Выставка-форум «Православная Русь» стала площадкой для обсуждения самых разных областей служения Церкви, однако дискуссия «Кризис семьи: есть ли у Церкви и общества еще 20 лет?» собрала наибольшее количество слушателей, выступающих и мнений.
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, который вел круглый стол, назвал главной насущной проблемой «разрушение семьи»: именно этот процесс, по мнению большинства выступавших, заставляет усомниться в том, что у Церкви есть еще 20 лет, чтобы кардинально решить социальные вопросы.
Владыка Пантелеимон предложил собравшимся определить основные причины, которые лежат в основе разрушения семьи. В ответ на это прозвучали мнения достаточно очевидные, но оттого не менее злободневные. Священник Димитрий Субботин, приехавший из Ульяновской области, выразил разделяемое многими специалистами по демографии сожаление о патриархальной старине: «Произошла подмена приоритетов. Теперь одинокая личность, не желающая иметь детей, приравнивается к нормальной семье, а семья, которая раньше считалась нормальной – полная и многодетная, ныне считается чуть ли не чудом и уж точно не обыденной нормой. Но в регионах ситуация несколько иная, и это внушает надежду, что пока еще есть время что-то исправить. Кстати, тут многое зависит от того, насколько тесные отношения у областных властей с епархией: если таковые имеются, социальные проекты внедряются и работают».
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и протоиерей Димитрий Смирнов |
Традиционная крепкая семья – то, что было у наших предков, которые жили в традиционном обществе. Как выясняется, современный человек оказывается в условиях, когда эта модель не жизнеспособна. Интересное мнение, основанное на опыте благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», высказала его руководитель Елена Альшанская:«За несколько лет работы в семьях мы попытались выявить ту самую формулу семейного неблагополучия. Оказывается, все достаточно просто: женщина остается одна с детьми. Нет никаких других причин, по которым она попадает в категорию неблагополучных. Состояние, когда женщина отвечает одна за ребенка, и особенно за нескольких детей, настолько шаткое и тяжелое, что выжить, а уж тем более стать благополучной в этой ситуации непросто».
Тему незащищенности женщины в современном обществе продолжил протоиерей Артемий Владимиров: «Сегодня у большинства молодых мужчин в уме только одна модель: плотских кратковременных отношений, нечистота вместо созидающего и созидательного идеала семьи, который бы был вознесен на пьедестал. Чрезвычайно корыстное, прагматичное, хищное и агрессивное отношение к женщине».
Протоиерей Димитрий Смирнов в своем выступлении назвал вещи своими именами, призвав преодолевать главную причину разрушения семейных ценностей – «утрату христианской веры». «Если человек становится христианином, тогда он относится к устройству семьи как к строительству домашней Церкви», – заявил священник. По его мнению, сегодня «понятие о строительстве семьи как пути к спасению полностью утрачено». «Господь задумал людей как человеческий род. А современная "религия" массового сознания внушает человеку мысль о том, что он – индивидуум», – сказал он. Цель и следствие такого подхода – «атомизировать, разорвать человеческий род на индивидуумов, у которых есть права по отношению друг к другу», – считает протоиерей Димитрий Смирнов. Он обратил внимание на то, что в нашей стране 40% детей не имеют отца. Причем, по его мнению, именно то, что ценность отцовства, мужского воспитания в обществе не признается, ведет к утрате понимания, как можно построить свою семью. Такое понимание воспитывается через личный опыт. «Пока Церковь в обществе выполняет роль эдакого пластыря: человек приходит израненный, и его можно только пожалеть, немного облегчить его теперешнее ужасное состояние», – констатировал отец Димитрий, отмечая большое количество неполных семей, невенчанных браков, разводов и абортов даже в среде воцерковленных людей.
Переводя разговор из плоскости богословской в практическую, епископ Пантелеимон заметил, что главная причина разрушения семьи – «то, что семья, особенно многодетная, не является для государства приоритетом». Советник президента Евгений Юрьев согласился с этим, вспомнив цитату из духовного завещания императора Александра III своему наследнику Николаю II: «Разваливается семья – разваливается и государство». Вместе с тем чиновник отметил, что государство ждет от Церкви «больше компетентных предложений».
В ходе конференции прозвучали рассказы о конкретных инициативах, которые получили в Церкви особое развитие и были успешны. Среди них и епархиальные центры по поддержке беременных женщин и малоимущих молодых матерей, и просветительская работа, направленная на уменьшение числа абортов, которая, впрочем, в последние годы уже не просто собрание частных проектов отдельных энтузиастов, а достаточно выстроенная система, вышедшая на общецерковный уровень. Евгений Юрьев, подводя итог всему услышанному, в беседе с корреспондентом «Православие.ru» подчеркнул, что «для того, чтобы решить проблему демографическую, семья с большим количеством детей должна стать приоритетом национальной жизни». «Единственный институт, который способен продвинуть эту идею на государственный уровень и скоординировать не только духовенство, но и представителей культуры, СМИ и науки, – это Церковь», – заявил он. Однако, по мнению советника президента, общественно-государственное партнерство пока не так развито, как, например, в странах Европы, когда Церковь способна системно предлагать идеи, оформленные в конкретные проекты, под которые реально выделить деньги, где решены проблемы сертификации, аккредитации, наличия необходимого персонала, соответствия санитарным нормам. «Сейчас принят закон о социально-ориентированных некоммерческих организациях, первые миллиарды уже выделяются по этой схеме. Такие проекты, как Православный Свято-Тихоновский университет или целый ряд инициатив Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, созданы профессионально и понятно, они соответствуют государственным механизмам и позволяют расходовать средства эффективно», – заключил Евгений Юрьев.
Заинтересованное обсуждение вызвала тема защиты от пагубного влияния современных информационных технологий и масс-медиа. Среди участников круглого стола были известные борцы с агрессией информационных сетей – представители «Лиги безопасного Интернета» и фонда святителя Василия Великого.
Зураб Чавчавадзе, директор фонда святителя Василия Великого, подчеркнул, что, «воспитывая детей, главное – обезопасить их от влияния соблазнов сегодняшней эпохи. Например, оценивая опыт нашей православной гимназии имени святителя Василия Великого, я вижу, что, если дети отстранены от влияния Интернета, они ничего не теряют – они такие же, как все, так же шалят, но в их душе нет того глубокого надрыва, который лежит в основе любого девиантного поведения».
Справа налево: протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Димитрий Смирнов, владыка Пантелеимон, Денис Давыдов |
В ходе обсуждения почти каждый выступавший так или иначе упомянул тему цензуры и поиска способов защиты от растлевающей информации. Насколько возможны ограничения внешние, если даже внутренние «фильтры» работают далеко не у всех? И если в случае с маленькими детьми все более менее ясно, то как можно повлиять на взрослых в реалиях современного социума? Жесткие меры наказания за развод или измену, которые назывались желательными и даже возможными некоторыми священниками в ходе встречи, относятся скорее к разряду некоего «крика отчаяния, когда уже неясно, что конкретно можно сделать», – сказал епископ Пантелеимон. В свою очередь советник президента Евгений Юрьев, который хоть и высказался за борьбу с преступным контентом в Интернете, признал невозможным введение какой-либо цензуры на телевидении.
Особая точка зрения прозвучала в выступлении сопредседателя общественного движения «Народный собор» Владимира Хомякова: «Церкви сложно объяснять простые истины, когда мы все, в том числе и дети, подвергаемся постоянной массированной согласованной атаке Интернета, телевидения и других мощных факторов. Но как только мы говорим, что эти факторы следует ограничить с помощью общественного контроля, например «фильтровать» содержание некоторых передач на телевидении, нас сразу начинают обвинять в нарушении прав человека». Владимир Хомяков вспомнил о самых нашумевших общественных инициативах недавнего времени: «С начала 1990-х в школе пытаются внедрить сексуальное просвещение, и только сопротивление родителей не дает этому совершиться. Или, например, такое предложение Общественной палаты, как форсайт-проект "Детство-2030", который удалось "тормознуть" только когда он дошел до президента». «Даже подобные дикие инициативы удается заблокировать только с помощью общественных сил и на последних этапах реализации, когда они попадают на стол к президенту или премьеру», – заявил общественный деятель.
Отмечая различные инициативы, призванные возродить институт семьи в России, которые были в Церкви за последние годы, епископ Пантелеимон отметил, что «главными точками роста являются приходы». «Причем не просто приходы, а те из них, что стали общинами», – пояснил он. В беседе с корреспондентом «Православие.ru» владыка отметил, что одной из важных новых инициатив, которыми сейчас занимается Синодальный отдел по церковной благотворительности, является исследование ситуации на тех приходах, где «вместо демографической ямы – демографический взрыв». Опыт тех общин, где духовенство с радостью и пониманием принимает семьи с маленькими детьми и внимательно относится к ним, создавая условия для духовного возрастания, епископ Пантелеимон назвал особенно важным и необходимым для распространения по всей России.
Из жизненного опыта (в том числе из личной семейной жизни) знаю что мир в семье появляется после того как жена становится всецело зависима от мужа. А до тех пор пока у жены есть хоть какие то права - мира и детей в семье НЕ БУДЕТ. В современной системе ценностей уже невозможно что-то наладить ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. Наладить можно только сделав женщину рабыней (хотя это мне самому не очень нравится). В этом мнении я утвердился общаясь с женщинами в воскрестной православной школе. Для большинства наших милых дам - муж ВСЕГДА ПЛОХОЙ! И государство поддерживает женщин в этом озверелом феминизме-фашизме.
Ежу известно, что хранительницей очага является женщина. А где они хранительницы? Первые идеи о семье появляются в их головах в 26-28 лет. И то только появляются, а не становится доминирующим. (Где уж там после дюжины половых партнёров, когда ОБРАЗ ЖИЗНИ уже сформировался). Тьмы таких женщин видел... Мужчины же в основном такие, какими их хотят видеть женщины. (Это азы гендерной психологии). Им приходится такими быть. Вы думаете они хотят? Они не хотят! Они от этого дохнут в 55 лет от инфарктов и диабета. ИМ ЧЕРЕЗ НЕ ХОЧУ приходится такими быть(они деньги за это психологам платят). Иначе они оказываются совсем одиноки... Либо так, либо никак.
Все виноваты. Везде разложение.
Только почему, интересно, об одиночестве и нежелании иметь детей говорится так ,словно это что-то плохое?
rs Антон, исправьте : " ...который лежит в основе любого ДЕВИАЦИОННОГО поведения..."
Сегодня при разводе мать автоматически получаtт детей и алименты,отец теряет детей (в большинстве случаев ему не дают с ними общаться либо устраивают такое "общение", что он не выдерживает) и деньги. Поэтому на развод подают в основном женщины, а мужчины спиваются с горя, бомжуют (квартира тоже достается бывшей жене и детям). Матери приходится больше работать, дети растут 1)без пригляда 2)без уважения к отцу 3)подрастая, перестают уважать и мать 4)ювенальная юстиция ускорит этот процесс неуважения.
Надо: При разводе делить детей поровну. Если мать будет знать, что 1 из 2-х детей точно достанется отцу, а если ребёнок единственный, то он полгода будет жить с отцом, и только полгода с ней, заявлений на развод будет меньше. Это и отцам ответственности добавит.
Действительно, храмы посещаем редко; молимся, как прижмёт; людей не любим...чему удивляться - это всё Плоды наших рук. Зло там, где нет Бога. Начнём изменения к лучшему с себя.
По этому, высказывания о том, что: «Единственный институт, который способен...(решение социальных проблем), – это Церковь», не имеют под собой реальных корней и обосновываются только нашей непоколебимой уверенностью в "светлое будущее".
Разрушение государства идет на государственном уровне.
На каких каналах(TV) развращают молодежь? - на ГОСУДАРСТВЕННЫХ!
Кто разваливает образование? - Министерство ОБРАЗОВАНИЯ. Перечислять можно до бесконечности...
Двадцать лет нас "водили по пустыне" в поисках НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ не нашли(!!!) Вся беда в том, что те идеи, которые могут объединить народ, не устраивают ГОСУДАРСТВО.
Люди потеряли ориентиры, они не могут понять, - чему учить детей? Учить ВЕРЕ - нельзя учить тому, в чем сам не разбираешься. "Не укради", тогда он будет всю жизнь влачить нищенское существование и любые "государственные" должности для него будут закрыты
Как ни обидно, но исправить что либо уже не возможно!!!
Не думаю, что великим аскетам древности жилось просто. И мир всегда был падшим. Но люди молилсь и меняли мир. А если б мы больше молились?
На все воля Божья, хочется только еще больше терпения и сил...
Нам постоянно внушают мысль о том, что «Единственный институт, который способен продвинуть эту идею (решение демографической проблемы) на государственный уровень и скоординировать не только духовенство, но и представителей культуры, СМИ и науки, – это Церковь». Если таких институтов нет, надо их создавать. Нравственный потенциал нашей многоконфессиональной и во многом атеистической культуры огромен. Как никогда важна задача формулирования, всенародного обсуждения этического кодекса, приемлемого большинству жителей многонациональной России.
Наши отцы, деды и прадеды умели решать подобного масштаба общественные проблемы.
И нам пора избавляться от идеологических штампов и искать вдохновение для дел милосердия в своей культуре, а не в заграничной и виртуальном пространстве.
Например, на сайте "Википедия".
И причём здесь государство и СМИ ?
Если СМИ решают, сколько у кого будет детей, то это не цивилизованный народ а... что-то другое.
Нас таковых тоже много, хотелось более. Все мы это уже Большая ЦЕРКОВЬ!
Узнал о «ювеналке» - создавай ополчение из таких же, как ты. Пришли к тебе – звони. Звонили тебе – выру-чай, твой дом, быть может, следующий! Подтяните юристов и пр. знакомых…
О программах государственных – боритесь за традиционные формы жизни семьи и веры, как и видно в ваших речах. Не успокаивайтесь! Как мы видим, эти западные посылы уничтожают саму природу любви нашей к Богу. Как же не бороться?
А теперь о деле. Не ждите многого от священника, как это бывает часто. Помогите ему разгружать себя для более важных, а возможно и более, решительных действий. Сделайте приход сильным! Вооружайтесь взаимной любовью и участием в жизни Церкви. Создавайте общину, возьмите на себя какую либо ответственность по нормализации отношений общества (как Церкви) и государства. Этим мы будем связывать всякий раз зарывающихся и влекущих на погибель наш народ управителей, и поддерживать благоразумные их решения.
Но чтоб дышала каждая ячейка нашей Православной Церкви. Этого надо добиваться от самих себя.
Мир на сердце только с Богом и, отчасти, с единомышленниками, а в остальном... Помогай Христос!
Я считаю, что правительство предоставляет услуги по управлению страной, в которой НАМ должно быть комфортно.
То, что мы обсуждаем проблему разрушения семьи - это уже шаг. Надеюсь, что наши обсуждения в интернете станут поводом для действий в реальности. Если каждый из нас сделает то, что в его силах по улучшению ситуации, то ВМЕСТЕ мы сделаем огромное дело. :)
Ага! Все женщины - невинные, страдающие овечки, жертвы злобных мужчин. Все мужчины - отъявленные подлецы и бездушные монстры. Автор, наверное, никогда в своей жизни с современными женщинами не сталкивался. Оба пола "хороши" одинаково.
Вышеприведенная цитата попахивает феми-нацизмом (феминизм давно уже выродился в феми-нацизм). Феми-нацизм уже разрушил институт семьи на безбожном западе, теперь за Россию принялся.
- Что, у ваших ещё никто не родился?
- Нет.
- Молодцы! А нашей то уже (со вздохом) 4 годика.
Комментарии излишни.
И даже не просто ювенальная юстиция, а готовность руководства страны помогать семье на словах и вредить делом. Ведь даже, если люди готовы пойти на "риск" и создать многодетную семью, то помимо рисков низкого достатка и сложных жилищных проблем,(которые ни куда не деваются) существует еще страшная опасность, что теперь в любой момент в семью, в эту "элементарную ячейку общества" могут вторгнуться посторонние люди с враждебными целями.
Скажу честно, сейчас я бы испугался заводить семью и рожать детей. Теперь это не просто самоотверженность, когда родители отказываются от многих благ ради детей, а эпический подвиг держать оборону, пока дети не вырастут и быть готовым в одиночку в любой момент к отражению внешней атаки государства. А это десятки лет. В одиночку. Оборона Брестской Крепости, Севастополя, и блокада Ленинграда бледнеют...
Это почему же, интересно?!"""
наверное потому что тель-а-видение кем-то контроллируется. Смотри кому выгодно
В Москве квартиры стоят огромнейших денег. Приобрести квартиру многодетной семье со средним достатком НЕВОЗМОЖНО!!
Правительство никак не помогает многодетным семьям в этом вопросе. Я живу с женой и двумя детьми в квартире с родителями, в одной из комнат. Сейчас ждем третьего. Надеемся только на помощь Божию!
епископ Пантелеимон заметил, что главная причина разрушения семьи – «то, что семья, особенно многодетная, не является для государства приоритетом».
Да прямо скажите - людоедство у нас процветает.
Это почему же, интересно?!