Чистить подсвечники, ухаживать за лампадками, разливать по бутылкам воду из святого источника стало для меня привычным за четыре дня моего паломничества. Но на сей раз у сестер нехватка в другом.
– Галина Иосифовна, завтра хотим поставить вас дежурным экскурсоводом.
– Смогу ли?
– Конечно, сможете, – старшая сестра (вдвое моложе меня) улыбается, – Вы же писали о нас, да и материалами можете пользоваться.
Но что, если вместо пользы принесу людям вред? У меня ведь нет нужного опыта! А как же беспрекословное послушание? То, что очищает сердце? Придется готовиться.
Экскурсовод – неподходящее слово, когда речь идет о паломничестве. Экскурсия по святыням – звучит нелепо, если не кощунственно. Не родилось пока название для столь востребованного служения – знакомить людей с православными святынями.
Сочувственно улыбаясь моей озабоченности, инокиня, несущая здесь послушание, выдает мне солидную папку. Материалы для экскурсоводов. «Село Меркушино основано в начале 17 века. Оно расположено в 400 км от Екатеринбурга на высоком берегу реки Туры…»
Факты нетрудно запомнить и пересказать. Но я боюсь духовных вопросов. Если спросят: «Что такое святое место?» Какой простой вопрос и как трудно на него ответить! И тут я вспомнила, как попала однажды на беседу отца Авраама с сестрами в скиту. Помню, что тема разбиралась трудная, богословская – о свойствах Божиих. Атмосфера была непринужденная, и я решилась задать вопрос:
– Если Бог присутствует везде равномерно, то почему, когда приезжаешь в святое место, то здесь больше ощущаешь Его?
Ответ запомнила на всю жизнь:
– Вот ты ездишь по святым местам, а святые уходили в пустыню…
Не буду я паломникам рассказывать о том, когда и как образовалось село, ибо это предмет экскурсии. А у нас – паломничество, то есть поклонение. И начать следует примерно так.
Странный человек появился четыреста лет назад в богатом селе Меркушино
Странный человек появился четыреста лет назад в богатом селе Меркушино. Культурная речь выдавала благородное происхождение, но держался человек не гордо, не властно, а скромно, просто, смиренно. На хлеб зарабатывал меховым шитьем. Шубы выходили – загляденье, но скорняк все же был изрядный чудак: не подбив подол, оставлял заказчику обнову – и был таков. Найдут его, давай бранить, а он молитву шепчет да смотрит ласково, словно похвалы получает. Это зимой. А летом странный скорняк ловил рыбу и раздавал бедным, сам же ел чуть-чуть, был худ и болезнен и, не дожив до зрелых лет, отдал Богу душу. Похоронили странного человека возле церкви, поелику был молитвенник и службы Божии не пропускал. А тех, кто забывал Евангелие, кротко и тихо увещевал: «Имейте, – говорил, – страх Божий и сердце чистое».
Прошло полвека. Архиерею Сибирской страны доложили, что в селе Меркушино Верхотурского уезда есть святая могила. Были случаи, говорилось в донесении, когда тяжко больные молились на той могиле, отирали больные места землей и выздоравливали.
Пролетело еще полстолетия. 1704 год. 12 сентября. Золотом посыпана проселочная дорога. На три версты растянулся крестный ход. «Святой праведный Симеоне, моли Бога о нас!» – поет люд православный. Идет перенесение мощей Симеона Меркушинского – того самого чудака, любившего поношения, а не похвалы. Теперь почивать он будет в золоченой раке в монашеской обители города Верхотурье. И очень скоро называть его станут – праведный Симеон, Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Не для красного словца столь громкое имя. Утешает, исцеляет, оберегает, вразумляет Симеон.
Над могилой Симеона в Меркушино построен храм, и в нем бьет ключ вкусной, чистой, целебной воды. Мы находимся в этом самом храме, а к источнику сейчас спустимся в крипту.
Решаю для себя еще важный вопрос: надо ли рассказывать о чудесах, об исцелениях, которых за три века – не сосчитать. Как бы не сделать свой рассказ похожим на рекламу, а то сейчас много средств предлагают от всех болезней. Главное чудо уже тихо-тихо происходит в их душе, дай Бог им это ощутить и сохранить.
Старушка молилась и верила, что праведник ей поможет
Хотя, конечно, необыкновенно заманчиво рассказать о зафиксированных сестрами исцелениях. После молебна праведному Симеону здесь, в меркушинском храме, вернулся слух к больному ребенку. Помог Симеон и московскому школьнику. Мальчик баловался с химикатами, спровоцировал взрыв. Глаза были сильно повреждены, врачи надежд не давали. В это время в Москве проходила православная ярмарка. Некая добрая женщина принесла с ярмарки и дала родителям освященное масло из лампады, висящей над святым источником праведного Симеона. Стали мазать веки – и зрение к юному химику вернулось! За последние годы отмечены десятки случаев исцеления от бесплодия по молитвам к Симеону Верхотурскому. Тронул меня рассказ старушки из сибирского города. Она очень хотела поехать на праздник Симеона, но пенсию задерживали. Старушка молилась и верила, что праведник ей поможет. И вот однажды в магазине подходит к ней молодая женщина и говорит: «Я вижу, что вы верующая. У меня сегодня годовщина смерти мамы. Хоть мы и мусульмане, но помяните ее, пожалуйста». И подала свернутые купюры. Это была сумма, необходимая на дорогу.
А разве не чудо – за три года построен огромный собор? Да где построен! За сотни километров от промышленных городов. Одна доставка материалов чего стоила. Собор на четыре тысячи молящихся с мозаичным полом и колоннами поражает и наших соотечественников, и иностранцев. Даже самая удачная серия фотографий не передаст редкую гармонию природы и архитектуры. Вдоль высокого берега Туры раскинулся величественный храмовый комплекс. Грандиозный златоглавый собор Архистратига Михаила, вобравший в себя устремленную к небу колокольню, и – в пятидесяти метрах – маленький, белый, как снежинка, восьмигранный Симеоновский храм. Большой храм словно бы подал руку маленькому. И появилась галерея. В каждом храме – святыня. В маленьком – гробница Симеона, в большом – мощи священномученика Константина.
Когда их вели на расстрел, отец Константин всю дорогу молился, славил Бога, пел погребальные песнопения
О Константине Меркушинском хочется рассказывать так, как о нем думается: с болью и нежностью. В двадцать два года выпускник Пермской семинарии Константин был уже священником. Сюда, в Меркушино, служить в храме Архангела Михаила, отец Константин прибыл весной 1917 года. Что это было за время, мы помним по школьным урокам. На броневике товарищ стоял, имя его и произносить не хочу. «Апрельские тезисы». «Большевики должны взять власть». А молодой священник едет в святое место – служить Богу, помогать людям хранить веру. И действительно, при служении отца Константина, по возрасту мальчика, а духом зрелого христианина, укреплялась в селе вера православная. А красные творили свои беззакония, призывали к безбожию. В нескольких селах произошли волнения, а затем начались репрессии. В организации волнений обвинили священника и старосту храма. Когда их вели на расстрел, отец Константин всю дорогу молился, славил Бога, пел погребальные песнопения.
Свое сообщение я мысленно прорабатывала до вечера. И только уходя из сестринского корпуса, вдруг поняла, где я только что находилась. Это сейчас здесь живут сестры, а в начале XX века в двухэтажном доме была сельская управа. И именно здесь провел ночь перед расстрелом священномученик Константин Богоявленский.
В храме тишина, только охранник перелистывает журнал «Фома», взятый в киоске. Я уже тридцать минут дежурю. Пока никого. Ведь раннее утро. Но вот слышу, что подъехал автомобиль. Через пять минут открываются тяжелые двери.
Вошли, не перекрестившись, четверо мужчин, за ними – три женщины, на ходу повязывая косынки.
– А свечи можно купить?
– Да, пожалуйста, в киоске.
Женщины ушли за свечами, мужчины разглядывают убранство храма. Топчутся на месте, вглубь пройти стесняются. Жду вопроса, чтобы не навязываться со своей «экскурсией». Вернулись, разговаривая, женщины, и вопрос не замедлил.
– А куда поставить свечу, чтобы помощь в делах была?
– Вы находитесь в храме Архангела Михаила, можете ему поставить свечу. Можно Николаю Чудотворцу – вот его икона. И обязательно помолитесь. Просто свечу зажечь – это только полдела.
– А как молиться? Что говорить?
Поясняю, но почти не слушают. Вертят головами.
– Это и есть новый храм? А когда его построили? Красивый! Очень!
Группа понемногу окружила меня. Начинаю рассказ.
– Да, конечно, все говорят, что храм очень красивый. Владыка Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, назвал его образцом церковной эстетики. Но не ради красоты едут сюда люди, а ради святости этого места. Вы ведь знаете, конечно, что нашу страну называют Святой Русью.
Говорю и чувствую, что мои слова летят в пустоту. Слушают рассеянно. Вертят головами.
– А это какой камень? Малахит? Смотрите – малахит!
Мы подошли уже к раке с мощами Константина Меркушинского. Это она облицована малахитом.
– Здесь покоятся мощи молодого священника, расстрелянного в 1918 году большевиками.
Мои экскурсанты притихли, устремили глаза кто на меня, кто на раку.
– Отцу Константину Богоявленскому было двадцать два года. После окончания Пермской семинарии он приехал служить сюда, в село Меркушино, в апреле 1917 года… А через год его расстреляли.
У женщин глаза увлажнились, они завздыхали, неумело закрестились.
– Похоронили отца Константина возле храма, как положено погребать священника. Но потом собор взорвали, разобрали на кирпичи, а могилу сравняли с землей. И вот через восемьдесят с лишним лет, когда стали строить заново этот храм, во время земляных работ было найдено захоронение священника с Евангелием. Вначале было неизвестно, кто он. Потом по многим признакам узнали, что это Константин Богоявленский. В 2001 году отец Константин канонизирован как пострадавший за веру, как новомученик. Во время советской власти были расстреляны и замучены в лагерях десятки тысяч священников, монахов и просто верующих людей. Сейчас в нашей Православной Церкви ведется работа по выявлению новых святых – людей, претерпевших узы и муки за Христа.
– А можно свечу поставить?
– Да-да, можно поставить свечу и приложиться.
Идем по галерее. Мимо сувенирного киоска женщины, конечно, не пройдут. К витринам прилипла вся группа, но одна из женщин вдруг подошла ко мне.
У меня дедушка работал в церкви и пропал. Бабушка говорила, арестовали и больше не выпустили
– У меня дедушка работал в церкви и пропал. Бабушка говорила, арестовали и больше не выпустили.
– Он был священником?
– Нет. Не знаю. В общем, кем-то был.
– У вас, наверное, остались фотографии, документы?
– Не знаю, мама переезжала много. Надо спросить.
– Обязательно спросите и, если что-то найдете, принесите в Комиссию по канонизации. Могу дать вам телефон.
– Ну давайте...
Жду, когда стихнет оживление от покупки сувениров, и веду мою первую группу в Симеоновский храм. Открываю тяжелую дверь, приглашаю моих экскурсантов, которые стали уже родными. Гости мои осматривались уже более внимательно, про Симеона слушали сосредоточенно, будто одновременно решая что-то внутри себя. В молчании спускаемся по светлым каменным ступеням и оказываемся перед могилой праведника.
– Здесь, у святыни, принято делать земной поклон.
По моему примеру встают на колени. Я читаю вслух молитву на иконе, на свитке в руке Симеона: «Молю вас, братия, имейте чистоту душевную и страх Божий...»
Разливаю всем водичку из святого источника. Все пьют, а один мужчина медлит:
– Мне, наверное, нельзя. Я некрещеный.
– Как раз можно.
Поднимаемся из крипты, прощаемся уже радушно. Это Симеон сроднил нас.
– Спасибо вам большое. Начнется учебный год – весь класс сюда привезу.
– Мы тоже приедем, с бабушкой и детьми.
– Успехов!
– И вам успехов! И Ангела-Хранителя в дорогу.
Прощаюсь и уже вижу, что по Симеоновскому храму в каком-то недоумении бродят, вглядываясь в иконы, две женщины. Чувствуется, что обстановка для них непривычна. Будто бы хотят что-то спросить, да не решаются. Подхожу сама:
– У вас какие-то вопросы?
– Да.
В глазах старшей тревога и боль.
– Вот дочери прогнозируют осложненные роды, и нам посоветовали сюда приехать.
Дочь озабоченной не выглядит, словно уже чувствует защиту.
– Очень хорошо, что приехали. Как раз тут у нас святой источник. Сейчас я вас к нему провожу. А икона, перед которой мы стоим, – Пресвятой Богородицы. Видите надписи? Ее так называют: ненадеющихся надеяние, больных исцеление, печальных утешение... Ее и просите о помощи в родах, от всей души и с верой.
– А есть икона Девы Марии?
– Богородица и есть Дева Мария. Знаете, какую молитву больше всего любят верующие женщины? Вот эту: «Богородице Дево, радуйся».
Слушают внимательно, поэтому, завершив молитву, продолжаю:
– Этими словами обратился к Деве Марии Архангел: «Радуйся!» – когда сообщил, благовестил Ей, что скоро Она родит Спасителя мира. Матери у Марии уже не было, и Она пошла к своей единственной родственнице Елизавете. И не успела еще Мария ничего сказать о себе, как Елизавета произнесла эти слова: «Благословен плод чрева Твоего…»
Слушают с нарастающим вниманием, и наконец у них вырывается:
– А где про это написано?
– В Евангелии.
Я была счастлива, что сообщаю это.
После того как мы все вместе приложились к святыням, испили водички, решаюсь дать совет:
– Раз уж так далеко ехали, оставайтесь на службу. Можно исповедаться. И переночевать можно, и покушать сестры приготовят.
Мать и дочь просияли:
– А мы уже готовились в машине ночевать. В гостинице, конечно, лучше!
Провожаю до выхода и намереваюсь вместе с гостьями выйти к реке, но через открытые двери галереи вижу, что подъезжает автобус, да не какой-нибудь, а двухэтажный! Из гостиницы его тоже увидели, и вот старшая сестра идет встречать паломников. В окнах автобуса – иконы Богородицы и святителя Николая. Приехали издалека, с Украины, в сопровождении священника. Атмосфера сразу стала праздничной. Вокруг братья и сестры наши, приветливые, разговорчивые, родные. Женщины до слез умиляются на красоту храма, вслух благодарят и славят Бога. Мне бы надо как раз сейчас волноваться, перед такой духовно зрелой аудиторией. Но, наоборот, чувствую себя спокойно и радостно; отвечаю на вопросы и сама спрашиваю.
И вдруг – это же чудо! – отец Михаил входит в храм
У раки священномученика Константина Меркушинского пропели величание. Батюшка попросил открыть раку. Я растерялась. Дело в том, что раку может открывать только монастырский священник, а оба меркушинских батюшки сейчас в разъездах. И вдруг – это же чудо! – отец Михаил входит в храм. Он приветствует украинского батюшку и поднимает тяжелую крышку раки. Паломники с благоговением прикладываются к святым мощам.
– Отец Константин постарался для нас, – улыбаясь сквозь слезы, произносит пожилая украинка.
– И архангел Михаил! – подхватывает молодая.
В крипте у Симеона не спеша пели молебен, потом батюшка помазал всех освященным маслом из лампады. Разливаю воду по бутылкам. Кажется, мы пошли уже по второму кругу, а они просят: «Еще трошки…» – «Конечно, налью, вы же так далеко ехали».
Хотелось и нам, и им, чтобы побыли «еще трошки». Но расписание поездки не позволяет. У них сегодня Нижний Тагил и Невьянск, а завтра – Ганина Яма и Екатеринбург. Сестры угощают украинских гостей кедровыми орехами. «Шо, их и кушать можно?»
Уезжают чуть не плача: «Якая тут благодать!»
Ближе к вечеру долго сижу одна в соборе, прислушиваясь к себе: а изменилось ли что-то во мне к концу первого дня блаженного послушания? Не знаю, но есть какое-то отрадное чувство…
Незадолго до закрытия храма вошли двое. Женщина в светлом платочке, с озабоченным лицом, и мужчина – хмурый и усталый. Он сел на лавку у входа и ждал, пока жена поставит свечи и помолится. В Симеоновский храм идти не соглашался. До меня донесся его сердитый голос:
– Я тебя привез, и отстань, пожалуйста.
Жена с кротостью продолжала уговаривать. Пошел с неохотой, плелся, будто на ногах утюги. Поскольку я вела только их двоих, ему, видимо, неудобно было не принять мое приглашение спуститься в крипту. Встал вместе с нами на колени. Я прочитала молитву, написанную на свитке Симеона: «Молю вас, братия, имейте чистоту душевную и страх Божий…» Зачерпнула воды.
Мужчина выпил святую воду из протянутой ему кружки, с облегчением выдохнул, словно гору с плеч скинул, и вдруг сказал жене:
– Спасибо, что привезла меня сюда.
Спасибо за прекрасную душевную статью!
чтобы благословил Господь побывать паломниками во Святых Местах и нам грешным ....
такая благодать от имен ваших --- только прочитывая о вашем служении Господу и житии
слезы и в тоже время на душе словно радость как будто