Была такая песенка: "А я поеду в деревню к деду, в деревню к деду поеду я". Ну, есть люди, у которых нет ни деда, ни деревни. А есть люди, у которых есть дед и деревня. Вот о том, чтобы у всех был дед, и о том, чтобы у всех была деревня, мы сегодня скажем пару слов.
Село – это действительно такое родовое место, из которого вырастает все большое и серьезное. И потом уже оттуда в город уходят Расулы Гамзатовы, Валентины Распутины. Или в селе остаются, и потом творят там и науку, и литературу, и все остальное. Ну и поскольку наш мир сегодня урбанизирован, то стоит употреблять сознательные усилия в противодействии такой гибельной урбанизации.
Всего лишь в XX веке, друзья мои, количество жителей города превысило – впервые в истории мира – количество жителей в селе. Причем, в конце века. Такие мегаполисы как, скажем, Мехико, или Токио, или Джелалабад, или Бомбей. Ну, естественно, Москва, Нью-Йорк. Такие вот расползающиеся, огромные кляксы на карте мира впервые по количеству живущих в них людей превысили количество живущих на природе, которые выгоняют утром коров, копают огород. Потом вдоль дороги продают собранные в лесу ягоды. То есть перекос. Теперь тенденция по увеличению городов и живущих в них будет сохраняться. И социологи, демографы, психологи и прочие говорят про то, что нас ждет, так сказать, развитие урбанизации.
Оно, в общем-то, и неплохо, потому что в городе... Ну, что город? Хочешь науки – иди в город, там институты, университеты. Хочешь искусства – иди в город, там оперные театры и выставочные залы. А хочешь греха – иди в город, там можно найти для себя тысячу и одну ночь за два часа, и быть никем не узнанным, потому что иголка в сене – то же самое, что человек в городе. Хочешь святости – иди в город, там семинарии, академии и там епископские кафедры.
Как некто сказал, и я с ним очень согласен, в городе можно совершить путешествие из ада в рай и обратно в течение одного дня раз пятнадцать. В городе есть все. А в селе всего нету. В селе есть только село. В селе есть только то, что Бог создал. Только небо, только ветер, только солнце, только море, только горы и вода.
И нужно, чтобы люди любили землю, на которой живут. И молодежь не убегала из села, а люди городские, уставшие от города, возвращались в село – или в родовые гнезда, или создавали там эти самые гнезда, уже в зрелом возрасте. Нужна зарплата сельскому жителю, нужна работа, нужна востребованность в его рабочих руках. Чтобы взрослый приехал в село, ему, конечно, нужно сильно поумнеть.
Здесь нужно обладать неким ресурсом накопленного капитала и работоспособностью, сохраненной энергией для работы, чтобы приехать и создать себе какое-нибудь место жительства, и найти себе, чем заняться. Уже вдали от всего этого. Так, чтобы просыпаться с петухами и засыпать вместе с ними же. Когда они, так сказать, склоняют свои хохлатые головы, тогда и ты засыпаешь. Потому что ночь – это неактивное время для села.
Пусть об этом говорят на Алтае. Пусть об этом говорят в Краснодаре. Пусть говорят об этом в Карелии. Пусть говорят об этом в Дагестане, это тоже наши люди. И они говорят, что село сохраняет и духовную природу нашу, и оно же сохраняет нашу физическую выживаемость. Дворянские гнезда наших писателей, Тютчева, Тургенева, Толстого, – это родина нашей литературы, на самом деле.
Да вообще же, внимание к селу, внимание к человеку, работающему на селе, – это действительно благородное дело. И здесь нужен государственный ум и простое человеческое сердце.
Поэтому, друзья мои, если у вас есть родственники на селе, вы их не забывайте. Не только чтобы молоко из-под козы попить и внуков оздоровить на лето, вообще их не забывайте. Если у вас есть знакомый, например, батюшка в селе, и у этого батюшки в храме четыре бабки и один пацаненок пятилетний в алтаре, в длинном стихаре пономарит, то вы не забывайте этого батюшку, помогайте ему. Потому что умрет церковь в селе – умрет и само село. И еще рядом с ним несколько умрут.
И вообще, нужно потихонечку, так сказать, открывать для себя не Мальдивы. Надо открывать для себя родные просторы. Внутренний туризм, извиняюсь-таки, внутреннюю любовь к собственной стране. Надо открыть для себя и Владимирскую область, и Краснодарский край, и предгорья Кавказа. Открыть для себя северные холодные просторы, поближе к Белому или к Балтийскому морю. Это все наша земля: "Эта земля была наша, пока мы не увязли в борьбе. Она умрет, если будет ничьей. Пора вернуть эту землю себе". Помните, кто пел? Рок-певец пропел пророческие вещи.
Итак, земля, история, Родина, душа должны быть в поле зрения нормального русского человека. Стыдно, что мы говорим о том, что, вроде, прописная истина. Но хорошо, что мы говорим об этом. Потому что не для всех она прописная.
Любите землю. Она вам даст все. И ума, и силы, и свежего хлеба.
Поэтому хочется сказать - слишком много, абсолютное большинство, людей в России НИЧЕГО кроме как своей деревни вообще не видели и говорить, что всё, баста, бросаем ездить по заграницам - это как минимум смешно... Я не говорю что русская деревня - это плохо, но говорить что возможность отдыхать на тёплом море - это плохо - мне кажется это неправильно.
Открывать Мальдивы, потому что за границей мы никогда не были, а мне уже 40 лет, жене поменьше.
А вот деревню мы знаем слишком хорошо. Так как родители наши из деревни, поэтому все лета- деревня.
Живем в городе и видим как многие не обремененные люди, с детьми, а чаще без ездят за границу раза четыре за год. А мы- продолжаем ездить летом в деревню, в нашу Вологодскую область. И нам нравится! И на Мальдивы совсем не тянет:)
Но, говорят, дороги в деревни прокладывать - слишком дорого. А в городе мучаются вопросом "что делать с "хрущевками". Начните их разбирать, место освободится для нового строительства. Разобранные плиты - на подложку дорог в любую деревню. Появятся дороги - люди начнут строиться на селе. Появятся жители - начнут восстанавливаться многие сельские храмы.
Если еще перестанут закрывать "неперспективные школы и ФАПы" тогда одни - не будут уезжать, а другие же - на следующий год опять захотят сюда приехать на отдых.
Где подростки 14-18 лет учатся жить в гармонии с природой без благ цивилизации на о.Сидоров в Белом море. Дети очарованы морем, скалами красотами родной природы и ждали новой встречи с ней. Сын вернулся повзрослевший и более самостоятельный. А в этом году после трагедии на Сямозере в одночасье лагерь закрыли и лишили детей животворящего общения с природой вне гаджетов, телевидения, Интернета. Лишили настоящего живого общения.