Стою на смотровой площадке. Внизу течёт широкая и полноводная Вычегда, братья втаскивают из воды крестильный плот. Раньше мы его разбирали на секции, а сейчас решили поднять целиком. Прозрачный осенний лес роняет листья. Совсем недавно каждый листочек был жив, трепетал на ветру. А сейчас, безжизненный, лежит на земле. Многие деревья за лето вытянулись вверх, лишь несколько самых старых рухнули, пришло их время. Жизнь, как в песочных часах, перетекает из одной колбы в другую. Пока песка наверху много, уровень его меняется медленно, едва заметно. Но, достигнув конической части, песок начинает сыпаться стремительно. Поначалу кажется, что впереди вечность, а под старость время летит очень быстро.
Шумит ветер, и мне вспоминается слышанное у толкователя псалмов Евгения Андреевича Авдеенко, что историю нужно не читать, а слушать, ведь вся история – это шум двух народов: народа-богоборца и народа-боголюбца. В шестой главе Первого послания к Тимофею апостол Павел пишет: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным». Если ты доволен, ты спасёшься. Я не о самодовольстве и не искании благ, а о способности радоваться тому, что посылает Господь. Разве может быть доволен сребролюбивый, завистливый, ревнивый, ленивый, чревоугодливый? А благочестивому всё слава Богу. Он рад тому, что было, что будет, что есть, всякому человеку, которого встретит, всякой погоде, всякому пропитанию. Он теснит вокруг себя мир зла, побеждает его.
Богоборец воюет со славой Божией, а боголюбец с любовью воспевает её. Богоборцы почти всегда недовольны. Это они затевают мятежи, войны, все нестроения. Есть среди них те, кто доволен собой и своими успехами, но это всё временное. Богатство улетучивается, слава уплывает сквозь пальцы, свобода обесценивается. Царь Ирод на своём дне рождения после танцев Соломии был доволен, но это довольство было весьма кратким. Он предложил плясунье полцарства, но мать Соломии, его сожительница Иродиада, предпочла другую награду – голову Иоанна Крестителя. А получив её, отнесла к себе и колола мёртвому спицей обличавший её язык. То есть язык праведника стоит больше, чем полцарства.
Рано или поздно любой богоборец впадает в озлобление и начинает искать виноватых. Опасно жить с ним рядом ещё и потому, что он своим недовольством заражает других. Преподобный Паисий говорит, что дьявола легко победить: смирись, и Бог его прогонит. А гордец всегда будет с тобой, от него не спрячешься, и молитва не всегда поможет. Даже святой Серафим Саровский прятался, запирался от одного монаха, с которым невозможно было сладить. Пример этого гордого монаха показывает, что и мы, христиане, тоже впадаем нередко в недовольство своей жизнью, своим окружением. Апостол же призывает: «Всегда радуйтесь». Что же нам мешает радоваться? Конечно же, бессмысленная, бездуховная, суетливая жизнь, проводимая в страстях и многих попечениях.
Мы живём у себя в Визябоже безбедно, всегда имеется что поесть, есть с кем вместе помолиться. На первый взгляд, нет повода для распрей. Но не всё ладно. Начал наблюдать. После литургии, это половина десятого, на завтрак подаются яичко, каша, блины. Потом можно на выбор выпить молока, простокваши, чая. Варенье в изобилии. Герой дня, конечно, матушка Мария. Это она встала в четыре утра и всё приготовила, такой она у нас молодец. Встаём из-за стола сытые, удовлетворённые, благодарим Бога.
В час дня обед. Само собой, за три часа мы проголодаться толком ещё не успели. Поэтому появляются от пресыщенности претензии к кушанью, капризы, недовольство. Матушка этого, конечно, потерпеть не может. Упрекает: «Почему плохо едите?» Братия нелюбезно отвечает. Начинается перепалка, унять которую я не в силах. Проходит три дня. Утро. Матушка снова печёт блины. Что будет дальше – понятно. Перенести обед нельзя, строители завтракают в семь часов, а обедаем мы вместе. А значит, всё повторится один к одному. Это пример того, как пресыщенность рождает недовольство.
Чтобы быть довольным, нужно уметь расставить приоритеты, определиться, что главное. Уже больше трёх лет мы каждый день служим Божественную литургию. И это для нас главное: ради этого мы здесь собрались – молиться о своём спасении, о своей стране, о тех, кто просит нас молиться. Я не чувствую себя дармоедом или бездельником. Как-то заехал один батюшка, спрашивает: «Вы рыбу-то ловите?» Я ему отвечаю: «Нет, молимся. Утром и вечером богослужение, потом много разных послушаний, времени на рыбалку не остаётся». Батюшка захохотал: «О-о-о, да какие мы молитвенники? – так, просто воздух сотрясаем». Стал рассказывать притчу о том, как в храме один думал о деньгах, другой о девушке, третий мечтал об автомобиле. А молитвенников не было, кроме одного мальчишки. Я ничего отвечать не стал. Но когда он уехал, подумал: «Нет, это неправда, есть польза от наших молитв. Ими Господь утешает людей, многие становятся благочестивыми и довольными. Если бы не находили утешения, блага, не стремились бы к нам за десятки километров из города».
Есть нужда в наших молитвах. Ведь два помянутых народа – богоборцы и боголюбцы – не имеют постоянного состава. Любой богоборец может пробудиться, воскреснуть, с ужасом обернуться назад и подумать: «Ведь мы были мёртвыми. Чем мы жили? Чему посвящали себе?» Помню такой случай: человек вышел на пенсию, опомнился, поступил в семинарию. А сын мой Денис! Ещё несколько лет назад его нельзя было увидеть иначе как с хмурым, тоскливым лицом, вечно пребывающего в унынии. Сегодня же молится, светится, читает Псалтырь, самый улыбчивый человек в обители, поражая подчас богословскими выводами, радуя своей духовной одарённостью, а главное – в радости живёт.
Богоборцы начинают войны и мятежи, а заканчивают их боголюбцы, иначе зло не прекращалось бы, а умножалось и давно погубило бы человечество. Богоборец может заставить замолчать боголюбца, казнив его или замучив, и увидит в этом победу. А победителем оказывается боголюбец, не отказавшийся от того, во что верил, и своей кончиной прославивший Господа. Даже смерть он встречает спокойно, с надеждой на лучшее. Про богоборца говорят: век бы его не встречать, а про боголюбца – век бы не расставаться. Так что сами подумайте, за кем будет победа?