Учебная звонница в музее |
Так наступили три самых насыщенных месяца прошлого учебного года – лекции по истории колокольного звона, музыкальная акустика, технология производства колоколов, занятия по 3-4 часа три раза в неделю на учебной звоннице – казалось, что так теперь будет всегда. Иногда с ужасом думал, что скоро окончу эти курсы и не попаду больше никогда на ставшую такой родной и привычной звонницу.
В этом году на Пасху я впервые оказался на колокольне своего храма. Старшие звонари Алексей и Сергей поручили мне звонить благовест. Когда начался крестный ход, нам сверху открылась совершенно фантастическая картина: всё пространство перед храмом и вокруг него колыхалось морем свечек и когда первый раз грянуло «Воистину Воскресе!», я не мог понять, что за волна раскатом грома прокатилась под нами!
Весной я начал относительно регулярно звонить.
Состоялся и мой первый самостоятельный звон ко Всенощной. Были и первые страхи, и первые неудачи, и впервые испытанное чувство переполняющей радости после хорошо удавшегося звона. Совсем недавно, поднимаясь на колокольню, первый раз вынужден был расчищать снег, поскольку за ночь лестницу замело и стало очень скользко.
А в пятницу 26 ноября я снова пришел в Колокольный Центр. Это был вечер встречи выпускников. За 27 выпусков их оказалось более пятисот. И хотя в этот раз звонарей пришло совсем немного, человек двадцать, чувствовалась какая-то невысказываемая сплочённость нас, бывших студентов.
Виктор Григорьевич Шариков |
Сотрудники Колокольного Центра приготовили очень интересный фотоматериал о двух своих поездках. Первая из них была на Урал, где звонари помогали сестрам подворья Ново-Тихвинского монастыря в селе Меркушино организовать звон на крестный ход в честь 300-летия Симеона Верхотурского. Следующая поездка была в Сербию, на вторую по значению в Европе после Франкфуртской книжную ярмарку, на которой Колокольный Центр представлял «Устав церковного звона», выпущенный Издательским Советом РПЦ в 2002 году.
К сожалению, в Белграде нашим звонарям не удалось показать сами звоны, поскольку звонница, которую они послали из России, за 10 дней так и не дошла.
Грустно, но в самой Сербии абсолютное большинство колоколен механизировано на западный манер, и необходимость в звонарях отпадает. Более того, многие сербы искренне считают, что наши красивые звоны в России тоже выполняют автоматы без участия человека. Немного утешает лишь то, что в Сербском Хиландарском монастыре на Афоне до сих пор вручную исполняют традиционные звоны, о чем нам рассказали всё те же сотрудники Центра, побывавшие там два года назад.
После просмотра фотографий Виктор Григорьевич пригласил всех к чаепитию. Подобные встречи, по его убеждению, могут быть очень полезны звонарям, и предложил собираться регулярно каждый месяц и тут же назначил следующую дату – 24 декабря.
Кто-то из присутствующих с улыбкой заметил, что хорошо было бы собраться 31 декабря, на что Виктор Григорьевич возразил, сказав, что в этот день многие и без того придут звонить, считая своим долгом отдать дань уходящему году.