Выход документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) Гибель империи: Византийский урок не только произвел настоящий переворот в сознании думающей части русского народа и стимулировал внезапный подъем интереса к истории Византийской империи, но и породил в обществе ряд вопросов относящихся к Византии. Вопросов, которые задают как те, кому история Византии небезразлична, так и «клеветники Византии», ненавидящие это государство за то, что оно дало России особый, нелиберальный путь исторического развития. Ответ на некоторые из этих вопросы назрел хотя бы потому, что никто, даже из наиболее либеральных кругов не отрицает влияния византийского государства и византийской культуры на государство и культуру русского народа. А потому, ответ на «византийский вопросы», будет в какой-то мере означать и ответ на «русские вопросы».
Вопрос первый – почему византийское государство столь сильно выделяется в ряду других европейских государств. Ответ на этот вопрос в истории Византии. На самом деле имя «Византия» было дано Восточной империи в Европе с вполне очевидной политической целью – скрыть тот факт, что Византия являлась не просто неким обширным государством, простиравшимся от Босфора до Испании, но было Римской империей просуществовавшей до XVвека. Обычно считается, что Римская империя прекратила сове существование в Vвеке, после того, как вождь германских наемников на римской службе Одоакр, сверг римского императора Ромула II и провозгласил себя королем Италии. При этом, однако «забывают», что в это время Римская империя была официально разделена на две части: восточную и западную, управлялась двумя равноправными императорами, но юридически оставалась единым государством. Так вот, свои действия Одоакр оправдывал желанием восстановления единства государства и после свержения Ромула II он не забрал императорские регалии себе и не присвоил титул императора, а отправил регалии в Константинополь с признанием верховенства императора Римской империи вассальную зависимость перед которым, признавало свежепровозглашенное королевство Италия. При этом Римский Сенат принял решение об объединении империи и ликвидации системы тетрархии, позволявшей двум императорам править Восточным и Западным Римом.
Остготский король Теодорих завоевав Италию принял от императора титул римского консула и короля Италии. Теодорих чувствовал прочную связь с Римом и Константинополем, он приблизил к своему двору множество ученых римлян, так было создано первое вассальное императору королевство, что фактически и стоит считать одной из первых вех начала Средних веков. После смерти Теодориха его наследники перестали признавать власть Константинополя и тогда император Юстиниан начал войну с остготами. В середине VIвека Италия была полностью подчинена восточными римлянами и включена в состав империи.
Этот экскурс в историю необходим для того, чтобы объяснить – как формировались раннесредневековые государства в Западной Европе. Все они существовали на юридическом фундаменте заложенном еще во времена поздней Римской империи когда союзные Риму племена варваров получали пограничные земли и поселившись на них были обязаны охранять границы империи и нести военную службу. Таким образом, варвары обретали от Римской империи зависимость, схожую с феодальной, и эта зависимость не была отвернуты даже после конца Западной Империи, примером чему судьба готского королевства. Важной особенностью существования этой системы главенства империи в Европе была поддержка империи христианской церковью, которая до разделения православия и католичества видела в Римской империи силу, гармонизирующую мир и утверждающую христианское правление. Границы Византии в период ее максимального территориального расширения были близки к границам Римской империи совершенно не случайно. Византийцы (будем называть их этим, более знакомым для массового читателя именем) прекрасно помнили, в каком государстве живут и каковы границы их державы. Жили они в Римском государстве, самоназвание византийцев было «ромеи» то есть римляне. И это не было пустыми словами. После того, как был основан Константинополь, а он был специально основан как вторая столица империи, в этот город переселилось множество римлян, включая целые сенаторские роды или их отдельные семьи. Ведь во Втором Риме, как и в Первом, было необходимо создать Сенат, для обеспечения законной связи молодой столицы со столицей старой.
То есть в Европе Средних веков продолжал существовать Рим и его охватывающая цивилизованный мир империя, законная власть которой была отвергнута европейским королями. Они для создания видимости юридического обоснования своего правления признали создание империи Карла Великого, как преемника Римской империи. Преемник надо отметить появился в то время когда законный владелец права называться Римской империей, существовал и процветал, не проявляя никаких признаков слабости. Запад скажем прямо, украл у римлян империю - то, что принадлежало им по праву. И не успокоился до тех пор, пока Римское государство – Византия не была уничтожена.
В этом кроется основная причина неприязни западноевропейской элиты к Византии. Византия должна была быть уничтожена, так как она имела слишком много прав. И хотя столетия борьбы с врагами на Востоке и Западе подточили силы империи, она все равно подлежала уничтожению, потому что могла, когда-нибудь воспрянуть с силами и предъявить свои права на власть и троны. Отметим, что даже уничтоженная Византия смогла передать право на империю России и вместе с правом власти предала России и ненависть Запада. В результате на протяжении столетий (да и сейчас) Россия изображается «империей зла», какой и тысячу и пятьсот лет назад изображалась Византия. Тот факт, что архимандрит Тихон не раскрыл в своем фильме эту, казалось бы, почти конспирологическую, но на самом деле очень серьезную причину столь неприязненного отношения к Византии, не умаляет достоинств фильма. Но это приводит к тому, что фильм многое теряет в силе своей пропаганды и лишается очень существенной исторической параллели с Россией, делающей его еще более актуальным.
Второй вопрос, который очень часто задают в дискуссиях ненавистники Второго Рима это проблема национального характера Византии. В пропагандистских агитках Восточный Рим изображается мультирасовой и многонациональной клоакой, своеобразным предшественником современного Запада, источником тогдашней «политкорректности» и национального смешения. К сожалению, не избежал этого и архимандрит Тихон, который в своем фильме несколько раз упомянул о многонациональном характере Византийского государства и мирном сосуществовании в нем разных наций до тех пор, пока ромеи не оказались «заражены национализмом» и не разрушили «дружбу народов». На самом деле не правы ни те, кто изображает Константинополь в виде этакого Нью-Йорка прошлого, ни те, кто создает картину похожую на советскую мифологию о «новой национальной общности и дружбе народов в составе СССР».
Византия была национальным государством, как национальны все государства, которые существуют более или менее продолжительное время. Естественно, национальный характер государства нельзя понимать в узком смысле, который вложили в нацию буржуазные революции или в смысле государства политической нации. Попытка создать не национальное государство всегда приводило к появлению государства-химеры, которое не могло просуществовать долгое время (подобно СССР). А те государства, которые сейчас столь навязчиво декларирую свой не национальный характер (подобно США) на самом деле являются национальными государствами, хотя и с достойным удивления усилиями уничтожают национальные основы своего существования.
Так вот, Византия была государством римлян. Потомки римлян переселившихся в Грецию и Малую Азию в эпоху единой римской империи составляли большинство византийцев. В их число входили также греки, которые исторически проживали на Пелопоннесе, греки были очень Лизки к римлянам по культуре, не слишком сильно отличались от римлян по антропологическим признакам и поэтому начиная с момента вхождения Греции в состав Римской империи стали фактически народом-симбиотом для римского народа. Похожую Роль играли в Российской империи немцы, которые во множестве переселялись в Россию, принимали русскую культуру, язык и верно служили русскому государству, не вступая в какие либо серьезные этнические противоречия с русской нацией. На протяжении долгого времени Византия сохраняла свой национальный характер и в результате была сильна. Но постепенно число пришельцев с Востока все нарастало, они занимали все более значимые позиции в торговле, финансовой системе, впоследствии и в армии и на государственной службе.
Часто приводят пример того, как в Византии к власти приходили императоры якобы «инородцы» приводя в пример исаврийских и армянских императоров. Но эти примеры кажутся удачными лишь тем, кто не знает этнической истории Византии. На самом деле исавры это европеоидное население Малой Азии, которое по внешности, культуре, цивилизации не отличалось от греков и римлян и поэтому подобные претензии сходны с рассуждениями тех, кто говорит о нерусском происхождении династии Романовых, на основании того, что императоры женились на немецких принцессах. Что же касается армян то, во-первых, в это время армяне были совсем не тем народом, который мы привыкли сейчас видеть. Это была еще не подвергшаяся многосотлетнему воздействию турок и других азиатских народов европейская нация. А во-вторых, тогдашняя Армения была гораздо более обширна территориально, простираясь до побережья Средиземного моря и поэтому армянами, по географическому признаку, называли всех жителей этой земли, включая многочисленных греков и римлян. Так, например, «армянский» император Никифор по дошедшим до нас изображениям был высоким сильным человеком с русыми волосами и прямым носом, тот есть даже внешне, был скорее римлянином, чем армянином.
Уменьшение роли имперского этноса и замещение его пришельцами постоянно ослабляло империю, приводило к тому, что ее окраины все более теряли связь с центром и постепенно отделялись от государства. Государство уменьшалось, а вместе с ним уменьшалось население римлян. В итоге перед падением Константинополя в нем жила лишь совсем небольшое число ромеев, значительную же часть горожан составляли переселенцы из Азии. Архимандрит Тихон вскользь отметил этот факт, но он прошел в фильме почти незамеченным, потерявшись в аллюзиях автора на современную Россию и попытку показать опасность национализма, апеллируя к Византийскому примеру, в то время как Византию погубило как раз недостаточность римского национализма и излишне большое развитие национализма мигрантов.
Таким образом, мы видим, что фильм «Гибель империи: Византийский урок» приобрел бы еще большую актуальность, если бы в нем нашли отражение две очень важные на наш взгляд проблемы: преемственность Римской империи и национальный характер Византии. Эти два аспекта придали бы фильму еще большую злободневность в современной политической ситуации в России и прибавили бы к затронутым в этой работе вопросам еще несколько важных историко-социальных тем, которые не только позволяют нам лучше понять прошлое, но и разобраться в собственном будущем.