Иерусалимская утреня Великого вторника

Из грузинского сборника «Иадгари»

Страшный Суд. Фрагмент фрески Страшный Суд. Фрагмент фрески

Сегодня совершается служба Великого вторника, которая заставляет вспомнить нас о конце времен, Страшном суде и судьбе нашей собственной души.

Служба эта происходит из Иерусалима. По свидетельству галльской паломницы блаженной Эгерии (IV в.), службы Страстной седмицы совершались в Иерусалиме с особой торжественностью. Среди них – служба Великого вторника. Великий вторник с глубокой древности посвящался памяти Страшного суда и Второго Пришествия.

Судя по свидетельству Иерусалимского канонаря (VI–VII в.), в этот день читались главы 24 и 25 Евангелия от Матфея, повествующие о конце мира, войнах, гонениях и пришествии Сына Человеческого, излагающие притчи о десяти девах, о талантах и о Страшном суде. Иерусалимская церковная поэзия представлена, во-первых, трипеснцем святого Андрея Критского, который ныне поется на повечерии Великого понедельника. Он исполнен грозной силы и обличает человеческие беззакония:

Познавше, окаянная душе,
лукаваго раба притчу,
бойся и не неради о благодати,
юже прияла еси,
да не сокрыеши в землю…

(8-я песнь 2-й тропарь)

Егда приидет Судия в тысящах тогда
и тьмах Ангельских чинов и Сил,
кий страх, душе моя,
кий трепет тогда,
нагим стоящим всим.

(8-я песнь 6-й тропарь)

С другой стороны, на современной утрени Великого вторника поется двупеснец, написанный преподобным Космой Маиумским. Он исполнен света, радости и надежды: в центре его – притча о десяти девах и тема воскресения:

Дремание далече от нас отложим
и светлыми свещми
Безсмертнаго Жениха
песньми усрящем.

(8-я песнь 1-й тропарь)

Вниманию читателя предлагаются грузинские источники службы – трипеснец Великого вторника и стихиры на «Хвалитех», содержащиеся в сборнике начала ΙΧ века «Иадгари». Сами песнопения, однако, старше IX века, а равно и гимнов святых Андрея и Космы. В них в равной мере присутствуют образы десяти дев и Страшного суда. Совершенно необычным является использование притчи о неверном домоправителе (Лк. 16: 1–9), который представляется верным и мудрым:

Изглади, Спасе,
грехи наши
с верным и мудрым домоправителем
тайнами Божества Твоего,
да сподобимся чертога
Жениха Бессмертного.
В песнях величаем.

(9-я песнь Трипеснца, 3-й тропарь)

Мы видим веру во Второе пришествие – веру, исполненную покаяния и вместе с тем радости от встречи со Христом

Богословие песнопений, безусловно, основано на богословии IV Вселенского Собора: Христос есть Бог, явившийся плотию ради нашего спасения. В песнопениях видно особое почитание Креста Господня и связь Его явления со Вторым пришествием:

Покрой нас, Христе,
покровом Креста Твоего,
когда сядешь на престоле
страшном Твоем
судить живых и мертвых.

В целом песнопения являют веру Древней Церкви во Второе пришествие – веру трепетную, благоговейную, исполненную покаяния и вместе с тем радости от встречи со Христом.

Перевод с древнегрузинского сделан с издания: Древний Иадгари. Тбилиси, 1980. С. 180–182.

Служба Великого вторника

Притча о мудрых и неразумных девах Притча о мудрых и неразумных девах

Трипеснец

Вонми, Небо (2-я песнь)

Воздайте, людие,
славу Христу Богу,
когда услышите
блаженный сей глас.
Да воссияют
души наши светильники,
да сподобимся взойти
с мудрыми девами
в царский чертог.

Узрите Господа,
яко милостив есть.
Приидите и припадем
со слезами к Нему,
да избавит Он нас
от огня ужасного.

Слава Тебе, слава Тебе,
Христе Боже,
пришедший волею во плоти,
помилуй нас во Втором
пришествии Твоем,
когда отделишь Ты
праведных от грешных.

Праведен и свят
есть Господь Бог наш,
волею пришедший плотию
и во Втором пришествии
грядущий судить
живых и мертвых.
Помолимся Ему
со слезами покаяния,
да сподобит нас стать
одесную на суде Его.

Покрой нас, Христе, / покровом Креста Твоего, / когда сядешь на престоле / судить живых и мертвых

Покрой нас, Христе,
покровом Креста Твоего,
когда сядешь на престоле
страшном Твоем
судить живых и мертвых.
Молимся, не погуби
нас с окаянными,
но сподоби стояния
одесную престола Твоего.

Благословите
Глас 2-й (8-я песнь)

Печь огненную угасившие
и светильники души возжегшие,
Жениха Христа встретим мы
со ангельскими песньми.
И воззовем:
«Все дела Господни,
Господа пойте
и превозносите Его во веки».

Во Втором дивном
пришествии Твоем,
молимся, сподоби
нас стоянья одесную Тебя,
вопиющих и глаголющих:
«Все дела Господни,
Господа пойте
и превозносите Его во веки».

Молимся Тебе, Христе,
да нас не отошлешь
во огнь неугасимый,
но да сподобимся быть
со избранными Твоими
и да возглаголем:
«Все дела Господни,
Господа пойте
и превозносите Его во веки».

Величит (9-я песнь)

От горы райския
камень веры
изобразился,
от Девы неизменно
в рождестве Твоем,
Христе Боже,
и воплотиться благоволил.
В песнях величаем.

Притчами и известиями
земными и небесными
возлюбленных Твоих
о Втором и славном
пришествии Твоем
научал Ты, Христе Боже,
Чудесами Креста
укрепленные верные,
в песнях величаем.

Изглади, Спасе,
грехи наши
с верным и мудрым домоправителем
тайнами Божества Твоего,
да сподобимся чертога
Жениха Бессмертного.
В песнях величаем.

Одежду тления
души отреши меня, Господи,
молитвами Богородицы,
и в сиянии пришествия Твоего
сотвори воскресение плоти Моей.
В песнях величаем.

На Хвалитех

На престоле Суда Твоем, Господи,
когда сядешь судить…
покрой меня кровом Креста Твоего,
Господи, Господи, слава милости Твоей.

Падший от многих грехов,
молясь, молюся Тебе:
избави меня
от беззаконий моих,
Господи, Господи,
слава милости Твоей.

Судия праведный,
дел рук Твоих
не презри,
но сподоби меня
одесную стояния Твоего,
Господи, Господи,
слава милости Твоей.

Пришедший во плоти волею
и во Втором пришествии
грядущий судить
живых и мертвых,
молимся со слезами покаяния:
да сподобит нас одесную стояния.

Предисловие и перевод протодиакона Владимира Василика

3 апреля 2018 г.

Смотри также
Триодь Постная — проводник по Великому Посту Триодь Постная — проводник по Великому Посту
Сергей Комаров
Триодь Постная — проводник по Великому Посту Триодь Постная — проводник по Великому Посту
Сергей Комаров
Великий Пост только начался, и святая Триодь пока еще немного перевернула страниц. Как раз время взять в руки уникальное святоотеческое творение и проверить себя на православность своего понимания смысла Четыредесятницы.
«Когда великое свершалось торжество» «Когда великое свершалось торжество»
Переживания Страстной седмицы в стихах А.С. Пушкина
«Когда великое свершалось торжество» «Когда великое свершалось торжество»
Переживания Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи в последнем лирическом цикле А.С. Пушкина
Протодиакон Димитрий Цыплаков, Священник Димитрий Долгушин
Как соотносятся темы и образы стихотворений Каменноостровского цикла с богослужениями Страстной недели? Какие еще произведения примыкают к этому циклу? Почему для Пушкина так важны темы покаяния и личностной свободы?
Великий вторник Великий вторник
Библия, изложенная для семейного чтения
Великий вторник Великий вторник
Библия, изложенная для семейного чтения
Три искусительных вопроса Господу, обличение книжников и фарисеев, лепта вдовы, притчи о 10 девах и Страшном Суде.
Комментарии
р.Б 3 апреля 2018, 18:32
Может быть под домоправителем подразумевает "раб, которого господин его поставил над слугами своими" (Мф 24.45)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×