Афины, 27 октября 2016 г.
Авторитетная греческая общественная организация «Союз православных клириков и монахов» направила открытое послание священноначалию Элладской Православной Церкви. Письмо, в частности, подписали: архимандрит Афанасий (Анастасиу) – игумен монастыря Великие Метеоры, архимандрит Сарантис (Сарантос), архимандрит Григорий (Хадзиниколау) – игумен монастыря Святой Троицы в Волосе, протопресвитер Георгий Металинос – почетный профессор Афинского Университета, протопресвитер Феодор Зисис - почетный профессор Салоникского Университета имени Аристотеля, доктор богословия Димитрий Целенгидис. При этом сбор подписей под документом продолжается, сообщает портал Agionoros.ru.
![](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102484/248478.p.jpg?mtime=1475574679)
Авторы послания считают, что Критский собор не только не способствовал консолидации православного мира, но «породил разделения и противоречия».
В работе собора не приняли участие четыре Поместные Церкви, представляющие более половины всей православной паствы. Кроме того, не все епископы имели возможность участвовать в соборе, а те, кто все же получили приглашение прибыть на Крит, были лишены права голоса. Участники греческого «Союза клириков и монахов» подчеркивают, что равноправие всех епископов было нарушено впервые в истории Православной Церкви, все решения принимали Предстоятели, которые по сути действовали как «коллективный папа».
Невиданный прежде регламент собора породил ряд коллизий:
1. Большинство сербских епископов отказались подписать документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», однако в связи с тем, что его подписал Предстоятель, в итоговом тексте под ним автоматически поставили подписи всех сербских архиереев.
2. Четыре кипрских митрополита отказались поставить подписи под итоговым документом «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», а чтобы это не бросалось в глаза, Кипрский архиепископ, не получив соответствующего согласия, «подписал документ вместо них».
Участники «Союза клириков и монахов» называют Критский собор «экуменистическим» и полагают, что он вводит новое учение о Церкви. «Отнюдь не случайно организаторы Собора упорно протестовали против предложения Элладской Церкви заменить текст «других христианских церквей» на «христианских общин»», – подчеркивают авторы документа, – «Слово ересь ни разу не встречается в документах «Собора», а справедливое предложение Святой Горы запретить совместные молитвы с еретиками было полностью проигнорировано».
По мнению авторов открытого письма, «собрание части епископов на Крите не может быть охарактеризовано ни как Собор, ни как Святой, ни как Великий». Они просят у священноначалия Элладской Церкви не утверждать принятые на Крите решения, или как минимум отвергнуть как недействительный текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
Участники «Союза клириков и монахов» призывают к общеправославным усилиям по созыву другого Всеправославного Собора, который отнесется к «Собору на Крите» как «к предсоборному собранию епископов и изменит его решения».