Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

О перенесении в Армению мощей мученика Маманта

Святой Мамас (в славянской традиции Мамант) является одним из известных мучеников Древней Церкви, почитание которого распространилось от родины святого – Каппадокии до Балкан на западе, Кипра на юге и стран Кавказа на востоке. Многочисленным туристам и паломникам, посещающим богатую святынями землю Армении, будет полезно знать, что мощи святого Маманта покоятся именно здесь.

Историю перенесения мощей святого мученика Мамаса из Кесарии Каппадокийской в Армению сохранил в своем историческом труде митрополит области Сюник Степанос Орбелян († 1303). Приводим этот рассказ историографа в русском переводе.

Расскажу здесь вкратце и про (мощи) великого и всеблаженного святого мученика Мамаса, которые в давние и добрые времена были перенесены в сию страну и положены в области Вайоц-Дзор, вблизи неприступной крепости Сулема. Во время царствования в Армении рода Аршакидов[1], когда страна сия благоденствовала и была сильна гордыми властями, так как (люди) были новообращенные, горели они любовью к Богу, (словно) горячим пламенем воспламенялись на различные доброделания, особенно же любовью к мученикам Божиим. И каждый безмерным трудом и большими затратами старался, чтобы найти мощи (каких-либо) святых и перенести их в свою область и владение, дабы, ограждаемые ими, укрепились против всех разбойников-врагов и против злоключений. И чтобы (святые) стали постоянными заступниками перед Христом.

Таким образом и князья (области) Сисакан[2], которые вместе со святым Григорием[3], святым Нерсесом[4] и в иные времена всегда ходили в град Кесарийцев, большими сокровищами и большими трудами, наиболее же долгим подвигом молитвы и строгого поста искали (заполучить) святые и богоносные мощи блаженного и великого подвижника Мамаса, который проживал на горе вблизи Кесарии. Про его великие мученические подвиги и мученическую брань повествует нам речь «Мартиролога»[5], а в панигирике Антипасхи Григорий Богослов во всеуслышание восхваляет (святого мученика).

По великой вере и надежде своей они удостоились божественных даров и, по вышнему Промышлению, взяв неоценимое сокровище – половину мощей святого Мамаса от поясницы до главы и рук, остальную часть оставили в том же саркофаге, что в его святом храме (в Кесарии). (Сюникские князья) сопрягли белых мулов в колесницу и, приготовив серебрянные ларцы и положив в них мощи святого, подняли их в сопровождении псалмопений и гимнов. Помчавшись на быстроходных арабских конях, словно на крыльях птиц, прошли они долгий путь и достигли границ своих владений – области Мазаз.

Волею Святого Духа ноги мулов связались – и колесница с мощами остановилась в местности Дезпанарт

Пройдя через (область) Гегам, вошли в Вайоц-Дзор, ибо намеревались увезти (мощи) в свой царский престол – в Сюник. Однако воля Вышнего не разрешила исполниться их воле, но мановением (Святого) Духа ноги мулов связались там, где захотел Он Сам, и колесница остановилась на одной ровной местности в ущелье Сулема, называемой Дезпанарт.

Исполнившись печали, они собрали людей области и, усиленными молитвами совершив всенощное бдение, попытались уехать с того места. Еле-еле подняв колесницу, смогли продвигнуть ее на расстояние двух слышимых криков. Там мулы вновь остановились на одном подобающем месте, вблизи деревни, называемой Харашконк, и более не вышли оттуда.

После, пригласив сюникского епископа и собрав множество монахов, переложили (мощи) в каменный саркофаг и построили вблизи каменный с известняком мартирий[6], прилегающую же местность включили в границы удела обители и обосновали в ней монахов для служения святому[7].

В последние же времена, в годины безвластья в нашей стране и правления атабека Иванэ[8], двое братьев – благочестивых аскетов, игумены святой обители по имени Сиф и Павел, многими молитвами и мольбами подняли (из земли) саркофаг святого и построили маленький алтарь. И положили (мощи святого в саркофаг), оставив видимым крышку, в лето армянского летоисчисления…[9]

После землетрясения на том месте саркофаг был вскрыт, и десница (святого) была отнята с мощей. В тот день произошло множество исцелений. Некто из братии тайком взал к себе один из зубов (святого), но, тотчас став одержим бесом, начал изрыгать пену и, закричав о краже, еле исцелился. Десницу же святого отдали в святую обитель Айриванк[10].

Десницу мученика отдали в святую обитель Айриванк

Мы, однако, не узнали ни имен тех, кои перенесли (мощи в Армению), ни времени (перенесения)[11].

Остается же сей (святой Мамас) в похвалу и в заступление области сей, каждодневно творя великие чудеса над всеми страждущими, недугующими и бесноватыми[12]. Его же заступничеством Христос Бог да пощадит мир сей, Церковь и меня, многогрешного должника. Христу же слава во веки. Аминь.

Митрополит Степанос Орбелян
Перевел с древнеармянского Геворг Казарян

14 сентября 2018 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 432 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Царская династия Аршакидов правила в Великой Армении с 66 по 428 г. по Р. Х.

[2] Сисакан, или Сюник, – одна из 15 провинций Великой Армении, частично совпадает с одноименной областью Республики Армения.

[3] Священномученик Григорий – просветитель и первый католикос Армении (303–325).

[4] Святитель Нерсес Великий, католикос Армении (353–373).

[5] «Мартиролог» – агиологический памятник, повествующий о страданиях и мученической кончине мученика.

[6] Мартирий – часовня, построенная на гробнице мученика.

[7] Часовня св. Маманта находится вблизи деревни Геховит области Гегаркуник Республики Армении.

[8] Иванэ Захарян (†1227/1234) – «атабек» (регент) Грузинского престолонаследника и фактический царь Армении в начале ХIII в.

[9] Армянское летоисчисление начинается с 551 г. по Р. Х. В тексте Орбеляна пассаж о дате открытия мощей св. мученика Мамаса поврежден.

[10] Айриванк, или Гегардаванк, – один из наиболее известных монастырей Армении, где раньше хранилось Копье (по-армянски Гегард) св. Лонгина Сотника.

[11] Имея в виду то, что в тексте Сюник упоминатеся как «царский престол», перенесение мощей произошло не ранее 70-х гг. Х в., когда Сюник был провозглашен царством.

[12] Часовня св. Маманта и сейчас славится как место чудотворения святого. Чаще всего сюда прибегают для разрешения бесплодия. Кроме того, святыня находится вблизи опасного ущелья Сулема, где часто случаются автомобильные аварии, однако по молитвам святого Маманта они обходятся без человеческих жертв.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении
Геворг Казарян
Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении
(† 25 июля 373 года)
Геворг Казарян
Весной 370 года на поле Дзирав произошла битва между христианами и огнепоклонниками. Святитель Нерсес, поднявшись на вершину горы Нпат, молился до заката солнца, пока персы не были разбиты.
Что следует просить у святого? Что следует просить у святого?
Пастыри о поклонении святым мощам
Что следует просить у святого? Пастыри о поклонении святым мощам
Что следует просить у святого?
Требуя от себя бесстрастия по отношению к простой человеческой жизни, можно вместо духовного совершенства скатиться к равнодушию, апатии и безразличию.
Беседа о мощах и их дроблении Беседа о мощах и их дроблении
Прот. Владислав Цыпин
Беседа о мощах и их дроблении Беседа о мощах и их дроблении
Протоиерей Владислав Цыпин
В эпоху гонений сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта повлекло за собой раздробление мощей.
Комментарии
Рита16 сентября 2018, 14:00
Спаси Господи за статью! Всегда интересно читать Ваши переводы!
м.Фаддей16 сентября 2018, 04:31
Дорогой брат! С большим интересом вчитываюсь в Ваши труды. Дай Бог Вам сил и здоровья продолжать в том же духе знакомить нас с данной тематикой. Спаси Бог!
Борис 15 сентября 2018, 14:40
Спасибо дорогой Геворг, спасибо сайту православие.ру за возможность познавать армянское христианство
Ованес15 сентября 2018, 11:43
Святой мучениче Мамас, моли Бога о нас !
Кира14 сентября 2018, 21:14
Спаси, Господи. Очень познавательная информация для меня. С Новолетием!
Aнна14 сентября 2018, 03:59
Спасибо Геворг за отличную статью, никогда не слышала об этом. Когда поеду в Армению, попробую посетить Часовню.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×