Горе от ума,
или Как бы нам поумнеть

Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.

В.О. Ключевский

    

Все наши жизненные проблемы от недостатка ума, однако, как говорил Д. Дефо устами Робинзона Крузо, «никогда не поздно поумнеть». И в это надо твердо поверить. Поздно там, а здесь – никогда. И еще: поумнеть можно только с Божией помощью. Об этом читаем у апостола Иакова: «Если же у кого недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1: 5–6). Запомним это сами и расскажем другим. Как говорится, Бог велел делиться.

На мой взгляд, умнеть лучше всего Великим постом. Ведь мудрость – это всегда дар Божий, а дары надо заслужить. Мудрость – это сокровище, а его, как известно, нужно собрать. А что такое Великий пост? Не голодание же с хандрой и не весенняя депрессия с авитаминозом, а… собирание сокровищ. Вспомним евангельское напутствие Прощеного воскресения. В нем два важных слагаемых образуют еще более важную сумму, а именно: прощение согрешений ближних + подвиг поста = небесное сокровище.

Но мы отвлеклись. Так почему же умнеть лучше всего постом? На этот вопрос прекрасно отвечает святитель Игнатий (Брянчанинов): «Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума… Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Вспомним и языческую мудрость: «Избыток пищи мешает тонкости ума» (Сенека).

Значит, правильное воздержание в пище очень полезно для нашего ума, а пост для подобного воздержания – лучшее время. Не будем его терять!!!

А еще постом нужно познавать себя. По мысли преподобного Иоанна Лествичника, «в новоначальных (а это мы с вами. – прот. А.О.) рассуждение проявляется в познании своего душевного устроения» (Слово 26). Старцы любили повторять: «Познай себя, и довольно с тебя». А наш любимый Ф.М. Достоевский точно подметил, что «дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак». Познать себя – это и значит поумнеть. Для этого хороши уединение, молчание, тишина. Только где их взять? Об этом можно лишь мечтать, а мечтать всё-таки вредно, лучше быть реалистом.

Идем дальше. Правильно постясь, мы должны понять еще одно изречение из «Лествицы»: «Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения».

Эти слова «Лествицы» говорят о всецелом греховном поражении человека. Всецелая греховность повреждает ум, а это отражается на всей нашей жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Человеком управляет его ум». В этом смысле уму отдаётся некое царское достоинство. Ум обладает верховной властью по отношению к прочим силам человека: сердцу, воле, совести и даже самому телу. Поэтому наше духовное исцеление начинается с исцеления ума. Давайте это запомним и этим займемся.

Возникают вопросы: по каким признакам можно определить, что процесс духовного лечения правильный? что наблюдается «положительная духовная динамика»? и где указания, что мы наконец-то стали чуть-чуть умнее? Отвечаем словами святых отцов: когда нашему уму откроются и сделаются понятными евангельские истины, в которых подлинная жизнь и истинный свет. «Ум наш должен непрестанно устремлять взоры на духовное небо – Евангелие, из которого, подобно солнцу, сияет учение Христово», –пишет святитель Игнатий.

На мой взгляд, интересно высказывание мыслителя К. Гельвеция: «Следует свой ум углублять, а не расширять и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать все тепло и все лучи своего ума в одной точке». Думаю, понятно, на какой точке фокусировать внимание ума: такой точкой является Христос, «ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17: 28).

«Следует свой ум углублять, а не расширять»

Если ум уподобить мягкой губке, то его нужно напитать евангельскими изречениями. Святые отцы говорили, что ум человека должен плавать в Священном Писании, а сердце – в нем жить. Усвоение Евангелия для нас с вами – дело нелегкое. Здесь потребуются немалые труды самоотвержения и борьба с ленью, сонливостью, рассеянностью и, конечно, бездельем и праздностью. Честно перед вами покаюсь, что классическую литературу читаю часто легче и охотней слова Божия, а находиться в интернет-пространстве мне порой интересней, чем вдумчиво погружаться в творения святых отцов. «Бедный я человек (а еще и глупый. – прот. А.О.)! – скажу вместе с апостолом Павлом. – Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19, 24). Наш ум подобен ребенку, а учение Христово – твердой пище. «Для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр. 5: 12), – справедливо упрекает нас святой апостол и далее добавляет: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Евр. 5: 13).

Из всего выше сказанного следует, что современным христианам нужно запастись терпением, в первую очередь – к самим себе, чтобы правильно организовать духовную жизнь. Нам предстоит «переквасить» свое естество, приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2: 16), усвоить себе кротость и смирение Христово и самое главное – достичь любви (см.: 1 Кор. 14: 1). Одним словом, перед нами стоят очень важные в духовном смысле задачи, невыполнимые без Божией помощи. Но со Христом возможно всё.

Начинать духовную жизнь надо с воспитания и образования ума, который «подтянет» за собой и прочие силы человека. Исцеление ума даст многие добрые плоды. Главные из них, согласно святителю Игнатию (Брянчанинову), это «воздержание сердца от увлечения суетным и тленным» и внимательное отношение к совести: она указывает правильное направление всей человеческой жизни и, как тонкое, светлое чувство нашего духа, яснее различает добро от зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, чем ум, и с обольщенным умом иногда долго борется совесть. «Вот почему уму необходимо присматриваться к совести, как бы к компасной стрелке, чтобы не принять ложного направления всей жизни», – делает вывод святитель Игнатий.

Исцеление ума будет влиять на всю жизнь человека и особенно на его слово. Слово – это мысль, облеченная в звуковой образ и перешедшая из духовной сферы разума в материальный мир чувств и знаний. «Неразумие души, – согласно «Лествице», – обнаруживают слова». Значит, исцеление души и ее разумение определяется тем, что человек будет говорить, ибо «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак. 3: 2). А закончим наш разговор советом У. Шекспира: «Не давай языка необдуманным мыслям и никакой необдуманной мысли не приводи в исполнение».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Добродетели времени жизни Добродетели времени жизни
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Добродетели времени жизни Добродетели времени жизни
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Существует еще одна семья добродетелей — времени. Они позволяют нам не жить стесненными в этом мире, дают возможность избежать уз и рабства времени.
Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) «Люди не постятся, потому что не знают смысла поста» (+ВИДЕО)
Архиепископ Берлинский и Германский Марк о радости поста
О том, почему так важны великопостные богослужения, как связаны пост и радость воскресения, о благочестивой гречанке, печалившейся о том, что «выпила воды в среду», и «прыжке через реку».
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
Слова напутствия священников Валерия Духанина, Димитрия Шишкина, Николая Булгакова, Владислава Цыпина, Андрея Хвыля-Олинтера и Артемия Владимирова на Святую Четыредесятницу.
Комментарии
Валентина 1 мая 2017, 04:10
Отец Андрей, Христос Воскресе! Благословите. "Сколько, например, разных слов в мире, и ни одного из них нет без значения."1Кор14,10. И мне непонятна связь названия и содержания Вашей статьи "Горе от ума, или как бы нам поумнеть" исходя из: 1.слов В.Г.Белинского о том, что основная идея трагикомедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова-это протест свободной личности "против гнусной российской действительности, в которой более востребованы те, кто старается угодить каждому за чинопочитание; 2.Ум же-это познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить; 3.Мудрость-Свойство по знач. прил. Мудрый-одаренный большим умом и обладающий знанием жизни, опытом. Воистину Воскресе!
Алексей22 апреля 2017, 22:55
Жизненно и важно... Спасибо, о. Андрей!
Чем старательнее исполняешь заповеди Божьи, тем ближе к Богу. Чем ближе к Богу, тем светлее душа и разум.
Ирина Ж.20 апреля 2017, 12:11
Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» (Книга пророка Исаии, 52:7)
Ирина Ж.20 апреля 2017, 10:12
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13.)
Елена Богданова16 апреля 2017, 23:34
Очень трудно скоординировать ум, слово и сердце.Сердце очистить можно, в нем нет ни злых чувств, ни злобы, ни зависти, а вот в уме какие только помыслы ни всплывают и когда все это осознаешь, становится стыдно за самою себя. Можно бороться с вредными навыками и привычками, а вот самое трудное удержать слово, язык не подчиняется ни уму, ни сердцу. Во время поста есть какая-то защита, а без поста постоянная борьба. Спаси Вас Бог отец Андрей за душеполезные наставления! Со Светлым Христовым Воскресением!
ТаняСем14 апреля 2017, 10:15
Очень душеполезная статья! Но немного смутило, что "исцеление ума человека , будет влиять на его слова"....Ведь есть такие(я о себе),что говорят вроде дельное что-то, а на деле-как Петр говорил- Доброе, что хочу не делаю, а злое, что не хочу-делаю, вот и думаю как поумнеть так, чтоб достойно соблюсти Закон Божий и найти силы для молитвы качественной,а не на бегу,делая при этом сотню дел сразу!Умудри,Господи и прости,грешную!
Светлана11 апреля 2017, 23:20
Статья к размышлению. Мне понравилась мысль о критерии совершенства в познании себя через полноту познания Евангелие. Опыт христианства накопил множество толкований не Священное писание и процесс не останавливается. Значит и предела полноты ума и его совершенства достичь невозможно, если основной критерий - неиссякаемый источник знаний. Глубина знаний - в вечности, начало познания себя - в земной жизни. Не успел в суете земной жизни стать мудрее, в вечность не с чем будет прийти. Спасибо, о. Андрей.
Сергей11 апреля 2017, 22:39
Как ни странно, но не так часто мудрость и ум ассоциируются с правильным образом жизни, жизни по Евангельским заповедям. Часто наоборот признаком ума считаются какие-то нестандартные отклонения, так называемое самовыражение. А вот нет, о. Андрей очень ярко и доходчиво показал, что такое ум и мудрость и как стяжать это дар. И если дурак, увидевший в себе дурака, это признак ума, то что можно сказать о тех, кто этого в себе не видит? Очень тонкая грань, как и многое в этом мире если искать правильный путь. А еще острый ум позволяет заглянуть в суть вещей и обстоятельств, игнорируя при этом внешнюю оболочку и прозревая самое нутро, самую суть. Это ли не то, что нужно нам сейчас?
Нико Фима11 апреля 2017, 22:00
Спасибо за статью!Как про меня написана.
Анатолий11 апреля 2017, 20:19
Спасибо, отец Андрей за ценные поучения.
Олег11 апреля 2017, 16:35
Какая интересная программа на Великий Пост! Спасибо отец Андрей!
Ирина Ильина11 апреля 2017, 14:37
Отец Андрей! Спасибо Вам.
Владимир11 апреля 2017, 14:29
О. Андрей, большое спасибо за статью. Ум отвлекается, иногда сложно сосредоточиться на чтении духовной литературы, тем более на ее понимании, анализе и запоминании. Остановиться, вернуться назад, успокоиться, не спешить. Спокойно прочесть хотя бы короткий отрывок, понять его, проанализировать, запомнить и потом двигаться дальше. Лучше меньше, да качественнее. Спасибо за помощь.
Максим11 апреля 2017, 06:40
о.Андрей, большое спасибо за эту интересную статью! Очень здорово, что теперь вас можно почитать на этом сайте.
У меня к вам большая просьба, у вас есть очень хорошая книга про "блудную страсть" - напишите, пожаоуйста, статью на эту тему. Сейчас начинается весна, я думаю, многим будет полезно почитать об этом.
Андрей11 апреля 2017, 01:37
Спасибо, отец Андрей, за точный диагноз нам - "зазнайкам" и не вызывающие сомнений, проверенные временем, рецепты. Вспомнилась встреча с одним Псково-Печерским монахом, который рассказывал, что в молодости очень сокрушался от своего невысокого ума. Духовник, как мог утешал его: "Бог лишнего не дает!" и с этим пришлось смириться... Только многие годы спустя, послушнику "вдруг" открылся более глубокий смысл этих слов: Чистому сердцу на Добрые дела Господь не пожалеет ни ума, ни другого какого таланта. "Лишнего", правда, не даст, а то ведь у нас и от Ума большое Горе бывает.
Роман Абрамов10 апреля 2017, 23:10
Отец Андрей! Прочитал вашу статью.Очень интересная и полезная информация.Большое спасибо за полезные духовные советы.
Ольга10 апреля 2017, 16:35
А когда вокруг весь мир отвлекает,вот задача,вечная погоня за вниманием.
Ольга10 апреля 2017, 16:29
Даже не поумнеть,а наоборот приобрести ум простой,как голубь,и мудрый,как змея.Человеку не возможно,Богу же возможно все.Искать лишь внимания в молитве,и в каждой мелочи,даже с любым предметом поступать по заповедям.И искать не любви Божьей и Благодати,а лишь смирения,не осуждая даже самого последнего человека на свете.Вот вопрос жизни по моему так.
Ольга10 апреля 2017, 16:19
Ум-бешеный конь.Сначала надо накинуть на него узду Иисусовой молитвы.Даже тогда искать надо только смирения.Даже Евангельскому слову в себе нельзя верить.А только вниманию к словам молитвы.От безумия своего пишу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×