Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

«Стены духовные»

"Усадьба
Усадьба Щелыково
Приходская жизнь в деревне для городского жителя полна неожиданных и насыщенных смыслом событий. Серая, беспрерывная суета, бесцельная динамичность и душевные пустоты здесь сменяются размеренным постоянством одухотворенного целеполагания.

И в прошлом глухой, но достаточный, а ныне пустынный и разоренный без людского  призора Костромской край, скрывает в чащах покинутые храмы, мертвые стены разоренных  деревень.

Село Угольское располагается близ некогда пышной усадьбы Голенищевых-Кутузовых, измельчавшей в деревянный флигелек любимого драматургом А.Н. Островским Щелыкова. Еще сто лет назад стройные белые церкви радостными колокольнями были видны далеко окрест. Леса отступили, дав место плодородным пашням, сочным лугам и необъятному голубому морю цветущего льна. На Субботинской горке открывался пространный вид сорока деревень с населением в тысячи человек. И в каждой - своя церковь, кое-где деревянная, а чаще каменная. Крепче времени оказались стены этих церквей в годы советской власти, когда деревни запустевали даже  без массового террора и раскулачивания,  просто оттого что жизнь потеряла привычный смысл и вековой уклад.

 Храм святителя Николая в Бережках при большевиках сохранился благодаря некоторой архитектурной экзотике, привнесенной Кутузовыми, масонами и мальтийскими рыцарями, в храмовый облик. Вычурный тяжелый иконостас с пузатыми католическими ангелочками и румяными архангелами, острый шпиль колокольни с равным четырехугольником крыжа оказались достаточным основанием для внесения храма в реестр советских культурных  ценностей.

Русский храм в Угольском - свидетель победы народного ополчения в Смутное время, посещавшийся князем Д.М. Пожарским, приезжавшим в Угольское на излечение от тяжких ранений к родственникам, - медленно разрушался на глазах вымиравших жителей. Двадцать лет назад мне довелось видеть падение его купола. В прошлом году купол вновь поднялся над воскресающим храмом.

В Никольском храме службы были запрещены в 1967 году, вернулись священники только в 1991. Действует храм для малого числа местных жителей, да еще летних захожан, приезжающих на экскурсии к месту упокоения Островского или отдыхающих в пансионате «Щелыково». Ближайшие действующие храмы - в тридцати километрах в Островском, Костромской области, или в Заволжске, уже Ивановской.

Вокруг храма в Угольском живут несколько древних старух и дачники. Настоятель бережковского храма  отец Евгений (Решетков) и трудники идут туда сорок минут из Щелыкова. В сравнении с шумным туристическим центром, Угольское, укрытое лесом, оказалось местом притяжения ищущих умной тишины, сокрытого бескорыстного труда и духовного воспитания.

Священник, несколько коренных жителей и приезжих  сами разбирали завалы кирпичей и мусора, ставили леса, скромными силами делали тяжкую работу, непосильную для непрофессионалов, но исполнимую для духовно напряженных искателей.

А зачем храм в пустыне, где давно нет жизни, надежды и веры?  Так вопрошают реалисты-прагматики из местной музейной интеллигенции, справедливо полагая своё конечное бытие в категориях сиюминутного разума. Храм им не нужен, но как-то иррационально отрицательно и неравнодушно. Давняя лукавая теория об автономном существовании культуры и христианства здесь еще обостренно актуальна и значима. Церковь отделена от государства, а значит и от культуры – тезис революционный и современный. Он странным  подсознательным архетипом существует в головах  и международных правозащитников-гуманистов, и работников так называемой «российской» культуры.

Никольский храм, культурная ценность,- давнишнее поле брани музейщиков и духовенства, неподеленное пространство культуры и религиозной духовности. Там  все ограничено предписаниями министерства: территория, количество и продолжительность служб, цена билета в храм-музей. Настоятель в надежде на полноценную приходскую жизнь стремится возродить к жизни светской культурой невостребованный, заброшенный, но ощутимо намоленный и ясный храм в Угольском.

Идея расширения общины в духовное православное братство, с устроением приюта и школы, крепкого крестьянского хозяйства, питает труды нашего батюшки. Для мирян это своего рода путь христианской жизни, восстановление исторической преемственности  его обоснования, мерило терпения и послушания.

 Сомнения остаются у нас, городских заезжан и прихожан, полюбивших это тихое бело-голубое одиночество, воображаемую и чаемую пустынь духовную, плодотворное уединение и созидание вечности. Но, ведомые пастырем добрым и неутомимым, превозмогающим житейские лишения и скорби, укрепляемые и наставляемые, теплой молитвой, мы вспоминаем благочестивых предков и наш оживающий храм.

Нет логического объяснения неровному ходу русской истории. Нет объяснения нашему отступничеству. Разрывая узы прошлого для воплощения «новых» теорий, без возможности остановиться в бурном потоке меняющихся цивилизационных схем, мы  гонимся в замкнутом пространстве чужого разума, прозревая Бога в глубоких потемках  пережитых мук. И добрыми вестниками поднимаются купола наших церквей, благовестят колокола для нас, страждущих, но твердых в вере грядущего осмысленного преображения родной земли.

Александра Агеенко

30 ноября 2004 г.

Рейтинг: 7.9 Голосов: 15 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×