Воздушные мытарства. Мытарство четвертое – чревоугодия

Цикл «Путь всей земли». Беседа 6-я

О чревоугодии и пьянстве – грехах четвертого мытарства, о том, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», чей пример поможет укрепиться в воздержании, и о молитвах Божией Матери рассказывает протоиерей Олег Стеняев.  

«Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чревоугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами и разным питьем. Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству», – повествует блаженная Феодора.

Грехи этого мытарства:

  1. Чревоугодие;
  2. Пьянство.

Чревоугодие и пьянство

Блаженная Феодора описывает, что, когда ее душа оказалась на этом мытарстве, бесы там были все пьяные: «Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц». Человек на мытарствах видит свои грехи в некоем воплощении. Конечно, ужасно увидеть свой грех со стороны. Если мы находимся в состоянии нераскаянного греха, мы можем в зеркале заметить, как меняется наше лицо: оно становится более мрачным; и в зеркале мы можем заметить, как наполняется наше лицо внутренним светом после Исповеди или Причастия.

Иногда мы смотрим на наших ближних и чувствуем, что у них что-то не так, что есть какая-то проблема, – произошло изменение в их внешности.

Как известно, грех воняет.

Один знакомый мне молодой отец рассказывал о своем двухгодовалом сынишке:

– От него всегда пахнет какими-то конфетами, ирисками, хотя ни мать, ни я ничего такого ему не давали.

– Чистая душа, – отвечаю я.

Блаженная Феодора описывает: «Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину». Четвертое мытарство – это запах алкоголя, рвоты и испражнений. Ее душа все это запечатлела.

Эта проблема – чревоугодия и пьянства – касается подавляющего большинства мирян. Каждый государственный, семейный и даже церковный праздник превращается в повод для чревоугодия и пьянства. А ведь слово Божие учит: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). И прежде всего мы, духовенство, должны решительно отказаться от этой пагубной привычки чревоугодия.

Апостол Павел говорил о мясной пище: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Библия не запрещает употребление мясной пищи и вина. Но по причине соблазнов среди верующих апостол отказывается от мяса. А если говорить о спиртном, о пьянстве, то известно и очевидно, что вся Россия соблазнилась, «преткнулась» на этом грехе. Библия же категорично относится к проблеме пьянства (алкоголизма). Ветхий Завет дает одинаково негативную оценку как употребляющим спиртное, так и его изготовителям: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» (Ис. 5, 22). Новозаветное отношение к пьянству тоже достаточно категорично. Сказано: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13, 13); и еще: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею… с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5, 11).

Собственно, противоположностью пьянства является правильное прославление Бога (Православие): «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18–19). Сын Божий учил, что пьянство отягощает наше сердце и подвергает опасности душу: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34).

Пьянство и христианство – понятия несовместимые!

Из всего вышеизложенного мы должны сделать единственно возможный правильный вывод: пьянство и христианство – понятия несовместимые. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 7).

Но как научиться умеренности в пище, трезвому образу жизни в том порой строптивом окружении, в котором мы живем, работаем и существуем? Как поститься среди общего непощения, когда и дома, где мы живем, и на работе все едят скоромное? Сказано: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19); и еще: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

«Во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами…

Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто “красивых видом”, не просто “понятливых для всякой науки, и разумеющих науки”, но таких, чтобы они были “рода царского и княжеского” (Дан. 1, 3–4), чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в “жителей Вавилона”, которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их…

И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их одевали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные кушанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: “Сущий в них Дух Христов… Он предвозвещал” (1 Пет. 1, 11) – им, ветхозаветным людям, – что “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21). И они старались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье заканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех добродетелей. Пророк Осия говорит о нечестивых застольях: “Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их” (Ос. 4, 10–11). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, пить вино; они говорили: ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими, они будут некрасивые, нездоровые, будут плохо учиться. Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит потому, что ищет их, а ищет – потому, что “люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Ин. 3, 19).

Всякий раз, когда приглашают к обильной трапезе, спрашивайте себя: зачем и для чего мне садиться за стол?

Застолья для многих людей являются смыслом их жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей веселой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой “праздник живота”, мы должны спрашивать себя: зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь?

Никогда не надо бояться говорить слово “НЕТ”. Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария не боялись говорить это слово. Многие, особенно молодые, христиане из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом в частности тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. Святые отроки, о которых мы читаем в Книге Даниила, не просто понимали это, но жили этим…

Святитель Иоанн Златоуст: «Какая польза быть соединенным родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным?»

Святитель Иоанн Златоуст учил: “Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, дотоле и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был – для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенным родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на небесах?”[1]

И тогда Даниил обратился с предложением к Амелсару, которого начальник евнухов приставил к отрокам: “Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней: пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, – и затем поступай с рабами твоими, как увидишь” (Дан. 1, 12–13).

Отрок Даниил был очень разумен: он понимал, что если во славу Божию, во исполнение заповедей Господних люди воздерживаются от какой-нибудь пищи, то Господь позаботится о здоровье этих людей. И Даниил предлагает евнуху: разреши нам десять дней не есть ваше мясо – мы не будем вкушать запретное; разреши, в течение десяти дней мы будем есть только овощи и пить только воду, а потом приведи нас, посмотри на наши лица и на лица тех, кто объедается мясом, сравни – и ты увидишь, какая разница между нами. И евнух послушался их в этом и испытывал отроков десять дней. “По истечении же десяти дней лица их (тех, кто постился. – прот. О.С.) оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи” (Дан. 1, 15–16). Так Господь постыдил этого евнуха и показал ему, что если люди что-то делают ради Бога, то Бог их не оставляет»[2].

Мытарство 4-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент Мытарство 4-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент

Правила святых Апостол по данному вопросу не оставляют сомнения – Церковь решительно противостоит этому пороку: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Правило 42-е); «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне» (Правило 43-е). Необходимо именно «престать» (перестать) предаваться этому болезненному пороку. О связи пьянства с другими пороками писал святитель Тихон Задонский: «От страсти бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстями наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближнего, кто сердце скверных похотей, сребролюбия и прочих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается»[3]. В Православии чревоугодие считается одним из семи смертных грехов.

Святитель Василий Великий писал, предупреждая об опасности греха чревоугодия: «Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в Раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти»[4].

Чревоугодие не существует без сопутствующих грехов, таких как пьянство, жадность, леность, сластолюбие и блуд. И любой грех имеет свою «иерархию», зная которую человек может успешнее вести борьбу с тем или иным пороком. Выстроим правильную стратегию борьбы с названными грехами. Что и чему мы можем противопоставить?

Чревоугодию – пост;

пьянству – трезвение;

жадности – благотворительность;

лености – труд;

сластолюбию – неприхотливость;

блуду – бракосочетание либо обет безбрачия (монашество).

Неслучайно кришнаиты и харизматики прежде, чем начать обработку новичков, обильно их кормят

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Чревоугодие делает ум тупым, душу – плотскою, оно ослепляет и не позволяет видеть»[5]. Действительно, многоядение не способствует умственной и духовной деятельности, но, расслабляя тело, делает его открытым для каких угодно страстей. Что и подтверждает авва Фалассий: «За чревоугодием следует блуд»[6]. Имеется в виду не только плотской, но и блуд ума. Неслучайно кришнаиты и харизматики в формате «Альфа-курс», прежде чем начать обработку новичков, сначала обильно их кормят. Похоже, что, когда работает желудок, разум отдыхает.

Оканчивая описание четвертого мытарства, блаженная Феодора поведала следующее: «Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик: “Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!” – и начали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда. Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: “Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства”».

Значение молитв Божией Матери в прохождении мытарств

В окончании четвертого мытарства мы находим слова Ангелов об угоднике Божием Василии Новом; ангелы говорили, рассуждая между собой: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Здесь мы и отметим особо заступничество святых в целом, а сугубо – заступничество Божией Матери, Которая в «Акафисте Пресвятой Богородице», в икосе 2, прославляется словами: «Радуйся, лествице Небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное посрамление».

«Однажды, по своему обыкновению, преподобный Елеазар совершал в келлии краткую Иисусову молитву и полагал поклоны, а потом стал читать молитву к Пресвятой Богородице: “Пресвятая Госпожа, Владычице Богородице, спаси меня, грешного!” И вот внезапно является перед ним Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды – одну на голове и две на плечах. Царица Небесная произнесла: “Елеазар, не переставай призывать Меня в своих молитвах, и Я буду помогать тебе до исхода твоей души”»[7].

Божия Матерь в акафисте называется способницей преодоления воздушных мытарств словами: «лествице Небесная, Еюже сниде Бог». Очевидно, что способствовавшая сошествию Бога на землю («Еюже сниде Бог») может и нам помочь взойти на Небеса. Она – «мосте, преводяй сущих от земли на Небо» – заботится о нас не только в этой, земной жизни, но «et in hora mortis nostrae» («и в час смерти нашей»)[8].

Протоиерей Олег Стеняев

2 сентября 2016 г.

[1] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова. Беседа 25. 3 // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 8, кн. 1. Изд. СПбДА, 1902. С. 165.

[2] См.: Олег Стеняев, протоиерей. Беседы на Книгу святого пророка Божия Даниила. М., 2001.

[3] Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Загорск, 1981. С. 780.

[4] Энциклопедия православной веры. СПб., 2009. С. 661.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] См.: Отечник проповедника, 87; Соловецкий патерик.

[8] Слова из древнего латинского молитвенного обращения к Матери Божией: «Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae. Amen». – «Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы 3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы
Прот. Олег Стеняев
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы Воздушные мытарства. Мытарство третье – осуждения и клеветы
Цикл «Путь всей земли». Беседа 5-я
Протоиерей Олег Стеняев
Кто имеет право на суд? Каков апостольский взгляд на светский суд? Когда человек уподобляется бесам? Как относиться к чужим грехам?
2-е воздушное мытарство – лжи 2-е воздушное мытарство – лжи
Прот. Олег Стеняев
2-е воздушное мытарство – лжи Воздушные мытарства. Мытарство второе – лжи
Цикл «Путь всей земли». Беседа 4-я
Когда недружелюбие – в похвалу? Зачем Всезнающий Господь идет смотреть на Вавилонскую башню? Стыдно ли открывать священнику свои грехи? Что недопустимо на исповеди? И легко ли жить, говоря всегда только правду?
1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО) 1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО) Воздушные мытарства. Мытарство первое – празднословия (+ВИДЕО)
Цикл «Путь всей земли». Беседа 3-я
Протоиерей Олег Стеняев
Какими должны быть слова и речи православного христианина? Каких грехов, связанных со словом, он должен избегать? И почему так важно внимательно относиться к слову?
Комментарии
Марина 8 сентября 2016, 10:12
Один близкий человек говорил с теплом и добрым словом: «Любить нужно всех на земле и не смотреть на слабости других, ищи в себе свои грехи и слабости. А у каждого из нас свой путь к Богу, кто-то может и дойдёт к старости, а кому-то и этого будет не дано. Если попадаешь, где накрыты столы или тебя зовут на такие пиршества, лучше отказать, а если не можешь отказать, сходи и пригуби яства, чтоб не обидеть.
В наше время, наливают и первое, что летит с уст людей: «Ты меня уважаешь?» «Уважаю! И лишь из уважения к Вам пить не буду» - так отвечаю и человек расплывается в улыбке. Очень часто с детства видела, как люди уважают, а после не могут дойти домой. Зимой были случаи, люди замерзали от излишнего чревоугодия, сладко засыпали в сугробе. И тот, кто наливал и накрывал столы не задумывался и тот, кто перебирал в выпивке. Господи прости! Пусть мы будем внимательны и бережливы к друг другу.
р.Б.Сергий 7 сентября 2016, 22:52
Татиане.Вам не понравились слова батюшки о своих и чужих.Надо признать,что мы по разные стороны барикад с врагами Божими.Боглхульники,кто не может не вывернуть ведро помоев на Церковь,ее служителей,уставы,насмехаются над заповедями-конечно духовно заблуждаются,но вот они думают,что мы заблуждаемся.Не нам их судить,а любить...до этого надо дорасти и иметь рассуждение.Пр.Паисий Святогорец пожалел дьявола и стал о нем молиться,пред ним предстал безобразный бес и стал корчить рожи.Старец понял,что нельзя спасти того,кто не хочет покаяться и жить по Божиим заповедям.Христос говорит:враги человеку домашние его,а по вашему враги-братья.
Екатерина 7 сентября 2016, 19:08
Блж. Феодора в своём повествовании о воздушных мытарствах говорит: «…когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии…». Речь здесь идёт, как мне кажется, только о спиртном, т.к., если бы речь шла о воде, был бы употреблён другой глагол, например, попить (может кто-то сможет посмотреть в подлиннике, какое именно слово употреблено?).
Кроме того, мы знаем из посланий к коринфянам св. апостола Павла о том, что христиане в ранней церкви причащались отнюдь не на голодный желудок, а после (или можно сказать во время) совместной трапезы: «вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1Кор.11:20-21), также и в другом месте: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (1Кор.11:33-34).
Также вспомним и про установление самого Таинства Причащения Тела и Крови Господа на иудейскую пасху: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26-28).
Сейчас в православной традиции (в католичестве такого нет) причащаться следует на голодный желудок, т.к.: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:26-31).
Татьяна 7 сентября 2016, 11:32
4 р.Б.Сергий - а вот так, все Братья и Сестры. И тот, кто убивец, и тот кто кровопица... Просто в нем живет грех, грех стал его мерилом, опорой, ценностью, он стал рабом греха, не сыном. И тяжело любить таких людей. У каждого свой крест - у кого-то признать, что вот этот человек со свободной волей, которую Господь дал нам всем, совершил что-то ужасное. Честно так сказать: "Да, вот этот убийца есть брат мой. И его люблю, но грех его не приемлю". Это моё личное мнение.
р.Б.Сергий 6 сентября 2016, 09:59
Татьяне.2.09.Вы говорите,что все мы дети Божии.Вспомните,что сказал Христос(а уж он имеет любовь к людям) иудеям на уверение:одного отца имеем- Бога.Отец ваш-диавол.Если человек-создание Божие сознательно твортит дела дьявола как он может быть братом тому,кто стремится служить Богу.Другое дело,если человек ищет путь, готов каяться в грехах,исправляться.
Наталия 5 сентября 2016, 18:02
Ну вот, два разных ответа: так можно пить (не спиртное, естественно) перед Литургией, если не причащаешься или нельзя?
И если в таком случае перед Литургией без причащения все равно нельзя пить, то почему?
Михаил 4 сентября 2016, 23:37
Ирине - да, лучше в воскресенье, если не болен, перед литургией не есть и не пить. Молится на пустой желудок легче. Т.е. когда испытываешь чувство голода, не сильное до умопомрачения, просто голодный, к примеру, чтоб после молитвы нормально поужинать с аппетитом. У больных там другая тема, особенно диабет или язва. Детей к тому, чтоб ходить на литургию натощак приучают постепенно, он сам должен ревность иметь к подвигу. Должен понимать, что это "круто", если он потерпит голод, не потому что мама сказала, а вообще.
А вообще, в теории, надо кушать всегда не досыта, но очень редко так вот, у меня лично, получается.
4 сентября 2016, 21:32
@Наталия Если не Причащаетесь, то конечно утром можно позавтракать по необходимости!! Здесь речь не об этом. Смотрите контекст. Блаж. Феодора говорит о винопитии: "Высчитали также моё пьянство, показывая чаши и сосуды, из которых я напивалась, и прямо говорили: столько-то чаш выпила ты в такое-то время... Eщё показывали мне лукавые духи те чаши, из которых я пила иногда поутру и в постные дни ради гостей или когда по немощи пила до опьянения и не считала того за грех и не каялась, а напротив, ещё и других соблазняла к тому же. Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне..." Так что речь идет о винопитии. Целиком рассказ блаж. Феодоры можете прочитать по ссылке: http://azbyka.ru/rasskaz-blazhennoj-feodory-o-mytarstvax#n1
надежда 4 сентября 2016, 12:08
Давно размышляла по этой теме. Хотелось бы попросить напишите пожалуйста статью с конкретными указаниями , что именно является в нашей жизни грехами более подробней. Я например выпиваю чашку кофе перед службой вроде бы грех а где написано? Ведь многие вещи в жизни являются грехами а мы знаем ли об этом? Мне лично будет особенно интересно " мнение" Андрея Ткачева. Спасибо
Наталия 3 сентября 2016, 19:26
А мне вот этот момент непонятен: «Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии...".
Значит, перед Литургией, даже если не будешь причащаться, - все равно нельзя попить воды? Я иногда пила воду, перед тем как идти на Литургию без причащения. Иногда и сыну в таких же случаях перекусить давала, поскольку ему тяжеловато выдерживать 2-3 часа без еды. Это было грехом с нашей стороны? Так делать нельзя?
И мне легче молиться на сытый желудок, а не на голодный (естественно, не обьевшись, а просто нормально поев). Почему так, если часто пишут, что надо молиться не на сытый желудок? Мне на голодный молиться сложнее.
Наталия 3 сентября 2016, 11:53
Даниил,противоречия нет.
Просто "велие утешение в трапезе" в понятии праведника это, к примеру, пища с растительным маслом или рыбой после строгого поста и в умеренном количестве.
Чревоугодник же после поста (и не только) кидается на холодильник как на амбразуру и объедаться всем, что к столу не приколочено.
То же и с алкоголем. Сам по себе он не зло, важно его количество, культура пития.
Мало кто после рюмки - другой не "заведется" и не продолжит, поэтому знающим за собой этот порок лучше и не начинать пить.
Максим 3 сентября 2016, 11:23
Отец Олег, есть досыта без обжорства - грешно? Пытался есть не досыта - ничего хорошего не вышло. Читал много о том что есть надо недосыта, не много - о том, что досыта с легким отягчением тоже не грех. Ваше мнение?
2 сентября 2016, 21:17
Татьяна, ничего такого неправильного о. Олег не сказал. Нужно глубже в вникнуть в то, о чем он говорит. О любви тут речь не идет. Сам Христос заповедовал любовь к врагам. Тут вообще не стоит вопрос о любви ко всем или только к некоторым.
даниил 2 сентября 2016, 20:31
Странно но тут с одной стороны говориться что Православная Церковь не запрещает употребление алкоголя,а с другой весь текст говорит о необходимости полного отказа от него...
Также и черевоугодие конечно грех но "велие утешение в трапезе" в праздно предписывается и в монастырях.
Мне кажется позиция данная статья показывает нам видение проблемы и отношение к ней лично отца Олега, а не догмат, хотя по прочтении кажется что это именно догмат.
Мне кажется что предание говорит об умеренности а не о полном отказе, при этом воздержание только при переходе в страсть.
Игорь 2 сентября 2016, 20:20
а что видео или аудио записи нет???
Мария 2 сентября 2016, 16:38
Господи,помилуй нас грешных!Дай Бог всем нам сил!
Татьяна 2 сентября 2016, 14:17
"Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так." Не согласна - мир не разделен, МЫ ВСЕ дети Божьи, просто кто-то, как блудный сын, блукает во тьме. Но он не перестает от этого быть Братом или Сестрой, делят только люди, люди без любви.
Антон 2 сентября 2016, 13:54
Спасибо отцу Олегу и всей редакции "Православие.RU" за ваши труды.

Удивительно, что отец Олег не упомянул
один очень яркий пример заступления Божией Матери на мытарствах,
приводимый в книге Серафима Роуза "Душа после смерти"
Глава шестая "ВОЗДУШНЫЕ МЫТАРСТВА": Современные случаи прохождения мытарств
http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad06.htm

Там вспоминается "Невероятное для многих, но истинное происшествие" (Глава 20: http://azbyka.ru/neveroyatnoe-dlya-mnogix-no-istinnoe-proisshestvie#rel_20)

"Я вспомнил о молитве и стал молиться, призывая на помощь тех Святых, которых знал и чьи имена пришли мне на ум. Но это не устрашало моих врагов. Жалкий невежда, христианин лишь по имени, я чуть ли не впервые вспомнил о Той, Которая именуется Заступницей рода христианского.
Но, вероятно, горяч был мой порыв к Ней, вероятно, так была преисполнена ужаса душа моя, что едва я, вспомнив, произнес Ее имя, как вокруг нас вдруг появился какой-то белый туман, который и стал быстро заволакивать безобразное сонмище бесов. Он скрыл его от моих глаз, прежде чем оно успело отделиться от нас. Рев и гогот их слышался еще долго, но по тому, как он постепенно ослабевал и становился глуше, я мог понять, что страшная погоня отставала от нас."
Елена 2 сентября 2016, 13:31
Чревоугодие-понятно грех, а как относиться к худеющим, которые ничего не едят, это тоже грех
Олег Савин 2 сентября 2016, 13:13
А где можно увидеть официальную позицию Церкви по мытарствам?
Ника 2 сентября 2016, 10:42
Уважаемый отец Олег ваши статьи приводят душу к размышлению о внутреннем состоянии себя.Не могу удержать в себе на протяжении дня....
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×