Пульс духовной жизни Алтая
Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей в первую очередь помочь алтайцам обрести собственный литературный язык. Он начал усиленно изучать их речь, с тем чтобы перевести на алтайский Евангелие, богослужебные последования, другие книги, которые дали бы алтайцам возможность познакомиться с Православием. Проповедь о Христе на этой земле не сопровождалась угнетением местного народа, в отличие от того, как это бывало за пределами Руси, где вера нередко насаждалась огнем и мечом, а результат оказывался отрицательным, потому что нельзя проповедовать о любви, при этом действуя без любви. Святитель Макарий, будучи еще совсем молодым человеком, по-настоящему полюбил этот край, этот народ и делал все для того, чтобы помочь людям увидеть лик Христа и понять, что с христианством связано самое важное, что у них есть, – любовь; потому что Бог как Любовь, как Источник любви через веру укрепляет людей в способности любить друг друга.
Путешествуя по селам и отдаленным пастбищам, святитель внимательно слушал, как разговаривают друг с другом алтайцы. Никаких словарей еще не было, нередко приходилось угадывать смысл сказанного из контекста, и, боясь допустить ошибку в переводах, он часто сравнивал говоры разных мест, долго размышлял над услышанным и наконец, на основании опыта общения с местными жителями, создал словарь и грамматику алтайского языка, тем самым совершив культурный и духовный подвиг во благо народа зде пребывающего.
Жизнь святителя Макария была очень трудной. Он сравнительно поздно стал архиереем – вначале викарным епископом Томской епархии, а затем и архиепископом Томским и Алтайским. Все его труды были направлены на то, чтобы укрепить духовную и культурную жизнь жителей Алтая. Затем он был призван к высокому служению митрополита Московского. Это назначение совпало с тяжелейшими предреволюционными годами. Святитель, который привык честно общаться с алтайцами, не кривить душой, говорить то, что думает, так же повел себя и в Москве, но уже совсем другая атмосфера была в России в предреволюционные годы, и поэтому, не понимая простоты и честности владыки Макария, многие считали его плохим дипломатом, плохим руководителем, неспособным устанавливать отношения с тогдашним обществом.
А общество было взбудоражено революционными идеями, люди словно с привязи сорвались. Что только ни происходило в эти страшные годы, а старец митрополит понимал, что все это ложный путь, идя по которому народ наш не обретет счастья, спокойствия, мира. Ему пришлось покинуть Московский митрополичий престол, вскоре он уединился и закончил жизнь свою в 1926 году в очень тяжелых условиях, в безвестности, будто и не было этого потрясающего подвига в нашей не только церковной, но и гражданской истории, который святитель совершил здесь, на алтайской земле. По милости Божией в 1950-е годы его тело было перенесено – с обычного подмосковного кладбища, которое подлежало уничтожению из-за строительства нового микрорайона, – в Троице-Сергиеву Лавру.
Уже в наше время митрополит Макарий был причислен к лику святых. И сегодня, когда я спускался по трапу вслед за его мощами, меня поразила мысль, которой хочу с вами поделиться: святитель, который не нашел себя по-настоящему в предреволюционной ситуации в Москве, который претерпел унижение и забвение, вернулся к своему народу. Здесь его любили, и он любил этот народ, и потому для меня не было альтернативы, когда возник вопрос, где должны находиться мощи святителя Макария. Мне было ясно, что святитель должен вернуться к тем, кто его любил и любит, а возвращение на родную для него землю должно непременно сопровождаться духовным возрождением народа, ради которого он жил, трудился, изучал язык, проходил пешком сотни и сотни километров в этих труднодоступных местах. И, отдавая дань уважения его великому духовному и культурному подвигу, хочу сказать, что с принесением его мощей должен по-новому забиться пульс духовной жизни Алтая.
Из слова
после чина освящения закладного камня
в основание нового кафедрального собора
во имя Всемилостивого Спаса
в г. Горно-Алтайске 31 августа 2016 года
Терроризм – это верх безумия
Терроризм обжигает нас кровью, трагедией семей, гибелью ни в чем не повинных людей. В каком-то смысле можно сказать, что терроризм – это вершина человеческого беспорядка, верх безумия. Но не бывает вершины без основания, и, наверное, человечество, достигшее этой вершины, строило на неправильном основании. Если из жизни людей изгоняется вера, если нравственный закон попирается философскими или бытовыми факторами, то человек опустошается и становится совершенно доступным для влияния самых страшных идей. Ведь так было в прошлом, когда человечество проходило через мировые войны, и сегодня мы имеем такой же кошмар, корни которого – в нравственном беспорядке человеческой личности.
Поэтому многие кризисные явления современности, и не только феномен терроризма, должны помочь современному человеку понять, что мы не можем идти дальше тем же путем, которым шли. Нам всем нужно задуматься над тем, чтобы соединить духовное развитие личности с материальным развитием, и тогда у человечества будет перспектива будущего – достойная перспектива.
А сегодня мы молимся о жертвах терроризма. Дай Бог, чтобы утешились близкие и родные всех тех, кто пострадал от этих страшных злодеяний. И дай Бог, чтобы Отечество наше и весь мир были ограждены от этого безумия.
Из интервью
корреспонденту телеканала «Россия»
в День солидарности в борьбе с терроризмом
3 сентября 2016 года
Грех против природы – это грех против Бога
Творение – это все, что нас окружает, это природа, звери, воздух, чистая вода, это то, что человек может погубить безвозвратно, если стремление обладать большим, если жадность человеческая победят. Если победа греха состоится, то и все Божие творение, весь мир Божий будет разрушен, и необязательно войнами, а просто потому, что человек, греховный человек, всегда будет потреблять гораздо больше, чем ему нужно. Вот на это греховное потребление и расходуются ресурсы земли, а в результате загрязняются воздух и вода, исчезают дикие животные. Стремясь жить как можно лучше, мы губим самое драгоценное, что Бог нам дал, – Землю.
Все больше и больше людей понимают нравственные причины так называемого экологического кризиса. И Церковь, сознавая греховные причины разрушения окружающей среды, призывает всех своих чад ежегодно в первое воскресенье сентября молиться о сохранении Божиего творения. Вот и сейчас мы совершим здесь краткое молебное пение и испросим у Господа сил жить так, чтобы не идти против Его воли, не разрушать мир, который Он создал, жить так, чтобы окружающая нас природа также могла жить, чтобы человек, господствуя над природой, не уничтожал ее и верил, что Господь по молитвам Церкви поможет многим и многим людям осознать, что грех против природы – это грех против Бога.
Из слова
после Литургии и молебна
о сохранении творения Божия
в кафедральном соборе Рождества Христова
в г. Южно-Сахалинске 4 сентября 2016 года