Ревность

    

Как-то незаметно проникла к нам в сознание и прочно укрепилась там мысль, что проповедь Евангелия должна рождать одни сплошные сладкие плоды: умиление, умиротворение, слезные восторги и мягкую пушистость. Между тем Павел спрашивает коринфян: «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1 Кор. 4: 21). То есть жезл (палка, если угодно) предполагается. Иначе зачем и у епископа посох? Да и как может не предполагаться, если Сам Христос, будучи Пастырем добрым, не только сладко играет на проповеднической свирели, но и носит в руках жезл. Им Он пасет народы, защищает Своих овец и сокрушает некоторых врагов, как горшки глиняные, о чем говорят много и псалмы, и Откровение.   

Трудно об этом слушать и читать современному человеку. Сладострастным он стал, и всё Евангелие для него скукожилось только до одних сладеньких и далеких, как сказка, слов. А всё перченое, всё пресное и горькое, как те хлебы и травы, с которыми положено Израилю Пасху есть, отдалилось от современника. Обнищал он внутри, снаружи обогатившись. Оттого трудно понять еще, что побочными целями проповеди апостола Павла могло быть, к примеру, желание возбудить в людях ревность. «Ревнуйте, – говорит, – дарований больших», – и зовет верных к подвигам любви, которые выше мученичества и говорения на языках. Или еще: «Как Апостол язычников, я прославлю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» (Рим. 11: 13–14). Речь не о том, что мы ассоциируем с «ревностью» в делах амурных, в вопросах семейной верности и проч. Речь о другом. Сам Бог есть Бог Ревнитель. «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”?» (Иак. 4: 5).

И вот Павел проповедует, чтобы возревновали люди, подобно Илии. Он словно говорит о том, что вот ты был поставлен высоко и позван еще выше, но пренебрег призванием, поленился, расслабился. А поскольку святое место не бывает пустым, иные заняли место твое, иные, следовательно, и награду твою получат. Представляешь, какой позор – потерять первородство, как когда-то Исав! Быть позванным – и не пойти. Но пойти и с вернуться с полдороги – еще хуже.

Для апостола Павла это один из источников непрекращающейся боли. «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мечение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян» (Рим. 9: 1–4). В этой печали, в мучении сердца и согласии быть отлученным от Христа ради братьев Павел подобен Моисею, который соглашался погибнуть сам, лишь бы народ сохранился и не был бы уничтожен за отступление. И почему Павел мучается? Потому что без ножа режет его контраст между тем, кем должны быть иудеи, и тем, кем они по факту являются. Ведь, пишет далее он, им «принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетование; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь» (Рим. 9: 4–5). И вот для того, чтобы возбудить в сродниках ревность, разжечь в них желание устремиться ко Христу, он неутомимо проповедует язычникам.

Представьте себе, что некий греческий проповедник, видя (Бог да не допустит) полное духовное обнищание своего собственного народа, уходит в бедные африканские деревни и там благовествует, крестит, служит Литургию, изменяет нравы. Он имеет право сказать сродникам: «Греки! Как низко вы пали! На вашем и моем языке написано Евангелие, на наших землях проповедовали апостолы, от нас вышли самые известные и великие отцы Церкви, богослужение во всей красоте своей сформировалось у нас. Мощи лежат в храмах, иконы с грустью смотрят на вас. Богословие прежде текло у нас реками, а теперь едва сочится малым ручьем! Что же это? Видя вас полумертвыми, не желающими воскреснуть через покаяние, я проповедую далеким народам и чужим людям. Не только для того, чтобы они спаслись (это необходимо и обязательно), но и для того, чтобы вы проснулись. Не стыдно ли вам? Другие получают ваши венцы. Возревнуйте о прежней славе и исправьтесь!» Вот именно так обращался святой Павел к евреям, не терпя видеть своими глазами, как первые становятся последними. Точно так же потом он говорил и новорожденным в Духе христианам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9: 24). Не спите, бегите. Даже со спортсменов берите пример (ристалища – аналог легкоатлетического стадиона). Те потеют, изнуряются ради суетной похвалы, а вы как войдете в Небесное Царство с ленью и без борьбы? Невыносимо ведь будет потом, как вы, гордившиеся заслугами предков или иной благодатью, явленной в веках, увидите себя обойденными или даже изгоняемыми вон. Таков смысл. В том же духе говорил и Христос, удивившись вере капернаумского сотника: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 11–12).

Русских это касается или одних только евреев и греков? Касается. Нас тоже должен без ножа резать контраст между тем, к чему мы призваны, и тем, как по факту живем. К нам напрямую относятся многие слова Откровения. Например: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2: 5). Помни Суворова, но и сам закаляйся. Чти Сергия Радонежского, но упражняться в пениях, бдениях и пощениях тоже не ленись. Удивляйся мудрости святителей, но сам приобретать мудрость чтением и размышлением не отказывайся. Гляди, корейцы читают Евангелие и африканцы поют псалмы, вон в той части света усыновляют брошенных детей, а в другой – отказываются от мяса. А ну как эти аскеты, человеколюбцы и молитвенники далеко нас всех обгонят – со стыда не сгорим ли, в хвосте оказавшись? Ты наследник великих предков, но если сам не пополнил общую копилку, а только брал из нее и хвалился чужой славой, то куда пойдешь на Суде – направо или налево? Посмотрите, какие огромные просторы обжили и освоили прежние поколения, какие храмы построили, какие книги написали, каких врагов разбили наголову! Посмотрите в глаза крестьян на старых фотографиях! Ведь сегодня не на каждом профессорском лице столько же спокойного ума и подлинного благородства. Теперь посмотрим на нас сегодняшних. Сил уже не всегда хватает не то что развивать прежние труды и осваивать новое, но даже удерживать то, что есть.

Почему? От духа расслабленности, проникшего в плоть и кость. Нужно проснуться и потрудиться. Теплым быть нельзя. Теплый противен, как растаявшее мороженое. Нужно быть крутым кипятком, чтобы чай заварить, либо до ломоты холодным, чтобы освежиться и взбодриться. Об этом тоже Откровение говорит: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15–16). Коммунист был холодным к Богу, но холодный, говорит Господь, лучше теплого, потому-то в те годы и в космос полетели, и БАМ построили, и фашисту хребет сломали. Теплый того не сдюжит.

Людей нужно бодрить, а не убаюкивать. Это апостольский дух – «Не возбужу ли ревность?» Людям, конечно, часто хочется, чтобы чесали их, как котенка, за ушком. И это всем понятно, так как все мы «одним миром мазаны». Каждый на суду совести скажет: и я такой. Но у Бога иные суды, иные мысли и намерения. Он говорит: «Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих» (Ос. 6: 5). Вот как – Он бьет и поражает, а мы, даже слыша такие слова о Боге, весьма удивляемся.

Не удивляйтесь. Лучше проснитесь и возревнуйте о Господе Вседержителе и славе Его, поищите прежде всех прочих поисков Царства Божия и правды его. Бойтесь тех, кто льстит и ласкательствует, а к предупреждающему звуку трубы прислушайтесь. Главное ведь, чтобы никто не похитил венцов наших, никто не съел на наших глазах того, над чем трудились наши руки. И для этого нужны бодрость духовная и духовная ревность – истинные плоды настоящей проповеди Евангелия.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Проповедь о проповеди Проповедь о проповеди
Прот. Андрей Ткачев
Проповедь о проповеди Проповедь о проповеди
Протоиерей Андрей Ткачев
Писание привычно умножает слова для усиления смысла и словно возводит их для этого в квадрат. Есть небеса, а есть небеса небес. Есть смерть, а есть «смертью умрешь». Есть Святое, и есть Святое Святых. Есть еще «проклятием ты проклят», «умножая, умножу» и многое другое. В мире бизнеса есть подобное удвоение. Есть не только продажи, но и «продажи продаж», т.н. «франчайзинг». У нас назрела необходимость в проповеди о проповеди. Она должна быть направлена на самих проповедников, чтобы разбудить, взбодрить и научить.
Учить и причащать Учить и причащать
Толкование на 5-е воскресное зачало
Протоиерей Андрей Ткачев
Эта неузнанность Иисуса, это, точнее, постоянное неузнавание Его после Воскресения, подобно некоему знаку. Именно так мы постоянно «не узнаем» Его и не замечаем. Это при том, что Он – «с нами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20)
Комментарии
Александр Москаленко27 июля 2014, 00:46
Вот ответ на вопрос, почему при коммунистах и фашистов победили, и страну из руин подняли, и в космос первыми полетели. Наша проблема - в нашей толерантности. Но любить и не судить - это не значит с готовностью принимать чужие устои. У Европы с Америкой свой путь, а у нас - свой. Радеть надо о том, как лучше Господу послужить. И здесь тёплое мороженое не годится. Господи ! Вразуми нас, грешных, и помоги исполнить волю Твою. Отец Андрей, силы Вам и терпения и милости Божьей. Как хорошо, что вы у нас есть !
Ангелина15 июля 2014, 17:39
Аминь!
Андрей15 июля 2014, 10:11
о. Андрей мы за Вами скучаем!
людмила13 июля 2014, 12:02
благодарю, отец Андрей за проповедь! Как верно-"обогатились снаружи и обнищали внутри!!!" Помоги нам, Господи, измениться в противоположность!
Алексей13 июля 2014, 08:22
Расслабленность стада овец исчезает тогда, когда появляются голодные волки вблизи.
Пастырь своими действиями группирует стадо и предупреждает об опасности всех.
Стена сплоченного стада за спиной Пастыря холодна своим уверенным монолитом.
Порыв Пастыря с поднятым посохом, направленным против стаи воспламеняет монолит стада в порыве задавить хищников.
Православные христиане, что Греции, что России, движимы поставленными над ними пастырями Церкви Христовой.
Сегодня пришло время пастырей увлекающих за собой. Пастырей воинствующих против злобы волчьей. Может и последнее время.
Волки всегда кружили и вокруг Греции и Сербии и России и Малороссии и Болгарии..., и нападали и убивали не только тела, но и души.
Но опаснее тех серых, которые кружат вокруг стада, те которые, переоделись в овечьи одежды и стоят среди овец.
Отцы Церкви ведите нас, не давайте расслабиться, наставляйте. Время расхлёстанности еще только начинается.
Спасибо отец Андрей.
Толик12 июля 2014, 15:15
Первое предложение в статье: "Как-то незаметно проникла к нам в сознание и прочно укрепилась там мысль, что проповедь Евангелия должна рождать одни сплошные сладкие плоды: умиление, умиротворение, слезные восторги и мягкую пушистость."
Не знаю, не знаю... Читаешь Евангелие, смотришь на себя... - какое уж тут "умиление, умиротворение, слезные восторги..."
---
В конце: "Людей нужно бодрить, а не убаюкивать."
Не знаю. Наверное, так. Только мне, Вашему покорному слуге, - просто страшно.
Наталья12 июля 2014, 13:39
"Людей нужно бодрить, а не убаюкивать". Золотые слова. Но я это поняла не со слов. После более чем 10 лет хождения в Храм (ключевое слово "хождение") и немыслимых скорбей Господь дал духовника, который, мягко говоря, напрягает. Задаст вопрос, и ходишь, соображаешь. Могу месяц, могу полгода. А после того, как сама до чего-то додумалась, совершенно другие горизонты открываются. Радость? Еще какая! А тебе опять задание потрудиться. Никогда не могла подумать, что мелочи, которые нужно делать по Благословению системно,а не как попадя, меняют жизнь. Вернее, траекторию. И хочется трудиться.
Роман12 июля 2014, 12:38
Очень хорошо написано. Спасибо большое!

Наверное сейчас от нашего духовенства как раз и требуется такие проповеди.


С уважением,
Роман
Сергей Порубай12 июля 2014, 12:20
Храни Вас Бог, Отец Андрей! Нам действительно не хватает огня в духовном делании и хладности к "благам", которые нас незаслуженно привлекают.
С радостью читаю Ваши публикации. В них хорошо прочитывается и дух нашего времени, и проблемы большинства из нас.
Валентин-8312 июля 2014, 07:36
Замечательная проповедь в замечательный праздник св. первоверховных апостолов Петра и Павла! По их молитвам даст нам Господь не быть вялыми в Вере Православной и помнить о вечности. Спаси Вас Господь о. Андрей, Вашу семью и паству, по молитвам первоверховных и Пречистой.


Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×