Православный календарьПравославный календарь
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.

Воздушные мытарства. Мытарство четвертое – чревоугодия

Цикл «Путь всей земли». Беседа 6-я

О чревоугодии и пьянстве – грехах четвертого мытарства, о том, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», чей пример поможет укрепиться в воздержании, и о молитвах Божией Матери рассказывает протоиерей Олег Стеняев.  

«Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чревоугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами и разным питьем. Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству», – повествует блаженная Феодора.

Грехи этого мытарства:

  1. Чревоугодие;
  2. Пьянство.

Чревоугодие и пьянство

Блаженная Феодора описывает, что, когда ее душа оказалась на этом мытарстве, бесы там были все пьяные: «Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц». Человек на мытарствах видит свои грехи в некоем воплощении. Конечно, ужасно увидеть свой грех со стороны. Если мы находимся в состоянии нераскаянного греха, мы можем в зеркале заметить, как меняется наше лицо: оно становится более мрачным; и в зеркале мы можем заметить, как наполняется наше лицо внутренним светом после Исповеди или Причастия.

Иногда мы смотрим на наших ближних и чувствуем, что у них что-то не так, что есть какая-то проблема, – произошло изменение в их внешности.

Как известно, грех воняет.

Один знакомый мне молодой отец рассказывал о своем двухгодовалом сынишке:

– От него всегда пахнет какими-то конфетами, ирисками, хотя ни мать, ни я ничего такого ему не давали.

– Чистая душа, – отвечаю я.

Блаженная Феодора описывает: «Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину». Четвертое мытарство – это запах алкоголя, рвоты и испражнений. Ее душа все это запечатлела.

Эта проблема – чревоугодия и пьянства – касается подавляющего большинства мирян. Каждый государственный, семейный и даже церковный праздник превращается в повод для чревоугодия и пьянства. А ведь слово Божие учит: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). И прежде всего мы, духовенство, должны решительно отказаться от этой пагубной привычки чревоугодия.

Апостол Павел говорил о мясной пище: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Библия не запрещает употребление мясной пищи и вина. Но по причине соблазнов среди верующих апостол отказывается от мяса. А если говорить о спиртном, о пьянстве, то известно и очевидно, что вся Россия соблазнилась, «преткнулась» на этом грехе. Библия же категорично относится к проблеме пьянства (алкоголизма). Ветхий Завет дает одинаково негативную оценку как употребляющим спиртное, так и его изготовителям: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» (Ис. 5, 22). Новозаветное отношение к пьянству тоже достаточно категорично. Сказано: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13, 13); и еще: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею… с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5, 11).

Собственно, противоположностью пьянства является правильное прославление Бога (Православие): «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18–19). Сын Божий учил, что пьянство отягощает наше сердце и подвергает опасности душу: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34).

Пьянство и христианство – понятия несовместимые!

Из всего вышеизложенного мы должны сделать единственно возможный правильный вывод: пьянство и христианство – понятия несовместимые. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 7).

Но как научиться умеренности в пище, трезвому образу жизни в том порой строптивом окружении, в котором мы живем, работаем и существуем? Как поститься среди общего непощения, когда и дома, где мы живем, и на работе все едят скоромное? Сказано: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19); и еще: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

«Во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами…

Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто “красивых видом”, не просто “понятливых для всякой науки, и разумеющих науки”, но таких, чтобы они были “рода царского и княжеского” (Дан. 1, 3–4), чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в “жителей Вавилона”, которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их…

И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их одевали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные кушанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: “Сущий в них Дух Христов… Он предвозвещал” (1 Пет. 1, 11) – им, ветхозаветным людям, – что “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21). И они старались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье заканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех добродетелей. Пророк Осия говорит о нечестивых застольях: “Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их” (Ос. 4, 10–11). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, пить вино; они говорили: ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими, они будут некрасивые, нездоровые, будут плохо учиться. Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит потому, что ищет их, а ищет – потому, что “люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Ин. 3, 19).

Всякий раз, когда приглашают к обильной трапезе, спрашивайте себя: зачем и для чего мне садиться за стол?

Застолья для многих людей являются смыслом их жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей веселой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой “праздник живота”, мы должны спрашивать себя: зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь?

Никогда не надо бояться говорить слово “НЕТ”. Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария не боялись говорить это слово. Многие, особенно молодые, христиане из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом в частности тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. Святые отроки, о которых мы читаем в Книге Даниила, не просто понимали это, но жили этим…

Святитель Иоанн Златоуст: «Какая польза быть соединенным родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным?»

Святитель Иоанн Златоуст учил: “Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, дотоле и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был – для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенным родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на небесах?”[1]

И тогда Даниил обратился с предложением к Амелсару, которого начальник евнухов приставил к отрокам: “Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней: пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, – и затем поступай с рабами твоими, как увидишь” (Дан. 1, 12–13).

Отрок Даниил был очень разумен: он понимал, что если во славу Божию, во исполнение заповедей Господних люди воздерживаются от какой-нибудь пищи, то Господь позаботится о здоровье этих людей. И Даниил предлагает евнуху: разреши нам десять дней не есть ваше мясо – мы не будем вкушать запретное; разреши, в течение десяти дней мы будем есть только овощи и пить только воду, а потом приведи нас, посмотри на наши лица и на лица тех, кто объедается мясом, сравни – и ты увидишь, какая разница между нами. И евнух послушался их в этом и испытывал отроков десять дней. “По истечении же десяти дней лица их (тех, кто постился. – прот. О.С.) оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи” (Дан. 1, 15–16). Так Господь постыдил этого евнуха и показал ему, что если люди что-то делают ради Бога, то Бог их не оставляет»[2].

Правила святых Апостол по данному вопросу не оставляют сомнения – Церковь решительно противостоит этому пороку: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Правило 42-е); «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне» (Правило 43-е). Необходимо именно «престать» (перестать) предаваться этому болезненному пороку. О связи пьянства с другими пороками писал святитель Тихон Задонский: «От страсти бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстями наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближнего, кто сердце скверных похотей, сребролюбия и прочих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается»[3]. В Православии чревоугодие считается одним из семи смертных грехов.

Святитель Василий Великий писал, предупреждая об опасности греха чревоугодия: «Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в Раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти»[4].

Чревоугодие не существует без сопутствующих грехов, таких как пьянство, жадность, леность, сластолюбие и блуд. И любой грех имеет свою «иерархию», зная которую человек может успешнее вести борьбу с тем или иным пороком. Выстроим правильную стратегию борьбы с названными грехами. Что и чему мы можем противопоставить?

Чревоугодию – пост;

пьянству – трезвение;

жадности – благотворительность;

лености – труд;

сластолюбию – неприхотливость;

блуду – бракосочетание либо обет безбрачия (монашество).

Неслучайно кришнаиты и харизматики прежде, чем начать обработку новичков, обильно их кормят

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Чревоугодие делает ум тупым, душу – плотскою, оно ослепляет и не позволяет видеть»[5]. Действительно, многоядение не способствует умственной и духовной деятельности, но, расслабляя тело, делает его открытым для каких угодно страстей. Что и подтверждает авва Фалассий: «За чревоугодием следует блуд»[6]. Имеется в виду не только плотской, но и блуд ума. Неслучайно кришнаиты и харизматики в формате «Альфа-курс», прежде чем начать обработку новичков, сначала обильно их кормят. Похоже, что, когда работает желудок, разум отдыхает.

Оканчивая описание четвертого мытарства, блаженная Феодора поведала следующее: «Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик: “Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!” – и начали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда. Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: “Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства”».

Значение молитв Божией Матери в прохождении мытарств

В окончании четвертого мытарства мы находим слова Ангелов об угоднике Божием Василии Новом; ангелы говорили, рассуждая между собой: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Здесь мы и отметим особо заступничество святых в целом, а сугубо – заступничество Божией Матери, Которая в «Акафисте Пресвятой Богородице», в икосе 2, прославляется словами: «Радуйся, лествице Небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное посрамление».

«Однажды, по своему обыкновению, преподобный Елеазар совершал в келлии краткую Иисусову молитву и полагал поклоны, а потом стал читать молитву к Пресвятой Богородице: “Пресвятая Госпожа, Владычице Богородице, спаси меня, грешного!” И вот внезапно является перед ним Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды – одну на голове и две на плечах. Царица Небесная произнесла: “Елеазар, не переставай призывать Меня в своих молитвах, и Я буду помогать тебе до исхода твоей души”»[7].

Божия Матерь в акафисте называется способницей преодоления воздушных мытарств словами: «лествице Небесная, Еюже сниде Бог». Очевидно, что способствовавшая сошествию Бога на землю («Еюже сниде Бог») может и нам помочь взойти на Небеса. Она – «мосте, преводяй сущих от земли на Небо» – заботится о нас не только в этой, земной жизни, но «et in hora mortis nostrae» («и в час смерти нашей»)[8].

Протоиерей Олег Стеняев

2 сентября 2016 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 2614 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова. Беседа 25. 3 // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 8, кн. 1. Изд. СПбДА, 1902. С. 165.

[2] См.: Олег Стеняев, протоиерей. Беседы на Книгу святого пророка Божия Даниила. М., 2001.

[3] Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Загорск, 1981. С. 780.

[4] Энциклопедия православной веры. СПб., 2009. С. 661.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] См.: Отечник проповедника, 87; Соловецкий патерик.

[8] Слова из древнего латинского молитвенного обращения к Матери Божией: «Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae. Amen». – «Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы 3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы
Прот. Олег Стеняев
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы Воздушные мытарства. Мытарство третье – осуждения и клеветы
Цикл «Путь всей земли». Беседа 5-я
Протоиерей Олег Стеняев
Кто имеет право на суд? Каков апостольский взгляд на светский суд? Когда человек уподобляется бесам? Как относиться к чужим грехам?
2-е воздушное мытарство – лжи 2-е воздушное мытарство – лжи
Прот. Олег Стеняев
2-е воздушное мытарство – лжи Воздушные мытарства. Мытарство второе – лжи
Цикл «Путь всей земли». Беседа 4-я
Когда недружелюбие – в похвалу? Зачем Всезнающий Господь идет смотреть на Вавилонскую башню? Стыдно ли открывать священнику свои грехи? Что недопустимо на исповеди? И легко ли жить, говоря всегда только правду?
1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО) 1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО) Воздушные мытарства. Мытарство первое – празднословия (+ВИДЕО)
Цикл «Путь всей земли». Беседа 3-я
Протоиерей Олег Стеняев
Какими должны быть слова и речи православного христианина? Каких грехов, связанных со словом, он должен избегать? И почему так важно внимательно относиться к слову?
Комментарии
Марина 8 сентября 2016, 10:12
Один близкий человек говорил с теплом и добрым словом: «Любить нужно всех на земле и не смотреть на слабости других, ищи в себе свои грехи и слабости. А у каждого из нас свой путь к Богу, кто-то может и дойдёт к старости, а кому-то и этого будет не дано. Если попадаешь, где накрыты столы или тебя зовут на такие пиршества, лучше отказать, а если не можешь отказать, сходи и пригуби яства, чтоб не обидеть.
В наше время, наливают и первое, что летит с уст людей: «Ты меня уважаешь?» «Уважаю! И лишь из уважения к Вам пить не буду» - так отвечаю и человек расплывается в улыбке. Очень часто с детства видела, как люди уважают, а после не могут дойти домой. Зимой были случаи, люди замерзали от излишнего чревоугодия, сладко засыпали в сугробе. И тот, кто наливал и накрывал столы не задумывался и тот, кто перебирал в выпивке. Господи прости! Пусть мы будем внимательны и бережливы к друг другу.
р.Б.Сергий 7 сентября 2016, 22:52
Татиане.Вам не понравились слова батюшки о своих и чужих.Надо признать,что мы по разные стороны барикад с врагами Божими.Боглхульники,кто не может не вывернуть ведро помоев на Церковь,ее служителей,уставы,насмехаются над заповедями-конечно духовно заблуждаются,но вот они думают,что мы заблуждаемся.Не нам их судить,а любить...до этого надо дорасти и иметь рассуждение.Пр.Паисий Святогорец пожалел дьявола и стал о нем молиться,пред ним предстал безобразный бес и стал корчить рожи.Старец понял,что нельзя спасти того,кто не хочет покаяться и жить по Божиим заповедям.Христос говорит:враги человеку домашние его,а по вашему враги-братья.
Екатерина 7 сентября 2016, 19:08
Блж. Феодора в своём повествовании о воздушных мытарствах говорит: «…когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии…». Речь здесь идёт, как мне кажется, только о спиртном, т.к., если бы речь шла о воде, был бы употреблён другой глагол, например, попить (может кто-то сможет посмотреть в подлиннике, какое именно слово употреблено?).
Кроме того, мы знаем из посланий к коринфянам св. апостола Павла о том, что христиане в ранней церкви причащались отнюдь не на голодный желудок, а после (или можно сказать во время) совместной трапезы: «вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1Кор.11:20-21), также и в другом месте: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (1Кор.11:33-34).
Также вспомним и про установление самого Таинства Причащения Тела и Крови Господа на иудейскую пасху: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26-28).
Сейчас в православной традиции (в католичестве такого нет) причащаться следует на голодный желудок, т.к.: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:26-31).
Татьяна 7 сентября 2016, 11:32
4 р.Б.Сергий - а вот так, все Братья и Сестры. И тот, кто убивец, и тот кто кровопица... Просто в нем живет грех, грех стал его мерилом, опорой, ценностью, он стал рабом греха, не сыном. И тяжело любить таких людей. У каждого свой крест - у кого-то признать, что вот этот человек со свободной волей, которую Господь дал нам всем, совершил что-то ужасное. Честно так сказать: "Да, вот этот убийца есть брат мой. И его люблю, но грех его не приемлю". Это моё личное мнение.
р.Б.Сергий 6 сентября 2016, 09:59
Татьяне.2.09.Вы говорите,что все мы дети Божии.Вспомните,что сказал Христос(а уж он имеет любовь к людям) иудеям на уверение:одного отца имеем- Бога.Отец ваш-диавол.Если человек-создание Божие сознательно твортит дела дьявола как он может быть братом тому,кто стремится служить Богу.Другое дело,если человек ищет путь, готов каяться в грехах,исправляться.
Наталия 5 сентября 2016, 18:02
Ну вот, два разных ответа: так можно пить (не спиртное, естественно) перед Литургией, если не причащаешься или нельзя?
И если в таком случае перед Литургией без причащения все равно нельзя пить, то почему?
Михаил 4 сентября 2016, 23:37
Ирине - да, лучше в воскресенье, если не болен, перед литургией не есть и не пить. Молится на пустой желудок легче. Т.е. когда испытываешь чувство голода, не сильное до умопомрачения, просто голодный, к примеру, чтоб после молитвы нормально поужинать с аппетитом. У больных там другая тема, особенно диабет или язва. Детей к тому, чтоб ходить на литургию натощак приучают постепенно, он сам должен ревность иметь к подвигу. Должен понимать, что это "круто", если он потерпит голод, не потому что мама сказала, а вообще.
А вообще, в теории, надо кушать всегда не досыта, но очень редко так вот, у меня лично, получается.
4 сентября 2016, 21:32
@Наталия Если не Причащаетесь, то конечно утром можно позавтракать по необходимости!! Здесь речь не об этом. Смотрите контекст. Блаж. Феодора говорит о винопитии: "Высчитали также моё пьянство, показывая чаши и сосуды, из которых я напивалась, и прямо говорили: столько-то чаш выпила ты в такое-то время... Eщё показывали мне лукавые духи те чаши, из которых я пила иногда поутру и в постные дни ради гостей или когда по немощи пила до опьянения и не считала того за грех и не каялась, а напротив, ещё и других соблазняла к тому же. Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне..." Так что речь идет о винопитии. Целиком рассказ блаж. Феодоры можете прочитать по ссылке: http://azbyka.ru/rasskaz-blazhennoj-feodory-o-mytarstvax#n1
надежда 4 сентября 2016, 12:08
Давно размышляла по этой теме. Хотелось бы попросить напишите пожалуйста статью с конкретными указаниями , что именно является в нашей жизни грехами более подробней. Я например выпиваю чашку кофе перед службой вроде бы грех а где написано? Ведь многие вещи в жизни являются грехами а мы знаем ли об этом? Мне лично будет особенно интересно " мнение" Андрея Ткачева. Спасибо
Наталия 3 сентября 2016, 19:26
А мне вот этот момент непонятен: «Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии...".
Значит, перед Литургией, даже если не будешь причащаться, - все равно нельзя попить воды? Я иногда пила воду, перед тем как идти на Литургию без причащения. Иногда и сыну в таких же случаях перекусить давала, поскольку ему тяжеловато выдерживать 2-3 часа без еды. Это было грехом с нашей стороны? Так делать нельзя?
И мне легче молиться на сытый желудок, а не на голодный (естественно, не обьевшись, а просто нормально поев). Почему так, если часто пишут, что надо молиться не на сытый желудок? Мне на голодный молиться сложнее.
Наталия 3 сентября 2016, 11:53
Даниил,противоречия нет.
Просто "велие утешение в трапезе" в понятии праведника это, к примеру, пища с растительным маслом или рыбой после строгого поста и в умеренном количестве.
Чревоугодник же после поста (и не только) кидается на холодильник как на амбразуру и объедаться всем, что к столу не приколочено.
То же и с алкоголем. Сам по себе он не зло, важно его количество, культура пития.
Мало кто после рюмки - другой не "заведется" и не продолжит, поэтому знающим за собой этот порок лучше и не начинать пить.
Максим 3 сентября 2016, 11:23
Отец Олег, есть досыта без обжорства - грешно? Пытался есть не досыта - ничего хорошего не вышло. Читал много о том что есть надо недосыта, не много - о том, что досыта с легким отягчением тоже не грех. Ваше мнение?
2 сентября 2016, 21:17
Татьяна, ничего такого неправильного о. Олег не сказал. Нужно глубже в вникнуть в то, о чем он говорит. О любви тут речь не идет. Сам Христос заповедовал любовь к врагам. Тут вообще не стоит вопрос о любви ко всем или только к некоторым.
даниил 2 сентября 2016, 20:31
Странно но тут с одной стороны говориться что Православная Церковь не запрещает употребление алкоголя,а с другой весь текст говорит о необходимости полного отказа от него...
Также и черевоугодие конечно грех но "велие утешение в трапезе" в праздно предписывается и в монастырях.
Мне кажется позиция данная статья показывает нам видение проблемы и отношение к ней лично отца Олега, а не догмат, хотя по прочтении кажется что это именно догмат.
Мне кажется что предание говорит об умеренности а не о полном отказе, при этом воздержание только при переходе в страсть.
Игорь 2 сентября 2016, 20:20
а что видео или аудио записи нет???
Мария 2 сентября 2016, 16:38
Господи,помилуй нас грешных!Дай Бог всем нам сил!
Татьяна 2 сентября 2016, 14:17
"Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так." Не согласна - мир не разделен, МЫ ВСЕ дети Божьи, просто кто-то, как блудный сын, блукает во тьме. Но он не перестает от этого быть Братом или Сестрой, делят только люди, люди без любви.
Антон 2 сентября 2016, 13:54
Спасибо отцу Олегу и всей редакции "Православие.RU" за ваши труды.

Удивительно, что отец Олег не упомянул
один очень яркий пример заступления Божией Матери на мытарствах,
приводимый в книге Серафима Роуза "Душа после смерти"
Глава шестая "ВОЗДУШНЫЕ МЫТАРСТВА": Современные случаи прохождения мытарств
http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad06.htm

Там вспоминается "Невероятное для многих, но истинное происшествие" (Глава 20: http://azbyka.ru/neveroyatnoe-dlya-mnogix-no-istinnoe-proisshestvie#rel_20)

"Я вспомнил о молитве и стал молиться, призывая на помощь тех Святых, которых знал и чьи имена пришли мне на ум. Но это не устрашало моих врагов. Жалкий невежда, христианин лишь по имени, я чуть ли не впервые вспомнил о Той, Которая именуется Заступницей рода христианского.
Но, вероятно, горяч был мой порыв к Ней, вероятно, так была преисполнена ужаса душа моя, что едва я, вспомнив, произнес Ее имя, как вокруг нас вдруг появился какой-то белый туман, который и стал быстро заволакивать безобразное сонмище бесов. Он скрыл его от моих глаз, прежде чем оно успело отделиться от нас. Рев и гогот их слышался еще долго, но по тому, как он постепенно ослабевал и становился глуше, я мог понять, что страшная погоня отставала от нас."
Елена 2 сентября 2016, 13:31
Чревоугодие-понятно грех, а как относиться к худеющим, которые ничего не едят, это тоже грех
Олег Савин 2 сентября 2016, 13:13
А где можно увидеть официальную позицию Церкви по мытарствам?
Ника 2 сентября 2016, 10:42
Уважаемый отец Олег ваши статьи приводят душу к размышлению о внутреннем состоянии себя.Не могу удержать в себе на протяжении дня....
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×