«И сыном света Твоего соделай служителя»

Благодарственная молитва по Причащении преподобного Симеона Метафраста

Сегодня — Великий Четверг, день Тайной Вечери и установления Евхаристии. Нынешний день побуждает нас к размышлениям о Таинстве Таинств и о связанных с ним молитвах, в том числе и благодарственных.

Причащение. Фото: А. Горяинов / Православие.Ru Причащение. Фото: А. Горяинов / Православие.Ru
    

Православный читатель постоянно слышит благодарственную молитву преподобного Симеона Метафраста. Однако, вряд ли многие знают или же догадываются, что это — стихи, правда, не совсем обычные для русского читателя. Ведь в них нет рифмы. Но зато есть ясный и четкий размер. А главное — глубокое богословие.

Русский читатель знает преподобного Симеона Метафраста (940–1020)[1] как агиографа. Ведь он создал подлинно энциклопедический свод[2] — Жития святых на каждый день. Эти жития начиная с ΧΙ в. стали обязательным чтением в греческих, а затем в славянских и грузинских монастырях. Преп. Симеон собрал практически все доступные ему жития, очистил их язык, переработал их и риторически украсил. Его деятельность явилась подлинным переворотом в агиографии[3]. Труд преп. Симеона имел огромное значение и для Руси и России. Наши русские Жития святых, написанные свт. Димитрием Ростовским, во многом зависят от свода, созданного преп. Симеоном Метафрастом. Удивительно, что столь глубокие духовные труды и исследования преп. Симеон сочетал с делами государственными, ведь он был высокопоставленным чиновником при дворе византийского императора Василия ΙΙ Болгаробойцы.

Менее известной стороной творчества преп. Симеона является церковная поэзия. Он явился создателем целого ряда канонов и стихир. Кроме того, им был написан Гимн к Троице, опубликованный Кодером[4]. Гимнографические творения преп. Симеона характеризуются ясностью, яркостью и глубиной. Особенно это касается публикуемой ниже молитвы.

Преподобный Симеон Метафраст Преподобный Симеон Метафраст
В начале преп. Симеон исповедует добровольность дарования Христом Своей Плоти каждому верующему и косвенно свидетельствует о добровольности страданий Христа, без которых Евхаристия оказалось бы невозможной. Далее он говорит о Боге, как об огне, попаляющем недостойных. Не исключено, что здесь мы имеем цитату из апокрифического Апокалипсиса Иоанна «Огнь, попаляющий грешников»[5]. Однако, гораздо более вероятен другой источник — Послание апостола Павла к евреям, где о Христе говорится следующее: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 28:29). Он молит Бога, чтобы Тот не опалил его, но, напротив, проник во все составы тела и оживотворил и преобразил, обожил, попалил тернии всех грехов. Образ греха как терновника, возможно, восходит к святителю Григорию Нисскому, который так говорил о гордости: «Гордость есть корень терновника, под названием грех»[6]. Значимо, что преп. Симеон осмысляет спасение человека, как сораспятие Христу: «Всего мя пригвозди ко страху Твоему». Здесь чувствуются отзвуки слов св. апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Согласно преп. Симеону, на верующем христианине, достойно принявшем Святые Дары, исполняются слова Христа: «Веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36). Он становится сыном света и всецело пронизан Божественным огнем, так что от него бегут враги видимые и невидимые, злодеи и страсти. Упоминание обо всех святых во главе с Пречистой Божией Матерью напоминает их литургическое поминовение после освящения Святых Даров и связано с евхаристическим контекстом молитвы.

Преп. Симеон Метафраст был современником преп. Симеона Нового Богослова и, вероятно, воспринял ряд его богословских идей, в частности — видения Святого Причащения как некоего духовного огня, который может попалить недостойных. Однако, не только это объединяет преп. Симеона Метафраста с преп. Симеоном, но и понимание спасения как уврачевания и обожения человека, просвещения его «ума и тела, чревес и утробы» и его преображения в сына света.

Молитва написана шестистопным ямбом или ямбическим триметром. Теперь читатель может ощутить, как она могла восприниматься современниками преп. Симеона. Перевод выполнен по изданию Ευχολογιον το μεγα. Αθηναι, 1992. Надеемся, этот скромный труд удостоится благосклонного внимания читателей.

***

Святой Симеон Метафраст

Молитва благодарственная по святом Причащении

Ты, Давший в пищу плоть Свою мне волею,
Огонь, что недостойных попаляет,
Меня не опали — нет, о Создатель мой,
Пройди, однако в членов всех сложения,
Во все суставы, во утробы, в сердца глубь.
Сожги же терния моих падений всех,
Очисти душу, также мысли освяти,
С костями мне суставы укрепи,
И просвети простую пятерицу чувств.
И пригвозди ко страху Твоему,
Меня покрой всегда и защити,
От дела всякого и слова душетленного.
Очисти и омой и украси меня.
Ты удобри и вразуми и просвети меня.
Яви меня лишь духа обиталищем,
И более уж не греха селением.
Да буду дом твой входом причащения,
Да как огня меня бежит злодей и страсть.
Всех освященных приношу просителей,
Чиноначалия бесплотных, высших сил,
Предтечу твоего и с ним Aпостолов
Премудрых, Матерь Чистую Нескверную.
Моления их приими, Христе Благий,
И сыном Света твоего слугу создай.
Ведь Ты же освящение и светлость наших душ.
И, как Владыке Богу подобающе,
Мы воссылаем славу каждый день.

Перевод и комментарии к молитве преподобного Симеона Метафраста
диакона Владимира Василика

17 апреля 2014 г.

[1]. Такой датировки придерживался С.С.Аверинцев. А.Каждан предлагал гораздо более расплывчатую датировку, осторожно говоря о годе кончины после 1000 г. См. Κazhdan A. Symeon Metaphrastes. Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 3. 1991. P. 1983.

[2] Такова, в частности, оценка П. Лемерля. См. Лемерль П. Византийский гуманизм. М, 2012. С. 337.

[3] Такова оценка известного исследователя Эрхарда. См. Εrhard E. Uberlieferung und Bestand der hagographischen Handschriften. Bd. 2. Leipzig, 1914. S. 307.

[4] Κoder. Jahrbuch fuer der Osterreiche Byzantinistik. 1965. Vol. 14. S. 133-139.

[5] Τὸ χάσμα πῦρ φλέγων τοὺς ἁμαρτωλούς, πρὸς δὲ τοὺς δικαίους. Apocalypsis Apocirpha Joannis. P. 320.

[6] Св. Григорий Нисский. О девстве.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Борис Григорьев11 июня 2014, 01:40
У о. Владимира вариант предпочтительнее... с поэтической точки зрения.
Иван, студент 5 курса Сретенской семинарии19 апреля 2014, 14:07
О. Владимир, позволю себе вступить с Вами в небольшую литературную битву :)

О давший плоть Свою мне в пищу вольно,
О Ты, огонь, палящий недостойных,
Не опали меня, о нет, Создатель мой!
Пройди же лучше Ты к соединениям моих частей,
Во все суставы, внутренности, в сердце
И попали терновники моих падений.

Очисти душу, освяти советы,
Колени укрепи с костями вместе,
Чувств просвети простую пятерицу,
Всего меня к Твоему страху пригвозди.

Всегда покрой меня, и соблюди, и сохрани
От дела всякого и слова душевредного.

Омой, очисти и уладь меня,
Укрась же, вразуми и просвети меня.
Яви меня жилищем Твоего лишь Духа,
И больше никогда - жилищем прегрешения.
И коль я дом Твой входом причащения,
Пусть как огня меня бежит любой злодей и страсть.

Предстателей Тебе всех освящённых приношу,
Чиноначалия же сил бесплотных,
Предтечу Твоего, апостолов премудрых,
И с ними Матерь чистую нескверную Твою.
Молитвы их прими, Христе мой милосердный,
И чадом света сделай Твоего слугу.

Ведь Ты и освящение, и единственная
Светлость наших душ, Благой!
И мы Тебе, как подобает Богу и Владыке,
Все воссылаем славу каждый день.
Иван, студент 5 курса Сретенской семинарии19 апреля 2014, 12:17
О. Владимир, спасибо, включу ваш перевод в свое правило!

Замечу, что рифма в оригинале местами присутствует, а вот ритм какой-то непонятный... Где-то читал, что это называется "хромой ямб". Можете рассказать подробнее?

С уважением, Ваш студент :)
Xenia18 апреля 2014, 15:00
Как красиво! Каждый раз после Причастия когда читаешь эту молитву общий смысл осознаешь умом, но в переводе раскрывается вся красота этого произведения.
Максим17 апреля 2014, 13:05
В связи со св. Симеоном Новым Богословом здесь, наверное, полезно было бы упомянуть, что и его замечательная молитва перед Святым Причащением - тоже стихотворный гимн.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×