Православный календарьПравославный календарь
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.

Древнейшая служба мученикам

На этой неделе Церковь празднует память всех святых, от века Богу угодивших. Среди святых в древней Церкви прежде всего чествовали мучеников. Об этом свидетельствует современный тропарь службы всем святым, от века Богу угодившим, возникший, возможно, в IV–V веках:

Иже во всем мире мученик Твоих,
яко багряницею и висом,
кровьми Церковь Твоя украсившися,
теми вопиет Ти, Христе Боже:
«Людем Твоим щедроты Твоя низпосли,
мир жительству Твоему даруй
и душам нашим велию милость».

Их изумленное почитание временами доходило до крайности: так, Тертуллиан считал, что только их души в настоящее время сподобляются созерцания Бога, а остальные до Страшного суда пребывают в некоем месте покоя.

Мы публикуем перевод древнейшей службы святому великомученику Георгию из «Иадгари» – древнегрузинского литургического сборника, греческий оригинал которого может относиться к V–VI векам. Это, пожалуй, древнейший текст, посвященный святому мученику Георгию. Вчитываясь в него, однако, мы с удивлением видим, что здесь нет даже имени святого мученика Георгия, а обращение к мученикам почти везде идет во множественном числе. Кроме того, здесь не упомянуты ни единый факт, ни единая черта, которые можно было бы с уверенностью связать только со святым великомучеником Георгием. Все это заставляет нас предположить, что здесь была использована первоначальная служба всем мученикам, возможно – древнейшая из всех ныне существующих.

Чем для нас интересна и ценна эта служба? Богословием мученичества.

Мученичество осмысляется как бескровная война, в которой мученики действуют оружием Креста

Во-первых, оно осмысляется как бескровная война, в которой святые мученики действуют оружием Креста:

Врагов нападающих
победители в подвиге
низложили
оружием Креста Твоего, Христе.
И Тебя величают
и молят о душах наших.

Четвертая стихира на «Господи, воззвах»

Согласно канону, святые мученики приносят Богу свою страдающую плоть как жертву благоприятную, как кадило благоуханное:

В муках и во огне
мученики плоть свою
в жертву принесли, Спасе,
как каждение
и ныне радуются пред Тобою.

Четверопеснец. Возопих (6-я песнь) 3-й тропарь

Таким образом, горящая плоть страдальцев уподобляется благоуханному ладану, сгорающему в кадиле.

Победа мучеников становится возможной благодаря их сораспятию Христу и силой Его Креста:

Силою Креста Твоего, Господи,
победили святые Твои врага
и превознесли имя Твое:
«Благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».

Четверопеснец. Благословен (7-я песнь) 3-й тропарь

Говорится о многочисленных чудесах и исцелениях, исходящих от мучеников:

Даровавший святым мученикам
немощей исцеление
и недугов наших,
благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».

Четверопеснец. Благословен (7-я песнь) 2-й тропарь

В результате мученичества святые восходят выше Ангелов:

Святые мученики
в брани диавола одолели,
превзошли Ангелов,
превозносят Крест
и предстоят Христу.

На Хвалитех

Наконец, святые мученики прославляют Святую Троицу в своих телах, достигая высшей ступени обожения:

Троицу Святую достойно
прославили святые
в телах своих плотских
и возопили:
«Благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».

Четверопеснец. Благословен (7-я песнь) 4-й тропарь

Перевод с древнегрузинского языка сделан по изданию: Древний Иадгари. Тбилиси: Мецниереба, 1980. С. 233–235.

23 апреля. Память святого Георгия

Господи, воззвах

Мучениче Господень,
моли о нас
и испроси душам нашим
множество милостей
и оставление многих грехов наших,
молимся.

Слава Тебе, Господи,
ибо соделал Ты
венец святым Твоим
и течения жизни исполнил их,
да молят всегда
о душах и телесех наших.

Тобою святые хвалятся,
о Тебе, Христе, радуются,
ибо воссиял Ты свет
славным твоим.
Всякая душа
благословляет Тебя, Господи,
мир Твой подаждь нам.

Врагов нападающих
победители в подвиге
низложили
оружием Креста Твоего, Христе.
И Тебя величают
и молят о душах наших.

Четверопеснец
Возопих (6-я песнь)

В подвиге утвердивший
святых мучеников
и венчавший их,
Святый Боже,
помилуй нас.

Победители Твои
в подвиге, Христе,
на месте казни
величали Тебя
и всякую хитрость
беззаконных
низложили.

Во огне мученики плоть свою в жертву принесли, Спасе, как каждение

В муках и во огне
мученики плоть свою
в жертву принесли, Спасе,
как каждение,
и ныне радуются пред Тобою.

Молитвами, Господи,
всехвальных мучеников Твоих
мир мiрови даруй
и спаси поющия Тебя.

Благословен (7-я песнь)

Явивший святых Твоих
победителями в подвиге,
как светила в мире,
благословен еси, Господи,
Боже отцов наших.

Даровавший святым мученикам
немощей исцеление
и недугов наших,
благословен еси, Господи,
Боже отцов наших.

Силою Креста Твоего, Господи,
победили святые Твои врага
и превознесли имя Твое:
«Благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».

Троицу Святую достойно
прославили святые
в телах своих плотских
и возопили:
«Благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».

Благословите (8-я песнь)

Царя Христа,
Его же превозносили
сонмы мученические
в страданиях своих
гласами высокими
и восклицали:
«Все дела пойте Господа».

Милостивого Христа,
венчавшего сонм святых мучеников,
Имже они исцеляют
немощи наши,
все дела пойте.

Благого Христа,
укрепившего святых мучеников
на победу в подвиге благом,
все дела пойте.

Муки претерпевали
победители в подвиге мученики
и не устрашились воспевать
всем сердцем,
восклицали и глаголали:
«Все дела пойте Господа».

Троицу Святую
достойно прославили
сонмы мучеников
пред тиранами,
восклицали и глаголали:
«Все дела пойте Господа».

Величит (9-я песнь)

Прославлен Ты в памяти
святых мучеников, Христе,
от Него же произрастили они
исцеление.

Прекрасно Христу
служение исполнившие
на небеса вселились
и на земле достойно вспоминаемые
прославились.

Благодатию многою
в подвиге победившие
источили исцеления
немощам нашим.
Их молитвами подай
мир мiрови, Господи,
и спаси нас.

На Хвалитех
Святые мученики
в брани диавола одолели,
превзошли Ангелов,
превозносят Крест
и предстоят Христу.
Христовы служители,
блаженные,
молитесь о душах наших.

Предисловие и перевод с древнегрузинского
протодиакона Владимира Василика

17 июня 2020 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 130 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Кто постиг, как вознесся Господь Бог наш?» «Кто постиг, как вознесся Господь Бог наш?»
Перевод древнейшей службы Вознесению
«Кто постиг, как вознесся Господь Бог наш?» «Кто постиг, как вознесся Господь Бог наш?»
Перевод древнейшей службы Вознесению
Диакон Владимир Василик
Победное восхождение Господа на небеса оказалось бы невозможным без Креста, сошествия во ад и победы над дьяволом, грехом и смертью.
Об одной особенности Благовещенского канона Об одной особенности Благовещенского канона
Диак. Владимир Василик
Об одной особенности Благовещенского канона Об одной особенности Благовещенского канона
Диакон Владимир Василик
Есть причины считать, что восьмая песнь канона изначально являлась самостоятельным произведением, принадлежавшим другому автору, а девятая песнь канона была дописана после победы Православия над несторианами.
О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари
Диакон Владимир Василик
О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари
Диакон Владимир Василик
Архаические двупеснцы сохранились в древнегрузинском сборнике Иадгари, первая редакция которого (820) отражает иерусалимское богослужение V–VIII веков. В этих двупеснцах можно найти образы, связанные с творениями раннехристианских отцов Церкви. Так, тема света в связи с крещением находит свое достаточно необычное выражение в двупеснце шестого дня по Богоявлении: во время крещения Христос принимает свет во Иордане.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×