Урок возвращенных икон

Беседа с иереем Серафимом Розиным, настоятелем храма в Усть-Печеньге

Год назад портал «Православие.ру» сообщил о печальном событии: из Покровского храма в селе Усть-Печеньга, что в Вологодской области, злоумышленниками были украдены иконы. Сейчас мы рады сообщить, что иконы возвращены в церковь. Святые образа были найдены в Костромской области – прекрасную работу провели полицейские. Злоумышленники задержаны.

Мы беседуем с иереем Серафимом Розиным, настоятелем храма в Усть-Печеньге, – о том, как нашли иконы, об уроке для преступников – да и для сельчан, – вынесенном из всей этой истории, о «стоимости» и ценности святынь.

Передача настоятелю Покровского храма в Усть-Печеньге икон, украденных из этой церкви Передача настоятелю Покровского храма в Усть-Печеньге икон, украденных из этой церкви

– Отец Серафим, поздравляю вас и всех прихожан с возвращением святынь. Как всё было?

– В первую очередь, я думаю, мы должны говорить о Промысле Божием в отношении нас, грешных. Бог нас милует. Люди, занимавшиеся грабежом и хищением икон, думается, перешли определенную черту, за которой Промышление Божие принимает иной вид, когда долготерпение уступает место наказанию. Кроме того, я считаю, это и ответ на молитвы – как прихожан Покровского храма, так и всех читателей портала «Православие.ру». Спаси их, Господь!

– Что за люди эти преступники?

– Несчастные люди. Сколотили группу, очень хорошо организованную, ездили по северо-западу страны, грабили храмы, продавали образа коллекционерам, вероятно, сбывали за границу.

– Если преступная группа так хорошо была организована, как же они попались в конце концов?

– Всё логично: жадность и зависть дали свои плоды. Они деньги не поделили, которые выручили за продажу краденых икон. Один человек, задержанный полицейскими за какое-то небольшое преступление, через полгода сознался в своем участии в этой группе и рассказал о других. «Что это я буду сидеть один? Он мне 100 тысяч должен!» Такие вот расценки на дружбу в этой печальной среде. И не только на дружбу: все другие человеческие чувства, оказывается, имеют свою цену. Мне следователь рассказал несколько историй из своего богатого опыта общения с такими людьми. Оказывается, они очень тяжело болеют, очень тяжело. Я имею в виду не духовную жизнь, тут и так все понятно: духовно они поражены. Я говорю об их физическом состоянии. Например, задержали организатора преступления: сильный, мощный мужик, а за несколько месяцев потерял чуть ли не 40 килограмм веса, не может перенести дорогу, когда его вывозят на место преступления, не может переступить порог храмов, откуда крали иконы…

Покровский храм в Усть-Печеньге Покровский храм в Усть-Печеньге

– Так и вспомнишь известный пример преподобной Марии Египетской, когда до ее покаяния неведомая сила не позволяла ей зайти в храм Воскресения Господня.

Зла преступникам никто не желал и не желает, это не по-христиански. А вот спасения – желаем

– Дай Бог, чтобы эти люди воспользовались временем так, как это сделала святая. Понятно, что речь идет о посильном покаянии, исправлении своей жизни. Главной молитвой нашей была молитва о вразумлении и об умягчении злых сердец – зла этим людям никто не желал и не желает, это не по-христиански. А вот спасения – желаем. Если Христос молится с Креста за Своих распинателей – кто мы такие, чтобы призывать все кары небесные на несчастные головы преступников? Так что ни о каком чувстве мести, злорадства речи не идет, конечно, – речь идет о желании им раскаяния, перемены ума.

– Сколько икон было украдено из Покровского храма?

– Из самой церкви – девять, еще две из приходского дома. Вернули десять икон, одна не нашлась.

– Одна из них была оценена специалистами в более чем миллион рублей. Вообще имеет ли смысл говорить о стоимости икон?

– Не думаю, что для христиан большое значение имеет именно стоимость такого-то образа. Мне кажется, здесь стоит обратиться к такому определению, как «намоленность». Ведь эти иконы в период гонений верующие относили в единственный действующий на огромной территории храм, спасая их тем самым от поругания. Я бы назвал их образами-исповедниками: сколько молитв в то жестокое время было обращено перед ними к Богу! Наверное, это и есть их главная ценность: они свидетельствуют о христианском подвиге – мученическом и исповедническом – нашего народа.

– Педагогическое значение возврата святых образов для преступников вполне понятно. А какое значение имеет это для прихожан Покровской церкви?

Вдруг люди поняли, что их земля – это земля святынь

– Тоже – педагогическое. Гром грянул – мужик перекрестился. Во-первых, все село собирало деньги на установку сигнализации: вдруг люди поняли, что их земля – это земля святынь, все-таки Северная Фиваида, и, пусть с запозданием, но стали заботиться, переживать об этих святынях. Во-вторых, благодаря такой деятельной заботе некоторые стали чуть ближе к храму, а следовательно, и к Богу. Мне бы очень хотелось надеяться на то, что в нашем селе станет больше сознательных прихожан, идущих в церковь не «по случаю», не пару раз в год, а постоянно. Таким образом, даже вот эта печальная история со счастливым концом, по Промыслу Божию, может стать для людей призывом, приглашением в храм. И теперь наша главная задача – следовать этому призыву, ответственно относиться к собственному христианскому званию, ведь подавляющее большинство жителей села крещены. Дай Бог, чтобы наше крещение не было формальным! Можно отреставрировать храм, повесить иконы авторства преподобного Андрея Рублева, покрыть купола толстенным слоем золота (положа руку на сердце: сельской церкви это не «грозит») – но какой во всем этом смысл, если церковь пустует? Вот дай нам Бог понять, что главное-то в Церкви – это Христос и мы.

Со священником Серафимом Розиным
беседовал Петр Давыдов

12 февраля 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Будни и чудеса сельского прихода Будни и чудеса сельского прихода
Свящ. Сергий Бегиян
Будни и чудеса сельского прихода Будни и чудеса сельского прихода
Священник Сергий Бегиян
«Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю» – это про сельского батюшку. Трудности и сложности в его жизни на каждом шагу. Но и чудеса – не редкость.
Не нужно новой «моды» на Бога! Не нужно новой «моды» на Бога!
Беседа с сельским свящ. Серафимом Розиным
Не нужно новой «моды» на Бога! Не нужно новой «моды» на Бога!
Беседа с сельским священником о грабителях, амбарных замках и христианской скромности
Петр Давыдов
От того, будет ли действовать церковь в селе или же будет служить глупой побрякушкой для туристов, зависит, каким село будет.
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Свящ. Александр Дьяченко
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Приходские хроники
Священник Александр Дьяченко
Вот так у Господа всегда бывает: сделал ты вроде бы разовое доброе дело, а получается, что долго потом еще с него «купоны состригаешь».
Комментарии
наташа28 февраля 2016, 20:31
Благослови Господи батюшку Серафима и всех жителей этого села.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×