным бегством. «Кто чем увлекается, тот тем и искушается», – гласит народная мудрость. Все нам позволительно, но ничто не должно обладать нами. Мир хитер и лукав, он даже невинные удовольствия и полезные сами по себе занятия тщится обратить нам во вред, едва лишь мы забудем о благодарении Создателя и почувствуем к чему-либо из земных предметов греховное пристрастие. Особо должно оговориться, что никакие виды спорта, связанные с агрессией и демонической гордыней (например, восточные боевые искусства), никогда не будут одобрены христианским благочестием.
«А дозволительно ли искать досуга в танцах?» – может быть, спросят меня читатели. Танцы танцам рознь, и каждое занятие приличествует своему возрасту; для современных танцев у меня не найдется ни единого доброго слова. В сочетании с какофонической музыкой они, кажется, и изобретены для того, чтобы сорвать с молодых людей последние покровы стыдливости и подменить благоговейное отношение к лицам иного пола ненасытной похотью и сладострастием. Будучи искусственно возбуждены, плотские страсти не успокоятся, пока не ввергнут своих пленников в ров нечистоты и блудного греха, от чего да убережет Милосердный Господь читателей этой статьи!
Классические танцы, доставшиеся нам в наследство от ушедшей эпохи XIX века, требовали определенного умения, искусства вальсирования, грации, а значит, и подготовки, осознанного труда. Такие пластические занятия весьма полезны в детском и, отчасти, подростковом возрасте, когда формируется осанка и многие дети страдают неуклюжестью движений, угловатостью, косолапостью и прочими недостатками. Но после физического становления христианским юношам и девушкам подобает вести брань с господствующим в мире духом растления и блуда. Тесное соприкосновение с лицами другого пола (что подразумевается танцевальными занятиями) крайне неполезно и даже опасно. Будучи соломой, можешь ли ты не сгореть, находясь рядом с растопленной докрасна печью? Что же касается многообразных жизненных ситуаций и порождаемых ими вопросов, нужно разрешать их с духовником-священником в порядке исповедальной беседы, на что ни одна, даже самая хорошая статья, претендовать, согласитесь, не может.
Настоящее повествование было бы неполным, если бы мы вовсе ничего не сказали о собраниях и встречах юных христиан в кругу семьи, друзей или прихожан своего храма. Только оглянитесь вокруг, как разрозненны и отчужденны друг от друга люди! В нынешний век расчета и делячества насколько отвыкли люди от чистого, дружеского, бескорыстного, истинно христианского общения! Единственное, что осталось у многих, так это семейные застолья, как правило, насыщающие тело, но не душу. О нецеломудренных и нетрезвенных сходках я и говорить не буду. Убежден, что собрания православных христиан и в мирских жилищах благословенны, только бы все совершалось по чину, достойно призвавшего нас Господа! Вспомним с вами, друзья, обещание Спасителя: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Замечали ли вы, какое чувство духовной полноты, радости взаимного общения посещает душу всякий раз, когда духовно единомысленные люди, члены одной приходской семьи, справляют вместе тот или иной праздник. Особенно, если на нем присутствует батюшка, хорошо знающий всех собравшихся! Тогда благость Господня веселит сердца людей, ибо чрез подобное общение прославляется Сам Христос. И как хорошо нашей молодежи почаще бывать вместе! Хотя, сказать должно, любви Божественной все возрасты покорны.
Возраст и количество прожитых лет мало значат там, где сияет единство веры и общее стремление служить Богу исполнением Его заповедей. Русское православное сердце поразительно глубоко. Оно иногда находит выход своим светлым чувствам в народной песне, объединяющей всех в единый хор, а иногда в тайной молитве, которая, не мешая ничуть атмосфере дружества и доверия, низводит на собравшихся благодать тишины и покоя. Действительно, в иной час хочется вместе и помолчать, потому что не все дано нам выразить словами.