Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

Апокалипсис реален, или Как повлиять на судьбу человечества

«Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв»

О главном мериле ответственности – митрополит Антоний (Паканич)

    

– Владыко, одна из важнейших проблем современности – проблема ответственности: за свои поступки, слова, мысли... Почему люди боятся слова «ответственность»?

– Для нашего поколения понятие ответственности, к сожалению, потеряло прежний смысл и значение. Мир внушает молодым людям легкое правило счастливой жизни: «Вы никому ничего не должны». Проблемы в учебе, на работе, в семье? Решение простое – игнорируй все и живи для себя. Американские психологи даже вывели теорию, помогающую добиться успеха и внутреннего спокойствия. Этакий полезный совет – «лайфхак», ключ к решению психологических проблем при различных жизненных неприятностях. Теория сводится к тому, что, принимая то или иное решение в жизни, нельзя оглядываться на других. Постоянное ориентирование на мнение окружающих, кто бы это ни был – родители, учителя, друзья, родственники – обозначено как «комплекс мамонта». То есть это некий атавизм, оставшийся на подсознательном уровне с тех доисторических времен, когда от одобрения или порицания племени зависела жизнь человека. И вот каждый раз, когда ты выбираешь одежду по принципу одобрения окружающих, или переживаешь из-за неудачи, или институт после школы выбираешь согласно предпочтениям родителей – ты кормишь своего внутреннего «мамонта», который вырастает до огромных размеров и всю жизнь давит на твое самосознание.

Нужно признать, что рациональное зерно в этой теории присутствует. Ведь желая угодить другим, человек часто теряет самого себя. Любой жизненный выбор должен основываться только на собственном решении самого человека, а не быть результатом сложившихся обстоятельств или слепым ориентированием на мнение окружающих. С этим связано и чувство ответственности, которую берет на себя человек, когда совершает выбор. В богословии это называется детерминизмом, и святые отцы вполне однозначно говорят, что только тот выбор может считаться свободным, который совершен без причинно-следственных обусловленностей. К тому же постоянное ориентирование на мнение других – это, во-первых, симптом страсти тщеславия, во-вторых – признак духовной незрелости. Но это при условии, что главным ориентиром в своей жизни человек выбирает Христа.

Настораживает в этой теории другое. Под благими намерениями помочь человеку освободить свое «Я» от гнета людей и обстоятельств скрывается идея такого гипертрофированного эгоизма, при котором напрочь отсутствуют понятия ответственности, любви, взаимоуважения. Я уже не говорю о самопожертвовании, которое является центральной идеей евангельской жизни. Единственный критерий всех поступков – «это мое решение, потому что я так хочу, а значит, все остальное можно отмести».

Мы уже видели это в истории под именем нигилизма и знаем, какими разрушительными могут быть его последствия. Все начинается с потери смысла жизни, безверия, отрицания авторитетов и нравственных норм. Как следствие – появляются безразличие, хамство, наглость, озлобленность, апатия, наплевательское отношение, самодовольство и эгоизм. В итоге – внутренняя пустота и желание повергнуть в эту пустоту весь мир. Это не картина апокалипсиса. Это психологический портрет современного среднестатистического подростка. Недавно я читал последнее исследование отечественных психологов, которые прямо заявляют: не требуйте от людей нового поколения выполнения сверхзадач, требующих ответственности и самопожертвования. Если задача кажется тяжелой или невыполнимой, человек из поколения двухтысячных просто все бросает и переключается на поиск других вариантов самореализации. Поэтому психологи советуют для таких людей вместо глобальных определять исключительно локальные задачи с эффектом быстрого результата.

Причина этому двоякая – во-первых, действует симптом постсоветского общества, когда дети видят, что деды и родители отдавали все свои силы и якобы взамен ничего не получили. Во-вторых, часто сами родители внушают своим чадам: «Не напрягайся». Результат такого воспитания, когда все проблемы в школе, институте и вообще по жизни решаются родителями, проецируется в дальнейшем на профессиональные качества. Человек не способен к жертвенному служению, он не видит в нем смысла. Объяснить такому человеку, что такое ответственность, фактически невозможно, ведь на первое место выходит шкурный интерес.

К сожалению, ребята, которые приходят учиться в семинарию, также не являются исключением из этого правила. И приходится сталкиваться с необходимостью не только воцерковлять молодых людей, но приучать их к чувству элементарной ответственности. Без этого служение пастыря невозможно.    

    

– Любовь предполагает ответственность, включает в себя это понятие? И что говорит Библия об ответственности и любви?

– Все, что мы получили, придя в этот мир – это результат колоссальной ответственности и жертвенной любви предыдущих поколений. Наши предки построили города, в которых мы живем. Они созидали потенциал страны, часто в ущерб личному комфорту и достатку, жертвенно трудясь, ощущая ответственность за будущие поколения. Ценой собственной жизни наши предшественники сохранили веру православную во времена безбожных гонений, а затем костьми легли под фашистские танки, чтобы их дети жили под мирным и свободным небом. Они совершили подвиг, который был бы невозможен без идеала евангельской любви, о которой сказано, что она сильнее смерти (см. Ин.15:13; 1 Кор. 13:1–8).

Все Писание проникнуто идеей огромной ответственности Творца перед Своим творением и той ответной любви, к которой призван каждый человек. Поэтому на Страшном суде каждый из нас будет держать этот ответ. У великого кинорежиссера Андрея Тарковского есть замечательные слова, которые он произнес в Лондоне, в Сент-Джеймском соборе в 1984 году. Выступая с докладом на тему Апокалипсиса, он сказал: «Духовное состояние человека должно быть таковым, что он постоянно должен ощущать ответственность за свою жизнь… Апокалипсис… это образ человеческой души, наделенной чувством ответственности и обязанностями». Можно добавить, что мерилом этой ответственности является любовь.

– Когда говорят о чувстве ответственности, обычно имеют в виду социальную ответственность. А что значит ответственность с духовной точки зрения, существует духовная ответственность?

– У замечательного писателя Рэя Брэдбери есть роман «Вино из одуванчиков», в котором проводится мировоззренческая парадигма двух поколений – молодого и уходящего. Пересечение двух, казалось бы, противоположных линий – детского сознания и старческого опыта. С одной стороны героями романа выступают престарелые дамы, которые чувствуют себя замкнутыми в тюрьме старческой немощи, при этом психологически не ощущая возраста. С другой – дети. Они смотрят на мир, в котором нет места старению и умиранию, ведь для них эта реальность еще не наступила. Очевидно осмысление пробуждения сознания жизни и медленного ее увядания.

В одном эпизоде рассказывается, как маленький мальчик, собирая с отцом и братом одуванчики на поле, вдруг ощутил, что он живой. Он осознал себя как бытие, связанное с окружающим миром и людьми. И это осознание наполнило его таким чувством ответственности за свои мысли, чувства, поступки, что он решает вести дневник, в котором будет подробно записывать свою внутреннюю и внешнюю жизнь.

Мне кажется, с духовной точки зрения, осознание себя как бытия, которое в проекции достигает вечности, – это и есть неотъемлемое условие переживания человеком духовной ответственности как творения Божия, получившего дар жизни. В Откровении Иоанна Богослова есть такие слова: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1). И еще: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15–16). Это значит, что равнодушие, безучастие, безответственность приравниваются к греху, к преступлению перед Творцом.

– Как привить себе чувство ответственности, как научиться ответственности?

– Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком, то я подчиняю себя злому року. Если я приписываю их измене, то я подчиняю их измене. Но если я принимаю всю ответственность на себя, я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности. Я могу повлиять на судьбу того, от чего я неотделим. Я – составная часть общности людей». Воспитывать в себе чувство ответственности – значит учиться ощущать себя единым целым с Богом и людьми.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 236 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич)
Наталья Горошкова

Новые материалы

Выбор читателей

×