В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Патриарх Алексий I (Симанский)». Составитель Ольга Рожнева.
Книга посвящена Алексию I (Симанскому; 1877–1970), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Он прожил долгую и трудную жизнь. Был предстоятелем нашей Церкви в течение 25 лет (1945–1970). На его долю выпало возрождать Русскую Православную Церковь в послевоенные годы. Мудрая позиция Патриарха Алексия I, его исключительно высокий в глазах всего общества авторитет сыграли важнейшую роль в деле сохранения и последующего возрождения церковной жизни в России.
Святейший Патриарх Алексий говорил: «Русский народ не верит громким словам иного пастыря-проповедника, словам, в которых не слышно голоса Священного Писания и святых отцов, но в которых обильно рассыпаны земные слова земных художников слова. Речи таких проповедников не проникают в сердце русского православного человека. Он ищет у пастыря разъяснения слова Божия, ждет, чтобы в проповеди своей указал ему путь, по которому ему надлежит идти; и тогда такому пастырю открывается его сердце».
Таким пастырем был и сам Святейший Патриарх Алексий I. Его архиерейское служение проходило в чрезвычайно сложное время. Россию потрясали трагические события: Первая мировая война, падение самодержавия, революция 1917 года, расколы и нестроения в Церкви двадцатых годов, гонения на Церковь, Великая Отечественная война. Первоиерарх Русской Церкви, всегда разделявший с народом все его испытания, нес бремя великих забот и полагал свою душу за паству, вверенную ему Господом.
Святейший Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 года в Москве. Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству. На внутреннюю атмосферу дома Симанских оказывало большое влияние то, что бабушкой будущего патриарха по материнской линии была игумения Леонида (Озерова), духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря. В гостях у деда Сергея Симанского, Андрея Владимировича, бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В 1900 году Сергей Симанский поступил в Московскую духовную академию, в 1902 году епископ Арсений (Стадницкий) совершил над Сергеем постриг и нарек его Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского, в 1903 году епископ Арсений рукоположил своего ученика во иеромонаха.
В марте 1913 года последовал указ Синода «О бытии ректору Новгородской духовной семинарии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, вторым викарием Новгородской епархии». В 1913–1921 годах епископ Алексий (Симанский) находился практически безвыездно в Новгородской епархии и фактически управлял ею, поскольку правящий архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) большую часть времени пребывал в Санкт-Петербурге.
Владыка Алексий (Симанский) писал: «По всему видно, что святая Церковь наша вступает в полосу тягчайших бедствий и злостраданий и что нам, архипастырям и пастырям, предстоит много скорбей, и лишений, и страданий, быть может. Тому, кто верует, что, по слову Божию, Церковь Христова неодолима и что нынешняя, земная жизнь каждого человека есть лишь скорбная и неизбежная малая частица вечного бытия, можно этим утешаться и надо только просить у Господа до конца остаться Ему верным и не изнемочь под тяжестью креста».
Получив из Москвы от обновленческого руководства ультимативное требование: или немедленно признать власть ВЦУ, или покинуть Петроградскую епархию, владыка Алексий в связи с возникшей для него невозможностью продолжать управление епархией 24 июня 1922 года сложил с себя эти обязанности. В октябре того же года он был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и выслан на три года в Казахстан. В марте 1926 года владыка Алексий (Симанский) вернулся в Ленинград, где продолжил борьбу с обновленчеством.
В конце 1927 года епископ Алексий (Симанский) приехал к духовнику Александро-Невской лавры преподобному Серафиму Вырицкому за советом и молитвой. Он опасался очередного ареста и спрашивал совета, не уехать ли ему за границу, дабы его не расстреляли. Отец Серафим ответил пророчески: «Владыко! А на кого вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь вам ее пасти! Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится». И владыка Алексий навсегда оставил мысли об отъезде за границу.
В 1933 году, после ухода на покой митрополита Ленинградского священномученика Серафима (Чичагова), митрополит Алексий (Симанский) был переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией.
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Ленинградский митрополит остался в осажденном городе и разделил с паствой ужасы всех девятисот блокадных дней и ночей. В храмах города ежедневно совершались богослужения. Митрополит Алексий служил литургии, часто по священническому чину, молебны, отпевания, панихиды, проповедовал, беседовал с каждым, кто к нему обращался, ободрял, утешал, напутствовал умирающих. Часто выступал с патриотическими посланиями.
15 мая 1944 года скончался патриарх Сергий (Страгородский). В этот же день Священный Синод в соответствии с завещанием почившего назначил на должность Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). А 2 февраля 1945 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви он был единодушно избран Патриархом Московским и всея Руси.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал о своей первой встрече с патриархом Алексием: «Крестовая церковь Патриарха; краткое ожидание и внезапно — его присутствие: старец, тонкий, даже хрупкий, невысокого роста, но который нигде не мог бы пройти незамеченным. Очень сдержанный в обращении, очень простой, по внешности — чистый монах, держащийся в тени, он выделялся из своего окружения, приковывал к себе взор и как бы требовал к себе внимания своим спокойным величием, излучаемой им уверенностью: “Все от Бога, все в руке Божией, поэтому все без исключения может быть, должно быть поводом, ниспосланным Господом, для христианского делания, для дела Божия”…»
В 1970 году исполнилось двадцать пять лет патриаршества Алексия (Симанского), здоровье маститого старца слабело. 17 апреля 1970 года, в ночь под Лазареву субботу, Святейший скончался.
В своем завещании патриарх Алексий I обращался к пастве с просьбой: «Самая главная просьба ко всем, с кем мне приходилось иметь общение, это просьба о молитве за меня, да приимет Господь дух мой в Свои светлые обители, простив мне вольные и невольные грехи Своим Божественным милосердием».