Слово Патриарха

Неделя 35-я по Пятидесятнице

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Идеи вседозволенности бросают вызов нравственным ценностям

Идеи вседозволенности, неограниченной свободы личности, крайнего индивидуализма, постепенно проникавшие в течение последних столетий во все сферы жизни общества — от политики и экономики до культуры и искусства — бросают вызов нравственным ценностям, объявляют их ненужными и даже мешающими общественному развитию. И мы становимся свидетелями того, как в ряде стран это опасное явление отражается в законодательстве, что приводит к эрозии важнейших общественных институтов, в первую очередь таких, как семья и школа.

Институт семьи требует особой защиты со стороны государства

Семья — это, несомненно, один из самых крепких и наиболее консервативных институтов традиционного общества. Именно в семье человек усваивает базовые нормы поведения и ценностные ориентиры, получает нравственное воспитание и приобщается к духовной традиции своего народа. Семья — это первая и наиболее важная школа жизни для каждого человека. Именно поэтому подрыв духовного и нравственного благополучия семьи — это удар по благополучию всего общества, удар по будущему народа и государства.

Под предлогом реализации ценности свободы и равноправия ревизии подвергается само содержание понятий семьи и брака. Как известно, в некоторых странах на законодательном уровне закреплена возможность создания так называемых однополых союзов, что идет вразрез с Божественными заповедями и установлениями, рассматривающими семью исключительно как союз мужчины и женщины, созданный в первую очередь с целью рождения детей. А почему мы так часто говорим именно о том, что произошло в связи с появлением законодательства, якобы регулирующего нетрадиционные отношения? А потому что это, пожалуй, самый яркий пример того, как право, неожиданно выпадая из всей, по крайней мере европейской, традиции, стало выразителем не Божественной нравственной нормы, а попыткой оправдать человеческим законом грех.

Никогда грех не оправдывался никаким законом — и не только в христианской, но и в иных монотеистических цивилизациях. Такого не было никогда. Мы живем в то время, когда на государственном уровне закон легализует грех, и не знаем, что последует дальше, какие еще грехи будут легализованы, а значит, оправданы. Тем самым у людей сформируется твердое убеждение, что никакого греха вообще не существует, а существует вариативность человеческого поведения, и неизвестно, куда уйдет род человеческий, если будет жить на основе таких представлений.

Сегодня институт семьи требует особой защиты со стороны государства. Необходимо на законодательном уровне отстаивать традиционные определения понятий «семья» и «брак», обеспечить семьям защиту от неоправданного вмешательства во внутреннее общение супругов и в воспитание детей, принять меры для достойной материальной поддержки молодых, многодетных и неполных семей. Всё это, несомненно, имеет особое значение для настоящего и будущего нашего народа и страны.

В прошлом году началось осуществление мероприятий по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики. В связи с этим следует сказать, что у Русской Православной Церкви есть возможности, опираясь на свой опыт, оказать государству поддержку и в дошкольном воспитании, и в образовании, и в помощи неблагополучным семьям, и в воспитании будущих супругов и родителей, и в профилактике безнадзорности детей, и в преодолении иных болевых точек современной семьи. Однако для эффективного использования потенциала религиозного сообщества необходимо всячески развивать партнерство государства с религиозными организациями. С удовлетворением могу отметить, что начатки такого соработничества уже есть, нужно сохранить положительную динамику и продолжать разрабатывать действенные, практические механизмы социального партнерства государства и религиозного сообщества.

Ежегодно насильственно прерывается жизнь сотен тысяч детей

Многие наши сограждане, в том числе православная общественность, взволнованы нынешним положением, когда законодательство России продолжает оставаться одним из самых либеральных в мире в отношении абортов. Жизнь сотен тысяч детей ежегодно насильственно прерывается на средства налогоплательщиков, многие из которых категорически не желают быть причастными к детоубийству.

Церковь продолжает призывать к выведению абортов из системы обязательного медицинского страхования, к исключению из свободной продажи химических абортивных средств, к проведению обязательных консультаций женщины, обратившейся с просьбой сделать аборт, с психологом, призванным не просто поговорить с женщиной, но и постараться отговорить ее от этого рокового шага. По оценкам экспертов все эти меры могут позволить, как минимум, троекратно сократить число абортов в России.

<…>

Я имел возможность тщательно изучить эту тему на примере Калининградской области, взаимодействуя, в первую очередь, с теми церковными работниками, мирянами и мирянками, которые занимаются профилактикой абортов. Не буду раскрывать сейчас схемы, по которым сегодня делается большинство абортов, что не фиксируется никакой государственной статистикой. И если 920 тысяч зарегистрированных абортов мы умножим на два или на три, мы увидим, что происходит с нашим народом только за один год. А когда кто-то начинает нас успокаивать, говорить, что «ваши предложения неэффективны» или что кто-то выступает против них, — скажите, пожалуйста, что может быть важнее, чем спасти жизни миллионов наших детей? И мы будем говорить на эту тему до тех пор, пока не изменится ситуация. Нас будут критиковать, я знаю, какие комментарии последуют на те слова, которые я сегодня произношу. Но я их произношу по совести пастыря, человека и гражданина.

В последние годы наметилась неблагоприятная тенденция к неадекватному росту доли прерываний беременности с помощью применения медикаментов. Опасность данной тенденции очевидна. Бесконтрольное применение медицинских препаратов, направленных на искусственное прерывание беременности, наносит вред здоровью женщины, и их нерегулируемое распространение, конечно, должно быть законодательно ограничено.

Напомню, что право на жизнь, гарантированное Конституцией России, должно подразумевать ее защиту с момента зачатия. Любые формы посягательства на жизнь человека, в том числе аборт, являются нарушением этого правила. Напомню также, что в преамбуле Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, говорится, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Право нерожденного человека на жизнь защищается конституциями ряда стран. Надеюсь, что и мы, наконец, найдем путь разрешения этой проблемы, сколько бы ни пришлось трудиться над взаимоприемлемыми формулировками.

Тема алкоголизма и наркозависимости должна быть сквозной для всех органов власти

Огромной бедой для многих семей оборачивается распространение в обществе наркомании и алкоголизма. Но, к сожалению, до сих пор в медийном пространстве сохраняется реклама алкогольной продукции. Имеют место даже попытки лоббировать ее расширение, что объясняется, например, заботой о повышении тиражей журналов и газет. В связи с этим полагаю достойными поддержки законодательные инициативы, направленные на дальнейшее ограничение или полное исключение рекламы средств, разрушающих здоровье человека.

Угрожающими масштабами распространяется торговля разными наркотическими «новинками». Большое количество молодых людей, употребляя курительные смеси или, как их еще называют, спайсы, привыкают к ним, а затем переходят на тяжелые наркотики и попадают в тяжелейшую форму зависимости. Убежден, что эту ситуацию необходимо решать как на уровне законодательства, так и на уровне правоприменения.

Тема алкоголизма и наркозависимости должна быть сквозной для всех органов власти, для законодателей, для исполнителей, для общественности. Потому что от решения этой проблемы зависит не только здоровье нации, но и само существование нашего народа и государства.

Достижение социальной справедливости должно быть приоритетом

К сожалению, пропасть между богатыми и бедными, усугубленная отсутствием реального общения между ними, не только создает социальную напряженность, но и ввергает людей в опасные духовные состояния: уныние, отчаяние, утрату веры, надежды и любви, так что сбываются слова Спасителя: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). Беззаконие никогда не остается без наказания не только в веке будущем, но и в этом. Когда охладевает любовь, когда человек теряет способность любить другого на протяжении всей своей жизни, это говорит о духовном неблагополучии. А ведь любовь — это высшая ценность. Если люди потеряют способность любить, они перестанут быть людьми в полном смысле этого слова.

Мы много слышим сегодня о ценах на жилье, несоразмерных возможностям большинства наших сограждан; об условиях кредитования, которые в итоге угрожают многим потерей жилья, здоровья, семьи; о проблемах ЖКХ — не хочу останавливаться на этой теме, но очень прошу всех вас обратить на это внимание. Сегодня ко мне поступает, наверное, больше писем, относящихся к ЖКХ, чем писем, отражающих духовные проблемы. И когда мне присылают и показывают счета, получаемые от управленческих компаний, я сам не могу найти объяснение этому явлению. Это очень важная проблема, и она должна решаться и на уровне законодателей, и на уровне исполнителей.

Очень важно, чтобы не только люди, обладающие коммерческой и финансовой смекалкой, но и честно и неленостно трудящиеся на пользу Отечества в разных сферах общественной жизни: в образовании, медицине, науке, на производстве, в сельском хозяйстве, чувствовали уверенность в завтрашнем дне. Достижение большей социальной справедливости должно быть важным приоритетом для законодателей и всего общества.

Мы также должны подумать о том, как преодолеть такое серьезное общественное зло, как коррупция. Отрадно, что сегодня государство предпринимает усилия для эффективной борьбы с этим пороком, объединяющим в себе бессовестность, алчность, ложь и пренебрежение к окружающим. Но более действенным способом в борьбе с ним, убежден, может стать изменение отношения к коррупции в общественном сознании. Для этого нужно, в том числе через каждодневную работу школы и деятельность СМИ, говорить об этом явлении как о постыдном, воспитывать в людях честность, трудолюбие и неприятие неправедно нажитого богатства.

Сохранение воспитательной роли отечественного образования

Еще один путь «раскачивания» системы традиционных ценностей лежит через образование. Когда сегодня говорят о значении образования, обычно рассуждают о том, чтО приобретает общество в экономическом плане, получив то или иное количество специалистов с определенными дипломами. Такие оценки, безусловно, важны для государства и общества. Вместе с тем разве можно результаты образования оценивать лишь по той социальной или экономической пользе, которую оно приносит? Такой подход к образованию не только исключает традиционную воспитательную функцию, не только низводит образование до обучения, но и фактически лишает его мировоззренческой составляющей. При таком подходе образованный человек — это специалист с набором навыков или, как сейчас говорят, компетенций. Но ведь образование есть нечто большее. И образованный человек — не просто специалист, но и личность, обладающая богатым внутренним миром. Образование не только дает компетенции — оно помогает человеку быть счастливым в том случае, если является не только техническим процессом получения знаний, но и духовным и нравственным возрастанием. А это, конечно, связано с воспитательной функцией школы.

В контексте происходящих сегодня в мире изменений особую значимость приобретает вопрос сохранения традиционной для нашей страны воспитательной роли отечественного образования. В связи с этим хотел бы вновь подчеркнуть значение такого предмета, как «Основы религиозных культур и светской этики». Сегодня все большее количество специалистов в области образования сознает необходимость, в том числе ввиду воспитательного значения этого предмета, распространить его преподавание за пределы 4-го класса. Об этом мы неоднократно говорили и на этом будем настаивать, потому что речь идет, в конечном итоге, о сохранении в эпоху глобализации нашей многонациональной российской цивилизации, о духовной безопасности государства, о гармоничном развитии личности. Эти проблемы необходимо обсуждать и в старших классах, и в системе профессиональных и высших образовательных организаций. Потому что человек должен думать и формировать свое мировоззрение не только в одном классе школы и даже не только в течение процесса обучения в средней школе, но постоянно — по крайней мере, в то благодатное время, когда он имеет счастье чему-то учиться. Мы любим нашу молодежь и доверяем ей наше общее будущее. Поэтому она должна быть во всеоружии перед опасными идеями, направленными на разрушение нашего мира, в том числе путем религиозного экстремизма.

Все еще достаточно острой остается частная, но важная проблема финансирования православных школ и гимназий. Несмотря на закрепление в законе принципа равного нормативного финансирования государственных и негосударственных школ, реализующих государственный образовательный стандарт, некоторые региональные и местные власти изыскивают способы финансировать православные школы по заниженным по сравнению с применяемым к государственным или муниципальным школам нормативам, фактически по остаточному принципу. Например, все государственные школы в регионе переводятся в статус участников некоего пилотного проекта по развитию образования, для которых устанавливается повышенный по сравнению с базовым норматив финансирования. При этом негосударственные школы в число участников этого пилотного проекта под различными предлогами не включаются. Хочется задать вопрос авторам такой схемы: понимают ли они, что фактически дискриминируют православные школы, дискриминируют своих граждан, детей и родителей, нарушая не только дух, но и букву закона?

Возможно, следует также поставить финансирование школ в зависимость от сложности и углубленности обучения. Нелогично, когда школа с гимназическим уровнем образования, то есть с очень насыщенной дополнительной программой, финансируется на том же уровне, что и обычная общеобразовательная школа.

Пользуясь случаем, хочу обратиться за поддержкой к господам сенаторам. В регионах образование должно развиваться с учетом национальных особенностей и традиций. Без соработничества с религиозными организациями в сфере образования и молодежной работы это вряд ли будет эффективно. В каждом регионе существует своя специфика, в том числе религиозно окрашенная. Таково богатство и разнообразие нашей страны. Совместные практические шаги в этих и иных направлениях должны помочь нам сплотиться вокруг традиционных российских ценностей, обеспечить достойное будущее нашим детям и уважение к нашему государству, как со стороны собственных граждан, так и наших ближних и дальних соседей.

Из выступления на пленарном заседании
IV Рождественских парламентских встреч
в Совете Федерации ФС РФ.29 января 2016 года

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
тамара 8 февраля 2016, 02:03
Многая и долгая лета нашему Патриарху.Божией помощи и милости в служении.Всегда все выступления правдивы,горячи и ёмки.Слава Богу за то ,что даровал нам такого ГЛАВНОГО НАШЕГО ОКОРМИТЕЛЯ И ДУХОВНОГО ВЛАДЫКУ.
Александр Алексеевич 2 февраля 2016, 00:29
Как удивительно радует,что Святейший Патриарх в курсе абсолютно всех проблем такой Громадной Страны и,оказывается,не только России.Как Он успевает всё это обьять?Такой труд преодолеть можно только с помощью Божией.Знаменательный день произошёл 1-го февраля,семь лет назад!С Праздником Вас-Святейший любимейший наш Патриарх!Ура!Ура!Ура!
АлександрГ. 1 февраля 2016, 20:12
На деле, вопрос формулируется достаточно просто: "хотим ли мы, чтобы русский народ сохранился в качестве субьекта мировой истории?". Если не хотим, то нужно продолжать рушить семью, разрешать и всячески поддерживать прерывание беременности, как с помощью контрацептивов, так и методом поощрения абортов, нужно продолжить разрушение образования и тотальное развращение населения, низводящее людей до скотского уровня. А вот, если мы наоборот хотим СОХРАНЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА МИРОВОЙ ИСТОРИИ, то рецепт этого прост. Укрепление семьи, поощрение рождаемости, пересмотр образовательных стандартов с возвратом школе функции воспитания и формирования личности, препятствование развращению людей в любой форме (фраза для слабоумных "это должен знать каждый", "не катит". Всему свое время, придет время и каждый узнает то, что ему нужно, ибо так было из рода в род, и за всю человеческую историю еще не было человека, который бы этого не узнал). И конечно же прекращение всяческих разговоров о приватизации, ибо все эти бредни либералов, сделают импотентом даже племенного жеребца. Это не шутка, люди пережившие 90-е годы хорошо помнят, как под все эти сладкие разговоры о приватизации, "невидимой руке рынка" происходило тотальное обнищание населения, сопровождающееся совершенно хамским обессмысливанием бытия всей истории русского народа. Это было страшное время - Русский народ просто отказался воспроизводить сам себя. И это падение рождаемости в 90-е годы, нам еще аукнется. Нужно просто понять одну простую вещь, люди рожают детишек, когда видят смысл своего бытия. А вот именно этот смысл, традиционно наполнялся Христианским миросозерцанием.
Наталия 1 февраля 2016, 19:26
Многая лета Патриарху Кириллу!!! помоги ему Господи в столь не лёгком служении, также самоотверженно отстаивать интересы своей паствы! мы все очень любим нашего Патриарха и верим, что и его молитвами Господь и нас не оставит!
Ольга 1 февраля 2016, 17:03
Огромная Благодарность Святейшему за то, что начал говорить громко о социальной справедливости в обществе! Это очень важно. Погромче еще бы можно.
Татьяна 1 февраля 2016, 13:25
Многая лета Патриарху Кириллу! С днем семилетней годовщины интронизации Святейшего! Даруй ему Господи сил, крепости, здоровья в несении столь тяжелого и благодатного креста!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×