Школьники 6–12-х классов могут принять участие в Международном детско-юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Для этого необходимо с сентября по декабрь написать творческую работу на одну из предложенных тем: «Священное Писание как основание русской литературы», «Монастыри и монашество в русской литературе», «Патриаршество на Руси», «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской», «Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры», «Творчество писателей – лауреатов Патриаршей литературной премии». Юных авторов лучших сочинений пригласят в Москву в дни весенних каникул для участия в финале. Все организационные труды по проведению конкурса «Лето Господне» возложены на Издательский совет Русской Православной Церкви – об этом рассказывает его председатель митрополит Калужский и Боровский Климент.
– Владыка, стартовал третий сезон конкурса «Лето Господне». Для тех, кто не знает, что это за проект, расскажите, пожалуйста, какие задачи он решает и кто может поучаствовать в конкурсе.
– Русская Православная Церковь стремится поддерживать талантливых писателей, добросовестных издателей, которые работают, создавая хорошие, достойные, высокохудожественные книги, напоминающие читателям о вечных ценностях, заставляющие задуматься. Наша Церковь верит, что русская культура, русская литература с ее многовековой историей, с россыпями прекрасных произведений, с богатейшим наследием преодолеет все кризисы и будет развиваться далее, обогащаться новыми жемчужинами и вести за собой читателя вверх, взращивая его, обогащая его внутренний мир, расширяя кругозор.
Уже более 10 лет ежегодно проходит конкурс «Просвещение через книгу», в рамках которого мы выбираем и отмечаем издательства и авторов, совместным трудом которых были подготовлены и изданы интересные книги. В этом конкурсе участвуют не коммерческие издания, а просветительские. Конкурс имеет более 10 номинаций.
С 2011 года наиболее достойным авторам вручается Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ее лауреатами в разные годы становились замечательные писатели – наши современники. Это выражение признательности тем, кто не соблазнился «духом века сего» и использует свой талант, чтобы донести людям через художественную литературу представления о вере, о добре, о прекрасном нашем созданном Богом мире, о том, как человек должен относиться к себе и ближнему.
Но детям, подросткам еще более необходимы поддержка, внимание, зримое свидетельство того, что они сами и их словесное творчество интересны и важны. У взрослых людей уже сформированы собственные убеждения, у них есть значительный опыт, на основании которого они уже сами что-то поняли, пришли к каким-то выводам. У детей такого пока нет. Их убеждения, взгляды, ценности сформированы другими людьми: родителями, педагогами, авторитетными взрослыми, старшими друзьями. И даже когда сам подросток уверен, что это его «собственные взгляды», «свое мнение», все же на самом деле это усвоенные им взгляды и формы поведения кого-то из его окружения.
Мы видим, что наши сегодняшние школьники разные. Для кого-то из них мир «выглядит» как в рекламе, популярных сериалах, детективах, любовных романах и компьютерных играх. А кого-то неравнодушные, внимательные, заботливые, любящие взрослые научили замечать красоту Божиего мира, любоваться родной природой в разные времена года, любить свою семью и родную землю, по-настоящему дружить, привили интерес к хорошим книгам, к настоящей живописи, музыке; воспитали так, что подрастающий человек интересуется не только моделями современных телефонов и материальными ценностями, но и стремится узнать больше, ищет смысл жизни, пробует себя в разных видах творчества.
Сегодня много разных конкурсов и шоу, но очень мало таких, где ценится знание наших духовных традиций
Сегодня есть много разных конкурсов, шоу, в которых могут попробовать свои силы люди разного возраста. Но очень мало таких конкурсов, где ценится знание наших духовных традиций, отечественной литературы, – их сегодня не хватает. Мы решили предложить ребятам поучаствовать именно в таком конкурсе, мы его создали и организовали для них.
Какие мы ставили задачи? Поддержать мыслящих, творческих ребят, подчеркнуть, что Церкви важно и интересно то, чем они живут, о чем думают, интересны их сочинения. Но мы хотим не просто поддержать их, мы хотим, чтобы подростки не останавливались на достигнутом, а развивали свои способности, пробовали свои силы. Мы хотим, чтобы богатейшее словесное, литературное наследие Руси, России оказалось в интеллектуальной и душевной «копилке» подростков. Нам важно, чтобы дети больше узнавали о Евангелии, о православной культуре, о своих духовных корнях, о многовековых традициях Церкви.
В конкурсе могут участвовать школьники (начиная с 6-го класса), учащиеся колледжей, техникумов, лицеев, других учебных заведений – ребята в возрасте до 18 лет.
Конкурсанты разделены на три возрастные группы, то есть соревнуются между собой ребята примерно одного возраста.
– Какие темы предлагаются для написания творческих работ в этом году? Они сложные?
– Если говорить точнее, мы предлагаем не темы, а широкие тематические направления. Так, в этом году ребята могут писать о Священном Писании как основании русской литературы, о монастырях и монашестве на Руси, о патриаршестве на Руси, о подвиге новомучеников и исповедников, о творчестве писателей-классиков и духовных основах русской культуры, творчестве писателей, ставших лауреатами и номинантами Патриаршей литературной премии. Участники конкурса могут сформулировать свою собственную тему в рамках указанных тематических направлений.
Я не сказал бы, что темы сложные. Сейчас много подходов к обучению, используются разные методики. Но современная школа недостаточно учит детей думать, осмысливать происходящее вокруг, а больше загружает информацией. А поэтому очень важно для развития молодежи ставить задачи, которые немного превышали бы школьные требования. Подчеркну, мы предлагаем не путь «тыканья» пальцем в монитор, а чтобы молодой человек, берясь, образно выражаясь, за перо, почувствовал, что школьных знаний и умений ему недостаточно. А поэтому нужно потрудиться, прочитать что-то новое, побеседовать с родителями или с тем человеком, который расскажет ему о его роде, о селе, о семейных историях.
Если предложенные темы будут способствовать тому, чтобы подростки прочитали что-то дополнительно, пошли со своими вопросами и за советом в храм, в библиотеку, к родителям, к учителям, мы будем только рады.
– Какие советы можно дать ребятам, чтобы их работы получились по-настоящему творческими?
– Самое главное – надо больше читать хороших книг. Не надо останавливаться на том, что уже прочитано, надо постоянно находиться в поисках чего-то нового. Старайтесь читать больше, узнавать о нашей Церкви, о нашей культуре и литературе.
Совет ребятам: пишите сами! Когда вы пишете сами, ваши мысли интересны и свежи, в них нет шаблонов
Скажу так: ребята, пишите, пробуйте свои силы. Не бойтесь того, что не всё сразу получится. Присылайте свои работы на конкурс. Если в этом году ваша работа не будет отмечена, пробуйте снова и снова в следующих конкурсных сезонах. В любом случае победа здесь не главное. Главное – то, что вы пишете о важном и вы себе открываете что-то новое.
Советую: не пытайтесь кого-то обмануть. Будьте честными. Не надо выдавать чужой текст, скопированный из интернета, за свой. Я не видел ни одной неинтересной работы, написанной самими ребятами. А вот когда читаешь текст и чувствуешь, что он списан, то становится грустно. Такой человек в первую очередь себе не хочет блага.
Можно советоваться со священником, учителем, родителями, с работниками библиотек, но писать надо самостоятельно. Поверьте, когда вы пишете сами, ваши мысли интересны, красивы, свежи и в них отсутствуют устоявшиеся шаблоны.
– Как определяют финалистов и победителей конкурса? Кто является членом жюри?
– Сначала в Издательском совете все работы проходят проверку на соответствие заявленной тематике и оригинальность, в том числе проходят через электронную систему «Антиплагиат». Затем Экспертный совет, в состав которого входят преподаватели русского языка и литературы и другие специалисты в области филологии, оценивает работы в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о конкурсе, по трем группам критериев (творческие достоинства, литературно-художественные достоинства, соблюдение правил русского языка). По сумме баллов, полученных по этим критериям, определяется рейтинг работ.
Затем Конкурсная комиссия определяет число финалистов в каждой возрастной группе. В Конкурсную комиссию входят известные литераторы, филологи, писатели, журналисты, священнослужители и общественные деятели. Нынешний состав этой комиссии можно увидеть на сайте конкурса. Во время весенних каникул финалисты приезжают в Москву для участия в заключительном (очном) этапе конкурса. У них бывает встреча с писателями, и затем они пишут итоговую работу. По результатам оценки этих работ Конкурсная комиссия определяет победителей.
– Для ребят-финалистов организуется культурная программа в Москве?
– Конечно. Некоторые ребята впервые приезжают в столицу, и им особенно важно увидеть ее достопримечательности. Они посещают Кремль, московские музеи и монастыри, совершают поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
– О чем писали победители прошлых конкурсов? Какие работы запомнили лично Вы?
– Ребята писали о разном: о своей малой Родине, о понятии дома, об истории своей семьи, об отношении к хлебу людей предыдущих поколений и наших современников, о духовно-нравственных ценностях. Были также литературные стилизации.
Работы победителей опубликованы в апрельском номере журнала «Православное книжное обозрение», а также в литературном журнале «День и ночь», электронная версия этого издания доступна на портале «Журнальный зал», так что с ними могут познакомиться все желающие.
– В конкурсе в основном участвуют дети из православных семей?
– Не только. Бывает, что подростки участвуют, потому что мир православной культуры для них приоткрыл педагог, библиотекарь, кто-то из авторитетных взрослых или ровесников.
– А в целом какое оно – «поколение айфона и селфи»?
– Оно разное, как и все другие поколения. Айфон всего лишь техническая новинка. Селфи тоже когда-нибудь надоест, разве не так? Не это определяет жизнь поколения.
Сегодняшнее поколение живет в гораздо более стремительном мире, чем люди десятилетия или столетия назад. Такой темп жизни требует определенной реакции, обладания большими объемами информации. Вот здесь часто и используют смартфон, чтобы найти нужные сведения. Удобно? Наверное. Только добытая вот так, нажатием кнопки, молниеносно полученная информация не очень прочно усваивается и не откладывается в памяти.
Нынешние юные взрослеют в «культуре потребления», и это обедняет их жизнь. Они не приучены узнавать новое
Нынешние юные взрослеют в «культуре потребления». И мне кажется, что это обедняет их жизнь. Детей, подростков приучают к желанию обладать готовыми материальными благами, при этом от них усилий не требуется, нужен только родительский кошелек. Если раньше одежду, мебель и многое другое нередко изготавливали сами (а для этого нужны мастерство, фантазия), то теперь это чаще всего покупается на родительские деньги – и всё. Если раньше к празднику готовились задолго до него (делали украшения, готовили праздничные блюда своими руками, придумывали и делали интересные подарки, планировали, чем и как занять гостей, вспоминали стихи и песни, игры и т.д.), то теперь нередко приглашают аниматора, который развлекает детей, заказывают столики в кафе и т.п. В такой ситуации ребята не прилагают никаких усилий, не учатся ничему новому. Их творческие способности не развиваются. Молодые люди нередко не умеют развлекать сами себя, у многих нет четкого представления о том, как вести себя в гостях. Но это если говорить о каких-то общих тенденциях.
Наши сегодняшние юные очень разные, как и люди во все времена. Перед ними те же вечные вопросы, что и годы и столетия назад.
Наша молодежь, наши подростки сегодня такие, какими мы, люди взрослые, их вырастили и воспитали. Когда речь заходит о детях и подростках, я часто вспоминаю английскую пословицу: не пытайтесь воспитывать детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.
– Можно сказать, что конкурс «Лето Господне» – это такой «островок православной культуры» в «океане бездуховности», в котором «барахтаются» юные поколения. Мы видим: дети, оканчивая школу, остаются неучами – уровень подготовки очень упал за последние десятилетия. Как исправить ситуацию? На каких принципах должна строиться система российского образования?
– Российская система образования за последние годы пережила множество реформ. Всем (ученикам, учителям, родителям) сегодня очень не хватает стабильности. Вспомните, в прежние годы ребенок шел в первый класс, а при этом уже можно было сказать, какие экзамены, в какой форме он будет сдавать в выпускном классе. Было понятно, к чему ученика должна подвести школа, чему научить. Цель, задачи были понятны. Молодые учителя набирались опыта и мастерства. А сегодня, пока школьник проходит свой ученический путь, форма и содержание выпускных экзаменов успевают поменяться несколько раз. Учителя, ученики, родители не знают, к чему готовиться. Только овладели одними знаниями, умениями – всё поменялось, теперь нужно совершенно иное. А учителя заполняют бесконечные формы отчетности. Как говорится, если не знаешь, куда плыть, ни один ветер не будет попутным. И ученики, и учителя, и родители должны видеть и понимать конечную цель учебного процесса, обучения. Школе нужна стабильность.
Кроме того, когда на любом уровне образования задумывается очередное изменение, я попросил бы его инициатора остановиться и честно (очень честно!) перед своей совестью ответить на вопрос: для чего это? Это для блага детей? Или для чего-то еще? Ну а дальше воплощать только то, что хотя бы точно не во вред учащимся.
– За каждым победителем конкурса «Лето Господне» наверняка стоит учитель-подвижник, который увлек ребенка литературным творчеством. Какова должна быть роль педагогов в современной школе, чтобы она возродилась?
– Не всегда учитель. У кого-то – семья, у кого-то – библиотекарь, у кого-то – священник. Современной школе стоило бы вспомнить о двух главных задачах: обучение и воспитание детей. Любое школьное событие должно происходить в этом русле. Я с удивлением узнал, что в часы, отведенные на учебный процесс, в некоторых школах классы с учителем могут уехать играть в «стрелялки» и прочие подобные игры. В официальных бумагах это экскурсия. Возникает множество вопросов. Кто и почему предложил всему классу такую «экскурсию»? Почему родители согласились? Почему учитель приветствует такие экскурсии? Почему вместо обучения и развития детей он везет их на неполезные развлечения? Когда учитель согласовывал такую экскурсию, что, никто из руководства не поинтересовался, куда едет класс? Я всегда полагал, что школьная экскурсия, любое школьное мероприятие – всегда что-то познавательное, полезное для развития интеллекта. А оказалось, что бывает и по-другому.
Но скажу, есть педагоги, и их много, которые готовы по-настоящему учить, содействовать развитию детей, вести их к новым знаниям. И они любят свое дело. Такие учителя не говорят, что сегодняшние подростки не способны читать и усваивать глубокие произведения, что им не интересны классические спектакли, музеи, выставки. Они знакомят детей с богатством нашей родной культуры, а не ищут «облегченные, сокращенные» варианты. Временами педагогам кажется, что такая самоотдача бесполезна и она не даст плодов, потому что многие семьи живут совсем другими интересами, тем, к чему зовет реклама, многие фильмы, шоу и т.п. Но это не так, уважаемые педагоги. Каждое доброе семя, которое вам удастся заронить в сердца и умы ваших учеников, обязательно даст всходы. Не всегда сразу, не всегда так, как нам хотелось бы. Но если вы искренне и добросовестно работаете, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, святое, – такой труд даст добрые плоды. И пусть мы, люди, не всесильны – не опускайте рук, продолжайте ваше важнейшее дело, а Бог всё доброе взрастит.
Зачем тогда конкурс, детям нужно читать, читать ...
с ув