Человек многолик

Человек многолик. Особенно женщины. Вернее, на них заметнее то, о чем сказать хочется. Вот она дома, погруженная в быт, как рыба – в воду. Домашняя одежда, уставший вид, морщинки под глазами и в уголках рта. А вот она же после парикмахерской, да в новом платье, да с огоньком во взгляде перед походом в гости к важным людям на семейный праздник. Кто скажет, что это один и тот же человек, если даже родной муж смотрит на нее в это время удивленным и восторженным взглядом? Или вот девчонка идет по современному большому городу. В ушах – наушники плеера, взгляд вроде блуждающий и расслабленный, но на самом деле напряженный. Во рту – жвачка, на запястье – «фенечка», джинсы, продранные специально в нескольких местах. Но вот она же заходит в храм помолиться. Разве не бывает, чтобы человек со жвачкой во рту и в драных джинсах помолиться зашел? Очень даже бывает. А вдруг у нее с парнем отношения разладились? А вдруг у нее мать серьезно болеет? А вдруг у нее просто на душе плохо и хочется перед Богом на колени встать? И вот заходит она в храм. Ей у входа дают платочек и юбку до пола на резинке (есть такая умная практика в очень многих местах). И вот уже она в платке и юбке стоит на коленях перед образом Скоропослушницы. Глаза влажные отражают мерцанье свеч, губы молитву шепчут, и совсем не узнать в ней ее же саму, которая сегодня утром курила с подругами у подъезда. Все это означает, что человек многолик, и в разных ситуациях его в нем самом узнать сложно.

***

Теперь я о «своем» говорить буду, потому что всяк сверчок должен знать свой шесток. Мы, священники, видим свою паству в основном только в храмах. А в храме присутствует не «весь человек». Эмпирический человек, который стоит в очередях, ругает детей за плохие отметки, планирует домашний бюджет, пьет снотворное от бессонницы и прочее, прочее, в храме не виден. Сего-то человека мы не видим и, может быть, не знаем. И вот если мы его не знаем, то есть и нужды его, и быт его, страхи его и надежды его от нас далеки, как прошлогодний снег, то ситуацию эту иначе, как катастрофой, назвать нельзя.

Какой человек приходит в храм? Скорее всего – сокровенный и внутренний. Тот самый скрытый за привычной внешностью человек, который в быту повседневном иногда сам себя стыдится за свои религиозные порывы. В храме ему хорошо, а в миру он свою веру боится на показ выставить. Насмешек боится или кривых взглядов. Поэтому человек раздваивается. Он словно натягивает на себя в повседневности кучу одежек и накладывает грим. В воскресенье же или праздники он приходит в храм и дает тому внутри живущему человеку свободно подышать и расправить плечи. Так дела обстоят у многих, потому что число прихожан, живущих верой постоянно и свидетельствующих о вере, у нас не очень велико. Некоторые люди почему-то даже отворачиваются, увидев знакомое по богослужению в храме лицо на улице или в магазине. Отчего это? Самих себя, вероятно, стыдятся, стыдятся верующими быть не раз в неделю, а всегда. Или не хотят новых знакомств и неуместных разговоров. Или еще что. Но мы, священники, ни от кого отворачиваться нигде не должны.

***

Наша паства везде. Имеется в виду наша отчасти уже потерянная, отчасти еще не вовлеченная в молитвенную жизнь паства. Если пойти, скажем, в торговый центр и сесть за столик в одном из кафе (где-нибудь выше первого этажа для увеличения обзора), то можно смотреть и думать. Вот семейная пара выбирает солнцезащитные очки. Их легко представить в храме просящими уделить им время, чтобы поговорить о будущем венчании. Вот дети на руках у матерей тычут пальчиками в аквариум с экзотическими рыбками. Этих мам с детьми тоже нетрудно представить в храме на крещении. Все эти люди, которых так много вокруг, которые играют в боулинг, едят мороженое, катаются на роликах, едут вверх-вниз на эскалаторах… все они или большинство из них появляются в храмах время от времени в воскресные дни и праздники. Но все же это – неохваченная в полной мере молитвой наша паства. У многих из них на груди – крестики, и в лучшие моменты своей жизни они не чужды умиления, молитвенного восторга, благодарности Богу, жертвенного порыва. Но это именно – в лучшие моменты своей жизни, которые стоят особняком в ряду обычных будней и привычного поведения. А в обычные дни у нас на них нет времени и им до нас нет дела. В обычное время их головы набиты обрывками телевизионных новостей и желанием где-то заработать побольше денег. В обычные дни жизнь их (и наша) идет по своим, падшим, неевхаристическим законам. Так бы она и зачахла вовсе, если бы не оживляющее ежевоскресное действие литургии.

***

О чем я хочу сказать? О том, что паству свою надо знать и любить. А паства эта состоит вовсе не из тех только, кого мы видели в минувшее воскресенье у Чаши. Она состоит также из тех крещеных, но не воцерковленных людей, которых только предстоит привести в храм и научить не выбегать из него до отпуста. Вот они, эти люди, в супермаркетах и на базарах, на пляжах и стадионах, на заправках и в пиццериях. К их речам стоит прислушаться. В их глаза стоит всмотреться. Эта паства многолика, как в смысле своей многочисленности, так и в том смысле, что один и тот же человек бывает сам на себя не похож в разных ситуациях.

Протоиерей Андрей Ткачев

5 сентября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина16 сентября 2012, 15:05
Ирина - р.Б. Иулии: Дорогая сестричка во Христе! Спаси Вас Господи за слова вразумления и поддержки. Как Вы правильно все написали! Сердце согрелось. Храни Вас Господь!
р.б. Иулия16 сентября 2012, 01:22
Дорогие, братья и сестры во Христе, которые пытаются попасть в "закрытый клуб"!
А вы примите это препятствие, как милость Божию. Представьте, например, что войдя в такой "клуб" вы, в итоге, окажетесь далеко от Бога. А нам-то как раз в другую сторону надо - к Богу!
Так уж не печальтесь о том, что община как-будто бы вас отвергает. Печальтесь о своих грехах и немощах, и учитесь терпению и смирению через любые мелочи и события нашей жизни (в т.ч.и такие вот "препятствия"). А там, глядишь, и дадут они свои чудесные плоды - и вы изменитесь и вокруг вас однажды тоже все незаметно преобразится!

Всем вам желаю от всего сердца - всегда молиться и не унывать (вспомните пример вдовы из Евангелия), не оставляйте храм и святые Таинства! А Господь в свое время каждому даст все необходимое и даже более!

Помогай вам всем Христос!
Сергей14 сентября 2012, 21:29
Пришли некоторые старцы к авве Пимену(Великому)и сказали ему:-Если мы увидим брата дремлющим в церкви,то велишь ли разбудить его,чтобы он не дремал..? Он сказал им:Что касается до меня,то я если увижу брата моего дремлющим,-положу голову его на колени мои и успокою его.
Н.Н.12 сентября 2012, 17:20
ЗАХОЖАНКА
"В другой ходить не могу, так как дети маленькие,не оставишь надолго.(с собой если брать, то это не молитва а мучение получается, литургию им не выстоять)."...

-С маленикими детьми приходим в храм обязательно вместе, хорошо бы к "ВЕРУЮ...", но можно и к "Отче наш...", детей обязательно причащаем; на исповедь с детьми идём без очереди.
-Все свои грехи вспоминаем дома, записываем на бумагу - на исповеди отдаём священнику, устно задаём вопросы (не все сразу!), благославляемся на причастие детей и самой.
-Будете регулярно ходить на исповедь и причащать детей и сама причащаться - Вас запомнят. Обязательно. Да, искушения из "горячего цеха" Вам подбрасывают, будьте настойчивее. Божией помощи Вам и терпения.
Захожанка12 сентября 2012, 08:30
Н.Н.!
Дело обстоит ещё хуже чем Вы думаете, я не в Москве живу:)Храм свой светить на всю страну как-то не хочется.(хватит и тех гадостей которых я уже наговорить умудрилась)Одно только скажу - он очень маленький.В воскресенье человек 100 с трудом помещается.Меня это-то и убивает если честно.Потому как почти всех прихожан в лицо знаешь.(а уж как батюшки кого-то не замечать в упор умудряются мне вообще не ведомо)В другой ходить не могу, так как дети маленькие,не оставишь надолго.(с собой если брать, то это не молитва а мучение получается, литургию им не выстоять).
Исповедоваться конечно надо.Обязательно схожу.На исповеди только как-то не до разговоров по душам.Очередь большая, времени мало.Дай Бог грехи вспомнить и не заикаться от страха при этом:)
Мне просто непонятно, почему в обычной жизни ты можешь задать какой-то вопрос людям если что-то непонятно(например коллегам по работе), а в церкви все от тебя шарахаться начинают.Или в лучшем случае советуют книжки читать.(Типа сама бы я до этого не додумалась ни за что)Это испытание такое на глубину веры и серьёзность намерений для неофитов?Вообще простите меня все ради Бога за то что я здесь наговорила.Просто на меня от одиночества и изоляции от людей частенько на уныние пробивает.Потом помолюсь - вроде отпускает.
Ириночка!Вы себе не представляете как Вам повезло!Такой батюшка просто подарок от Господа.Не теряйте его из виду.Рада за Вас.
Н.Н.11 сентября 2012, 20:37
Захожанка:
Елена!
Мне прихожанкой стать вообще не светит.Там у них свой "закрытый клуб".Они чужаков не принимают.Не знаю как туда вообще люди попадают,если честно.Сколько не пробовала, всё без толку.

В Москве такое может быть только на приходе у о. Георгия Кочеткова (если у него есть приход (ах да, их община Новодевичий м-рь "приватизировла"), или у о. Александра Борисова (храм Косьмы и Домиана, за памятником Юрию Долгорукову). Всё. Если Вы умудрились найти что-то третье - поделитесь, это интересно.
Ирина11 сентября 2012, 19:34
Ирина - Захожанке: Дорогая сестричка во Христе! Я, как и Вы, являюсь скорее захожанкой, чем прихожанкой, но только в худшем ее проявлении - ленивая, нерадивая, ни на что не хватает времени, все время в суете житейской. Все это осознаю, каюсь перед Господом, но измениться пока не получается. Виновата во всем. Но я забыла упомянуть в предыдущем комментарии, когда писала, как мне, совершенно этого недостойной, Господь вдруг послал такого батюшку необыкновенного,- что это произошло как раз в тот момент, когда я пребывала в унынии, даже почти в отчаянии, что по греховности перекрывало все мои предыдущие недостатки. И вдруг, ни за что, ни про что - и такая милость Божия! Батюшка, который не осуждал, не упрекал (хотя было за что), а понял, выслушал с участием, утешил, слезы утер, как малому дитяти. Ну разве это не милость Господа? С этого момента я поняла: ни в коем случае не унывать, не отчаиваться, уповать на Господа, терпеть, молиться и ждать, - и все Милостивый Господь пошлет в свое время, когда нам более всего это необходимо. Божией Вам помощи! Главное - не унывать, Господь все видит и слышит все нащи молитвы и все Сам управит.
Н.Н.11 сентября 2012, 15:22
ЗАХОЖАНКА
"...Причём человека при этом пучит от сознания что он сам-то "не такой".Батюшки тоже такой напасти подвержены.Увы.Причём учитывая что они "на виду" это иной раз просто "глаз режет".

Понятно, это болезнь очень многих неофитов (старые священники считали неофитами тех, кто воцерковлён менее 20-ти лет!).
Ночь под фонарём, в луже двое прохожих увидели пьяного священника, который весь извалялся в грязи, пытается встать - и никак не может. Один прохожий говорит другому: посмотри, какая свинья этот поп! Голос сверху: свинья, НО Моя!.
Ваша задача: исповедоваться, получить отпущение грехов, причаститься. Ну какое Вам дело до того, что батюшка про себя думает? (да и то, это всего лишь Ваши домыслы!). Он за себя ответит, а Вы - за себя. Слава Богу, что у нас вообще есть пастыри, мы и таких-то не достойны! (Как в притче: Господь сказал - искал для вас хуже, да не нашел!).
ПРОСТИТЕ.
Захожанка11 сентября 2012, 15:09
Елена!
Мне прихожанкой стать вообще не светит.Там у них свой "закрытый клуб".Они чужаков не принимают.Не знаю как туда вообще люди попадают,если честно.Сколько не пробовала, всё без толку.
елена11 сентября 2012, 13:13
Захожанке.Ваш сарказм вполне понятен и объясним : станьте не захожанкой , а прихожанкой в Храме.тогда вам и откроется. что подавляющее большинство батюшек болеют душой за паству.
Захожанка11 сентября 2012, 13:02
Сестрички, милые, спасибо что ответили.Нет, я не одинокая.А очень даже замужняя и с детишками:)Нет, я не хочу внимания священника.Уже не хочу.Хотела года полтора назад, когда в церковь ходить начала.Хотела как обычный новичок, который ищет у кого бы совета спросить.И ищет самого духовно опытного.Ну ладно, раз нет значит нет.Когда во всём более менее разобралась, то уже и без батюшки как с батюшкой:)
Милая Н.Н.!Говоря "осуждает", я не имела в виду свои грехи.Я их вижу и очень из-за них переживаю.Если бы мне просто некое замечание сделали по поводу моего духовного состояния, только бы порадовалась.Осуждает это в моём понимании когда начинают всех стричь под одну гребёнку.(например рассуждать о "распущенной молодёжи" или "неверующих")Причём человека при этом пучит от сознания что он сам-то "не такой".Батюшки тоже такой напасти подвержены.Увы.Причём учитывая что они "на виду" это иной раз просто "глаз режет".
Н.Н.11 сентября 2012, 11:40
ЗАХОЖАНКА
"...И не осуждает их!Вы правда существуете?Буду усерднее молиться..."

Хотелось бы знать: что значит НЕ ОСУЖДАЕТ?
Прежде всего, надо очетливо понимать, для чего Вы пришли в церковь? Если для того, чтобы себя изменить, тогда радуйтесь, что батюшка обличает Ваши грехи, указывает на ошибки и призывет очистить сердце покаянием. А если только для того, чтобы кто-то Вас пожалел, погладил по головке и утешил - пересмотрите свою цель. Опытные священники, как правило, делают и то, и другое.
Очень часто на исповеди мы ОПРАВДЫВАЕМСЯ (или, как сказал один сельский батюшка:не надо мне рассказывать, какие вы хорошие и какие у вас соседи плохие!).
Очень часто женщины (особенно одинокие), хотят какого-то дополнителього внимания священника - это не правильно!
Это ваша ошибка, а не невнимательность священника.
Ирина10 сентября 2012, 18:59
Ирина - Захожанке: Да, уважаемая сестра во Христе, такие батюшки есть! Это неоспоримо, пока существует Церковь - существуют такие батюшки. Но наша проблема (а их - несомненное достоинство) в том, что эти батюшки тихи и незаметны. Их очень непросто разглядеть среди многих и многих, шумно поучающих, наставляющих, а зачастую - обличающих свою паству. Среди всех этих громких и по сути правильных проповедей голос таких батюшек тих и никогда не срывается на пафосные или даже истерические нотки. Поэтому услышать их трудно. Но если удастся разглядеть такого батюшку - перед Вами откроется такая красота необыкновенная, что может дух захватить. Потому что в таком батюшке можно явственно увидеть Самого Христа, Его нетленный Образ. Это так красиво! Говорю не понаслышке. В одном из монастырей я случайно увидела такого батюшку (но что значит,- случайно? У Господа случайностей не бывает. Это была ко мне, грешной, величайшая милость Божия). Этот батюшка был настолько незаметен среди других священнослужителей, что и внимание на него обратить было сложно. Но когда Господь открыл мне очи - я просто ахнула! Самое совершенное из творений Божиих - это душа человеческая! Так что не отчаивайтесь, Вы на правильном пути - молитесь, и Господь откроет и покажет, и батюшку пошлет. Божией Вам помощи и заступничества Пречистой Владычицы нашей Богородицы!
Захожанка10 сентября 2012, 13:05
Ой,надо же.Батюшка проявляет интерес к прихожанам!И к потенциальным прихожанам!И не осуждает их!Вы правда существуете?Буду усерднее молиться.Может мне всё-таки кто-нибудь похожий на Вас в реальной жизни повстречается.
Н.Н. 9 сентября 2012, 20:18
ЕЛИЗАВЕТА
"...нигде кроме храма, порою не чувствую себя так одиноко после службы- я человек одинокий- дети очень далеко, да слабость, да хочется общения... "

Елизавета, с одной стороны я Вам сочуствую, а с другой - мне, например, непонятно, почему бы Вам, если уж так хочется, не попроситься на трапезу сомой? Проосто подойти и сказать: а мне можно? очень хочется. Я думаю, Вам не откажут. Да и после службы подойти к кому- нибудь самой и познакомиться. Только думается мне, что не надо храм путать с клубом по интересам - это Дом Божий, куда мы пришли помолиться, а не спрятаться от одиночества. Очень хорошо, когда община крепкая, сложившаяся, все друг друга знают и помогают; многим прихожанам, которые оказались "за бортом" - не надо думать, что Вас непременно "отфутболят"; не бойтесь стучаться, проявляйте настойчивость (кстати, иногда старые батюшки проверяют, насколько человеку что-либо нужно, не принимая его с первого раза) - откроют вам! Даже если отказали ни один раз - стучите и просите.
Наталья Богоявленская 9 сентября 2012, 19:47
Цитирую Ивана: "Позволю себе не согласиться с о.Андреем. Разве к пастве относятся те, кто годами не появляется в храме, не исповедуется, не подходит к Чаше?! Что с того, что они могут быть крещеными? ... христианами следует считать только воцерковленных, практикующих верующих".

"Есть у Меня и другие овцы, не Моего двора. И их тоже надлежит привести Мне". Это сказала не я, а сами знаете Кто.

Елизавета 9 сентября 2012, 16:31
"Про таких бедолаг говорят: сам виноват". Простите,я уже 20 лет хожу в один и тот же храм, и все чувствую себя " захожанкой", и как стать "своею" не знаю. Бывает обидно,когда к коллеге подходят бабули и приглашают на трапезу после литургии или молебна, она гордо ,подняв голову, удаляется. Чем я не достойна просто приглашения, никак не пойму. Не могу найти иной причины, кроме того той, что у меня внешность не совсем "русская", в Липецке как то спросил батюшка во время исповеди, кто я - а я казачка забайкальская, приехала в отпуск к дочке. Насчет разгрузки и пр, и пр., я не разгружаю, простите мне 55 лет и я бабуля уже, полы мою,жертвую, здороваюсь и пр. Исповедуюсь и причащаюсь регулярно. Поддерживаю Елену, нигде кроме храма, порою не чувствую себя так одиноко после службы- я человек одинокий- дети очень далеко, да слабость, да хочется общения...
Иван 9 сентября 2012, 16:13
Позволю себе не согласиться с о.Андреем.Разве к пастве относятся те, кто годами не появляется в храме, не исповедуется, не подходит к Чаше?! Что с того, что они могут быть крещеными? Если они не нуждаются в Боге или обращаются к нему только когда прижмет, то разве можем мы назвать их христианами? Конечно, нет. Придут такие, расставят свечи, немного постоят и уходят, считая свою задачу выполненной. Если человек сам не хочет открыть для себя Господа, то и Господь не собирается навязывать себя. Поэтому христианами следует считать только воцерковленных, практикующих верующих.
Людмила 9 сентября 2012, 10:32
Во искушение нам посылаются такие люди,ведь глядя на них мы осуждаем их прямо здесь, в Храме на службе...это грех,и все это понимают.А попробовать помолиться тут же, не осуждая,за этих старушек,с ЛЮБОВЬЮ с НЕЖНОСТЬЮ,как это СЛОЖНО(по себе знаю).Так где же мы будет со всеми нашими обидами.Трудно войти в Царствие Небесное с обидами ,осуждениями со злостью.Не нужны мы будем Господу такие вот,с кривой верой...ПОМОГИ ГОСПОДИ НАМ!!!
Н.Н. 8 сентября 2012, 20:32
ПРАВОСЛАВНАЯ
"Что это? Лицемерие сверх всякой меры? Или что? Меня это как-то очень неприятно уязвило. А что, со всеми людьми нельзя с таким выражением лица разговаривать, встретить человека с любовью, помочь если он впервые зашел... Думаю,что именно поэтому уходят часто люди и к свидетелям иеговы и в баптистам...Там то их встретят приветливо и лаской. И потеряет человек ГЛАВНОЕ в жизни- СПАСЕНИЕ! А это очень страшно".

Дорогие братья и сестры!
Не надо забывать вот что; при храмах довольно часто "работают", люди, которых врачи называют "пограничниками"- слава Богу, что Господь их в храм привёл, а не в психушку они загремели. Как кто-то из священников сказал; в каждом приходе есть своя "православная ведьма" - всем во спасение (они ведь не только прихожан и захожан смиряют, и клир тоже!). А уж неофитам и захожанам столько "из горячего цеха" искушений подбрасывают - только поворачивайся! Надо об этом помнить и добиваться своего, а не радовать аспидов и василисок! Божиией помощи, терпения и крепости духа всем нам.
православная 8 сентября 2012, 14:12
Согласна со всеми. И вот еще хочу рассказать. Я в церкви уже более 20 лет.Меня трудно уже отвернуть от храма. Но часто в церкви встречаешь такое, что может оттолкнуть только начинающих свой путь к Богу. В храме,куда я уже много лет хожу,есть одна старушка. Она работает здесь и,видно, очень давно-следит за подсвечниками и за всем процессом богослужения в храме. И все это она делает с таким злобным лицом!!!А если кто то сделает неверный шаг,тут же грубый окрик. И ,не дай Бог, встретиться с ней взглядом. УЖАС! Сама злоба ! Но как то раз я стояла к причастию у
амвона и подошла эта старушка взять благословение у батюшки на раздачу запивки. и лицо ее расплылось ну прямо в "ангельской улыбке". И взгляд и выражение лица было просто неузнаваемое.
Честно говоря, я обомлела.Что это? Лицемерие сверх всякой меры? Или что? Меня это как-то очень неприятно уязвило. А что, со всеми людьми нельзя с таким выражением лица разговаривать, встретить человека с любовью, помочь если он впервые зашел... Думаю,что именно поэтому уходят часто люди и к свидетелям иеговы и в баптистам...Там то их встретят приветливо и лаской. И потеряет человек ГЛАВНОЕ в жизни- СПАСЕНИЕ! А это очень страшно.
Людмила 7 сентября 2012, 21:56
Всем написавшим-здравия!Даже на этом сайте у нас уже сложилась "община",т.к. мы общаемся на общую для всех(и очень важную) тему-веры.Общение важно для людей не только получением информации,но и когда, и кем, и в каком месте и как мы ее получаем.Посему человек,недавно пришедший в храм,правильно сделает,если обратится за помощью(лучше заранее узнать расписание служб) к кому либо из прихожан или священнику.И наш ДОЛГ по мере сил помочь ему.Поэтому считаю,что нарекания справедливы.А если в церкви от человека отмахиваются,как от мухи,-то она обречена опустеть.И назойливое внимание отягощает.Во всем хороша мера.И если есть"хор",то должен быть и "дирижер" - староста,актив.Человек должен жить верой и в вере,а не присутствовать.А то у нас в храме,люди ,которые ходят по 10 лет и больше даже не знают имен друг друга(приход небольшой),потому что настоятель против "сборищ".
Н.Н. 7 сентября 2012, 15:48
МАРИНА
"Всё время чувствую "дистанцию".Это нормально или нет?"

Нормально, только так и должно быть! Особенно на исповеди. Даже если сященник Вам в сыновья годится.
Другой вопрос, насколько Вы ему доверяете, а этот вопрос - ключевой. И надо помнить, что священник не должен решать за Вас ваши бытовые вопросы, а благословить то решение, которое приняли Вы. На массу вопросов (не на все), которые мы хотим непременно задать священнику, мы сами можем найти ответы, надо только потрудится; а очень многие из нас (особенно неофиты) предпочитают "тянуть внимание" священника на себя. По опыту знаю: когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЧЕНЬ НУЖНО - к священнику обязательно попадёшь! А не попал - значит, не очень-то и нужно было. Это как правило.
Марина 7 сентября 2012, 11:57
В начале 90-х,когда начала только захаживать в Храм,батюшки казались мне небожителями.Было страшно не только заговорить с ними, но даже просто подойти.И сейчас уже имея опыт воцерковления не могу просто так, на равных заговорить с батюшкой.Всё время чувствую "дистанцию".Это нормально или нет?
Владимир 6 сентября 2012, 22:17
Для тех кто писал, что не может пробиться к батюшке для разговора:
Когда-то и меня это угнетало. Когда впервые удалось уловить момент, оказалось, что нужно еще и иметь вопросы, либо предложения, поскольку я знал, что хочу поговорить о том, о сем, а как дошло до дела, то все это оказалось праздные мысли. Лучше написать на листик вопросы, которые хотите поднять. Так вы отсеете лишние и не забудете ничего во время разговора. А трудность доступности решается крайне просто: во время исповеди просите батюшка уделить вам минут 10-15 когда ему удобно. Не забывайте, что священник занят всегда. мне священник четыре раза отказал из-за отсутствия времени, на пятый - нашел время, хоть это ему и трудно было сделать.
Может кому поможет.
Всего хорошего.
Владимир 6 сентября 2012, 17:36
Это "жизнь", и в этой "жизни" краски дня и ночи, кто что видит, а видит каждый свой образ, но только духовный видит и день и ночь. За видимыми красочными фасадами зданий, внутри самих зданий - глубина подземелий, в которых нет и лучика даже дневного света. Кто же в этой глубине освещает единственную спасительную дверь, но ведь освещает же. Но Слово Божие говорит:" "кто не дверью входит во двор овчий, а перелазит инуде, тот вор и разбойник". Многоликость в стремящихся познать истину, но никогда, недостигающие ее. И все для этого есть, а любви нет, о таковых говорит и апостол Павел. Мир разнообразен, в этом его красота, и, правда, но только не в хвалящихся лицами, и на все есть сроки. А свою жену оскверненную Левит разделил на части, и разослал по всем коленам Израилевым, а кто какую часть тела ест, Бог знает. А на сегодня, если не можем отличить тьму от света, пусть будет во всех свет, и тех, кто за дверью, и тех, кто за мнимой дверью. Семя сеется не только в плодородную почву, но и при дороге, и на каменистую почву, так и Слово Божие, и, почву знает, и дождь проливной с грозой в свое время дает.
Валерий И. СПб 6 сентября 2012, 17:02
Я из неофитов, поэтому предложения мои могут быть спорными. 1. А почему бы при входе в Храм после крестного знамения не говорить "Здравствуйте!" или какое другое приветствие, которое ближе к православной традиции. Не в самом Храме, а при входе - вслух "Здравствуйте!" входящим и выходящим из Храма. 2. Предлагал одному священнику организовать городскую (районную, областную?) мобильную православную службу: звонишь на короткий номер и можешь пообщаться с дежурным по городу батюшкой, задать сложные вопросы, получить информацию по благотворительности, православной взаимопомощи, даже по вопросам трудоустройства (почему бы и нет?). Предложение оформлено как бы в виде проекта. Если есть интерес, могу выслать на тот адрес, который укажете здесь в комментариях. Простите, если написал лишнее.
Н.Н. 6 сентября 2012, 16:03
Дорогие братья и сестры, не надо забывать: "НЕ ВЫ МЕНЯ ИЗБРАЛИ, А Я ВАС!"Путь к вере у всех разный. Есть такие, кто уже в младенчестве мяса не ел и вместо игр с ровестниками предпочитали бабушкины рассказы о Боге; кто-то в какой-то жизненной ситуации перепробовал всё возможное и невозможное - ничего не помогло - только тогда-то "на всякий случай" зашел в храм; кто-то прочитал "случайно" попавшую в руки Библию - и сразу поверил, что ВСЁ ТАК ОНО и БЫЛО пр. и пр. - не перечесть!
У меня, например, было так: сначала что-то в голову стукнуло, пошла в храм и ничего не поняла, но всё равно выстаивала все службы - ноги работали; потом стало что-то доходить до головы; а потом из ног и головы ЧТО-ТО пришло в сердце (но я просила Бога, чтобы Он дал мне ВЕРУ, очень хотелось!)и, конечно, много читала; а потом стала "выпрашивать" духовного отца (целый год ходила на исповедь к разным священникам, прежде чем поняла:вот тот, который мне нужен). Но священник не должен быть "тягачом или толкачом", а наша "душа обязана трудиться"! Веру нужно вымаливать - и тогда никакие "злобные старушки" не страшны!
Татьяна 6 сентября 2012, 15:33

Спасибо за статью!
Полностью согласна с мнением, что "Сегодня нужно больше свидетельствовать о Христе, больше рассказывать о Евангелии, о Православии, христианизировать народ." Но, подчеркиваю, что именно о православии нужно свидетельствовать, потому что навязчивая активность баптистских сект увлекает наибольшую массу думающих людей. Я и сама, когда настала потребность разобраться в правильном понимании Бога, получила информацию от евангелистов и их литературы.Но будучи юристом по образованию, привыкла проверять всю информацию по первоисточнику, а поэтому стала читать Библию, а затем стала сравнивать православную литературу и их комментарии с информацией сектантов.... Вообщем, уверена, что не все станут проверять предложенное им сектантами понимание христианской веры.
елена 6 сентября 2012, 14:13
я не понимаю, а зачем становиться "своей" в Храме для прихожан? Это все мирское, шелуха... стой пред Богом и молись.я регент церковного хора.Как же трудно все совмещать!Устаешь от этой "публичности". Хочется в чужой храм и чтоб только молиться хоть изредка! Не ищите в храме мирского.Храм неотмирен.Это такое искушение знать близко батюшек, матушек...Простите.
Татьяна 6 сентября 2012, 12:35
Просто надо искренне стараться любить ближнего, как себя. Всегда, везде и в любых обстоятельствах. А обстоятельства действительно бывают очень разными. Но на то нам и головы даны, чтобы, с Божией помощью, находить решения в разных ситуациях.
Алексей 6 сентября 2012, 10:41
Задача актива как можно более доброжелательно относится к благочестивым мирянам, не взирая на то, новоначальные они, ищущие или уже продвинутые в духовной жизни. С той лишь разницей, что к продвинутым и требований больше и отношение проще, и попросить их например кандею перенести или столик передвинуть без лишних церемоний и долгих разъяснений можно. На общей трапезе им первые места отдавать надо, после ктиторов, раз уж пригласили. И пополнение актива и ктиторов идет как раз за счет этой категории прихожан. Но управлять процессом превращения "захожан" в прихожан и из прихожан в актив должен именно настоятель, а не кто другой. И все будет в порядке.
Александр 6 сентября 2012, 10:28
Под комментарием Николая С. подпишусь ,и уже подписываюсь
пять лет
Все,как он говорит , со мной и происходит
Неужели во всем я виноват?Ну не хватает смелости,а скорее всего наглости распихать "страждущих и жаждущих" или просто
заступить дорогу священнику,чтобы и обойти меня не смог
Алексей 6 сентября 2012, 10:22
Есть приходской актив, опора и помощь настоятелю в повседневных приходских делах, они несут послушание по храму, поют не клиросе, организуют ежедневную трапезу и уборку помещений, участвуют во всех приходских мероприятиях, ездят со священниками на требы и молебствия. Некоторыая часть этого актива имеет материальную поддержку от прихода. Может быт, кто-то даже официально оформлен при храме и получает зарплату. Есть ктиторы (они же жертводатели и благоукрасители, не буду останавливаться на них подробно). А есть благочестивые миряне. Они ходят в Храм для молтвы. Вносят посильную жертву деньгами и имуществом. Если, например, нужна помощь при подготовке к престольному празднику/Пасхе/архирейской/капитальному ремонту и т.п. их привлекают эпизодически для помощи. иногда зовут на трапезу. Т.е. для них это в радость, как поощрение, прикосновение к чему-то сокровенному, созданному только для избранных. И не надо им вдаваться во всякие перепетии и нестроения внутренней,"интимной" что-ли, жизни прихода. по аналогии с круизным судном, где есть экипаж и отдыхающие.
Гость 6 сентября 2012, 09:57
Дорогие братия и сестры во Христе, простите меня грешную, что же мы так сетуем друг на друга. Мы хотим любви внимания, а сами то куда мы пришли? В Церковь. Мы не пришли к тем людям что в храме, а к Богу. К Богу мы должны идти со смирением, с любовь и терпением, увы, все это нет в нас. Не нужно обращать внимание, что кто-то косо посмиотрел, кто-то что то сказал все мы перд очами Господа, и за все ответим.Думаем о себе,никого не обидеть, не толкнуть, не нарушить молитву, и тем более во время чтения Святого Еванглия. Даже тот кто зашел впервые в храм видно, что никто не ходит, никто не разговаривает, можно подождать, посмотреть что дальше будет. Простите получилось какое то поучение не так хотела сказать,но как то неприятно стало за тех старушек, мы то себя не видем.
Максим Науменко 6 сентября 2012, 09:08
р.б. Максим: Николаю С. Подтверждаю ваш комментарий.Посещаю по мере возможности храм, 10 лет назад восстановленный,там где родился и вырос.Всего то 50 км от Москвы по Киевке.Сейчас,приезжая на службу из Москвы - не каждое воскресенье- чувствую - "не свой" . Как то случайно услышал - "москвич приехал"....от "местных". А то что я прежде православный христианин, а потом уже местный или не местный, вроде как не совсем важно.Самолюбие, конечно этого просто так не оставляет, и осадок остается - как в случае с ложечкой. Хотя недавно вся деревня стала столичной окраиной.
р.б. Максим Отцу Андрею:
Отец Андрей - каждая Ваша статья актуальна и востребованна- польза для спасения души и трезвления ума.И наглядное применение Таланта. Для расширения аудитории пора выходить на печатные издания - не все бабушки знакомы с интернетом - особенно в деревнях.
Людмила 6 сентября 2012, 08:58
Как же все правы...ВСЕ!!! Почитала все комментарии и у каждого своя душевная боль.Какую тему вы отец Андрей подняли.Иной раз приходишь в Храм, и все такие родные и хорошие...и сливаешься во едино со всеми вместе во время службы,а бывает так, что убегаешь в другой храм,где тебя не знают.Советское прошлое крепко сидит в наших мозгах.Судим все и вся...ТРУДНО.В 90-е нам сказали что есть Бог,вдруг мы стали все верующие, есть Евангелии и жить надо по заповедям.Мы все стараемся,каждый по своему.Давайте стараться,каждый для себя будет делать выводы,не осуждать,не лицемерить...ох как крепко в нас сидит та жизнь данная советами.Помоги Господи нам не верующим...но верующим,помоги, спаси нас ...помилуй.Аминь.
р.Б. Евгений 6 сентября 2012, 08:29
Да, так и есть все. Мы прихожане не знаем друг друга, да и не хотим знать. Свящнник для нас труднодоступен, "близкий круг" священников, певчих и работников храма закрытоесообщество. И мы еще считаем, что пытаемся жить по Слову Божию? Стыдно! А все от того, что нет нас любви к ближним, а значит и к Богу! Ни у прихожан, ни у священнослужителей. Увы нам!

Мы все должн измениться, но давать тако импульс, конечно,должен священник. А если ему это не надо? Не интеесно? Если его не поймать для того чтобы задать вопрос? А если и поймаешь одного из четырех, то он скорее уйти спешит.

Отец Андрей, сейчас действительно время миссионерства, миссионерства внутри страны. Оно очень нужно. Но мне кажется, что еще начинать его надо с пастырей, чтобы пробудить у них любовь к овцам. Без их помщи нам многорешным не спастись!
Александр 6 сентября 2012, 07:55
С Николаем согласен.
И от себя:
Приходы начинают превращаться в секты. Озлобленные старушки одной рукой крестятся, а другой отталкивают ДЕТЕЙ от Чаши.
К священнику не подойти (либо сам отмахнется, либо старушки оттолкают). И те же старушки сверлят (во время Литургии!!!) злобными взглядами молодежь, "непонятно как затесавшуюся" в "благородное собрание", очевидно вспоминая свою комсомольскую безбожную молодость.

Прав отец Андрей, но говорит слишком уж мягко.
За паству надо бороться, как Святые Апостолы, которые шли к неведомым язычникам, неся Слово Христово.
А жизнь воспоминаниями о былом величии и опорой на людей, которым будущее страны (да и Православия, по большому счету) "по барабану" и которым важнее свою "праведность", воцерквленность и знакомство со священником напоказ выставлять, - это тупик.
Заметьте, что такое уже было (2 тысячи лет назад, когда Христос клеймил фарисеев).

Прости, Господи! Наболело.
наталия 6 сентября 2012, 02:37
мне кажется, что батюшка о том и говорит, что девушка в юбке поверх рваных джинсов - искренняя в своей вере, и это - путь, собирания себя воедино, и он достаточно долгий, и остальным людям надо иметь терпение, чтобы не порицать за рваные джинсы, потому что не надо заставлять людей лицемерить и надевать на себя те маски, которые им не присущи. простите меня, грешную, не всегда чистота души определяется длиной юбки и постным выражением лица...
Александр 6 сентября 2012, 00:20
Екатерина, Николай С. не о вас, неофитах, говорит, а о тех, кем вы были до воцерковления. Такие люди сами не знают, чего хотят от Церкви. Мы ещё "котята",немощные мы, нас из соски кормить надо,а вы нам - "есть расписание, где все написано".
Наталья 6 сентября 2012, 00:15
Я солидарна с Владимиром. Мне психологически легче не сближаться с людьми, чтобы потом пришлось вести себя в угоду другим и естественно лицемерить. Я очень ровно отношусь ко всем, потому что мало знаю о них, так легче не осудить человека, я ведь человек грешный и слабый. Трудно ходить в церковь и обратно с попутчиками, слушая невольно то, чего совсем бы не надо знать.
Екатерина 5 сентября 2012, 22:59
На комментарий Николая С. Очень невероятную ситуацию Вы описали, которая может произойти с неофитом. Священнику не нужно заранее сообщать, что я хочу исповедаться и причаститься. Есть расписание, где все написано. Пожалуйста, приходите, подходите, даже уже очередь будет стоять из таких же желающих исповедаться, записываться не нужно заранее, и платить (???) ежемесячно деньги тоже не надо. И трапезничать с прихожанками не обязательно, если не хотите. Что за ужасы Вы пишете? Зачем пытаться завоевывать доверие "высокомерных заслуженных старожилов"? Я же не в закрытый клуб аристократов прихожу, чтобы они меня оценили, а к Богу.
Наталья Богоявленская 5 сентября 2012, 22:46
К сожалению, и я не могу не согласиться с Николаем. В прошлом году поговорила с одной иеговисткой и сдуру дала ей свой телефон, так она полгода каждую неделю звонила мне, пока не убедилась, что меня с Православия не своротишь.
А недавно умерла наша знакомая, и выяснилось, что она была "свидетельницей Иеговы". А выяснилось очень просто: они довольно большой компанией пришли на похороны. Вот такая, значит, у них друг о друге забота и поддержка. А мы после службы разбежались, разбрелись кто куда -- и всё, как будто друг друга не знаем. А ведь и правда, как пишет отец Андрей, живёт в одном районе со мной прихожанка нашего храма, так вот, когда я первый раз её встретила, хотела поздороваться, но она так посмотрела мимо и сквозь меня, вроде как впервые видит, и прошла мимо. С тех пор и я при встрече с ней не пытаюсь здороваться.
Так какие же мы братья и сёстры во Христе? Это ненормально, и надо с этим что-то делать.
Н.Н. 5 сентября 2012, 22:09
ЕЛЕНА, НИКОЛАЙ, хочу вам сказать - каждому своё и в своё время. Я работала в монастыре и ходила на службы там же. Поначалу мне нравилось, что всех я знаю и все меня знают; но прошло какое-то время - и я начала уставать от постоянного внимания, это стало отвлекать от службы; я начала сначала мечтать, а затем и ходить в храм, где меня не знают и я никого не знаю: подошла к священнику, исповедывалась, причастилась, никто не отвлекает; стой, молись, а не кивай постоянно головой направо и налево на приветствия знакомых. Хорошо! Только Бог и ты.
Сергий 5 сентября 2012, 21:02
Да согласен с о. Андреем. Сегодня нужно больше свидетельствовать о Христе, больше рассказывать о Евангелии, о Православии, христианизировать народ. Активным и желающим просвещения православным можно рекомендовать учиться на богословских и катехизических курсах. Бог в помощь.
Владимир 5 сентября 2012, 20:47
Интересно. Раз уж делимся опытом, у меня обратная ситуация: На шестом году посещения храма, примелькался и перестал быть прозрачным. Начали люди здороваться. А я человек дикий )), и мне проще быть незамеченным, когда от меня ничего не ждут. Все эти добрые прихожане, сотрудники храма, священники, глядя на меня, видят какой-то идеализированный образ и понятия не имеют кто я. И ждут (подсознательно), что я буду соответствовать созданному ими образу. Вот и наступает момент, первого церковного притворства, чтоб не обидеть человека, чтоб не расстроить, ... вплоть до желания слукавить на исповеди, чтоб не огорчить священника тем, что я его подвел.
Если возможно, отец Андрей, подскажите, как собрать себя воедино. Хочется стать одним цельным человеком. Вчера, буквально, размышлял над этим вопросом.
гость 5 сентября 2012, 19:00
Это раздвоение человека есть ни что иное как лицемерие, ложь. Человек в храме один, а дома другой: только у себя в квартире со своими домашними мы снимаем социальные маски, эти корки сердца и стаём такими какие и есть. Только наши жёны и дети знают нас настоящих.
Когда приходим вечером уставшие, измотаны более душой, тогда эти личины истончаются и наружу выползает всё то, что у нас лежит на сердце. Допустим, я про себя не могу сказать, что всегда собран воедино и цел. Трудно в мире хранить чистоту помыслов и мир, но можно, было бы желание - Господь поможет.
Наверное, недалече от Царства Небесного тот человек, который по благодати, постоянно, хранит в себе мирное устроение души. В этом человеке нет раздвоения на домашнего, социального и церковного, нет лжи и молитва его приятна Богу.
Такое благодатное устроение бывает и с нами грешными, но очень редко, по дивному промыслу Бога.
От того мы после литургии и разбегаемся кто куда: быт, дела, да суета. Вроде и слушаем все: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы... а где это единомыслие после литургии девается? Когда нас призывали помолится всем миром о ком-либо? Скорбей нет? Проблем и ситуаций не было? Представляете молитву всем мiром, всех православных Церквей, совершаемой во одно и тоже время? Неужели Господь не услышит? А если и ещё с постом?! Где дерзновение и Вера?...
Елена 5 сентября 2012, 17:15
Ух ты! Согласна с Николаем С. Есть такое. Почувствовала себя немного своей лишь после того, как "нагло" напросилась помогать при храме. Прошло некоторое время и примелькалась старожилам :)) Но поначалу это напоминало игру в кошки-мышки. Помните такую? Водим хоровод, дружно подняв руки, улыбаемся и приглашаем в круг. Но! Как только не свой ("кошка", ага) наивно верит и хочет в этот круг попасть... Руки опускаются и ...ни за что не войдешь, хотя тебе будут также улыбаться. Докажи сначала, что ты - не кошка. Честное слово, в любом другом месте (на детской площадке, в транспорте, больнице, концерте,...) стать своей за 10 минут намного проще, чем в храме за месяцы. Увы.
Николай 5 сентября 2012, 15:42
Довольно серьезная и широкая тема требующая глубокого осмысления. А то получается - воскресная служба как особая социальная роль. Вышли из храма и надели другую социальную маску. Все отличие от других невоцерковленных - посещением воскресных служб.
р.Б. Тамара 5 сентября 2012, 14:59
Спасибо, батюшка, за статью. Дай Бог Вам многие лета!
Ирина 5 сентября 2012, 13:27
"человек раздваивается. Он словно натягивает на себя в повседневности кучу одежек и накладывает грим." Как верно Вы написали!
Анна 5 сентября 2012, 12:56
Спасибо о. Андрей за Ваши статьи, жду их с нетерпением. Вы Златоуст нашего времени. Я только начала воцерквляться, и стараюсь больше узнавать в святоотеческой литературе. Но Ваши статьи намного ближе, и очень четко характеризуют духовное состояние нашего народа. То о чем Вы написали в этой статье, очень подходит и мне... Дай Бог, нам, православным простым людям быть сильнее сегодняшних светских законов.
Спаси Господи
Лариса 5 сентября 2012, 12:49
Вы имеете любовь к людям и за это Вам "спасибо".
Николай С. 5 сентября 2012, 12:37
(Продолжение)Допустим, этот же хороший, крещённый в Православии и слегка верующий человек зашёл помолиться в храм. Скорее всего, на него там никто не обратит внимания, даже если он будет приходить туда по всем воскресеньям и праздникам. Ему даже не сделают пресловутого замечания, за которое можно «зацепиться» – много вас тут праздношатающихся. Этому слегка верующему, пока не очень разбирающемуся в Православии и, может быть, стеснительному человеку нужно будет после службы дожидаться всегда очень занятого священника и сказать ему, что он хочет исповедоваться, причаститься и вообще стать прихожанином храма, платить ежемесячно деньги, помогать разгружать стройматериалы, участвовать в праздничных трапезах etc (а он, между тем, и сам пока не понимает, что всего этого непременно хочет). Если этот барьер он всё же пройдёт, не исключено, что некоторые старые прихожане встретят его с ревнивым недоверием и высокомерием заслуженных старожилов. В общем, в один и тот же храм можно ходить по праздникам годами, да так и остаться «захожанином». Про таких бедолаг говорят: сам виноват.
Николай С. 5 сентября 2012, 12:36
Бродит эта паства по улицам и регулярно встречает на своём пути, например, баптистов или свидетелей Иеговы. Эти проповедники остановят, втянут в разговор, дадут какую-то наглядную агитацию и непременно пригласят посетить их молитвенное собрание. Возможно, после всего этого человек начнёт свой путь в протестантизм или в секту просто из чувства вежливой признательности. (Продолжение)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×