Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Учить и причащать

Толкование на 5-е воскресное зачало

Литургия условно делится на Литургию Слова и Литургию верных, органично сплавленных в единое словесное Жертвоприношение. Свести службу к одной лишь Жертве, – значит, принудить народ со временем онеметь. Но и остаться при псалмах, при Апостольских и Евангельских чтениях и проповеди без Бескровной Жертвы тоже означает лишиться Литургии и свести ее к расширенному варианту обедницы. Нужно то и другое – Слово и Жертва. Связь эту можно заметить на примере одного воскресного зачала. А именно – 5-го от Луки, глава 24 стихи с 12-го по 35-й.

Дорога в Еммаус
Дорога в Еммаус
Там говорится о двух учениках, которые по дороге в некое селение Эммаус рассуждали между собою обо всем, произошедшем в Иерусалиме. К ним приблизился уже воскресший Иисус и, будучи неузнанным, вступил в разговор.

Отвлекаясь на время от темы, скажем, что эта неузнанность Иисуса, это, точнее, постоянное неузнавание Его после Воскресения, подобно некоему знаку. Именно так мы постоянно «не узнаем» Его и не замечаем. Это при том, что Он – «с нами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20)

Итак, Он идет с двумя учениками и беседует «о всех сих приключшихся». Из разговора ясно, что мысли учеников о Нем далеки от совершенства. Они считают, что Он должен был «избавить Израиля», что Он – «пророк, сильный в слове и деле», но не более того. И весть о воскресении уже принесена женами, но ученики все еще в смущении и недоумении. В общем – ничего торжествующего и светлого, но вместо веры – один клубок вопросов и сомнений. И вот тут начинается Литургия Слова.

Христос вначале укоряет учеников, называя их «несмысленными и медлительными сердцем». Это взбадривание учеников может быть обидным, и тот священник, который не будит людей, потому что боится их ненароком обидеть, рискует никого ничему не научить. Далее, взбодрив их, Он «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27)

Проповедь митрополита Иосифа (Чернова)
Проповедь митрополита Иосифа (Чернова)
Человеку, таким образом, необходимо объяснить все сказанное о Христе, начиная с Моисея и всех пророков. Апостольская благодать как раз и характерна тем, что Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45) Писание нужно вначале изучать с ближайшей стороны – с буквы. Затем доискиваться скрытого смысла и осторожно заныривать в глубины. Оттуда, из глубин, извлекши жемчуг, нужно затем и слушателей обогащать. Так надо. И восшествие по ступеням иерархии должно быть знаком внутреннего освоения смыслов Писания. Но это еще не все.

Далее следует Преломление хлеба. Лука и Клеопа на Тайной Вечери не были, «примите, ядите» не слышали. И вот Христос совершает с ними Священную трапезу уже после Своей победы над смертью.

«Когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Там же 24:30-31)

Узнавание Христа происходит не ранее принятия Евхаристии из Его рук. До этого сердце может гореть в груди или сладко таять при слушании Святых слов, но полной веры еще нет, нет и узнавания. Только Евхаристия возводит жизнь во Христе на пик, откуда все видно и все ясно.

Теперь еще раз вернемся к теме. Свое общение с учениками Христос делит на две рано необходимые части, расположенные в строгом порядке. Вначале – Писания «яже о Нем». В случае апостолов это – только Ветхий Завет, так как Новый Завет в виде книги еще не существовал. В случае нашем – Ветхий и Новый Завет. Затем – Евхаристия. Именно она дает возможность узнать Христа, видеть и исповедовать Его воскресение.

Отметим так же, что если Ветхий Завет есть Книга по преимуществу, то Новый Завет есть в первую очередь Чаша и Кровь, и лишь затем – Книга. «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:20)

Церковное богослужение, таким образом, в точности соответствует Новозаветному откровению, согласно с которым людей нужно учить и причащать. Сначала учить, а уже затем причащать. Целью подобного порядка действий является приобщение каждого верующего человека к апостольскому опыту. Так, чтобы каждый из нас мог при необходимости свидетельствовать, что воскресший из мертвых Иисус Христос «был узнан им в преломлении хлеба» (Лук. 24:35)

Протоиерей Андрей Ткачев

25 декабря 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Важнее воздуха Важнее воздуха
Прот. Андрей Ткачев
Важнее воздуха Важнее воздуха
Протоиерей Андрей Ткачев
Стены Иерихона падают только от звука духовных орудий! От парадоксального и для многих кажущегося абсурдным недельного хождения по кругу со звуком серебряных труб сокрушается сильный враг.
После причастия После причастия
Протоиерей Андрей Ткачев
Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот. И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?
Иеромонах Иов Гумеров: В каком случае причастие в свое осуждение? Иеромонах Иов Гумеров: В каком случае причастие в свое осуждение? Иеромонах Иов Гумеров: В каком случае причастие в свое осуждение? В каком случае принимают причастие в свое осуждение?
Иеромонах Иов (Гумеров)
В каком случае причащающийся может принять причастие в свое осуждение, и в чем оно может выражаться? Где есть указания на осуждение в Священном Писании?
Слово о святом причащении Слово о святом причащении
Свт. Илия (Минятий)
Слово о святом причащении Слово о святом причащении (в шестую неделю Поста)
Святитель Илия (Минятий)
Существует три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнить, когда принимаем Господа нашего Иисуса Христа во святом причащении пречистых Его Тайн.
Комментарии
Елена Беларусь27 декабря 2012, 11:32
Батюшка,Андрей,Спаси Бог.Мы внесли Вас в свой домашний помянник.Спасибо за просвещение- стараюсь не пропускать ни одной статьи.А,что Вы думаете о деятельности св.Г.Кочеткова под амофором православной церкви.Попробуйте,пожалуйста,мне растолковать почему не принимаются, столько лет, никакие меры,если,конечно, у Вас есть возможность.Благодарю еще раз,даже если и не получится ответить,Многая лета и спасения.
Сергей26 декабря 2012, 00:49
"Узнавание Христа происходит не ранее принятия Евхаристии из Его рук." Всё так, но в Ин.21.7 читаем, что Иоанн узнал Христа прежде, чем Он предложил ученикам хлеб и рыбу. Лк.24.16 прямо сказано "Но их глаза были удержаны...". Думаю, что есть здесь и чисто человеческое восприятие события, которого по житейскому опыту просто не может быть. Лет 30 назад произошёл такой случай. Вертолётный экипаж с техником должны были лететь из Минвод в Гурьев пассажирами. С билетами был напряг, экипаж улетел на Ан-24, а технику мест не хватило. И тут объявляют, что есть свободные места на чартер Ту-134. Техник улетает на нём и обгоняет в полёте Ан-24. Когда он в Гурьеве встретил экипаж, те прошли мимо и не признали его. Потом-то конечно признали, но первая реакция была - такого не может быть! Вам приходилось общаться с воскресшими?
Лара25 декабря 2012, 20:50
"тот священник, который не будит людей, потому что боится их ненароком обидеть, рискует никого ничему не научить."

А сами священники научены? Поговорить с ними - Писания слабо знают, греческого языка не знают, святых отцов не читают и не рекомендуют мирянам читать...
Елена.Украина25 декабря 2012, 20:46
Написано коротко,ясно,без негатива. Помогай Вам Бог,о.Андрей,
писать так и далее.
Любовь25 декабря 2012, 18:08
Спасибо большое!!! Такой верный смысл. Со мной тоже так было.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×