Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.
Диавол примешивается ко всякой добродетели.
Диавол примешивается ко всякой добродетели. Ты видел растение, называемое хмелем? Он цепляется ко всему, что ни встретит на своем пути: к забору, столбу, воротам, дереву и колу. И глядишь — знай себе растет. Так поступает и диавол со всякой добродетелью. Обвивается вокруг нее, чтобы сделать ее бесполезной, чтобы она уже не была добрым делом.
Как велик дар слез! Но и тут диавол привносит искушение. В разные виды слез примешивается диавол, чтобы сделать напрасной слезу человека на молитве, чтобы она не была принята Богом.
Истинные слезы, текущие из любви к Богу, обладают такой силой, говорит святой Иоанн Лествичник, что источник слез после крещения больше самого крещения1. А святой Григорий Назианзин говорит: «Знаю я и пятое крещение, которое рождается из слез, из покаяния со слезами, и такую силу имеет это крещение, что оно больше первого крещения. Потому что первое крещение стирает наши грехи, но не придает нам сил более не грешить»2.
Однако если бы мы захотели, то могли бы это, ибо воле человека предоставлена свобода после крещения — грешить или нет. А слезы после крещения стирают грехи, которые мы совершаем. Слезы умиления более крещения, ибо стирают все грехи, совершенные после крещения, и делают тебя чистым.
Существует несколько видов слез. Если у тебя есть слезы, вникни в то, какие из них благие, какие средние и какие от сатаны.
Благие слезы льются из любви к Богу.
Благие слезы льются из любви к Богу. Они утучняют человека, доставляют душе великие радости — и ест человек или не ест, но если он плачет, он сыт. Эти слезы сдерживают и голод, и жажду, и человек не сердится ни на кого. Душа его всегда радуется, потому что у нее есть любовь к Богу.
Слышишь, что говорит святой апостол Павел: «Радуйтесь всегда о Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4).
Второй вид благих слез — это слезы, текущие из страха Божия, но они иссушают человека. Слезы, рождающиеся из страха Божия, не утучняют, а иссушают человека. Поэтому самые благие слезы — это слезы, льющиеся от любви к Богу.
Человек плачет и всё время слабеет, потому что слезы этого вида рождаются из страха. Он боится мук адовых, боится Бога и по этой причине всё время плачет, и тело его иссыхает, неважно, ел он или не ел, спал или не спал. Эти слезы имеют силу иссушать естество человеческое по причине скорби о грехе, как высыхает древесина от огня.
Третий вид благих слез — это слезы, рождающиеся из страха смерти и страха Суда, когда человек думает о том, как он будет умирать, как будет мучиться, как тяжело ему будет расставаться с телом, как тяжко будет в день Суда, когда он предстанет перед мириадами Ангелов, чтобы получить окончательный ответ, куда ему теперь идти — в рай или ад, чтобы, не приведи Бог, нести вечное осуждение. Итак, и эти слезы тоже благие.
Бывают также слезы средние, то есть естественные, которые ни хороши, ни плохи. Ты видишь, что мать плачет о ребенке, ребенок плачет по матери, отец плачет о детях или кто-нибудь плачет о друге своем, жена о муже. Естественными являются и слезы от боли, страдания и скорби.
Человеку следует скрывать дар умиления, если он у него от Бога.
Есть также слезы, рождающиеся из тщеславия. Это слезы плохие. Например, у кого-то есть дар умиления, а он плачет потому, что ему нравится, когда его видит другой. Уж лучше бы он вовсе не плакал, ибо сатана похищает у него эти слезы. Человеку следует скрывать дар умиления, если он у него от Бога. Но диавол тоже побуждает человека плакать, когда его видят другие. Если же ты не можешь остановить этих слез, то ты не виноват.
Если человек плачет с той целью, чтобы его кто-то видел, или ему нравится, чтобы кто-то знал, что он слезоточив, то эти слезы — из тщеславия, они плохи и даже пагубны.
Есть еще слезы, льющиеся от гнева. Ты видел человека, когда он не может отомстить другому, как он плачет от досады? Всего-то и горя у него — что не может отомстить другому, а он горько плачет. Эти слезы еще хуже, чем слезы из тщеславия. Это слезы убийственные и злые, потому что он плачет, а сердце его выжимает сатана, так что оно льет слезы ненависти. Это слезы очень тяжелые, очень греховные, сатанинские.
Иной плачет от сластолюбия. Была у него дружба с женщиной или с другим кем-нибудь, и когда он вспоминает о ней, то плачет. Эти слезы вызываются бесом блуда.
Эти слезы идут тоже от врага, потому что человеку кажется, что Бог не позаботится о нем.
Есть еще плохие слезы, которые рождаются из-за убытков. Лишился человек денег или дома, отняли у него землю, и он плачет по своему добру. Эти слезы идут тоже от врага, потому что человеку кажется, что Бог не позаботится о нем.
Итак, вот сколько видов слез бывает, и не все они хороши. Только слезы из любви к Богу, из страха Божия, из страха смерти и мук адовых очищают его [человека], просветляют и приближают к Богу. Остальные же слезы или естественны, или злы и навлекают осуждение.
Святой Дионисий Ареопагит говорит, что зло, привнесенное сатаной, состоит в следующем: в желании безумном, гневе безрассудном и поспешном воображении или фантазии3. Ты видишь, которое зло исходит от сатаны и всех слуг его ? Желание безумное, ибо они [бесы] восхотели стать подобными Богу; гнев безрассудный, ибо они рвутся, не раздумывая, убить каждого, отомстить, причинить зло всякому творению Божию; и поспешное воображение, ибо они мнят о себе, будто они такие же, как Бог, забывая, что были созданы Богом.
Если бы можно было отнять у бесов эти три страсти, то они снова стали бы Ангелами. Но эти три зла делают их демонами. А если бы изъять их из их существа, то они снова стали бы чисты, как Ангелы, которыми они и были вначале.
Дивен Бог во всём !!!
И вспомните поговорку про сострадающих и плачущих - " у них душа близко"...