Православный родительский день

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Введение во храм Пресвяой Богородицы. XVI век. Суздаль
Введение во храм Пресвяой Богородицы. XVI век. Суздаль
Праздник Введения во храм Богородицы – один из Великих двунадесятых богородичных праздников. И совершенно понятно, что в этот день все проповеди в храмах, публикации в православных газетах и журналах посвящены прославлению Пресвятой Богородицы и великого чуда вхождения Девы во Святая Святых, чуда, которое упраздняет повеления закона ветхого и предображает освящения всего человечества во Христе, воплотившемся от Девы Марии.

Но мне бы хотелось сейчас затронуть такой аспект этого торжества, который зачастую остается на втором плане, или вообще бывает обойден вниманием проповедников.

В Православной Церкви сложилась такая неписаная традиция считать неделю жен-мироносиц всеобщим днем православной женщины. Многие батюшки любят противопоставлять этот день советско-иудейско-коммунистическо-языческому дню 8 марта. Что-то напоминающее православный день защиты детей есть и в традиции празднования Рождества. Выступление детских хоров, утренники с участием воспитанников воскресных школ, инсценировки на рождественские темы являются непременным атрибутом этого праздника.

Если бы мы продолжили дальше эту аналогию и решили бы определить православный день благочестивых родителей, этим днем несомненно бы стал праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, потому что для православного человека святые и праведные Иоаким и Анна на все времена образец правильного духовного воспитания ребенка.

Легко можно представить себе как печально было для престарелых супругов расставаться со своим вымоленным Чадом, которому только лишь исполнилось три года но в этой душевной тяжести разлуки видна великая духовная радость от того, что они поручают ребенка Богу, что именно Тот, Кто даровал им Дитя, сможет взрастить его и воспитать как должно.

Какой же это величайший пример веры и родительской любви, которая не задается вопросом: «а как же я?», а целью всех своих порывов делает стяжание для своего ребенка высшего блага – бытия с Богом.

Ныне же картина совершенно иная, во-первых потому, что сегодня введение во Храм не предполагает расставания, - на всяком месте можно поклоняться Богу. И в огромном кафедральном соборе, и в маленькой деревенской церквушке можно причаститься Христу во всей Его полноте. А во-вторых, мы видим, что даже такая близость Божественной благодати каждому верующему оказывается недостаточной для того, чтобы расшевелить нынешних родителей. Несмотря на обилие храмов, ребенка подчас крестят в последнюю очередь, успев совершить над ним магические обряды.

Я не знаю как в остальной России, но на Кавказе, в Осетии, где я служу, довольно редко можно наблюдать принесенного на крещение младенца, на руке которого не повязана красная ниточка. Это говорит о том, что над ребенком уже совершен языческий обряд «от сглаза», прочитан заговор и наложена печать, свидетельствующая о языческом посвящении. Налицо стремление человека заручиться помощью и защитой всех известных сверхъестественных сил, совершенно не беспокоя себя вопросом о том, что эти силы из себя представляют. То, сопротивляясь чему, христианину положено стоять насмерть, становится привычным явлением. И каждый священник может свидетельствовать о том, что посвящение такое ребенка Богу из радостного, праздничного восшествии вверх по ступеням Храма превращается в яростную борьбу с тем, в чью обитель этот ребенок уже был принесен своими безголовыми родителями. Как часто приходится видеть, как новорожденное дитя реагирует на прикосновение освященной воды и масла так, как будто его поливают концентрированной кислотой. Но даже такие яркие проявления духовного нездоровья не трогают родителей: «батюшка, можно поскорее, а то нас гости ждут…»

Так великий праздник родителей превращается в великий упрек родителям.

К великому сожалению в современном секулярном обществе и рождение, и жизнь, и воспитание зачастую «запланированного» с помощью предыдущих абортов, ребенка превращается в предмет нравственной эксплуатации и реализации родительского эгоизма, вместо того, чтобы быть поводом к благодарению Бога, давшего этому ребенку жизнь, призвавшего его из небытия в бытие.

Поэтому часто для современных родителей введение своего чада во Храм это в лучшем случае повод накрыть стол, а в худшем - бегство, бегство от тех сил, которым ребенок уже был посвящен неверием или суеверием своих родителей

Это праздник упрек еще и для государства, которое прикрываясь «проповедью» о религиозной терпимости и толерантности, лишает детей «единого на потребу», запрещая преподавание детям основ христианской веры в школе, в то самое время когда Церковь имеет нравственную и интеллектуальную базу это осуществить.

Особенно хочется отметить: запрещается не обязательное преподавание «Закона Божьего», а просто сообщение детям в школе элементарной базовой информации о Православии. Таким образом, духовная пассивность родителей многократно усугубляется антидуховной агрессией «терпимо настроенного» министерства образования. Под видом терпимости преподается дремучее религиозное невежество, наплевательское, равнодушное отношение к какой бы то ни было духовности. Ребенка, не успевшего, по независящим от него причинам, прикоснуться к Богу, современное образование чисто по-советски ставит вне религии, с той только разницей, что превращает религию из опиума в винегрет, в котором находится место и для Христа, и для Будды, и для Рона Хаббарда, развивая в ребенке мысль, что все они (только лишь по причине своего существования) пригодны для потребления, называя тщательно выбирание из этого винегрета Христа – признаком узкого мышления.

Конечно не может состояться введение во Храм, если Храм – всего лишь памятник архитектуры, а не место реального соединения с Божеством.

Но примиренные на бумаге вера в Бога и религиозный космополитизм все же борются в человеческом сердце. И очень важно родителям в свете нынешнего праздника понять, что решающее слово в этой борьбе могут и должны сказать именно они, не просто мимоходом окрестив своего ребенка, но дав ему возможность быть чадом Церкви, быть причастником Христа. Очень важно увидеть в этом празднике призыв Церкви не только кормить, одевать, обувать и обеспечивать ребенка хорошим образованием, а именно ВОСПИТЫВАТЬ его той пищей, которую он может получить только в Храме.

Когда это призыв будет принят и из него будут сделаны выводы, тогда мы станем общниками тех радостных переживаний, которые испытывали святые родители Иоаким и Анна, отдавая своего Божественного Ребенка Богу, а не деля Его и Ним, тогда из упрека нынешним родителям этот день превратится в Праздник с большой буквы. Аминь.

Иерей Александр Пикалев

3 декабря 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×