Православный календарьПравославный календарь
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

О малых грехах и малых добрых делах

Нужно опасаться малых грехов, и нельзя пренебрегать малыми добрыми делами.

Это прописная истина. О ней сказано немало, причем людьми праведными, такими как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в слове «О малом доброделании». Но можно ведь, можно и должно говорить об одном и том же разным людям, в разное время. Не нужно думать, что все самое важное уже сказано, например, людьми святыми. Во-первых, не все сказано. Во-вторых, сказанное однажды требует многократного повторения. В-третьих, в мире не существует чистого плагиата. Даже дословно повторяя чужие мысли, я, пропустив их через себя, превращаю эти мысли в свои собственные. Итак, вернемся к грехам и добродетелям.

В мире нравственности затруднен счет. Иногда счет в мире нравственности просто невозможен. То есть качество в этом мире есть, а о количестве говорить не всегда получается. Вот пример.

Человек бросил на пол кусок хлеба. Бросил и не поднял. Не обдул, не поцеловал, не сказал «Господи, помилуй». Такой человек тяжко согрешил. Он проявил черствость, глупость, неблагодарность своей души, свою непричастность к повседневному труду как нельзя ярче. Можно ли здесь вести речь о размере хлебного куска? Есть ли разница, кусок этот велик или это только корочка? Конечно, нет. Грех совершен в принципе, и неважно, сколько граммов в хлебе, которым пренебрегли.

Граммы могут стать фактором нравственности в других условиях. В блокадном Ленинграде человек, отрезавший ниткой от своей пайки ничтожный кусочек для ближнего, достоин называться именем святого. Вот там граммы входят в область нравственности и подсчитываются. А в обычном быту что буханка, что горбушка – разницы нет. Нет разницы, и когда ребенок при родителях бросает на землю недоеденный бублик, а взрослым до этого дела нет. Чтобы назвать грех грехом, здесь граммы подсчитывать не надо.

По телевидению не раз показывали, как возмущенные своими правительствами фермеры в разных странах Запада устраивают демонстрации. Они съезжаются на площади городов на тракторах, запруживают техникой магистрали. Нередко демонстративно выливают на асфальт сотни бидонов молока в знак того, что производить его невыгодно. Всегда больно смотреть на это безумие, у которого есть «экономическое оправдание». Каждый пятый человек Земли голодает на всякое время и на всякий час. А где-то и кто-то находит более выгодным с точки зрения рентабельности высыпать в море сотни тонн зерна с неразгруженной баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох. У нее своя – идолопоклонническая – логика. И вот я думаю: бросивший наземь кусок бутерброда человек и бизнесмен, уничтожающий тонны продуктов ради рыночной целесообразности, сильно ли отличаются? Баржа с зерном относится к горбушке хлеба, как слон – к мухе. Но вот люди, совершающие эти поступки, могут быть друг другу равны.

«Украл рубль» и «украл миллион» – это выражения, между которыми можно ставить знак равенства. Миллион отличается от рубля. Но и там, и там стоит «украл». От этого слова, как от умножения на ноль, исчезает разница между величинами. Величины становятся равны.

Кстати, раз мы вошли в область математики, пребудем в ней еще ради одного примера.

Мораль причастна Богу и прикасается к вечности. Это все равно что выйти в область бесконечного, у которого совсем иные математические законы.

Возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100. Теперь возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100, которые делятся на 2. Какое из этих множеств будет больше? Естественно – первое. Оно больше ровно в два раза.

Теперь возьмем бесконечное множество натуральных чисел, с одной стороны, и бесконечное множество натуральных чисел, делящихся на два, – с другой. Какое из этих множеств будет больше? Никакое! Они равны! Бесконечность и там, и там. И это значит, что в бесконечности часть равна целому. Обычный счет закончился.

И как математика, говоря о бесконечности, попадает в область иных законов, так же и человек, говоря о морали, о грехах и добродетелях, попадает в иную область, туда, где маленькое стоит столько же, сколько и большое.

Вот теперь можно приблизиться к пониманию катастрофы, бывшей в раю, – к грехопадению.

Судя по-мирски, что такого страшного сделали эти первые люди? Такой ничтожный грех – и такое суровое наказание! Где же возвещаемая любовь, если Бог так суров? Но дело как раз в том, что малое равно большому там, где речь идет о грехах. В грехе прародителей, как дуб в желуде, уже были скрыты все грехи последующего человечества.

Понятен и евангельский максимализм, называющий прелюбодеем уже того, кто с вожделением смотрит на женщину. Грех, незримо совершаемый в духе, равен греху, вырвавшемуся наружу и ставшему видимым. Поэтому судимы мы будем не по делам, а по тайне сердца. «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2: 16), – так об этом говорит апостол Павел.

Понятно, почему плакали о себе как о последних грешниках ушедшие подальше от мирских жилищ подвижники. Видя в себе семена греха, они прозревали в этих семенах жуткие плоды, просящиеся наружу, и это зрелище рождало нескончаемые слезы.

Итак, малое равно большому, и это смиряет нас при разговоре о грехах.

Но эти же мысли утешают нас при разговоре о добродетелях. Утешают, поскольку понятными становятся слова Господа о стакане воды, подав который, человек не потеряет своей награды. Становится понятной похвала бедной вдовице, положившей в сокровищницу церковную две мелкие монетки. В отношении добродетелей закон тождества между малым и большим работает с той же безотказностью.

Выводы из сказанного всяк человек способен сделать для себя сам.

Это может быть решение не браться за великие дела, но с большой любовью делать дела маленькие.

Это может быть пересмотр своей жизни на предмет обнаружения привычных греховных «мелочей» и попытка с ними расстаться. В любом случае это должно быть увеличение серьезности в отношении к жизни и внимания к себе.

Не нужно творить ничего великого, чтобы спастись. Не нужно творить ничего циклопически страшного, чтобы отпасть от Бога. И для того, и для другого довольно дел бытовых, незаметных, маленьких. Маленьких для нашего повседневного испорченного зрения и обретающих истинные масштабы при улучшении зрения под действием благодати.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина 9 ноября 2011, 02:12
В жизни мелочей не бывает....который раз убеждаюсь...
Николай28 августа 2011, 23:08
Вот как удивительным образом одни факты дополняют другие, складываясь из отдельных самоцветов во все более четкую мозаику!

Извиняюсь за длинную цитату, но с ней будет легче понять смысл, который хочу донести до читателей:

http://www.holyfire.org/doc_RusDom4_2004.htm
http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t295802.html
----------
Ланчанское чудо

Во время Литургии один священник усомнился, что обычные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, внешне оставаясь хлебом и вином, чтобы не искушать причастников.
С сомнениями священник произносил священные слова Евхаристического канона, и вдруг... это Пресуществление произошло. В чаше было уже не вино - там была чистая алая жидкость, удивительно похожая на кровь. А хлеб стал Плотью Христа.

С тех пор, уже двенадцать веков, в Ланчано хранятся Святые Дары - Кровь и Плоть Христа.

По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять, разной формы, затвердевших шариков. Причём поразительно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько весят все пять вместе, что противоречит элементарным законам физики, - факт, который учёные также объяснить до сих пор никак не могут.
----------

Теперь становится совершенно ясно, почему любая одна капля может весить как все пять вместе взятые!
И недаром о причастии говорят, что даже в одной крошке и в одной капле - весь Христос.

Спаси Господи Вас за Ваши труды!
Александр26 августа 2011, 22:14
Чётко...ясно...понятно...Согласен! Начинать надо с малого! Бог в помощь!
Татьяна23 июля 2011, 18:13
Прости меня, Господи но я не понимаю этот закон тождества между малым и большим грехом! Как можно ставить знак равенства между тем, например, что я наступила на ногу человеку и убийством человека, т. е. между МАЛЫМ грехом и СМЕРТНЫМ грехом??? Что-то Вы, батюшка, нафилософствовали.
грешный Алексей22 июля 2011, 11:13
Очень много переозознал и многое перевернулось в душе. Искренннее Вам благодарен!
Иулия, харьковчанка14 июля 2011, 14:46
Отец Андрей, спаси-Бо Вам за эти простые и проникновенные слова, в которых живая истина: "Не нужно творить ничего великого, чтобы спастись. Не нужно творить ничего циклопически страшного, чтобы отпасть от Бога". После таких вот ваших слов зрение гораздо улучшается.
Вот звучит песня греху в исполнении Таисии Повалий: "Одолжила, одолжила, твою голову вскружила, и вернуть тебя божилась...".... И так бодренько, оптимистично, жизнерадостно. И вот картинка: свадьба гуляет, и жених с невестой - свежевенчанные по новомодной традиции - отплясывают в прокуренном кабаке вместе с захмелевшими гостями под эту песенку. И что тут такого, скажет обыватель? Люди невинно веселятся... Ан-нет, ловушечка-то не просто готова, но уже и птичка в клеточке, и ноготок увяз, осталось только дверцу захлопнуть... Вот так, на ровном месте, каждый день, на каждом шагу...
Спаси Вас, Господи, батюшка, что подсказали. Говорите, говорите с нами: и в тысячный раз не лишне, будьте уверены!
Стиль Ваш просто обожаю. Очень по душе. Дай Бог Вам вдохновения.
Михаил13 июля 2011, 17:31
Ответы на такие вопросы давно искал.
Спаси вас, Господи




Александр10 июля 2011, 11:57
Благодарю Вас за простую доступную и поэтому-гениальную статью.
Сергей Матковский 8 июля 2011, 11:19
Спаси Вас ,Господи! Так легко и ненавязчиво вы разворачиваете человека лицом к Богу!Я каюсь над каждой вашей статьей,с вашими проповедями как с черновиками на исповедь ходить!
Михаил 8 июля 2011, 10:29
Спаси Господи!
Елена 7 июля 2011, 18:26
Спаси Вас Господи! Очень хорошая статья!
Николай 7 июля 2011, 17:29
Спасибо за статью! Хорошо написали, и вот это, в частности, о прибыли :

«Каждый пятый человек Земли голодает на всякое время и на всякий час. А где-то и кто-то находит более выгодным с точки зрения рентабельности высыпать в море сотни тонн зерна с неразгруженной баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох. У нее своя – идолопоклонническая – логика.»

Прибыль требует поклонения себе, и многие ей поклоняются словно золотому тельцу из библейской истории. Забывая о любви к ближнем. Наоборот, — ведь так заманчиво некоторым заработать денег на горе ближнего. Не заплатить зарплату бедной (не обеспеченной) девочке-кассирше в супермаркете, задержать зарплату тяжело работающему шахтеру или работнику завода, торговать спиртными напитками или участвовать в их производстве (или наживаться на чём-либо другом вызывающем ЗАВИСИМОСТЬ – это ж постоянные покупатели, выгодно! табак, другая наркота ), — всё это _прибыльные_ дела.

Но злые. Думайте, выбирайте, братья-христиане.
Ира 7 июля 2011, 13:40
Спасибо! Такая хорошая статья, полезная. А ведь я это чувствовала в глубине души. А тут так просто и понятно сказано.
Помогай вам Бог, отец Андрей.
Анна 7 июля 2011, 13:39
Понрвилось: "закон тождества между малым и большим"
Виктория 7 июля 2011, 12:06
Спаси Вас Господи, батюшка!
Александр 7 июля 2011, 11:02
Спасибо за разъяснение воли Божьей! Не знаю только как мне грешному преодолеть все искушения жизни, не поступать и даже не думать греховно. Избавь меня Господь от Лукавого.
Наталия 7 июля 2011, 10:59
Спаси Вас Господи, отец Андрей!
Ирина 6 июля 2011, 20:08
Спаси Вас Господи за эту статью! Стало понятно то, что раньше не понимала. Осталось только вместить это в себя и бояться согрешить даже в мыслях...
Sunix 6 июля 2011, 14:08
замечательно... современным языком о вечном
Андрей 6 июля 2011, 12:59
Очень точно! Своевременно и жизненно необходимо! Наверное, каждому. И уж точно - мне! Дело за малым - не ограничиться прочтением и согласием с автором, но и не забыть применить к своей жизненной реальности.

Спасибо за Ваши интереснейшие статьи, отец Андрей! Дай Вам Бог крепкого здоровья!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×