Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

«Если человек работает до старости – значит, он все еще нужен»

Интервью с протоиереем Павлом Волковым, настоятелем Никольского храма в Каракасе (Венесуэла)

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

История Русской Церкви в Венесуэле берет свое начало в 1948 году, когда инженер К.Е. Гартман соорудил на своем земельном участке временную деревянную церквушку. В 1950 году в Валенсии появился храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». А в 1953-м был заложен первый каменный храм и в Каракасе – церковь Успения Божией Матери. Кафедральный Никольский собор был построен в 1955 году в столичном районе Дос Каминос. Однако за последнее время численность русской диаспоры резко сократилась. Низкий уровень жизни, рост преступности и правительственный курс на строительство социализма вынудил многих русских эмигрантов покинуть страну, которая когда-то стала им второй родиной. В настоящее время русские общины в Каракасе, Валенсии, Маракае и Баркисимето опекают всего два священника, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей. В столице Венесуэлы эту миссию вот уже 28 лет осуществляет протоиерей Павел Волков. Сейчас отцу Павлу 86 лет, но каждое воскресенье он служит литургию и обращается к пастве со словом назидания. Накануне Дней России в странах Латинской Америки венесуэльский пастырь любезно согласился дать интервью сайту «Православие.Ру».

– Отец Павел, расскажите о вашем приходе.

– Раньше у нас прихожан было много – в Каракасе были наши эмигранты. И люди ходили в храм Божий. Первый храм был в районе Альтависта – малый храм, деревянный, временный. И он был всегда наполнен – всегда было полно народу, так что люди не помещались все. Но не уходили в сторону – нет! Внимательно слушали службу Божию. Со временем оттуда люди распылились по всему городу – находили более подходящие места, разжились. Молодежь подрастала, многие вышли замуж или женились на здешних, на иностранках. И таким образом наша колония очень рассеялась. Не только в физическом отношении – и в духовном отношении рассеялась. И уже их дети – очень многие из них – потеряли свое лицо. Да и мы, старые, тоже потеряли свою физиономию. Многие из нас, людей и пожилых, и старых, уже не имеют психологии русского человека. Разводнились мы.

– Сколько народу все-таки приходит в храм на службу?

– На службу приходит примерно двадцать-тридцать человек, иногда и сорок-пятьдесят. В зависимости от времени года и от праздника. Когда каникулы детские, конечно, люди уезжают из города.

Загрузить увеличенное изображение. 1600 x 1200 px. Размер файла 1204119 b.
 Трущобные окресности Каракаса
Трущобные окресности Каракаса
– Говорят, что многие прихожане не приходят на службу, потому что боятся ходить по улицам.

– Боятся приходить, потому что негде поставить машину. Поставишь на улице – она может исчезнуть. А машину приобрести не так просто, даже старую машину. У меня была машина 1980 года – и ее у меня украли.

– Сегодня Венесуэла слывет не самой безопасной страной. Когда это началось?

– Это началась с 1958 года. Конечно, не в такой степени, но все эти процессы углубляются – кражи и так далее. А кроме того причина еще и в том, что люди бегут из деревни. Крестьянин уничтожается, можно сказать, и бежит в город. «Если в городе живет какое-то количество миллионов населения, так и я там проживу! Или работенку найду такую-сякую, или начну “промышлять”». Вот психология человека.

– Венесуэльские власти помогают храму?

– Нет. Но мы ни от кого и не просим помощи.

– Но приходу приходится платить коммунальные платежи?

– И это стоит немало. Государство считает, что храм – это учреждение как бы коммерческое. Так что и цены соответствующие – гораздо большие цены. На все – на воду, на электричество и так далее.

– Сколько в Венесуэле русских приходов и сколько священников?

– На этот вопрос очень трудно ответить. Потому что люди наши разбросаны по всей стране. В Баркисимето у нас имеется храм святителя Николая Чудотворца. В Валенсии – Курской иконы Божией Матери. В Маракае – храм первоверховных апостолов Петра и Павла. И в других местах имеются общины. Быть может, нет храма, но люди имеются. Принадлежат они какому приходу или нет – неизвестно. Но главное – священников нет, духовенства нет. Вот недавно поставлен сравнительно молодой священник Кирилл Жолткевич.

– То есть всего два священника?

– Только два священника.

– Сколько здесь раньше было русских?

– Я думаю, что в Венесуэле было две или две с половиной тысячи русских эмигрантов. Но начали уезжать. В последнее время уехало очень много. В Соединенные Штаты, в Канаду, в Австралию, в ту же Европу – разъехались люди. И в Россию тоже некоторые уехали.

Протоиерей Павел Волков (с Евангелием) и священник Кирилл Жолткевич
Протоиерей Павел Волков (с Евангелием) и священник Кирилл Жолткевич
– Можно ли говорить о том, что русская диаспора в Венесуэле живет общей жизнью?

– Нет ее у нас. С самого начала русская эмиграция здесь собиралась со всего света, из разных стран, с разным воспитанием, привычками и так далее – им трудно было как-то сгруппироваться. Группировались только вокруг храма. Церковь объединяла. И храмы строились.

– Кто строил Никольский собор?

– Наши же люди. По копейке давали и строили. И построили себе храм Божий. Люди, которые еще чувствуют и знают, что они православные – то есть не потеряли свою физиономию – они приходят в храм Божий. Но есть и те, которые потеряли свое лицо. Что значит «потерять свою физиономию»? Это значит – потерять веру православную. Такому человеку все равно – что католическая, что православная или какая другая религия. Эти люди уже без физиономии. Они никто и ничто.

– Какой вклад в жизнь Венесуэлы внесли русские специалисты?

– Вклад очень большой. Сюда приглашали наших людей из Европы – беженцев-специалистов. Власть имущие в этой стране в то время старались прежде всего поднять стандарт жизни. Рабочие, строители, инженеры – все они принимались с большой радостью. Как и люди с земли – агрономы и люди, которые способны взять кирку, лопату, что-то сеять – крестьяне. Эмиграция маленькая, но все-таки дала немало. И наша эмиграция была в этой стране уважаема.

– Как ваша семья попала в Венесуэлу?

– Сначала моя мать сюда попала с сестрами. А я позже прибыл – из Югославии. Югославия была до Второй мировой войны действительно замечательной страной. Прекрасные люди и замечательное море – Адриатическое. И все группы этнические в Югославии до войны жили в мире и спокойствии между собой.

– Кем вы работали? Чем на хлеб зарабатывали?

– Я стоматолог. Когда я сюда приехал, в 1952 году, я поступил учиться и получил здесь диплом, чтобы можно было работать. Открыл кабинет и работал до последнего – до 80-ти лет. Когда мне исполнилось 80 лет, я прекратил работу.

– А сейчас вам сколько?

– Сколько мне сейчас? Всего лишь 86. Молодой человек, да?

– Вам 86 лет и каждое воскресенье вы служите в храме. Откуда же берутся силы?

– Силы? Господь дает силы. Если человек работает до 80, до 90, до 100 лет – значит он нужен. Если человек не нужен, он засыхает или пропадает. Это уже Господь знает. Значит, до сих пор почему-то я нужен: для других, для прихожан, для храма. И для себя – по недостоинству человека его терпит Господь.

– Сколько лет вы служите как священник?

– Ну, я, видите ли, довольно старый человек. Но священник я молодой – всего лишь с 1980 года – 28 лет.

– Расскажите про ваших детей.

– Детей у меня трое. Старшему 60 лет, он зубной врач. Средний сын работает при храме. И младшая дочь – тоже зубной врач.

Загрузить увеличенное изображение. 1600 x 1200 px. Размер файла 1394410 b.
 Русский участок на кладбище Каракаса
Русский участок на кладбище Каракаса
– Что вы думаете о будущем русской диаспоры в Венесуэле?

– Что я могу сказать? У каждого своя дорога. Я могу сказать про себя. Свое будущее как эмигранта в Венесуэле я уже приготовил. Я себе построил дом трехэтажный – крепкий, надежный. Только вы себе представляете дом трехэтажный с балконами, с окнами и так далее… Нет, не такой. Он вниз, в три этажа. Как бомбоубежище – замечательный дом. Вот это мое будущее. В каком этаже я буду жить – не могу вам сказать. То ли в самом нижнем, то ли в среднем, то ли в самом верхнем – как Бог положит. Это на южном кладбище.

– Разрешите пожелать вам, отец Павел, многих лет жизни, здоровья и сил для богоугодного совершения вашего пастырского подвига.

C протоиереем Павлом Волковым
беседовал Кирилл Парменов

Фото автора и М. Родионова

1 ноября 2008 г.

Рейтинг: 9.2 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Кирилл Парменов

Новые материалы

Выбор читателей

×