Слово на пользу вашу

Серию "Письма о духовной жизни" продолжает сборник эпистолярного наследия преподобного Макария Оптинского "Слово на пользу вашу"

Слово на пользу вашу: Сб. писем / Ред.-сост. иером. Николай (Павлык). — М.: Изд-во Сретен­ского мо­на­стыря, 2006. — 336 с.: ил. — (Пись­ма о духовной жизни). Слово на пользу вашу: Сб. писем / Ред.-сост. иером. Николай (Павлык). — М.: Изд-во Сретен­ского мо­на­стыря, 2006. — 336 с.: ил. — (Пись­ма о духовной жизни).
В сборник вошли избранные письма преподобного оптинского старца Макария (Иванова), адресованные мирским особам. В письмах содержатся ответы на самые распространенные вопросы духовной жизни — борьбы с грехом и стяжания христианских добродетелей, отношения к скорбям и болезням, проблемы воспитания детей и др. Советы старца, содержащиеся в письмах, актуальны и в наше время.

Ниже приводятся отдельные письма из книги.

Достопочтеннейшая о Господе N. N.!

За посещение Ваше исупруга Вашего N.N. нашей обители усердно Вас благодарим. Благочестивое Ваше расположение к нашей обители остается памятником для нас; а по возвращении Вашем в П. Вы посетили худость мою почтенным Вашим писанием, от 7 августа посланным.

Что Вы обрели спокойствие и утешение в нашей обители—это Вам Господь даровал, по вере Вашей и усердию к исканию Царствия Божия и правды Его; но на поприще жизни и в сообращении с людьми нельзя пребыть всегда в таком состоянии духа. В нас еще не истреблены страсти, а лежат сокрытыми, и бывающие в столкновении с ближними наносимые ими нам неприятности, попущением Божиим, показывают нам еще немощное наше устроение и что еще не достигли меры исполнения заповедей Божиих; и потому надобно иметь борьбу со своими страстями, а познавая свою немощь, зазирая себя и укоряя— смиряться, но не смущаться за то, что не достигли желаемого, и отнюдь не укорять других, показующих нам наше устроение.

Смирение привлекает к нам милость Божию и помощь в делах наших. Полученное Вами духовное утешение не может долго пребывать неизменным: оно посылается по временам, к укреплению нашему вискушениях; достигшие смирения более им наслаждаются, но, впрочем, благодать Божия и их посещает искушениями, по мере их устроения, дабы не вознеслись получением духовных утешений. Кольми паче мы, немощные, требуем огня искушений, попаляющего терние наших страстей.

Вы смущаетесь, что во время молитвы не можете собрать своих мыслей, но рассеиваетесь; молиться без развлечения есть дело совершенных; но мы, немощные и находящиеся в борьбе (со страстями.—Ред.), должны собирать скитающиеся мысли наши, и смиряться при нахождении помыслов, и отнюдь не смущаться; ибо смущение подает врагу силу больше на нас вооружаться, а смирение прогоняет его. А если бы всегда имели молитву чистую, без развлечения, то опять не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от врага наносимых. Помните, что Бог приемлет молитву смиренных. Просите — какие Вам назначить молитвы читать каждый день?

Не зная Ваших домашних отношений, занятий и сил, не могу в точности сказать; а если Вам удобно—предлагаю: утром читать утренние молитвы, а когда достанет время— кафизму или одну славу; вечером— молитвы на сон грядущим и втечение дня утром или вечером канон Божией Матери и Ангелу Хранителю; в субботу— акафист Божией Матери, а в воскресенье— акафист Иисусу, Апостол и Евангелие по главе и несколько поклонов,— и все это проходить со смирением, не думая, что «я хорошо делаю», как думал фарисей. Вслучае же неисполнения чего-либо, по каким-либо препятствиям или даже от разленения, отнюдь не смущаться, не унывать и не упадать духом, а смиряться исчитать себя меньше всех. Господь да укрепит Вас во всех благих намерениях Ваших идеяниях и в борьбе против находящих скорбей и своих страстей и да подаст Вам истинный разум духовный.

Простите меня, что не скоро отвечаю на письмо Ваше; причины особой не нахожу, кроме немощи моей и сопряженной с ней лености.

Полагаю, теперь уже возвратился почтеннейший N. N. из своего путешествия, и я вас обоих приветствую моим поздравлением с окончанием сего вояжа; дай Бог, чтобы в кругу семейства Вашего водворились мир, согласие и любовь, которые на поприще многотрудной жизни будут служить Вам облегчением и утешением.

Вы, почтеннейшая N. N., просите позволения не прекращать Вашу со мной переписку; я не только Вам, но и никому не смею возбранять писать ко мне, хотя и немощен, и скудоумен, и часто бываю виновен в нескором или в неудовлетворительном ответе. Извольте писать как Вам угодно, но не взыщите на мои неразумные ответы; я себя считаю, что выше моей меры и разума принимаю на себя сие дело; но только на то надеюсь, что Бог силен вразумить, по вере требующих, что написать. И простое слово, не украшенное витийством, кто приемлет с верой, помощью Божией приимет пользу; апотому надобно и чувствовать, и говорить: не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113, 9).

Вы желаете сохранить заботу о спасении души своей, что, видно, и на деле исполняете: говорите, что в Вас происходит непрерывная борьба, и с каждым днем являются новые недостатки; да это инеобходимо в подвиге христианина: мы стоим на брани против духов злобы, они борют нас нашими же страстями. Мы иногда побеждаемся и побеждаем, падаем и восстаем и по мере смирения нашего получаем помощь Божию. Это сильное оружие на врагов необходимо для нас. Но как же мы смиримся, когда через наши недостатки не познаем нашей немощи? Они-то нас и смиряют. Прочтите впервой части Добротолюбия, усвятого Григория Синаита, в главе 117, в конце оной: «Аще не будет человек побежден... не может смириться». Там написано подробно и очень полезно.

В Вас я замечаю, что желаете жить в мире подобно отшельнической жизни, непадательно, и чтобы всегда душа была с Богом, и делаете вопрос: есть ли возможность в мире дойти до такого состояния, чтобы отсечь свои желания, как в уединении? И как начать такое дело? И в то же время в ответ получили сильные сопротивления благим Вашим намерениям; а Вы, не имея сил духовных и смирения, не можете устоять в оных. Это значит, что Вы выше меры и устроения своего предпринимаете или желаете исполнять подвиг в жизни Вашей. Надобно начинать деланием заповедей Божиих, в Евангелии нам заповеданных, — и при старании исполнять оные, видя свое поползновение и немощь, отнюдь не смущаться, а смиряться и каяться. А если бы Вы и шли путем заповедей Божиих неуклонно, то опасайтесь с другой стороны опасности: враг не оставит Вас обольщать высокоумием имнением о своем исправлении и тонко оными уловлять. А Вы, еще не имея смирения, а видя себя исполняющей заповеди, незаметно можете уклониться в сии помыслы. Надобно почаще иметь в уме слово Господне: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10). Этим можете прогонять высокоумие.

Но как мы далеко еще отстоим от исполнения заповедей Божиих, то и невольно должны смиряться икаяться, как пишет преподобный Марк Подвижник в слове о покаянии. Мы требуем всегда покаяния, но нам хочется видеть свои исправления; как же святой Ефрем вмолитве говорит: «Ей, Господи Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»? Это не то чтобы намеренно согрешать, но видеть грехи и прежде соделанные, и в настоящее время, и отнюдь не отчаиваться, а каяться, считая себя в уме последнейшими всех. Святой Петр Дамаскин, в 3-й части Добротолюбия, после семи деланий телесных, пишет на 18-м листе: «И тогда начинает ум зрети согрешения свои, яко песок морской. И сие есть начало просвещения души и знак здравия ее». Видите, по совершении многих добродетелей видит грехи свои, а не исправления.

Прочтите слово 55 святого Исаака Сирина, где он указывает прямо на заповеди Божии, а не советует искать высоких видений. Советую Вам стараться исполнять заповеди, но не смущаться, когда случится в чем погрешить, но каяться и смиряться: когда будет в сердце залог смирения, то и будете иметь помощь от Бога к благим делам и к уклонению от противных. А причиной наших поползновений святой Иоанн Лествичник полагает гордость: «Где совершилось грехопадение, там предварила гордость». Будем же стараться о приобретении смиренномудрия через наши немощи, ибо оно— и стребитель гордости, нами даже и не замечаемой в себе. Вы скорбите за осуждение ближних; если будем смиряться, то и не будем судить их. Молиться будем со смирением подобно мытаревой молитве, то Господь приимет оную, ибо приемлет молитву смиренных ислышит моление их; а сами мы не можем ценить нашу молитву, что молимся усердно, Бог знает цену оной; а то опасно— не была бы она фарисейской.

Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное; а требовать, чтобы для Вас готовили постное, боитесь подать повод, что Вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете—что в таком случае делать? Не налагаю на Вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для Вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, Вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на Вас, найдутся и другие подражатели Вам. А если Вы будете кушать скоромное, то и другие примером Вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а Вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что Вам до того, что будут о Вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные Ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви?

Вы считали всегда себя терпеливой, и, конечно, этим Вы утешались, но это не полезно. А теперь открылась Ваша немощь, случаи Вас трогают, беспокоят, и Вы познаете свои нетерпение и немощь. Надобно смириться. Об удовлетворении ближних по счетам Вы, верно, исполняете по совести, и в этом нечего Вам исмущаться и сомневаться.

За то, что Вы думаете, будто будете казаться мне отвратительной после описанных Вами своих немощей, не похвалю Вас, и что письмо Ваше для Вас было трудно. Отчего же это происходит, сами дознайте. Я из сего более познаю Ваше расположение о Господе к моей худости и состражду Вам в немощах Ваших, по силе моей предлагая Вам совет. А если бы Вы написали только о своих исправлениях, то я не нашелся бы что Вам и написать. Господь да благословит Вас, вразумит и укрепит в делании духовном и христианской жизни.

Желаю Вам, супругу Вашему идетям мира, здравия испасения испочтением моим остаюсь недостойный богомолец, многогрешный иеромонах Макарий.

8 ноября 1858 года

Два письма Ваших, от 7 и17 ноября, я получил. В последнем пишете ополучении моего письма от 8 ноября и что Вы через оное получили себе утешение. Слава Богу! Воздавайте Ему благодарение, подавшему мне слово к Вашему утешению, а я ничто же есмь. Благодарение Господу облагополучном окончании путешествия N. N. и возвращении к Вам.

Вы находите в своем душевном устроении два противоположных действия: возвышение и отчаяние. Конечно, Вы понимаете, что это происходит от врага, и Вы не можете с ним бороться, и оба оные действия весьма тяжелы для души. Может быть, Вы понимаете причину оных? Как пишут святые отцы, оные происходят от духовной гордости, а по недостатку смирения и трудно им сопротивляться; и в том, и другом случае надобно смиряться.

В первом (отчаянии) — все свои немощи и грехи ввергать в бездну милосердия Божия, сокрушаться о них и каяться, но надеяться на помилование; ибо Господь за грешников пролил пречистую Свою кровь. И хотя бы мы весь закон исполнили, но не должны надеяться от дел своих на спасение, а считать себя неключимыми рабами, по слову Господню. Прочтите у святого Марка Подвижника в слове о думающих оправдаться от дел; много найдете глав, где не дает права надеяться на дела, но как долг оные исполнять.

А во втором (возвышении) воспоминанием своих немощей, грехов и прегрешений низлагайте приражающиеся к Вам хвалительные помыслы. В борьбе против сего Вы не имели силы отогнать сии помыслы, потому что не смиренно поступили, а хотели сами собой их отогнать: надобно со смирением воззвать ко Господу: «Помилуй мя, яко немощна есмь»—и не смущаться; они и отойдут. А если будете смущаться, то враги больше на Вас восстанут.

А в том, что Вы, сознавая свою неправость, но перед другими стараетесь оправдаться и доходите до раздражительности, сами находите, что происходит от неимения смирения; а потому и должно стараться о снискании сего великого сокровища — смирения, которое доставляет нам всегда успокоение.

Что Вы стараетесь замечать за собою недостатки нравственные — это доставляет Вам помощь к приобретению смирения и вперед— остережения от оных. Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовью ко всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека вкаком-либо злострадании, и если можем помочь ему чем-либо, помогаем. Оная (милостыня.— Ред.) изображена в шести заповедях Евангелия от Матфея (глава 25). А подаяние есть токмо часть милостыни; надобно и оное творить по силе, без смущения и разбирательства,— хоть немного подать, но с благим произволением и надеждой, по слову Господню: что сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40).

Не смущайтесь о том, что иногда бывает на молитве рассеянность; о сем я уже писал Вам. Смиряйте себя и успокаивайтесь, то и будут по времени утишаться помыслы. Это — тоже брань вражия. Когда мы принимаемся за оружие— молитву, то он (враг. — Ред.) противостает оной, но смирением прогоняется. А когда будете смущаться, то он больше вооружается. Прошение Царствия Небесного должно быть первым нашим предметом: но, живя вмире с семейством, можете просить и о житейских вещах, или как ежедневно Церковь просит: «добрых и полезных душам нашим даруй» и прочее. Господь сказал: просите, и дастся вам (Мф. 7, 7). Но подает то, что нам полезно и нужно. Вы же не можете, в мире живши и имевши детей, так себя поставить, чтобы ничего не иметь и все раздать; но надобно наблюдать благоразумную средину — не уклоняться от мира и не пристращаться к нему. Вещи, если нужны для детей, можно сохранять их, а не нужны, то нуждающимся отдать.

Да благословит Господь любезных деток Ваших; детское их чувство к благочестию да возрастает с ними и принесет плод во спасение. Приемлю их усердие и любовь к моей худости и посылаю им недостойное мое благословение.

И спрашивая на Вас и на все семейство Ваше мир и благословение Божие, остаюсь недостойный Ваш богомолец, многогрешный иеромонах Макарий, истинно Вас уважающий.

29 ноября 1858 года

Я еще не успел отвечать на письмо Ваше от 17 декабря как должно, но уже и паки получил почтеннейшее писание Ваше от 18 января, коим поздравляете меня со днем моего Ангела. Спаси Вас Господи за усердие к моей худости!

Слава Богу, находите утешение в чтении книг отеческих, хотя и сознаетесь, что не много успеваете вделании и что трудно следить беспрерывно за своими поступками и мыслями. Но хорошо ито, что Вы, читая книги, познаете себя неисправной в делании должного, познаете свою немощь и от сего смиряетесь; а на смиренных Бог призирает и подает Свою помощь. А Вы, как видно, хотите, чтобы неуклонно идти исправлением всего должного; икогда бы так могли исполнить, то, конечно, это бы Вас утешало, а вместе с тем увлекались бы во мнение о себе, что живете благоугождая Богу, чем могли бы идела Ваши благие помрачиться. Хотя это и вражии прилоги, но по неопытности можете увлечься оными: враг не перестает бороть нас—если не на греховные действия, то на похвалу о делах своих. Любовь к Богу доказывается исполнением святых Его заповедей, но и эта Его заповедь: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10). Это есть смирение. «Яко же соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно», — пишет святой Исаак в слове 47; и святой авва Дорофей уподобляет исправление дел благих строению дома: «Как всякий камень укрепляется брением (известкой, которое — образ смирения), так и всякая добродетель должна быть укрепляема смирением».

Святые отцы, при всей их святости, считали себя землей и пеплом и имели себя под всей тварью. Итак, не скорбите о сем, что Вы не достигаете исполнения добродетелей, но, испытуя себя, в чем погрешили, смиряйтесь и приносите покаяние. В третьей молитве на сон грядущим изъяснены многие могущие быть повседневные согрешения, о коих и приносим покаяние вседневное.

В прежнем письме вопрошаете меня о сомнении насчет наших обрядов; в каких именно обрядах имеете Вы сомнение, не знаю, но скажу, что все, что в нашей Церкви устроено, — все внешнее для изъяснения духовного; о сем можете читать книгу «Новая скрижаль».

Спрашиваете, от чего происходит скука и Вам, и N. N.? Невозможно без этого обойтись; это есть духовный крест, посылаемый кнашему испытанию; бывает мрачность, томность, безотчетная скука и унылость. Бывает сие и духовную жизнь проходящим, принимайте этот крест со смирением и терпением, а по прошествии оного времени бывает душевное утешение. Есть об этом упреподобного Макария Египетского. Он такое мрачное устроение уподобляет мрачной погоде, буре, дождю и прочее, а после бывает ясно и вёдро.

Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущей случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может снами случиться, то и надобно утверждаться верой и с покорностью принимать что случится, а снам не верить.

Напрасно Вы налагали на себя обеты, не исполнив же их, смущаетесь; но какие оные — Вы даже и забыли, просите меня, чтобы я назначил Вам за оные что-нибудь выполнить. Вы можете сами по силе Вашей чем-нибудь заменить оные; но мне неизвестны ни силы Ваши, ни взремя на исполнение какого-либо удовлетворения. Вы можете класть поклоны хотя по три в день Спасителю и Божией Матери по одному, хотя на полгода, и в течение этого времени прочитать канон покаянный хотя один раз в месяц; являть к ближним сострадание, если можно в чем, по силе помочь, и не смущаться, но смиряться и быть спокойными.

Испрашиваю на Вас и на детей Ваших мир иблагословение Божие; с нижайшим моим почтением остаюсь недостойный Ваш богомолец, многогрешный иеромонах Макарий.

Преподобный Макарий Оптинский

24 октября 2006 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту