Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Слово на заседании Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года

31 октября 2016 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к собравшимся со вступительным словом.

    

Приветствую членов Высшего Церковного Совета.

Сегодня ровно год со дня катастрофы, которая произошла над Синаем, когда по злому человеческому умыслу погибли наши соотечественники. Я просил бы начать заседание провозглашением «Вечной памяти».

На сегодняшнем заседании нам надлежит обратить особое внимание на вопросы религиозного образования. Образование является сквозной темой, проходящей через все практически наши заседания. Это свидетельствует о том, что образование в Церкви является очень важным приоритетом. С решением проблем, стоящих в этой области, мы связываем и совершенствование пастырской работы в Церкви, и, может быть, в первую очередь, изменения в сознании наших детей и молодежи.

Тема воскресных школ, которую мы сегодня будем осмыслять, предполагает совершенствование учебного процесса. Я хотел бы обратить внимание на то, как изменились дети. Они очень отличаются от детей нашего поколения. С большим интересом посещаю православные гимназии, воскресные школы, общаюсь с учащимися и вижу, как изменилось их сознание и отношение к учебному процессу. В наше время ребенок просто усваивал, в той или иной степени, с тем или иным интересом, то, что ему рассказывали преподаватели. Но современный ребенок погружается в интерактивную среду, он сам участвует в образовательном процессе, у него действительно изменилось отношение к образованию. Есть еще одна особенность, которая, вероятно, связана с общим ускорением темпов жизни: от образования дети и их родители ждут скорейшего результата, не так, как это было в наше время. Все эти изменения в психологии ребенка, в психологии родителей мы, конечно, должны учитывать.

Мне кажется, в этом плане особое внимание нужно обратить на воскресные школы. В воскресных школах не следует копировать старый способ образования, когда преподаватель рассказывает, дети слушают, что-то запоминают, потом отвечают. В той или иной степени эта старая традиция всегда будет сохраняться, но нам нужно усиливать именно интерактивную часть работы.

С самого раннего детства дети привыкают к гаджетам, и это, конечно, содействует их скорейшему развитию. Но есть проблема: они погружаются в виртуальную реальность. Мы должны вводить в программу наших воскресных школ то, что вводило бы ребенка в соприкосновение с реальной жизнью, — вот почему мне кажется очень важным развивать деятельность по приобщению детей к труду. Посещая разного рода мероприятия, в том числе молодежные, я обратил внимание на то, какой интерес вызывают практические занятия, на которых участникам прививаются определенные трудовые навыки. Я неожиданно для самого себя увидел, насколько увлекает людей, когда, например, что-то лепят из глины, строгают, собирают. Например, строят деревянную часовню — сотни людей собираются в центре города посмотреть, как обрабатывается бревно, как возводится обыденный храм или часовня. Нам следует обратить внимание на это обстоятельство. Думаю, в программе воскресных школ должны появляться образовательные курсы, которые вводят ребенка в контакт с реальными предметами, которые развивают конкретное мышление и конкретные навыки.

То же касается и духовного воспитания. Обратите внимание, с каким с удовольствием дети принимают участие в богослужениях. Одно дело, когда ребенок всю службу стоит и просто созерцает, и другое — когда он в алтаре, на клиросе, у подсвечника, за требным столом, как-то помогает. Мы должны очень хорошо продумать возможность вовлечения детей в практическую литургическую деятельность.

Все это связано именно с тем, что нахождение в виртуальной реальности создает у ребенка дефицит практических дел. Мне кажется, мы должны учесть специфику современной детской психологии и постараться использовать дефицит, о котором я сказал, и для развития интереса детей к религиозному образованию, и для приобщения их к литургическому благочестию.

Примерно из того же кластера проблем и возможностей — привлечение нашего подрастающего поколения к активной деятельности в разного рода мероприятиях. Мы знаем, с каким интересом дети относятся к походам, к паломничествам, то есть к реальным действиям, которые вводят их в соприкосновение с жизнью, в том числе с духовной. Поэтому я попросил бы обратить внимание на то, чтобы наши программы воспитания, особенно в воскресных школах, включали в себя этот очень важный компонент. Будет меньше скуки, скажу откровенно, будет меньше формализма и, самое главное, мы будем развивать то, что теперь называется интерактивностью, то есть вовлечением ребенка в процесс обучения.

Самым, может быть, важным аргументом в пользу такого подхода к образованию в воскресных школах является все-таки несомненная неудача дореволюционного религиозного воспитания. Ведь практически все те, кто в 20-е годы отказался от веры и от Церкви, изучали Закон Божий. Соблазны мира сего, какие-то новые идеи захватили сознание настолько, что заложенные навыки были в значительной степени ослаблены. Не в полной мере, конечно, потому что с возрастом именно комсомольцы 20-х годов стали пополнять наши храмы, но должно было многое произойти, люди должны были многое испытать, выстрадать, чтобы началось обращение к вере, которое очень ярко проявилось в Великую Отечественную войну и в послевоенные годы. Но нам не нужны новые катаклизмы для того, чтобы люди снова обращались к вере. Мы должны делать правильные выводы из нашей истории, в том числе из истории системы церковного воспитания.

Хотел бы этими словами предвосхитить нашу дискуссию в отношении тем, которые будут предложены в рамках общих размышлений о развитии религиозного образования в нашей Церкви. Благодарю за внимание.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 68 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×