Сыктывкар, 26 января 2008 г.
В настоящее время коренные и малочисленные народы республики Коми, стоят на пороге утраты собственной духовной культуры и национального самосознания. Решение этой острейшей проблемы, предложил известный ученый, профессор, заведующий кафедрой источниковедения, археологии и этнографии Сыктывкарского университета Виктор Семенов - сообщает корреспондент Интернет-газеты «Православие на Северной земле»
По его словам, сегодня в республике Коми проживает более 100 наций и народностей, 25 % составляет коренное население - коми, и только треть из них говорит на своем национальном языке. Перемещение коренного населения из сельской местности в крупные города сопровождается утратой связи с традиционными местами проживания, этнокультурным и природным ландшафтом. Чувствуя угрозу утраты национального самосознания, молодежь коми создает разные формы псевдоязыческих представлений. На национальной почве раздаются призывы отвергнуть христианство, как чуждую религию. Но современное молодежное неоязычество в Коми не имеет ничего общего с родоплеменным мировоззрением населения Края в «достефановский» период его истории.
«В Степенной книге, пермь - предки современных коми и коми-пермяков, как и другие финоугорские народы северо-восточных окраин государства именуются Русью. Как единый народ коми сформировались под прямым влиянием Православной Церкви, христианской миссии равноапостольного Стефана Пермского. Приняв веру в своеобразной форме, народ глубоко связал православие с окружающей природой, хозяйственным и общественным укладом, и тем самым смог сохранить и преумножить богатства своей духовной и материальной культуры в рамках Российской государственности», - отметил В.Семенов
«Русская Православная Церковь может многое сделать для сохранения традиционного этнокультурного ландшафта и духовности коми и других коренных народов Севера. Надо сказать, что Сыктывкарская епархия прилагает все усилия в этом направлении: в сельской местности строятся храмы и организуется приходская жизнь. Сохраняется наследие просветителя зырян святого равноапостольного Стефана Пермского: в Ижемском и Усть-Куломском районах, в церквях, где большинство прихожан коми, богослужение ведется на ихродном языке», - подчеркнул ученый.