Остров русской надежды

На греческом острове Лемнос состоялись XIII Русские дни

    

«Видим Россию любовью и верою;
делим ее муку и знаем, что придет
час ее воскресения и возрождения.
Но дня и часа не знаем, ибо они во
власти Божией».

Иван Ильин

Мелкий незлой дождик встретил русскую делегацию Фонда «Наследие» по прибытию на греческий остров Лемнос в рамках Русских дней на этой земле. Программа по традиции началась с возложения цветов к памятникам павшим за независимость Греции и морякам русских эскадр А.Орлова и Д.Сенявина в городе Мирина.

В этот же день доктор исторических наук, советник директора РИСИ Д.М.Володихин презентовал участникам Русских дней на Лемносе свою книгу «Афонско-лемносское сражение 1807 г.».

    

В 13-й год подряд участники Русских дней на Лемносе посетили Русское кладбище на мысе Пунда, где покоится прах 380 человек, оказавшихся там в изгнании после эвакуации из России в 1920 году. Панихиду по всем православным, покоящимся на Русском кладбище Лемноса, отслужил архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил.

* * *

…Почти век назад Лемнос стал приютом для части Русской армии под командованием генерала Петра Николаевича Врангеля, эвакуировавшейся из Крыма с верой в Господа и глубокой скорбью за истерзанную и кровоточащую матушку-Россию. Генералы и офицеры, рядовые и казаки оказались на Лемносе вместе с родными и близкими, с нехитрым скарбом.

Остров был выбран командованием союзников для размещения остатков Русской армии из-за своего удобного местоположения на перекрестке путей в Эгейском море между Турцией и Грецией. Как предполагалось, обустройству воинских и казачьих частей и подразделений должна была способствовать инфраструктура английских и французских войск, оставшихся здесь после боевых действий против Турции. Однако нескольких бараков и парусиновых палаток для русских беженцев было явно недостаточно.

Увы, но Лемнос наши военные и казаки тогда восприняли как место ссылки. И это недалеко от истины. Действительно, само расположение лагерей, указанных командованием союзников, на продуваемых всеми ветрами местах, однообразный полупустынный пейзаж и охрана из сенегальских стрелков навевали на невеселые мысли.

По сути, расположения русских на Лемносе были больше похожи на концлагеря, правда, не в том варианте, которые практиковали большевики в России во время Гражданской войны и немцы в нацистской Германии — без вышек с пулеметами и показательных экзекуций. Но сами условия пребывания: сон на сырой земле, отсутствие нормальной пищи и жесткий пропускной режим делали сотни и тысячи людей — военных и гражданских, женщин, стариков и детей — заложниками, а точнее — мучениками.

    

Вместе с русскими страдания на чужбине переносили черкесы и калмыки, армяне, грузины и представители других национальностей Российской Империи, не принявшие переворот 1917 года, подлое свержение Государя и развернувшийся красный террор. Подавляющее большинство «лемносских сидельцев» с мужеством и стойкостью переносили все тяготы и лишения, голод, болезни, смерть близких и товарищей. Их спасала глубокая вера в Бога, генетическое чувство долга, взаимовыручка, на которую способны русские, и элементарная порядочность.

* * *

Отбросив условности и дипломатический этикет, стоит заметить, что отношение к беженцам со стороны правительств западных держав было скверным. И если французские власти, в лице гражданской администрации и военных на Лемносе, хоть как-то помогали армии генерала П.Н.Врангеля и гражданским лицам из России, то англичане сразу четко и недвусмысленно обозначили свою позицию.

Как указывал Бруно Баньи в своей статье «Лемнос, казачий остров», английское правительство объявило, что «отказывает им (беженцам — Ю.К.) в любой поддержке и не приметих ни на Лемнос, ни на Крит, ни в Египет». На самом деле Ллойд Джордж не простил генералуВрангелю, что тот отказал ему в посредничестве в переговорах о заключении мира с Советами».   

При этом, «сменив гнев на милость», англичане не препятствовали высадке остатков Русской армии на Лемносе, правда, возложив всю ответственность на «французскоеправительство, так как оно, и только оно, признало правительство Врангеля».

О «лемносском сидении» написаны теперь труды историков, опубликованы дневники непосредственных участников событий и очевидцев. Позволю остановиться на нескольких важных моментах, которые, на мой взгляд, помогают лучше понять то, что происходило там с русскими людьми почти сто лет назад.

«Русская эпопея» на остров Лемнос началась еще до рокового оставления Крыма. В начале 1920 года, когда красные подошли к Одессе, начался исход огромного числа людей. «В концефевраля — начале марта массовый характер приобрела эвакуация из Новороссийская, а такжеКрыма», – указывает в своем исследовании «Русский Лемнос» Леонид Петрович Решетников. Так, пароходы из Одессы и Новороссийска, минуя Константинополь и проливы, оказывались у причалов Лемноса, высаживая людей в необжитых местах.

Невозможно не привести фрагмент воспоминаний Марины Дмитриевны Шереметьевой (Левшиной) об условиях трагического исхода из России: «Трюм без окон… без коек, на полуразбросаны маты.. лежали на них тело к телу… палубы заполнены… скамеек не было… сидели,кто на чем… первые два дня нас не кормили, на третий день дали сухую провизию…». Дни и недели бедствия в страшной тесноте, тиф, скарлатина. Наконец, они «увидели перед собой почтипустынный остров, гористый, вдали видны какие–то постройки, похожие на сараи, и большеничего».

Остров тогда приобрел «дурную славу» — уже первые месяцы пребывания на нем стали суровым испытанием. К тяжелым природным условиям добавились черствость и невнимание союзников. Без питания, обогрева, нормальной одежды и лекарств особенно страдали дети. Воспаление легких — самая распространенная причина детской смертности среди русских на Лемносе того периода. Всего на острове — 82 детские могилы русских эмигрантов.

«Но русский дух даже в таких крайне сложных условиях не угасал. Его поддерживала вера,религиозные чувства, усилившиеся в дни лишений и испытаний», – отмечал Л.П.Решетников.

Но вскоре на острове появились три палаточные церкви, где «теплая молитва… смягчаетстрадания, вносит дух примирения с неотвратимыми и неизбежными ударами судьбы…»

    

К лету 1920 года ситуация улучшилась — вокруг русских лагерей были сняты проволочные заграждения, рогатки, людей обеспечили кроватями, подвезли полевые кухни, одежду… А 1 июня 1920 года на Лемносе открылись «приготовительная школа» и 8-классная гимназия, вскоре — и вторая гимназия. Общее число учеников превысило 300 человек. 26 июля на острове заработал детский садик, принявший 40 детишек в возрасте до семи лет. Летом того же года там возобновились занятия в эвакуированном Донском кадетском корпусе, где обучались 131 кадет.

16 октября 1920 года с Лемноса в Севастополь отправился пароход «Херсон» с 1150 пассажирами. На борту — свыше 440 генералов и офицеров, 30 врачей и 94 сестры милосердия, возвращавшихся в действующую армию. Там же 198 жен офицеров, сражавшихся в Крыму. 19 октября «Херсон» прибыл в Севастополь, а через несколько дней красные прорвали фронт, и началась всеобщая эвакуация из Крыма.

В ноябре — декабре 1920 года на Лемносе высадился Кубанский казачий корпус. Почти 20-тысячный контингент включал личный состав 1-й Кубанской конной и 2-й Кубанской стрелковой дивизий, Кубанского технического полка и Кубанского Алексеевского военного училища. Там же расположились остатки горского, черкесского и чеченского дивизионов. На Лемносе тогда оказалась и Кубанская детская школа.

Французская военная администрация приказала разоружиться казакам, оставив винтовки из расчета 20 единиц на 1000 человек (для караульной службы). Как отмечают исследователи, французский генерал Бруссо — казаки именовали его не иначе как «Брусок» — требовал уничтожить всякое напоминание о воинских подразделениях Русской армии, добиваясь от военных и казаков самопризнания в качестве интернированных беженцев. В этом и заключалось ключевое противоречие между командованием Русской армии в лице генерала П.Н.Врангеля, его генералитета и союзниками. Для русского командования было важно сохранить костяк боевых частей и подразделений в надежде новых боев против красных, и оно старалось поддерживать боевой дух ветеранов войны, а союзники, наоборот, стремились, как можно скорее, распылить русское воинство по свету, предлагая эмиграцию в далекую Бразилию или возвращение в Советскую Россию офицерским и нижним чинам поодиночке, как демобилизованным. Остатки подразделений и частей Русской армии, не сдавшиеся, не разложившиеся, сохранившие дисциплину, представляли собой значимую силу, поэтому их …боялись.

Более того, любое упоминание о русской монархии, свергнутой династии Романовых вызывало у союзников стойкую неприязнь на грани ярости. Эту явную ненависть к русскому самодержавию у представителей западных правительств отмечал и Петр Николаевич Врангель, возможности которого и влияние на личный состав старались всячески ограничить. Дошло до того, что Врангелю и казачьим генералам было запрещено посещение острова Лемнос. А в то время с русскими военными вели агитационную работу французские пропагандисты, совсем как революционные эмиссары в рядах Русской Императорской армии в 1917-м… Убеждали словом в присутствии вооруженных солдат из Сенегала и Марокко. Но убедили немногих…

После высадки донских казаков и прибытия новых транспортов с гражданскими и военными лицами, число «лемносских сидельцев» достигло 28, 5 тысяч. К слову, русских тогда на острове было больше, чем греков, возвращавшихся из охваченной гражданской смутой Турции.

Как отмечает Л.П.Решетников, несмотря на веяния времени, обработку союзников и падение России, в русской колонии на острове преобладали монархические настроения:«Значительная часть генералов, офицеров и гражданских лиц крайне негативно высказывалисьв адрес организаторов и участников заговора против царя в феврале 1917 года — генераловАлексеева, Рузского, Корнилова, критиковали генерала Деникина, Романовского и другихруководителей Белой армии за политику «непредрешенчества», которая, по их мнению, непозволяла объединить русский народ в борьбе против большевизма».

    

Наиболее ясно выразил точку зрения высшего русского офицерства, не изменившего присяге Государю, в своем лемносском дневнике генерал Ф.Ф.Абрамов: «Единственный путь —правильный путь — открытая, с высоко поднятыми монархическими знаменами, борьба противреволюции и в первую голову против подготовленных ею большевиков. Ни чужими руками, ниобманом, грабежом и насилием, путем покаяния, самопожертвования и правды. Вот путьвеликого примирения народа с Царем. В покаянии, смирении и примирении народа с Законнойвластью Царя — спасение и возрождение России».

Лемнос стал еще один испытанием на тернистом пути русского воинства. Но русские люди выдержали его с честью. «Несмотря на перенесенные невзгоды, естественную тоску по Родине,казаки остались «орлами» и, как прежде, лишь ждут,  чтобы их вновь повели к победе надврагом», – писал Петр Николаевич Врангель в одном из отчетов о пребывании на Лемносе.

* * *

Апогеем Русских дней на Лемносе 2016 года стала конференция «Столетие великой русской катастрофы 1917 года».

    

Открывая этот научный форум, директор РИСИ Леонид Петрович Решетников отметил, что«мы выросли на мифах, выросли на вранье… Мы не знаем собственной истории, у наспрактически нет специалистов по истории Гражданской войны.

Все советское время направление «Гражданская война» возглавлял ветеран 1-й Коннойармии академик Исаак Минц. Без его одобрения по Гражданской войне не выходило ничего. Онже возглавил в 80-х годах комиссию по пересмотру истории революции и Гражданской войны.

…Нам нечем кичиться! Мы абсолютно не знаем истории Гражданской войны. У нас людимогут говорить, в лучшем случае, о Чапаеве, Буденном или превозносить Николая Щорса, женакоторого Руфима Хайкина руководила Харьковским ЧК, и только на ее руках 300 смертей —лично убитых. Но мы превозносим командарма Щорса и поем песню: «Шел отряд по берегу, шелиздалека…»

Мы, российские историки, еще не оторвались от той мифологии, которая была создана. ПроXX век мы можем четко сказать — вранье. Попытки историков приблизиться к правде всегданатыкались на жесткое противодействие. И многие историки или бросали заниматься этойпроблематикой, или шли на соглашательство и писали так, как было удобно, обязательнопроцитировав в работе 15-20 раз Владимира Ильича Ленина, Карла Маркса и его другаФридриха Энгельса.

Мы, историки, группирующиеся вокруг Фонда «Наследие», несколько лет назад принялирешение — стараться говорить правду, стараться отказаться от мифов. А чтобы говорить правду,надо неустанно, ежедневно, ежечасно работать в архивах, перелопатить огромное количестволитературы, вышедшей за пределами нашей страны, которая хранилась в спецхранах. Надопрочитать уйму мемуаров, воспоминаний, которые не допускались в нашу страну и за чтениекоторых можно было получить, в лучшем случае, партийный выговор, а в худшем — дажеприговор. Нещадно преследовались особенно те, кто занимались историей с христианскихпозицией, публицисты, писатели, исследователи, писавшие с православной позиции.

Я читал записку Андропова в Политбюро, где вывод был такой: «Самое опасное для нас —это русские националисты». Под ними он имел в виду нас, православных людей. Эта запискабыла утверждена Политбюро ЦК КПСС. Вот в таких условиях мы работали.

Поэтому наша группа историков вокруг Фонда «Наследние» занимается только одним,самым главным — историческим просвещением нашего народа. Мы возрождаем традициироссийского Общества исторического просвещения имени Александра III».

* * *

Заместитель директора РИСИ М.Б.Смолин в докладе «Религиозные корни противостояния России и Запада» вскрыл глубину духовной пропасти между Россией и западным миром, отмечая, что без понимания сущности этого антагонизма невозможно понять противостояние Запада и России.

«Запад появился вследствие религиозной эмансипации (прекращения зависимости) от Православного Востока. И затем в своей истории Запад перманентно продолжал внутри себя дальнейшие мировоззренческие реформационные расколы. Так католический реформизм, как реакцию на себя, породил реформизм протестантский. Церковную соборность православного Востока католицизм эмансипировал в своем развитии до абсолютизма одного человека — Папы,а протестантизм распространил подобную абсолютизацию одного человека уже на всякогоиндивида, который и стал «обожествлённой» мерой всех вещей в современном гуманизме, – отметил М.Б.Смолин. – Именно эта европейская псевдорелигиозность, разнообразные отступления от христианской истины и положили между нами и ими практически непереходимую линию непонимания и противостояния…»

Говоря о нынешнем конфликте США с Россией, докладчик отметил, что он «более глубок,нежели это было между США и СССР. Идеологическая разница между либеральными США икоммунистическим СССР была сродни двум фракциям одного гуманистического проекта.

После развала СССР, подкрепившего визуально и территориально идейный крах советскогопроекта, Запад надеялся, что мы примем с радостью западную либерально–демократическуюидеологию, благополучно растворимся в западной цивилизации и с благодарностью будемиграть уготованные нам второстепенные роли.

…С нашей же стороны конфронтация, как мне кажется, объясняется осознанием или, если более правильно и осторожно говорить, появившимся интуитивным ощущением, что мы,русские, – не часть Запада, мы другие.

Русские, перестав быть марксистами, не приняли либеральную демократию и теперь ищуттрадиционные пути для своего будущего.

Сталкиваются наши разочарования в Западе, наша невозможность стать частью западнойцивилизации с поведением в отношении нас Запада и представлениями американцев о своейисключительности, имеющими глубокие религиозные, кальвинистские, протестантскиеантитрадиционалистские корни. Они не могут воспринимать нас, да и другие народы, какравных себе. Для них мы избраны на погибель, мы – «Империя зла», мы стоим напротивоположной стороне, мы не можем спастись, а значит в отношении нас не может бытьникакой ответственности за любые преступления, любые действия».

При этом М.Б.Смолин считает, что американский проект продолжает быть опасным для всего христианского мира прежде всего тем, что «во внутренней нашей борьбе междупрояснением вектора нашего будущего, между Русским миром и любыми вариантамилиберального или социального гуманизма, США будут бороться с Русским миром, не брезгуядаже помощью в возрождении советского проекта».

Выступление начальника сектора исторического анализа и оценок РИСИ П.В.Мультатули о духовных причинах революции и падения России не оставило равнодушных. Говоря о свержении тысячелетней русской монархии, на которой держалось государство, главной причиной он считает то, что «обессолился русский народ».

«А когда вы перестаете быть солью, то вы становитесь никому не нужны. И, на мой взгляд, –отметил докладчик, – главная причина поражения Белого движения заключается даже не в том,что оно не выдвинуло четкую и ясную монархическую идею, а в том, что не был по–настоящемупрочувствован и раскаян факт предательства царя и злодеяния, что передали царскую семью вруки изуверов. Именно отсутствие полного раскаяния привело к тому, что эти изуверы, в лицебольшевиков, и захватили Россию.

За слезы царственных мучеников Россия заплатит горькими слезами. …Вслед за убийствомсвятой царской семьи последовали Гражданская война, «красный террор», ГУЛАГ, ВеликаяОтечественная война – миллионы и миллионы жертв, которые понесла наша страна.

Если мы читаем Священное Писание, то находим ответы на все наши с вами вопросы, –продолжал П.В.Мультатули. В Псалтыре сказано: «Не послушались люди мои гласа Моего. ИИзраиль не внял Мне. И отпустил их Я, по написанием сердца их…» Вы хотели свободы? Бог далвам эту свободу. Что вы от нее получили, это другое дело. Вы не захотели царя, которого Я вамдал, хорошо, вы получили таких «царей», от которых вы стонали в течение почти целого века.

…И сколько у нас сейчас ломается копий про «отречение». И заметьте, как это важно дляврагов нашей страны. Как только мы начинаем говорить: «Хватит называть это отречением, этобыло свержение с престола, великая фальшивка ХХ века», то тут же слышим сотни истошныхкриков, нападки на Поклонскую, которая называла это «отречение» юридически ничтожным ит.д. …И полное нежелание проводить экспертизы так называемого Манифеста.

…А ведь на самом деле, если мы сами подумаем, что и здесь, в Библии, Господь открываетнам причину этого, так называемого отречения. Когда Господь сказал судье Самуиилу:«Послушай голос народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отверглиМеня, чтобы Я не царствовал над ними». Так и наш святой Государь. Он сделал все для того,чтобы подавить мятеж в Петрограде, все, чтобы сохранить свою земную власть. Он отдалнедвусмысленный приказ войскам, четкий приказ Хабалову подавить мятеж, отправил генералаИванова, чтобы он был представителем власти, отправил до 40 тысяч войска на подавлениемятежа. Вы ничего не сделали, вы предали его. Что ему еще оставалось делать, как пойтимученическим путем?

…Революция никогда не происходит из–за социальных причин, все революции сутьдуховных явлений. Подвиг, мученичество царской семьи и то, что произошло в России,неотделимо от всемирной борьбы вообще христиан, борьбы добра и зла.…Я глубоко убежден, – отметил П.В.Мультатули, – что нет более важной фигуры для нашего общества, чем ИмператорНиколай Второй, потому что в этом христолюбивом, добром и одновременно мужественномчеловеке сочеталось все то лучшее, что накопила Россия царская, и то, что она могла и можетсейчас противопоставить миру зла.

… Флоренский, когда ГПУ нашло у него портрет Николая Второго, прямо заявил: «Я глубокопочитаю этого человека». В советские времена многие азербайджанцы хранили портретыГосударя, чеченцы и ингуши до сих пор гордятся, что их предки служили в “Дикой дивизии”,буддисты почитают царя и царевича как своих святых. Это был не только наш, русский царь, ноцарь всемирный. Царь, который удерживал Россию и весь мир от зла.  

Вот слова сподвижника Столыпина Павлова: «Из тьмы настоящего и эпохи паденияобщества и народа образ Государя Николая Второго будет все более и более возвышаться ипросветляться, становясь примером чести, воли, труда и тихой благости. Царь милосердныйпробудит великое горе народное. Входя в историю с путеводным именем Государя, емупоследуют все те, кто наконец, решится победить воцарившееся чудовищное зло».

А зло наступает, зло идет. И только приняв систему координат Николая Второго, и отвергнувсистему координат дьявола, мы сможем с вами победить».

К сожалению, в этой статье уже нет возможности подробно рассказать о всех ярких выступлениях конференции: докладах старшего научного сотрудника ЦГИ РИСИ Д.А.Мальцева «Цивилизационный слом в 1917 году. Цена в человеческих жизнях»; научного сотрудника ЦГИ РИСИ К.А.Залесского «Гибель армии-победительницы в 1917 году»; издателя журнала «Истории русской провинции» (г.Орел) К.Б.Грамматчикова «Орловская губерния в революцию 1917 года»; доцента исторического факультета Воронежского государственного университета А.Ю.Минакова «Российские консерваторы и революция 1917 г.»; князя А.А.Трубецкого (Париж) «Революция как отправная тока русского изгнанничества»; И.Н.Сомовой (Австралия) «С верой в Бога и Россию через все испытания (Левшины, Граббе и Голенищевы-Кутузовы на Лемносе и в изгнании)».

    

Успокоим читателя, что все доклады и другие выступления в рамках конференции будут изданы отдельным сборником, посвященным Русским дням на Лемносе 2016 года.

* * *

Русский Лемнос — годы изгнанничества вне России, во благо России и с надеждой в Россию. Это целая эпоха сразу нескольких поколений людей Русского мiра, подданых Российского Императора, сохранивших Родину в сердце навсегда. Долгие годы подвиг этих людей был под спудом мертвых идеологических болванок.

«Память, русская память, как же ты оказалась коротка, загажена, забита всяким мусором!Как забивали во времена воинствующего безбожия святые источники. Не восстановим, неочистим русскую память — не выживем», – трудно не согласиться с этими словами директора Российского института стратегических исследований генерала Л.П.Решетникова.

    

И последнее. Приближаясь к столетию великой русской катастрофы 1917 года, мы вспоминаем великого русского философа Ивана Ильина: «Русский народ имел Царя, норазучился его иметь». У всех нас остается один-единственный шанс дать полноценную жизнь будущему России, новым поколениям, которые должны увидеть свет без красного морока, которым предстоит возрождать Великую Россию. Для этого придется заново учиться иметь Царя — и в голове, и на земле, и на Небе. «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?..»

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина Жердева 7 октября 2016, 20:57
Спаси Господи за статью!!! Для меня эта тема очень дорога и близка.Да надо находить правду в историии и показывать русским людям.
Марина 7 октября 2016, 10:13
огромное спасибо и низкий поклон за эту публикацию. Как нужна нам историческая правда! Помоги Господи всем трудящимся на этой ниве. Спаси Господи!
тамара 6 октября 2016, 23:32
Царствие Небесное всем умершим на этом острове нашим братием и сестрам.Пусть Господь упокоит их светлые души.а нам нужна постоянная память смертная.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×