Православный календарьПравославный календарь
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.

Стеснение собственного «я»

Основой книги митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая «Человек на границе миров» послужили его беседы в онкологическом отделении детской больницы. Пастырь Элладской Православной Церкви размышляет о сокровенном мире личности, о смысле боли и страданий, о встречах с Богом и насущных проблемах современного человека, не давая готовых ответов, а предлагая задуматься над смыслом происходящего в нашей жизни.

    

Жития святых мы читаем не для того, чтобы полностью подражать их примеру, — невозможно воплотить в нашей жизни то, о чем мы читаем. Мы не можем, к примеру, подражать святому Алипию Столпнику, прожившему на столпе 53 года, когда у нас не хватает мужества простоять в церкви и одного часа. Однако, читая его житие, мы говорим: «Боже! Какая благодать была дарована этому человеку! Какая выдержка, какое терпение, какое горение! Какой любовью должна была пламенеть его душа!» И тогда мы обращаемся с молитвой ко святому: Святый угодниче Божий, моли Бога о нас, а также молимся Господу: Господи Иисусе Христе, помилуй нас. И молитва эта идет с необыкновенной легкостью благодаря такому великому примеру — благодатному человеку, стяжавшему Христа.

Итак, читая о духовных подвигах или о жизни мучеников, о высоких проявлениях любви ко Господу, мы мерим себя этой мерой. Мы легко смиряемся, и это привлекает благодать Божию. Исчезает дерзость мнимого разумения таинств Божиих или лжеощущение благодатного состояния.

Иной раз, читая аскетические произведения и встречая в них мудрое изречение: «Все спасаются, я же один погибаю», мы тут же возвышаем других и смиряем себя. В своем сердце и в мыслях мы считаем, что другие нас превосходят. Они спасаются, в то время как мы потеряны, мы погибаем по своей же собственной вине. Разве могут при таком воззрении появиться в душе человека осуждение, гордость и жестокосердие?

Если мы ослеплены эгоизмом, то мы не слышим нашего ближнего, а значит, не слышим и гласа Божия

Внутреннее смирение можно возделывать и другим способом. Наш эгоизм проявляется через нашу волю в виде притязаний, либо через наши чувства в виде самооправдания и излишней восприимчивости, либо через наш разум в виде упрямого и непреклонного мнения. Если мы ослеплены эгоизмом, то мы не слышим нашего ближнего, а значит, не слышим и гласа Божия. Мы не желаем признать и понять волю другого человека, а потому нам трудно принять и волю Божию. Наши ближние даны и служат нам видимым образом Божиим в нашей жизни. Если мы позволим совершаться их воле в нашей жизни, то мы с легкостью примем и Божию волю. Если мы будем думать об их правах, а не о своих собственных, то сможем распознать в нашей жизни и Божии права. Прислушиваясь с уважением к их мнению, мы позволим действовать в нас Божию просвещению. Итак, тот, кто отсекает свою собственную волю, не доверяется своему собственному суждению и отказывается от своих собственных прав, является защищенным от всего вышеперечисленного и начинает стеснять свое собственное «я». Это нас смиряет и одновременно соделывает свободными.

Не существует такого врага, который мог бы помешать нам в духовной жизни. Есть только один враг — это мы сами. Только одна болезнь — это эгоизм. Если мы боремся со своим эгоизмом, то постепенно создаем в самих себе атмосферу смирения.

Эгоизм же иногда проявляется как тщеславие, а иногда как самовосхваление, очень часто как самолюбие или себялюбие; порой в очень открытой форме, как, к примеру, гнев или зависть, а порой в более скрытой и тонкой форме, как чрезмерная восприимчивость, недовольство, обидчивость и т.п.

Небольшого примера достаточно, чтобы понять глубину скрытого в нас эгоизма и нашей невидимой от него зависимости. Например, мы смотрим фотографию, на которой запечатлены пять человек, между которыми находимся и мы. На кого мы посмотрим прежде всего? Чье лицо мы будем пытаться найти и узнать первым? Конечно же, свое собственное. И если так получится, что задний фон на фотографии вышел очень хорошо, и цвета на фотографии удачные, и все лица имеют выразительность, только наше лицо вышло с полузакрытыми глазами — согласитесь, явление не столь редкое, — то и фотография уже нам не по душе, хотя всем остальным она нравится. В этом и обнаруживается действие нашего скрытого эгоизма.

Очень велико в нас стремление к самооправданию. Мы не можем терпеть, когда с нами поступают несправедливо. И более того, мы не терпим тех людей, которые имеют несовместимый с нами характер или, так сказать, трудны для нас. Мы не понимаем, что хотя хорошие люди (добродетельные, или, как мы считаем, «легкие») и являются нашими братьями, однако трудные люди (так называемые грешники, которые, пожалуй, лишены добродетелей и раздражают нас) могут быть на самом деле еще лучше, поскольку они возлюбленные братья Христовы. Мы противимся этой действительности и таким образом отказываемся быть ближними, друзьями и братьями Самому страдающему Христу.

Все это происходит с нами ежедневно в каких-то конкретных жизненных ситуациях или когда мы сами ощущаем свое собственное «я» как некий туман, покрывающий нас и препятствующий явлению Бога. Как мы уже говорили выше, наш эгоизм явным образом проявляется в основном либо через наше настойчивое мнение, либо чувственно как самооправдание, либо через нашу волю как удовлетворение только собственных желаний. С ними мы и должны вести брань: пойти к своему духовнику, проявить послушание, сопротивляться, насколько это возможно, чтобы таким образом возделывать в себе разум любомудрый. И даже более того, нам нужно приобрести разум духовный.

Обычно мы очень умны (профессора, так сказать!), когда дело касается выявления слабостей и страстей других, но абсолютно слепы, когда это касается наших собственных страстей. А потому мы поступаем несправедливо как по отношению к самим себе, так и в наших отношениях с Богом. Мы ущемляем Господа в Его праве действовать в нас и преображать нас, возводя нас от образа Божия к Его подобию.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1822 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Я, снова я и любовь Я, снова я и любовь
Владимир Легойда
Что может помешать спасению человека? Только собственное «я», если оно раздуется до таких размеров, что заслонит собою Христа.Так когда-то ответил на этот вопрос один замечательный священник. Полагаю, здесь речь идет не только о явно нехороших поступках.
Великий экзамен Великий экзамен
Иером. Арсений (Бока)
Великий экзамен Великий экзамен
Иеромонах Арсений (Бока)
Мы обещаем следовать Христу – и Божественный Промысл осуществляет это наше желание. Так мы подходим к первому вступительному экзамену – экзамену креста.
Можно ли потерять себя в Церкви,
или Несколько слов об отношении к себе
Можно ли потерять себя в Церкви,
или Несколько слов об отношении к себе

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
В нашем обществе с советских атеистических времён сохраняются некие стереотипы. Один из них провозглашает свободу личности вершиной человеческой культуры; второй указывает на Церковь как на институт подавления человеческой личности, всех её свободных проявлений. К сожалению, стереотипы страшно живучи.
Комментарии
Катя24 сентября 2017, 18:23
"Итак, тот, кто отсекает свою собственную волю, не доверяется своему собственному суждению и отказывается от своих собственных прав, является защищенным от всего вышеперечисленного и начинает стеснять свое собственное «я». Это нас смиряет и одновременно соделывает свободными."

У меня при попытках подавить свою волю начинается психические поползновения. Я становлюсь жестокой, не слышу ни себя, ни окружение, ни Бога. Вы можете сказать, что отсечение своей воли не повредит психике?
София 8 февраля 2017, 17:15
Спасибо, статья хорошая!
Валентина 2 февраля 2017, 05:38
Спасибо, на сколько всё просто и понятно. Я только не давно начала понимать, что винить нужно всегда только себя, но только БЕЗ ОБИД и вот нашла этому точное подтверждение! Храни Вас Господи!
Любовь Н. 1 февраля 2017, 18:59
Ларисе Ром. Есть хороший принцип: внешне давать отпор обидчику, но внутри должна быть любовь и гармония. Надо сказать человеку, что конкретно тебя не устраивает, не нравится в ситуации, в его отношении. Но при этом внутри любить его и желать ему только добра. Это очень трудно, и достигается многолетней душевной работой над собой. Но начините хотя бы с того, что постоянно, и особенно в момент ссоры - внутри себя желайте ему добра. Тем более, что это ваш близкий человек. Спросите Господа, что в вас не так, что он дал вам такие мучения, за что и для чего? А сквернословить - это уж совсем плохо. В тот момент, когда вы ругаетесь, вы нисколько не лучше своего обидчика.
Андрей 1 февраля 2017, 18:00
Анне. Разделяю точку зрения вашу!
Марина 1 февраля 2017, 14:16
Спасибо за пример про фотографию!
Павел31 января 2017, 21:13
Ларисе Ром.Если человек склонен к пьянству,то ему следует удаляться от посещения баров дабы не впасть в грех.Возможно и Вам в Вашей ситуации стоит с сердечной молитвой о близком родственнике хотя бы на какое то время удалиться от общения с ним,но при этом честно укорять себя,увидеть в себе страсть из-за которой Вы теряете христианский облик,впадая в сквернословие.И еще,искренне молитесь за своего родственника как за благодетеля:через него Господь указывает Вам на Ваши страсти.Если бы мы были святы то с искренней радостью благодарили таких обидчиков,а пока вынуждены бежать от искушения, искренне в молитве оплакивая свою духовную нищету и проказу.У нас нет смирения,остается плакать пред Богом
Татьяна31 января 2017, 14:59
Виктор,вы не представляете,как я вам благодарна за статью.Меня,как повернуло что-то,вдруг многое стало ясным,хотя раньше относилась к подобным обьяснениям небрежно.Благодарю!
30 января 2017, 11:54
Тоже ищу ответ на подобный вопрос. Когда родительница всеми способами толкает на грех, настраивает взрослую дочь, чтобы не слушала мать свою, то есть меня. Если сопротивляешься родительнице, настаивает в жестко-агрессивной форме на своей правоте, посылает проклятия и не хорошие пожелания. В глубине души мне хочется, чтобы она пришла к покаянию, обрела Бога и всей душой обратилась к нему. Но не в глубине души у меня иногда возникает желание ее ........, особенно когда она поливает меня грязью в глазах дочери, учит ее сквернословию и не хорошему образу жизни и я ничего не могу сделать, она ведь бабушка. Из-за этого не хожу на причастие, ибо не могу примириться с меня опечалившим.
Ирина30 января 2017, 03:46
Хороший заголовок у статьи! Очень ёмкий. Но, наверное, и о своём "я" нужно помнить, иначе вообще можно до нуля стесниться и в минус уйти. Спровоцировать близкого на грех вседозволенности.
Наталья Богоявленская29 января 2017, 20:16
С фотографией прекрасный пример, очень точный. Искать свой эгоизм, свою гордыню надо в, казалось бы, ничтожных, ничего не значащих вещах. Замечательная статья: мало слов, а столько сказано. Спаси Господи.
Анна29 января 2017, 12:55
Лариса Ром, ойойой, Божией помощи Вам.
У меня дочь-подросток, стала чудить, тяжело.
Анна29 января 2017, 12:53
Виктор, попробую про свой опыт написать. Слугой другому не надо пытаться становиться. Надо прислушиваться к другому и делать для него, что можешь и чуточку больше. Стараться в этом направлении. И одновременно, что очень важно, "работать над собой", стараться самому стать цельным человеком, интересным себе и внутренне не зависящим от другого. Вот эти два направления одновременно.
Стать слугой другого без работы над своим внутренним состоянием, имхо, имеет большие шансы на провал.
И еще важно не врать себе, если от чего-то корежит, анализировпть, почему, в чем дело, не отговариваясь просто своей греховностью.
Анна29 января 2017, 08:15
Виктор, тоже испытывала на себе не раз. Это не верный путь, потому что приводит в пустоту и разочарование в своих же поступках. Да и в отношении к близким сплошная провокация их дурных поступков. Видимо начинать нужно не с внешней покорности и согласия с любой волей ближнего, а с внутреннего внимания к своим чувствам и работы с ними. Обидели? Не обижайся. камень кинули? Увернись. Сбегать велели? Подумай почему не хочешь сбегать, что мешает и нужна ли тебе эта помеха. Служить ближнему нужно ради чего-то, ради какой-то цели. Видимо в этой Цели и есть всё дело.
Виктор28 января 2017, 14:11
Реальность... Живут вместе два эгоиста... И вдруг один из них это осознает и решает быть "слугой другому". А другой только рад этому - сбегай туда; принеси то... Проходит какое-то время, и, живя в условиях постоянных издевательств, человек просто звереет; все теории смирения вылетают из его головы напрочь... Революция!
Похоже, что механическим отказом индивида от греха /эгоизма/, много не добьешься... Так, на время...
Если бы все одновременно, тогда ДА... Но на поле не только пшеница, но и сорняки... Верно?
* По-моему, в этой плоскости данная задача не имеет общего решения... Нет? Жизнь веками доказывает... Кроме череды революций-затишья... Или конца... Ошибаюсь?
Василий28 января 2017, 11:54
Очень хорошая статья, очень яркие и понятные примеры как увидеть свой эгоизм. Помоги Господи и дай силы победить и искоренить эгоизм и самолюбие во мне.
Василий.
Наталья Былкова28 января 2017, 09:34
Да, вот и обличил Господь (это обо мне). И гневливость и обидчивость...считаешь себя альтруистом, а на самом деле - эгоизм. Вот и мечусь между приходом и монастырем. Может кто помолится, чтобы Господь меня вразумил. Очень полезная статья, благодарю.
Лариса Ром28 января 2017, 07:32
Если родственик своим нелепым поведением толкает человека во грех сквернословия , грубой защитной реакции ,наперекор его воли , тогда что делать?Не лучше ли молиться за родственника , отдалившись от него, пока тот не образуется? Я в подобной ситуации , мне больно до слез за одного самого близкого кровного человека. Мне надо жить ради другого сына, не могу я вверзнуть в пучину разборок опять, что посоветуете отцы? Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×