2 ноября 2016 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналиясостоялось заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Митрополит Ювеналий представил доклад о деятельности Совета.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы проводим очередное заседание Церковно-общественного совета. Святейший Патриарх утвердил повестку сегодняшнего заседания, на котором мы рассмотрим результаты работы Синодальных отделов и комиссий по исполнению данных им поручений и деятельность епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Насущной задачей, требующей своего решения, является ознакомление нашего общества, в первую очередь, с подвигом новомучеников и исповедников, чья судьба была неразрывно связана с историей Отечества. Трудно представить ХХ век без тысяч священнослужителей и верующих мирян, неотъемлемой части нашего народа, которые отстояли религиозно-нравственные идеалы. В этой связи Церковно-общественный совет дал соответствующие поручения Синодальному отделу по религиозному образованию и катехизации. Во исполнение поручения Совета Синодальным отделом были разработаны методические рекомендации по проведению в организациях общего и дополнительного образования занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они носят рекомендательный характер и могут корректироваться с учетом региональных особенностей. Для образовательных организаций с православным компонентом и православных организаций дополнительного образования данный курс рекомендуется в качестве учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской», интегрированного в учебную дисциплину «Основы православной веры» (часть «История Русской Православной Церкви»). Для государственных и муниципальных образовательных организаций данный модуль рекомендуется в качестве отдельного курса внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственной культуры. Курс может быть использован в рамках занятий с воспитанниками воскресных школ.
Церковно-общественным советом было направлено в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации учебное пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России», которому после экспертизы был присвоен гриф Синодального отдела и гриф Издательского Совета. Синодальным отделом религиозного образования и катехизации было предложено направить после издания пособия циркулярное письмо в епархии Русской Церкви с рекомендациями по его использованию. Данное пособие вышло за пределы регионального аспекта и ему, по согласованию с его авторами, было дано название «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе». Заместитель председателя Синодального отдела игумен Митрофан (Шкурин), надеюсь, дополнит имеющимися у него сведениями ход исполнения данных отделу поручений.
На предыдущем заседании Совета обсуждался вопрос о необходимости каким-либо образом отдать должное не только тем, кто был прославлен Церковью как новомученики, но и всем пострадавшим в годы репрессий. В связи с этим Синодальной богослужебной комиссии было дано поручение: «Составить чинопоследование с особым прошением обо всех убиенных в годы репрессий». Данное поручение было Синодальной богослужебной комиссией исполнено, и составленные ею тексты особых прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в заупокойные богослужения были утверждены Священным Синодом 13 июня 2016 года (журнал №44).
В связи с устным обращением Преосвященного епископа Орского и Гайского Иринея, которое было сделано в ходе заседания Архиерейского Собора 2016 года, касающимся учреждения дополнительной даты соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, Церковно-общественному совету было поручено рассмотреть этот вопрос и дать заключение. В соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Кирилла, при положительном решении оно должно быть представлено на рассмотрение Священного Синода, если же заключение будет отрицательным, его следует направить к сведению Преосвященного епископа Иринея. Я обратился с просьбой к Преосвященному епископу Иринею изложить основания для учреждения дополнительной даты соборной памяти. Полученный ответ мной был направлен в Синодальную богослужебную комиссию и Синодальную комиссию по канонизации святых и на сегодняшнем заседании предлагаю обсудить этот вопрос и принять соответствующее решение.
В ходе заседаний Архиерейского Собора 2016 года Преосвященный епископ Тарский и Тюкалинский Савватий выступил с просьбой о создании кратких буклетов с житиями новомучеников. Святейшим Патриархом Кириллом было поручено Издательству Московской Патриархии изучить возможность создания такой серии брошюр, а мне как председателю Церковно-общественного совета — руководить данным проектом. В апреле сего года у нас состоялась встреча с представителями Издательства Московской Патриархии, на которой мы обсудили варианты брошюр и решили, какие тексты должны быть использованы при их издании, чтобы не допустить публикации житий с недостоверной информацией, которая, к сожалению, во множестве размещена в сети Интернет и публикуется некоторыми издателями. Надеюсь, что в ближайшее время Издательство Московской Патриархии представит мне на рассмотрение первые макеты данной серии.
Церковно-общественный совет на заседании, состоявшемся 17 ноября 2015 года, поручил настоятелю храма Новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерею Кириллу Каледе подготовить и направить Святейшему Патриарху список храмов города Москвы, в которых служили новомученики и исповедники Церкви Русской, имена которых в настоящее время включены в официальный календарь Русской Православной Церкви, для последующего указания настоятелям храмов предоставить эскизы мемориальных досок. Такой список, включающий в себя все действующие храмы и монастыри Московской городской епархии, а также ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, в которых служили новомученики и исповедники Церкви Русской, с соответствующим списком имен новомучеников был составлен и направлен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Одним из существенных аспектов успеха исполнения определения Архиерейского Собора 2011 года об увековечении памяти новомучеников является отражение информации о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской в средствах массовой информации. В соответствии с характером своей деятельности Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ предоставил сведения о ходе исполнения определения Архиерейского Собора в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, которые получены от 85 епархий. 6 епархий сообщили, что к данной работе не приступали, но имеют планы о развертывании своей деятельности в этом направлении. 72 епархии сообщили, что с большей или меньшей регулярностью в настоящее время размещают сведения о новомучениках в местной светской и церковной прессе, на официальных и неофициальных интернет-ресурсах. 37 епархий сообщили о создании фильмов, видеороликов и телепередач. В общей сложности было создано 30 фильмов. Было также выпущено более 30 книг и брошюр. Радиопередачи, касающиеся темы новомучеников, выпускались в 20 епархиях. В 16 епархиях прошли мероприятия, связанные с организацией конкурсов, выставок, бесед и чтений. 8 епархий указали, что ведут деятельность по популяризации подвига новомучеников в социальных сетях. 29 епархий сообщили о имеющихся у них планах приступить к съемкам фильмов и выпуску телепередач, 10 епархий заявили о планах по изданию книг о новомучениках, 6 епархий планируют выпускать радиопередачи, 30 епархий собираются провести выставки, популяризирующие подвиг новомучеников.
Заслуживающие с точки зрения обмена опытом результаты при исполнении постановления Архиерейского Собора 2011 года показала Московская епархия. В ней епархии регулярно размещаются сведения о новомучениках в средствах массовой информации, организовываются радио- и телепередачи, посвященные новомученикам; в епархии установлено 12 памятных досок, 16 поклонных крестов, 3 памятника. Переименовано 2 улицы: в селе Ильинском Красногорского района улица Новая Островская переименована в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы и в городе Электрогорске улица Безымянная переименована в честь священномученика Константина Успенского. Епархиальной богослужебной комиссией составляются тексты тропарей, кондаков и молитв новомученикам.
15 июня сего года мною было направлено письмо в епархии Русской Церкви, в котором было указано, что из анализа отчетов, поступающих из епархий, следует, что не все пункты Рекомендаций правящим архиереям к определению Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников и исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», принятых в 2014 году, удается исполнить. В частности, мало удаются разработки маршрутов паломнических поездок по местам, связанным с новомучениками, практически не устанавливаются мемориальные доски, не наименовываются улицы и площади именами новомучеников. Я просил правящих архиереев сообщить, с какими трудностями сталкиваются епархии в реализации принятых Архиерейским Собором постановлений и как они видят решение этих проблем.
Из анализа полученных ответов следует, что трудности, связанные с деятельностью епархий, имеют субъективный и объективный характер. Всё, что связано с молитвенным почитанием, богослужениями в дни памяти новомучеников, постройкой храмов и часовен, освящаемых в честь новомучеников, освещением в средствах массовой информации памятных мероприятий, связанных с новомучениками, освещением этой темы через сеть Интернета, организацией конференций, посвященных новомученикам, проводится более или менее успешно. В некоторых епархиях изображения новомучеников, информация о них, а также выдержки из их трудов размещаются на городских билбордах. Однако есть пункты, исполнение которых представляет из себя большие трудности, которые, по мнению епархиальных Преосвященных, имеют объективный характер.
Во-первых, это организация паломнических поездок, которые для одних епархий являются в материальном отношении трудно исполнимыми, для других, особенно находящихся в северо-восточных районах нашей страны, — невозможны из-за отсутствия дорог и сокращения транспортной инфраструктуры, в некоторых случаях уничтожены сами материальные объекты, связанные с жизнью новомучеников. В ХХ столетии были разрушены многие дома и храмы, связанные с новомучениками, а попытка обозначить памятное место в иных случаях вызывает протест в обществе, в случае, например, когда установленный памятный камень на месте разрушенного городского собора оказался рядом с памятником революционеру. Также есть сложности и в разработке паломнических маршрутов из-за отсутствия квалифицированных кадров в епархии.
Почти все Преосвященные, приславшие свои отзывы, единодушно отмечают практическую невозможность переименования улиц в честь новомучеников, что связано с рядом проблем. Одна из них это материальные затраты, которые связаны с такими переименованиями. Что касается наименования новых улиц, то их появляется мало из-за отсутствия масштабного строительства, которое в настоящее время не ведется из-за ухудшения экономического положения, в особенности, в провинции. Острой и в настоящее время трудно разрешимой является проблема переименований улиц и площадей в епархиях, находящихся на территориях других государств, где существуют законы, ограничивающие по существу деятельность религиозных организаций территорией прихода. Не просто осуществить переименования и в епархиях, на территориях которых проживают люди иных конфессий. Однако не только это мешает исполнению решения Архиерейского Собора о наименовании улиц именами новомучеников. К сожалению, главным образом решению этого вопроса мешает кардинальное в иных случаях расхождение во взглядах в самом обществе на историю России ХХ столетия и, в особенности, на то, что касается репрессий. На некоторые аспекты прошедших событий мнения общества диаметрально расходятся, что порождает даже некоторое идейное противостояние. Казалось бы, уже давно пришло время почтить память тех, кто были незаслуженно репрессированы и кого Церковь почитает героями духа, прославляя их как мучеников. Епархии, однако, сообщают, что реакция людей на переименование названий, данных в советское время, зачастую бывает очень болезненная, и любые предложения вызывают острые дискуссии и сопротивление. Преосвященные архипастыри сообщают, что практически все их предложения на этот счет не находят поддержки у муниципальных властей. Например, в Петушинском районе Владимирской области, в котором многим его жителям хорошо известно имя священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, и к памятным местам, с ним связанным, притекает большое количество паломников, не удалось назвать в честь этого святого даже маленького переулка. Из вышесказанного следует, что сейчас главной задачей является просвещение общества, формирование истинных духовных ценностей, чтобы был понятен сам подвиг новомучеников. В настоящее время такая деятельность в значительной степени осуществляется через средства массовой информации, поэтому епархиям следует активизировать работу с местными СМИ, в особенности со светскими, у которых имеется значительная аудитория. Этот вопрос сегодня нам нужно обсудить с вами. Может быть пути решения проблемы будут предложены Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Следует остановиться и еще на одном вопросе, который мне кажется важным и требующим разъяснения. Ряд епархий дали ответы, что на их территории нет прославленных Церковью новомучеников, и поэтому они не ведут работу, связанную с увековечением их памяти. Такое понимание вопроса неправомерно. Новомученики и исповедники Церкви Русской, служившие и пострадавшие в той или иной епархии, не являются предметом почитания исключительно какой-либо отдельной епархии. Новомученики, как и сам мученический подвиг, являются достоянием всей Церкви, а не только одной, двух или трех епархий. Следует учесть и то, что чисто человеческая связь с мучениками в настоящее время отсутствует по той причине, что уже велико временно́е расстояние, которое нас от них отделяет. Сейчас практически не осталось живых свидетелей мученического подвига пострадавших в 1930-х годах. Мы почитаем их исповеднический подвиг и обращаемся к ним в молитвах без всякой связи с конкретными территорией и временем. Поэтому перед нами стоит задача не столько увековечения подвига новомучеников, пострадавших на конкретных территориях, сколько раскрытие и духовное усвоение исповеднического подвига по возможности каждого из новомучеников, и епархии в этом отношении могут заниматься просветительской работой, касающейся любого из прославленных новомучеников. В настоящее время достаточно литературы, раскрывающей подвиг новомучеников, чтобы заниматься просвещением на епархиальном уровне.
Надеюсь на ваши предложения, которые помогут выработать оптимальные пути решения проблем, связанных с увековечением памяти новомучеников. Благодарю за внимание.