Карульские старцы Парфений, Зосима и Стамате Разбойник

Карулия Карулия

Старец Парфений происходил из благородного рода русских Царей и в возрасте 18 лет стал монахом в келлии Святого Николая Буразери. Подвизался он в послушании, смирении и сокрушении помысла, как учит киновиальная жизнь, однако жажда совершенного безмолвия заставила его покинуть свою келлию и уйти в Карулию, где он проявлял самоотречение и любовь ко всем тамошним отцам-исихастам, на которых смотрел как на святых ангелов Божиих во плоти. В общем, он помогал всем, но никому не позволял войти в свою келлию, чтобы утаить, что он спал там на полу в пещере и никогда – на постели.

Руки его никогда не расставались с четками, а уста – с молитвой

Внешность у него была библейская, и достаточно было взглянуть на его лицо, чтобы догадаться о его благородном происхождении. Руки его никогда не расставались с четками, а уста – с молитвой. Завидев его, люди испытывали страх, смешанный с восхищением. Всем он внушал почтение, и все его любили. Однако по причине многих подвигов он не прожил долго. Бог призвал его в небесные чертоги, чтобы там он всегда радовался вместе с вечным Богом, Отцом и Сыном и Святым Духом.

Старец Зосима, плетший корзины

Чтобы никому не быть обузой, он научился плетению корзин

Другим достойным упоминания и преисполненным добродетелей был старец Зосима, бывший офицер русской армии в высоком чине, который после падения царского режима посетил монастырь Святого Пантелеимона, затем скит Святого Андрея, так называемый «Серай», и скит Пророка Илии (скиты, воздвигнутые и населяемые русскими монахами), но не остался ни в одном из них: душа его обрела покой на обрывистых и скалистых склонах Карулии.

Чтобы никому не быть обузой, он научился плетению корзин. Это было его рукоделием, доставлявшим ему хлеб насущный. На устах его всегда была молитва, как и у всех монахов, а перед глазами – память смертная, особенно после всего виденного и пережитого им в годы революции и войны у себя на родине. Всеми он был любим, и в маститом возрасте Всеблагий Бог забрал его в Царство Небесное.

Стамате Разбойник

Этот разбойник совершал бесчисленные грабежи в окрестностях полуострова Халкидики, пока не дошел, как гласит легенда, до того, что стал грабить монахов на самой Святой Горе Афонской.

Однажды вместе с двумя юношами он решил ограбить одну из келлий, расположенную на большем расстоянии от Кареи и стоявшую особняком от других келлий. Эта очень старая келлия принадлежит монастырю Пантократор, и при ней есть церковь, посвященная Святому Георгию Фанероменос. Как рассказал мне отец Иоаким, мой старец, и подтвердили отцы из братства Данилеев, также слышавшие об этом происшествии от своих старцев, а те – от своего прадеда, старца Даниила первого, разбойник этот 200 лет тому назад отправился грабить келлию, слывшую одной из самых богатых келлий в Карее.

Как известно, в годы турецкого рабства все горы нашей страны кишмя кишели ворами и разбойничьими бандами. Разбойники эти покараулили в засаде и узнали, что в келлии этой проживают два беспомощных старчика, у которых много денег. Разбойники не стали долго думать. В полночь направились в келлию и постучали в ворота. Послышался голос, спрашивавший, кто там и чего хочет в такой час. Разбойники не ответили и продолжали колотить в ворота. В какой-то момент их главарь, Стамате, крикнул повелевающим тоном:

– Откройте ворота! Мы странники и ищем приюта!

Какой-то юноша открыл им и спросил, по какому делу они пришли в келлию. Те, не пряча оружия, сказали ему, что им надо поговорить с настоятелем. Однако удивились, что увидели в этой келлии юношу, ибо знали, что там живут только два больных старика. Он провел их в дом для гостей, в «архондарик», и сказал:

– Ждите здесь, пока позову настоятеля.

Святой Георгий совершает чудеса

Разбойники сели и стали ждать настоятеля. Прошел час, прошло два, но ни настоятель, ни кто-нибудь иной не появлялся; во всем доме царили полная тишина и молчание. Тогда разбойники, лишившись терпения, хотели было встать, чтобы начать грабить, как решили с самого начала, и забрать всё ценное, начиная с денег и кончая серебряными лампадами, – всё, что только найдут. Попытались они, таким образом, встать, но не могли сдвинуться ни налево, ни направо, и ни руками, ни ногами пошевелить не могли. Словно закованные в кандалы, они не могли сойти с места.

Словно закованные в кандалы, они не могли сойти с места

Тогда вооруженные разбойники принялись кричать и просить помощи у немощных и больных стариков. Услышав крики, старики вскочили, перепуганные, ото сна, побежали туда, откуда они доносились, и что же видят? Разбойники, хоть и не связанные ничем, не могут сделать ни малейшего движения. Старцы спросили их:

– Кто вы? Чего здесь ищете? Зачем пришли, как вы зашли в наш дом? Кто вам открыл ворота и впустил внутрь?

Разбойники сначала ругались, грозили:

– Мы перережем вас, как коз! Вы заколдовали нас, чтобы мы остолбенели тут! Развяжите нас, если хотите остаться в живых! Зачем связали нас? Мы хорошие люди, мы не пришли делать вам зла.

Поняв, наконец, что у них меньше сил, чем у этих старичков, и они ничего не могут, разбойники зарыдали и стали умолять развязать их. Монахи тихим и спокойным голосом спросили их:

– А как вы попали, братья, в наш дом? Кто впустил вас, и чего вы хотите от нас?

Разбойники в слезах стали рассказывать им о том зле, которое свалилось на их голову:

– Отцы, один юноша открыл нам ворота и сказал, чтобы мы сели здесь и ждали, пока вы придете.

Старцы, поняв, что произошло чудо, побежали в церковь, взяли икону святого великомученика Георгия и показали ее разбойникам. Тогда те, увидев икону, испугались и в один голос закричали:

– Да, это он открыл нам!

И, тут же раскаявшись, повскакивали со своих мест, пали ниц и поклонились иконе святого Георгия, радостно восклицая:

– Это он нам явился и теперь освободил нас от невидимых уз!

Они принесли покаяние в своих злодействах, много даров сделали этой келлии, в том числе икону святого Георгия, которая с тех пор получила наименование «Святой Георгий Фанероменос», то есть «Явившийся».

Разбойник этот после великого чуда, явленного над ним, как заверило нас и братство Данилеев, после покаяния бросил свое разбойничье ремесло и ушел в Карулию. Там он построил маленькую каливу с церквушкой, посвященной Святому Георгию, и стал монахом по имени Стамате.

Говорят, он был первым, кто поселился в Карулии. В этой пустыне обрел мир и покой души и остаток жизни провел в искреннем покаянии и сокрушении сердца, каждый день исповедуя свои грехи. И так он преуспел в духовной жизни, что монах-лавриот, впоследствии митрополит Корицкий, профессор Афинского университета Евлогий (Курилас), как пишет старец Даниил Катунакиот, нашел в документах монастыря Великая Лавра, что «старец Стамате, бывший разбойник, был святым монахом и сподобился преподобной кончины».

Монах Андрей Святогорец
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Из книги «Монах Андрей Святогорец. Патерик Святой Горы»
(Monahul Andrei Aghioritul. Patericul Sfântului Munte. Editura Sophia, 2013. Р. 205–218).

Sfantul Munte Athos (Святая Гора Афон)

10 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Старец Варнава Старый из скита Святого Василия Великого Старец Варнава Старый из скита Святого Василия Великого
Часть 1
Старец Варнава Старый из скита Святого Василия Великого Старец Варнава Старый из скита Святого Василия Великого на Святой Горе Афонской
Часть 1
Монах Андрей Святогорец
Взирая на подвиги и борения тогдашних монахов, мы задаемся вопросом: а существуют ли во времена, в которые мы живем, отцы, проводящие жительство, подобное древним аскетам?
«Ты зачем длинные волосы носишь?!» «Ты зачем длинные волосы носишь?!»
Памяти старца Григория (Зумиса)
«Ты зачем длинные волосы носишь?!» «Ты зачем длинные волосы носишь?!»
Памяти старца Григория (Зумиса)
« Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые... А потом по одному всех передавит!»
Мысли, рассуждения и изречения старца Паисия Святогорца Мысли, рассуждения и изречения старца Паисия Святогорца Мысли, рассуждения и изречения старца Паисия Святогорца Изречения преподобного Паисия Святогорца
Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, свою работу, свою деревню, свое государство. Тот, кто не любит Бога, ничего не любит.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×