Пути Господни

Почти юмористическая история

    

Рома мечтал прийти в православный храм и при всех обличить священника, да так, чтобы все сразу покаялись и оставили свое учение

Рома был баптистом. Уже… месяца три. Он горел верой и желал проповедовать всем окружающим. Особенно его душа болела за неправильно верующих во Христа. Вот, например, православные… Ни дать ни взять – идолопоклонники. Покланяются там каким-то иконам, молятся святым. Ну, понятно, может, был человек очень хорошим, так что, молиться ему, что ли? Написано же: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Рома искренне хотел убедить всех. Он мечтал прийти в православный храм и при всех обличить священника, да так, чтобы все покаялись в своем грехе и оставили свое душевредное учение.

Рома готовился, подбирал цитаты поухватистее, чтобы сразить наповал батюшку. Он уже и храмик присмотрел – приятную белую церквушку с золотыми куполами в парке. Тем более что она, вроде бы, была посвящена апостолам Петру и Павлу. Где еще, как не там, следовало обличать и проповедовать? Наконец он решился.

Конечно же, Роман наш робел. Все-таки он был еще довольно молод для таких публичных выступлений – всего-то 19 лет, да и вообще он был человеком застенчивым. Но он всё продумал. Придет на службу в самом начале, чтобы освоиться. Рома решил, что не очень-то хорошо прерывать молитву: как бы то ни было, всё же люди Христу молятся. Поэтому он дождется, когда священник начнет проповедовать, и тогда уж обличит его, как когда-то пророк Илия обличал нечестивых правителей. В его баптистской общине собрания длились где-то час-полтора, и он настроился, что в храме ему нужно будет ожидать примерно такое же время. Да и потом, ему все-таки было любопытно поприсутствовать на православной службе, где он ни разу не был.

И вот в один из воскресных дней наш герой, преисполненный самых решительных намерений, отправился в храм.

В храме, куда направил свои стопы Рома, настоятельствовал отец Павел. Ему было уже за 60, рукоположен он был в начале 1990-х годов, когда была катастрофическая нужда в духовенстве. Заочно окончил семинарию и служил в простоте сердца, стараясь, как мог. Отец Павел не был великим богословом, зато был изрядным молитвенником. Служить любил и служил часто.

Обычно отец Павел начинал службу в воскресенье в 8 часов утра с утрени, как принято в некоторых монастырях. К восьми в храм пришел и Рома. Несмело он переступил церковный порог. Рома решил встать пока что сзади. Как-то стыдливо, конечно же не крестясь, он шмыгнул в боковой неф и там стал не спеша осматриваться. Прихожане уже в основном собрались. Было много бабушек, но и немало людей среднего возраста и молодежи.

«Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков», – раздался возглас священника. «Аминь», – отвечал псаломщик и начал не торопясь чтение. Рома поймал себя на том, что многое понимает из читаемого, хотя прежде думал, что в церкви всё непонятно.

Молитвенное безмолвие было практически осязаемым. В своей общине он никогда не ощущал такой мистической тишины

Служба шла своим чередом. То вступал хор, то давал возгласы священник. Через несколько минут погасили свет по всему храму, только у чтеца посреди церкви была в руках свеча. В полной тишине и полумраке он читал псалмы. В этом было что-то… не от мира сего. Рома аж почувствовал мурашки на коже – так его поразило это одинокое чтение в безмолвной многолюдной церкви. Это молитвенное безмолвие было практически осязаемым. На собраниях в своей общине, где часто звучала музыка, он никогда не ощущал такой мистической тишины.

Через некоторое время зажегся свет во всем храме, и благообразный старец – наш отец Павел – в сопровождении пономарей вышел на середину храма совершать полиелей. Вынесли Евангелие. Читался фрагмент из Иоанна – явление Христа при Тивериадском море. Рома узнал. Это был один из его любимых отрывков.

Спустя еще несколько минут люди цепочкой потянулись к центральному аналою с воскресной иконой, где их помазывал елеем отец Павел. Рома остался на своем месте. Началось пение канона. Потом запели славословие. Утреня закончилась. Было начало десятого утра.

Всю службу Рома смотрел на прихожан. Некоторые были рассеянны, другие, наоборот, внимательны и одухотворены. Когда началось чтение часов, Рома подумал, что это уже окончание богослужения, потому что торжественное пение прекратилось и священник не выходил их алтаря. Рома слегка заволновался, думая, что пришло время проповеди. Так продолжалось часов до десяти. Вдруг появился священник, обошел храм, совершая каждение, и снова скрылся в алтаре. Прошла минута, другая. И вдруг раздался новый возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Хор дружно отвечал: «Аминь». Началась Литургия.

Литургия даже понравилась Роману своей музыкальной гармоничностью и красотой. Однако ближе к 11 часам он уже начал скучать и ерзать. Служба у этих православных затягивалась необыкновенно. С трудом он дождался запричастной паузы. Как он понял, это был своеобразный перерыв, поэтому пошел искать место на скамейке. Ему повезло, и он с наслаждением вытянул затекшие ноги. Так прошло минут десять, и началось Причащение.

Обедня закончилась в 11:30. Роман снова оживился, но отец Павел вышел на амвон и объявил, что кто торопится, может подойти ко кресту, и дал возглас к началу молебна. Роман тяжело вздохнул. Такого поворота событий он не ожидал. Это было уже невыносимо. Просто наглость какая-то. «А проповедь где?» – думал он, с тоской глядя на немногих «торопящихся». В основном это были молодые люди с маленькими детками. «И как же, они уйдут без поучения?» И они действительно уходили, но по ним нельзя было сказать, что они чего-то лишены. Их лица выражали полное удовлетворение. Видно было, что они уже получили, что хотели, а остальное было, вероятно, делом вторичным.

Между тем служба продолжалась. Батюшка попеременно с хором славили Бога, Божию Матерь и святых. Потом начался акафист. Слушая бесконечную череду призывов «радоваться», Рома подумал, что больше уже не выдержит этой православной службы. На него напало страшное уныние. Он смотрел на часы. Было начало первого. Рома перебирал в памяти все свои знания о Православии, пытаясь из этого сумбура вытянуть информацию, когда же заканчиваются службы у этих «братьев» по вере. «Свечи, всенощная, иконы, идолопоклонники, фарисеи, саддукеи…» – Рома почувствовал страшную усталость и злость на себя. «Вот дурак! – думал он. – Зачем я пришел к началу службы?»

Тем временем молебен с водосвятием подходил к концу. Отец Павел взял кропило и крестообразно покропил на четыре стороны. Рома ощутил, как святая вода коснулась его разгоряченного лица. Черный тупой ком усталости в голове как будто немного рассеялся. Рома взбодрился и заметил, что батюшка вышел на амвон, завершая молебен. Очередное молитвенное чинопоследование закончилось – это было ясно. Но Рома боялся радоваться: он уже достаточно часов провел в православном храме и понял, что лучше не спешить с выводами. И он оказался прав: впереди была еще панихида.

…Панихида закончилась в начале второго. Роман сидел на лавке около выхода из храма. На него жалко было смотреть. За эти пять с лишним часов он осунулся и как будто похудел. Он смотрел на окружающих его богомольцев немного осоловевшим взглядом. Как они выдерживают всё это каждое воскресение? Где-то он слышал, что самые длинные службы у православных бывают в пост перед Пасхой. До Пасхи вроде далеко. Неужели бывают службы еще длиннее, чем сегодня? Если сегодня тут молитва идет пять часов, то сколько тогда перед Пасхой?!

Ему подумалось: если так и нужно молиться, то что же тогда у них в общине?

Ему подумалось, что если так и нужно молиться, то что же тогда у них в общине? Пародия? Карикатура? И если молитва православных так сильно отличается от молитв его собратьев по вере, то, возможно, также резко отличается и всё остальное? Может быть, и духовная жизнь в баптизме – тоже карикатура на настоящую духовную жизнь? Впервые он подумал о Православии без раздражения и возношения – усталость здорово смирила его.

Отец Павел вышел на амвон. Он пожелал сказать поучение только теперь. Однако у Ромы не было уже ни сил, ни желания перебивать его и обличать.

– С праздником, дорогие братья и сестры, – начал священник. – Молитва – главное дело христианина. От молитвы просвещается и сердце, и ум человека.

Батюшка говорил еще что-то – о любви, исполнении заповедей, милосердии, кротости, воздержании. Все слова были простые и правильные, и Роман чувствовал, что ему нечего возразить на них. Всё было истинно, всё было по Евангелию. Рома всматривался в лица прихожан и удивлялся: многие из них совершенно не выглядели уставшими. Даже наоборот: у многих были ясные глаза и собранный вид. Он посмотрел со стороны на себя: разбитая неуклюжая калоша.

Прихожане подходили ко кресту и медленно расходились. Рома смотрел на них совершенно не так, как в начале службы. Собравшись с силами, он встал и вяло пошел к выходу. Роман чувствовал себя так, будто разгрузил машину кирпичей.

Выходя из храма, он обратил внимание, что прихожане оборачиваются и крестятся на церковь. Он задумчиво повернулся, как и все, и посмотрел на храм. Золото куполов радостно сверкало на солнце. Рома как-то неловко повел правую руку вверх, но потом одернул себя, как-то смешался, оглянулся, словно его застали за чем-то непристойным, и торопливо пошел к воротам.

На собрания баптистской общины он больше не ходил.

Священник Сергий Бегиян

6 октября 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Боже, вот она, Церковь Христова!» «Боже, вот она, Церковь Христова!»
Свящ. Григорий Хогг о пути из лютеранства в Православие
«Боже, вот она, Церковь Христова!» «Боже, вот она, Церковь Христова!»
Священник Григорий Хогг о своем пути из лютеранства в Православие
О том, почему так важно быть в истинной Церкви, совместимы ли Таинства с залом суда, принципе «только Писание» и пластиковых стаканчиках для Причастия.
Современный протестант Современный протестант
Прот. Андрей Ткачев
Современный протестант Современный протестант
Протоиерей Андрей Ткачев
Нужно видеть глаза людей, не расстающихся с Библией, когда они впервые слышат об отцах Египта! Кто любил Писание больше отцов? Многие из них носили в памяти всю (!) Псалтирь, помнили дословно огромные куски Евангелий, целые послания Павла.
Вопрос греков-протестантов: зачем быть православным? Вопрос греков-протестантов: зачем быть православным?
Греки-протестанты (впрочем, как и современные «православные», воспитанные в духе Запада и имеющие свои претензии к вере), сосредотачиваются в основном на внешних симптомах «негативных», с их точки зрения, явлений в Православии. Они также склонны забывать некоторые важные характеристики христианской веры, и никогда не утруждались спросить себя: а насколько все те моменты, преподанные в протестантизме как данность, являются обоснованными?
Комментарии
Ирина 9 февраля 2017, 14:16
Слава Богу за все.
Лайне Кустова15 декабря 2015, 21:21
Такая вот история
тамара 8 ноября 2015, 02:41
Слава Богу,что так всё произошло. Даст Бог,Роман разберётся,и Господь приведёт ко спасению его души,которое возможно только в православной вере.Батюшка,Божией помощи вам всегда и во всём.
Н.А.12 октября 2015, 19:55
Статья - о благодати Святого Духа, оживотворяющей и преображающей. Это то, что отличает Православие от всего прочего.
Люди, любящие Бога, готовы молиться Ему день и ночь, в славословии и благодарении.
Виталий Архипов 9 октября 2015, 11:05
Для православного сознания статья, конечно, представляется как "замечательная". Однако, как человек православный, но, одно время увлекшийся баптизмом, могу сказать, что статья написана для православных и создает у них ощущение истинности своей веры только на основании внешней длительности и красоты обряда. Баптиста эта красота ни в чем не убедит, потому что баптист ищет, прежде всего, соответствия того, что он видит, тому, что написано в Библии. В Библии не написано, что богослужения должны быть длительными и красивыми. Главное - это Христос.
По тону же статьи получается, что православие истинно, потому что православные физически более крепкие ребята, чем "дохлые" баптисты. У кого ноги крепче - за тем и правда.
Такой взгляд на веру лишь оттолкнет настоящего баптиста от православия, которое гордится длительностью своих служб и физической выносливостью своих верующих.
Истинность православия не во внешней красоте и многообразии, в том, о чем в статье не говорится ни слова - о подлинном библейском отношении к Евхаристии, которое является ключом ко всему, что отличает баптизм от православия.
Даниил 8 октября 2015, 23:07
Похожая история была у меня. Ходил к пятидесятникам, а потом поехал в Джорданвильский монастырь. И там на по монастырскому длинной Всенощной понял, что если Бог не здесь то нигде...
Вячеслав 8 октября 2015, 10:48
Очень познавательно. Спасибо Вам!!!
Роман 7 октября 2015, 12:00
Слава Богу.
Автор так описывает службу, когда читаешь, как будто сам побывал в храме. Спасибо.
Дмитрий 7 октября 2015, 03:41
Почти такая-же история произошла с "баптистом" Димой. 1 января зашёл в храм посмотреть и обличить "пьяных православных", а часа через три над ним читали разрешительную молитву))) СЛАВА БОГУ!
Анна 7 октября 2015, 01:23
Как про меня. Я тоже в первый раз зашла "посмотреть, чё тут происходит", с намерением потом свою собственную религию изобрести с интересными элементами других религий. Дверь храма тогда же и закрылась за мной навсегда.
Артем Тимофеев 6 октября 2015, 21:50
Спаси Господи батюшку! Настоящий труженик во Славу Божью.
Olga Ushnitskaya 6 октября 2015, 20:54
Pohozhe na moyu istoriyu. :))))
Галина 6 октября 2015, 20:37
Спасибо за статью.Хочется верить,что не перевелись честные пастыри в России.В нашем селе дом молитвы баптистов и православный храм на одной улице,недалеко друг от друга,так вот в воскресение возле дома молитвы баптистов более двадцати машин и микроавтобусов,а у храма 3 шт. и десяток прихожан.
Любовь Кулиш 6 октября 2015, 20:04
баптистам почему-то кажется что только они молятся живому Богу-говорю им -а мы какому?возражений не было .говорю у нас славять Бога круглый год и каждый день неусыпно-возражений не было ибо у них славословие раз в седмицу сгромогласной проповедью и пеним.(община рядом с моим домом).
Димитрий Гут (Белозёров) 6 октября 2015, 15:49
Очень похожая история произошла с одним "баптистом" Димой. Пришёл 1 января в храм, посмотреть и обличить пьяных православных. Через 2 часа батюшка читал над ним разрешительную молитву)))) СЛАВА БОГУ!!! Не успел перекреститься в баптисткой церкви!!!
Андрей Горбачев 6 октября 2015, 15:28
Спасибо автору! Статья замечательная во многих отношениях.
Лидия 6 октября 2015, 15:19
Дорогой батюшка! Благодарим Вас за Ваши труды! Сколько тепла, сколько любви и чистоты! Слава Богу, за то, что у нас есть такие пастыри!
Светлана 6 октября 2015, 12:53
Слава Богу!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×