Сегодня для нормального человека посмотреть нормальный фильм – так, чтобы не про «инферно», «школьника, свихнувшегося на Библии» («Ученик» К. Серебренникова) и «детей со сверхъестественными способностями» («Дом странных детей мисс Перегрин») – целая проблема.
Одним из способов ее решения будет поход в московский кинотеатр «Юность», где по средам проходят показы замечательных фильмов и встречи с их режиссерами, которые устраивает клуб «Историческая киносреда. История России. История Православия».
С руководителем клуба Еленой Кузнецовой мы беседуем о православном кинематографе и о том, где можно его увидеть, а также о том, поможет ли нам цензура или пришло время меняться самим.
Светский кинотеатр, показывающий православные фильмы
– Елена, расскажите о вашем киноклубе.
– Это уникальная программа, как мне кажется. Мы знаем, что при храмах существует множество киноклубов; как правило, в них показывают светское кино и на его примере говорят о православных ценностях.
У нас же всё наоборот: светский кинотеатр, при котором работает киноклуб «Историческая киносреда. История России. История Православия». У нас большой экран и очень хороший звук, и если нам предоставляется фильм в DSP-формате, то и режиссер, и публика могут увидеть всё, что авторы хотели воплотить в своем фильме.
Мы стараемся – и у нас, слава Богу, получается – приглашать на наши показы создателей фильмов.
Вот, например, когда мы показывали фильм Александра Куприна «Паисий Святогорец» (мы его показывали два раза; этой осенью мы сделали четыре показа по две серии и отдельно показали седьмую), на всех сеансах у нас был кто-нибудь из съемочной группы.
Открывал и закрывал его, конечно, режиссер Александр Куприн. На каждом кинопоказе была руководитель продюсерского центра «Покров» Наталья Заева. Был и артист Алексей Войтюк, читавший закадровый тест, и композитор Антон Висков, рассказавший потрясающие вещи – например, про ангельское пение, оператор Влад Черняев, переводчик с греческого языка Василий Бондаренко.
Там столько осталось за кадром чудес! Александр очень интересно рассказывал – в Греции преподобного Паисия Святогорца считают не просто святым, а как бы своим дедушкой. Приходят к нему на могилу и разговаривают как со своим родственником. И даже слышат, что он им отвечает. Пришли две монахини, одна что-то сказала старцу, а другая ей и говорит: «Ты слышала, что ответил преподобный? Иди и исполняй».
– «Паисий Святогорец» – очень хороший фильм.
– Мы знаем, что это не законченная история: нам показали седьмую серию, а ведь уже отсняты и восьмая-девятая-десятая серии – дело дошло до экранизации книг старца. Конечно, сам преподобный Паисий Святогорец не писал книг, но с его благословения за ним записывали его наставления и поучения монахини.
– А вот эта новость – для нас. Пару лет назад мы делали интервью с Александром Куприным, и он рассказывал, что когда они в очередной раз поехали на Афон и пришли к старцу, который благословил их на этот фильм, то спросили его: «Сколько серий нам снимать? Одну? Две?». Он говорит: «Сто». Они так поняли: сто получается с переводами на другие языки. А, наверное, надо было понимать буквально.
– Да, наверное. Восьмая-девятая-десятая серии посвящены семье – традиционной, нормальной семье. И, как рассказывал нам Александр, оказывается, что нормальная семья – это какая-то сверхтема. Это вообще нигде не раскрывается. Что-то новое в кинематографе. Никто вообще об этом не говорит.
– Ну, если посмотреть, что вообще представляет собой современный кинематограф, это не удивляет.
Храм и кинотеатр
– Елена, а как возник ваш киноклуб?
– В конце 2015 года я работала в нашем муниципалитете – занималась патриотическим воспитанием, досуговой работой; у нас были очень тесные связи с кинотеатром «Юность» – мы использовали его как один из центров патриотического воспитания и показывали для детей фильмы, посвященные Великой Отечественной войне, Беслану, Афганистану, Чернобылю… Старались приглашать и режиссеров. Мы видели необходимость этой работы: детям сегодня эти фильмы не показывают, сами они вряд ли будут их специально искать и смотреть в интернете, и многих вещей о героической истории Родины наши дети не знают.
А когда я вышла на пенсию, меня пригласили в кинотеатр «Юность» работать методистом. Тогда кинотеатр возглавлял Андрей Павлович Жуков. Он сказал: «Что ты раньше делала, то и делай». Я занималась организацией мероприятий и распространением информации о кинотеатре в районе.
К этому времени у нас сложились хорошие, тесные связи с общиной храма иконы Божией Матери «Скоропослушница», который находится неподалеку – на улице Рыбалко. Так родилась идея сделать киноклуб, где можно было бы показывать фильмы не только нашим прихожанам, но и всем, кому эта тема интересна и важна.
В «Документальной киноистории» в Историческом музее Москвы я познакомилась с Александром Куприным, и мы решили показать в «Юности» его фильм. Так все и началось.
Сначала за основу репертуара киноклуба я брала фильмы – участники фестиваля «Лучезарный ангел»: смотрела программу, отзывы…
Однако мы можем показывать не все фильмы, а только те, у которых есть прокатное удостоверение, и, конечно же, если получаем разрешение правообладателя фильма.
Через телефоны, указанные в прокатных удостоверениях, я выходила на правообладателей фильмов. Помогли давние дружеские связи с киностудией «Русский путь» и ее руководителем Сергеем Зайцевым и руководителем киноклуба Филиппом Кудряшовым. Познакомилась с очень интересными кинематографистами, режиссерами и продюсерами: Николаем Раужиным, Игорем Букреевым, Борисом Лизневым, Александром Гундоровым, Владимиром Хотиненко, Верой Малышевой, Александром Куприным, Натальей Заевой, Олегом Сытником, Софьей Горленко, Владимиром Асмирко, Марией Линдер, Людмилой Коршик, Михаилом Косыревым-Нестеровым.
– Кто приходит на ваши сеансы?
– Разные люди. Это и прихожане храмов, и жители нашего района, а бывает, что на наши встречи приезжают и из других районов. В этом году я познакомилась с координатором движения «Сорок сороков» Андреем Кормухиным. Появилась совместная программа «Исторической киносреды» и движения «Сорок сороков» – «Киносороченские встречи». Всегда очень приятно видеть участников движения у нас в кинотеатре.
Российские документальные и научно-популярные фильмы не имеют, к сожалению, проката
Однажды я с удивлением узнала, что к нам приехал мужчина из Владимира на встречу с режиссером, сценаристом и педагогом, народным артистом РФ Владимиром Хотиненко. Мы два раза показывали художественный фильм Владимира Хотиненко «Наследники» – о наследии преподобного Сергия Радонежского. Первый раз фильм был показан в День народного единства бесплатно. Помню, в тот день к нам приехала сотрудница Департамента культуры и была очень удивлена тем, что у нас на кинопоказ собрался практически полный зал. Второй раз показали фильм уже в киноклубе «Историческая киносреда». Фильм представлял сам режиссер – Владимир Иванович Хотиненко. Фильм игровой, сделан очень интересно, основное действие фильма происходит на телевидении при съемках ток-шоу, посвященного преподобному Сергию Радонежскому.
К сожалению, большого проката фильм не получил. Российские фильмы, особенно документальные и научно-популярные, даже если и получают государственную поддержку на их производство, не имеют необходимой рекламной кампании и проката в кинотеатрах. Поэтому, к сожалению, их, как правило, никто не видит.
Мы договорились с Владимиром Ивановичем, что еще встретимся, и если удастся, покажем киноверсию его многосерийного телевизионного фильма «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского.
– Как часто и когда проходят ваши показы?
– Стараемся делать каждую неделю, по средам, в 19:00, но не всегда получается. Всё-таки кинотеатр «Юность» – это светский кинотеатр, главная задача которого – демонстрация репертуарных фильмов.
– Почему именно по средам?
– Среда была выбрана по благословению протоиерея Алексия Чулея, настоятеля храма иконы Божией Матери «Скоропослушница». Думали, какой день лучше взять, – а как раз по средам в храме в 5 часов вечера читается акафист Божией Матери, и после его окончания прихожане могут прийти посмотреть православные фильмы.
Не только кино
– Обсуждение до или после фильма устраивается прямо в зале?
– Основной кинопоказ и обсуждение проходят в кинозале. С этого года стараемся делать и программы в фойе. Вот, например, мы показывали фильм «Иерей-сан», это было 12 октября, в день памяти священномученика Иоанна Рижского. Это святой, о котором у нас люди не очень много знают, но, как рассказали нам наши священники, частицы его мощей находятся в антиминсах многих российских храмов.
– Да вот и у нас они есть, в храме Троицы Живоначальной на Грязех – это на Покровке.
– Я недавно вернулась из Дивеева и обратила внимание, что в Троицком соборе, с правой стороны – большая-большая фреска с изображением священномученика Иоанна Рижского, в полный рост, с крестом мученическим и с Евангелием.
И в день памяти святого мы в фойе сделали программу об Иоанне Рижском, отец Игорь Константинов, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца на Живописной, рассказал о святом, принес икону, даже частицу мощей, все с благоговением приложились, посмотрели видеосюжет – у нас в фойе большой плазменный экран – и потом, уже в кинозале, смотрели «Иерей-сан» и обсуждали фильм с генеральным продюсером Любовью Калинской и председателем Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонахом Димитрием (Першиным).
Или вот недавно мы показывали «Пока звонит звонарь» – потрясающий фильм режиссера Валентины Матвиенко, снятый на киностудии «Леннаучфильм». Фильм рассказывает об истории колокольного звона, в нем есть сюжет, где врач объясняет, какое воздействие колокольный звон оказывает на людей: он мобилизует организм, и в нем начинаются процессы самовосстановления. Мы сделали выставку работ молодой талантливой художницы Натальи Золотаревой «Раскатами благовеста», посвященную колокольному звону. И у нас выступал звонарь и певец Семен Ильягуев.
– В программе киноклуба много фильмов, посвященных истории России.
– Да. Например, мы показывали фильмы потрясающего режиссера Бориса Лизнева. Его фильм «Полк, смирно!» сделан на основе уникальной фотографии Кексгольмского полка, снятой в 1903 году. Очень толстый слой серебра, использованный при создании этой фотографии, позволил максимально увеличить изображение, так что видны четко лица солдат, а их на фотографии больше 1000. Фильм снят одним кадром, камера переходит от лица к лицу, а за кадром читают письма солдат с фронта. Мы как будто на машине времени перенеслись в то время.
Вместе с фильмом «Полк, смирно!» мы показали кинокартину этого же режиссера «Последний бал», созданную на основе фотографий последнего костюмированного бала, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1903 году, на котором царская семья и приближенные к ней были в русских народных костюмах эпохи царя Алексея Михайловича. Этот фильм тоже сделан на основе исторических фотографий: режиссер поместил фотографии в интерьер Зимнего дворца, за кадром читаются письма, комментарии из дневников и переписки окружения царя, фрейлин – мы погружаемся в то время и видим, насколько напряженная и враждебная была атмосфера вокруг Николая II. В фильме звучат стихи великого князя Константина Константиновича Романова в исполнении самого режиссера Бориса Лизнева.
У нас была удивительная встреча на кинопоказе фильма «Излечить страх», когда к нам как зритель пришла женщина, лично знавшая святителя Луку, архиепископа Крымского, – она рассказала нам о встрече с ним.
Очень хочется, чтобы о нас узнало побольше людей и приходило к нам в киноклуб. Конечно, многие фильмы есть в интернете, многие показывают на телеканале «Спас». Кстати, телеканал «Спас», хотя они этого и не знают, является одним из консультантов нашего киноклуба, и некоторые фильмы мы показываем после того, как посмотрим их на телеканале. Но ведь мы и картины художников можем теперь посмотреть в интернете, но это совсем другие впечатления, чем сама картина в выставочном зале. Только большой экран и профессиональное кинооборудование дают возможность в полной мере оценить труд создателей фильмов. У нас можно напрямую задать вопросы режиссерам и членам съемочной группы. И потом, хороший фильм в хорошей компании – отличный вариант для проведения вечера. И что немаловажно: чтобы нам доказать право существования на территории светского кинотеатра, нужно, чтобы за нас проголосовали «рублем». На фильме «Паисий Святогорец», к слову, были полные залы.
Билет в киноклуб стоит 100 рублей – это самая маленькая цена в кинотеатре вообще, меньше детского. И, несмотря на это, фильм «Паисий Святогорец» за один показ (а их было четыре) собирал денег больше, чем репертуарный фильм за две-три недели проката по два-три сеанса в день.
Это кино востребованное. Этот зритель в Москве есть. И его много.
Кто поддержит доброе кино?
– И я бы хотела просить поддержать православное кино и приходить в кинотеатры, когда там идут православные фильмы.
Ведь мы можем поддержать доброе кино, именно придя в кинотеатры, показав тем самым, что оно востребовано. Покупая билеты, мы финансово поддерживаем не только кинотеатры, но и кинематографистов, которым идет часть выручки с продажи билетов.
– И чтобы кинотеатры поняли: это для них рентабельно, и чтобы кинотеатры брали в прокат больше российских фильмов.
– С российскими фильмами вообще странная история получается. Об этом говорил Владимир Иванович Хотиненко у нас на встрече. Вот вроде бы приняты ответные санкции против западных производителей, а на кинематограф они почему-то не распространяются: в кинотеатрах идет сплошной Голливуд, и соответственно, прибыль куда-то туда и уходит. А российские фильмы, как правило, показываются во вторых залах и очень часто – бесплатно, на благотворительной основе. Это, конечно, здорово, что они показываются так, но кинематографисты от этого ничего не получают.
– Франция нам давно не пример, но я слышала, что, по крайней мере несколько лет назад, у них была очень жесткая квота на Голливуд, именно потому, что они не хотели американского влияния и старались развивать свое кино.
– В Стратегии государственной культурной политики до 2030 года поставлена задача увеличения доли российских фильмов к 2018 году до 25%, к 2030-му – до 30%. Об ограничении «засилья», а значит и влияния Голливуда не говорится. Молодым кинематографистам иностранные критики и киноведы настоятельно дают понять, что, если они хотят иметь призы на международных фестивалях, они должны снимать фильмы о нетрадиционных сексуальных отношениях или провокационные фильмы, идущие в разрез с традиционными духовными ценностями. И для меня очень странно то, что у нас активно рекламируются фильмы об однополой любви, такие как «Кэрол» или «Служанка», в государственных кинотеатрах идут откровенно порнографические короткометражки. Сейчас все массмедиа рекламируют фильм и спектакль Серебрянникова «Ученик», построенный на провокации и оскорблении чувств верующих.
– А как вы считаете, нужна ли нам цензура – по крайней мере в отношении того, что показывают детям? Вспоминается история, о которой писала BBC: так называемые ЛГБТ-активисты обратились в студию «Дисней» с предложением ввести персонажа-лесбиянку в мультфильм «Холодное сердце». Им не ответили: «Вы что, с ума сошли?» Им сказали: это слишком радикально, пока аудитория к этому не готова, да и Россия не купит такой мультфильм. Зато в «Симпсонах» уже есть такой персонаж, как я слышала.
– Я читала эту статью. Кстати, «Симпсоны» идут на канале «2х2», который чередует этот сериал с нашими детскими мультфильмами, завлекая маленького зрителя.
– Давайте эту тему разовьем. Когда появились у нас возрастные ограничения, многие обрадовались. Но что такое «16+»? Кому-то, может, и плюс, а кому-то и минус – как это определяется?
– Возрастной ценз определяется в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». На мой взгляд, этот закон сейчас соблюдается не в полной мере. Особенно это касается активной рекламной кампании в кинотеатрах. Мы приглашаем детей в кинотеатры на детские фильмы и мероприятия и совсем не думаем об их защите, обрушивая на них вал рекламы фильмов «18+» с убийствами и насилием. Они это видят в фойе кинотеатров на афишах и в рекламных роликах фильмов. В некоторых кинотеатрах рекламу фильмов «18+» пускают перед просмотром мультфильмов. Я, как мама пятерых детей, уверена, что необходимо вернуться к опыту Москвы, которая имела сеть кинотеатров для детей и молодежи, где была создана безопасная среда для детского и семейного досуга.
Кинематограф – одно из массовых и доступных средств культурного воздействия на людей. Репертуару кинотеатров надо уделять очень большое внимание, и уж тем более наши дети заслуживают того, чтобы мы очень аккуратно относились к их психическому здоровью, не калечили его. Сейчас ведь очень разные голливудские мультфильмы выходят.
– Это раньше они были разные: все-таки попадался «Король Лев» или «Бэмби», а как раз сейчас они довольно одинаковые.
– Здесь вопрос еще и о нашей мультипликации, она тоже как-то не очень пробивается на киноэкраны.
– А она есть?
– Есть. Даже фестивали проходят. Мне кажется, что вообще детскому контенту нужно сейчас уделять очень большое внимание.
– В советское время выходило множество чудесных детских фильмов и мультфильмов. Но тогда их производство финансировало государство. Может, было бы выходом, если бы сегодня было так же. Как вы полагаете?
– Есть программы по субсидированию фильмов. И в выше упомянутой Государственной стратегии развитию мультипликации тоже уделяется внимание. Но на экранах ее почти нет.
Создай вокруг себя микромир добра!
– Тогда поставим вопрос по-другому: а может ли эта проблема в принципе быть решена административно или финансово? Или должно произойти изменение сознания, которое материализуется в том числе и в кинематографе?
– На мой взгляд, сегодня многое зависит от конкретного человека в конкретном месте. Системы охраны детства в отношении кино – нет. В отношении ТВ-программ – тоже нет. Интернета – тем более.
Поэтому помочь может только общий сдвиг в сознании людей. Знаете, я как-то разговаривала с одной знакомой, она мне сказала замечательную вещь: нужно, чтобы каждый человек создавал вокруг себя небольшой микромир добра и любви. И когда этих микромиров будет больше, нам удастся изменить ситуацию к лучшему.
Конечно, хотелось бы более ответственного отношения чиновников, определяющих политику в сфере культуры, к проведению тех или иных реформ. Только одной какой-то огромной реформой сверху проблему не решить: мы видим, как благие начинания очень часто проваливаются на этапах исполнения.
Очень важно, чтобы люди не пассивно наблюдали за происходящим, а меняли среду вокруг себя, высказывали свое мнение на открытых правительственных порталах. Каждый на своем месте может что-то делать хорошее и не делать плохого. Отдельные люди своими, как кажется, небольшими делами могут довольно многого достичь.
– Получается по слову преподобного Серафима: стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся. Если ты будешь меняться сам, то, наверное, и вокруг тебя всё начнет меняться.
Планы – близкие и не очень
– Расскажите нам о ваших планах. Что мы увидим в октябре-ноябре?
– 9 ноября мы планируем провести творческую встречу с Владимиром Хотиненко. 16 ноября у нас в гостях Дальневосточная киностудия и Продюсерский центр «Поддержка хороших идей», фильмы «Репортаж из Рая» и «Святая заступница». 30 ноября – фильм «Чернобыль до и после» и встреча с его создателями, посвященная 30-летию закрытия саркофага над реактором ЧАЭС. С продюсером этого фильма Александром Феофановым мы договорились в декабре показать еще один фильм – посвященный архимандриту Иоанну (Крестьянкину).
Ближайшая встреча – 26 октября в 19:00. Мы покажем фильм «Невыученный урок 14/41», посвященный Донбассу. 1 сентября, школа на Донбассе, идет урок – и начинается бомбежка. Маленький мальчик остается один в классе, и получается так, что сквозь портал в прошлое – школьную доску – он встречается со своим ровесником из 1941 года. Представит фильм его режиссер Нина Ведмицкая.
А второй фильм, который мы покажем в этот вечер, – «Живи» Елены Пискаревой. Его героиня – девочка, пришедшая делать аборт. Как пишет сама Елена о своем фильме, когда она сама пришла в роддом рожать ребенка, то увидела, что в одной палате лежат и женщины-абортницы, и те, кто пришли, чтобы сохранить беременность. И это такой клубок эмоций и боли, что она не могла остаться равнодушной и не могла успокоиться, пока не выплеснула это в фильм. Елена совсем недавно родила четвертого ребенка. Давайте ее поздравим с этим радостным событием. Несмотря на хлопоты с новорожденным, она все равно хочет приехать к нам и представить свой фильм. Специальным гостем на этой встрече будет кандидат исторических наук, президент АНО «Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей “За жизнь”» Сергей Чесноков.
Адрес кинотеатра «Юность»: Москва, ул. маршала Рыбалко, д. 1 (5 минут пешком от станции метро «Октябрьское поле»).
Телефон кассы: 8-499-194-24-30.
Информацию о работе киноклуба можно посмотреть в группах «Историческая киносреда» на сайтах «Вконтакте»: https://vk.com/yunostkinoclub и «Фейсбук»: https://www.facebook.com/groups/yunostkinoclub/.
– В 19:00 начало?
– Да. Вход в этот раз – бесплатный.
– Мы придем!