«Я рисовал купола церквей в школьных тетрадях»

Беседа с создателем мелкописных икон Владимиром Цыбиным

Не имея никакого специального художественного образования, Владимир Егорович Цыбин вот уже почти 40 лет пишет удивительные иконы.

Владимир Егорович Цыбин за работой Владимир Егорович Цыбин за работой
    

– Владимир Егорович, расскажите немного о своих иконах. Они выглядят очень нарядными, мы привыкли к иконам в более строгом исполнении.

– Скажу сразу, что идея делать иконы столь нарядными принадлежит не мне. Я лишь развиваю стиль, основанный еще в XVII веке, а затем доведенный до очень высокого уровня в конце XIX-го такими известными мастерами, как Осип Чириков и Михаил Дикарев.

Появлению икон, богато украшенных орнаментом, способствовали развитие и расцвет купечества. На Руси сложилось богатое сословие с ярко выраженными вкусами, стали устраиваться домовые церкви, и, как сказали бы сегодня, началась конкуренция среди купцов. Каждый хотел самую яркую и самую дорогую икону, надо было удивить соседа. И такие иконы заказывали у самых именитых художников и не жалели никаких денег на них. А дальше спрос рождал предложение: стали появляться мастерские, специализирующиеся на иконах именно для состоятельных граждан.

Владимир Егорович Цыбин за работой Владимир Егорович Цыбин за работой
    

Многим сегодня известны палехские шкатулки, которые расписаны в стиле миниатюрного письма. А техника эта была отработана именно на иконах. Славилась своими иконами и Мстёра. Именно оттуда, из Мстёры, вышли многие известные иконописцы, например тот же Чириков. Была еще в свое время знаменита деревня Холуй, которая по своему иконописному статусу стояла не ниже Мстёры.

Иконы миниатюрного письма тогда назывались мелочными – от слова «мелкое». Их можно называть и миниатюрными, но тут легко впасть в заблуждение о размерах иконы – важна техника письма, а не площадь рисунка. Хотя мне приходилось писать образы на очень маленьких поверхностях, например брошах или кольцах.

Я же называю стиль, в котором пишу иконы, мелкописным. То есть это очень мелкое письмо. И если дать ему определение, то я бы сказал так: мелкописная икона – это сочетание традиционной иконописной графики и миниатюры. И повторюсь, всё это имеет давние традиции.

– Видно, что работа ваша очень кропотливая. Сколько времени вы тратите на одну икону?

– По-разному. Я пишу не только мелкописные иконы, но и расхожие молельные образы. На вторые у меня уходит несравнимо меньше времени – в пределах недели. А вот нарядные иконы занимают времени от двух месяцев и больше. Икону Богородицы я писал больше полугода. На ней более 100 клемм, и каждая детально прописана.

Богородичные иконы. Автор: Владимир Егорович Цыбин Богородичные иконы. Автор: Владимир Егорович Цыбин
    

– А как у вас получаются столь мелкие элементы? Они выглядят так, словно нарисованы на компьютере, а затем напечатаны на принтере. Есть какой-то секрет?

– Конечно, есть! На протяжении 40 лет каждый день по 12–14 часов работаешь, и потом всё выходит само собой. И знаете, я часто смотрю на готовую икону, и такое ощущение, что не я ее писал. Я ее как будто в первый раз вижу. Кто-то водил моей рукой. Это очень глубокое переживание.

– А как давно вы испытываете такие переживания? Как давно вы пришли к вере? Что стало точкой отсчета?

– У меня нет ответа на этот вопрос… Мне его уже задавали. В моей жизни не было какого-то конкретного события, после которого я пришел в храм и стал верующим человеком.

Был такой случай у меня. Когда я был еще учеником средних классов, то как-то вызвали в школу моих родителей. И знаете за что? Я рисовал купола церквей в тетради. Меня просто восхищали эти формы, золотые кресты. А были 1960-е годы. Все вокруг были атеистами. Отец у меня коммунист. А я им – кресты. Как это объяснить – я не знаю. Вера во мне была всегда, и есть. И я уверен, что будет до последнего.

Владимир Егорович Цыбин Владимир Егорович Цыбин
    

– Владимир Егорович, когда вы начали писать иконы? Тоже во времена безбожия?

– Я не думаю, что у нас когда-то были такие времена. Гонения были на Церковь, да. А Бог всё равно оставался с нами, иначе мы просто не выжили бы.

Первую икону я написал еще в 1970-х годах. Тогда не было никаких иконописных школ, не было иконописцев. Вообще темы такой не было. Но жизнь складывалась так, что я постоянно был среди икон.

У меня нет никакого художественного образования. Всё, что я посещал, так это классы рисования при Академии художеств. И то их не закончил. Но, имея некие способности к рисованию, сразу после армии я попал на работу в объединение «Реставратор». Через мои руки прошло множество самых разных икон – и по стилю, и по сохранности, и по своей ценности.

Так вот, раньше, когда мастер реставрировал икону, скажем, для музея, то он часто делал с нее список. Благодаря этому возобновлялись уже утраченные традиции и техники, а простые художники становились иконописцами. А когда реставрируешь икону, работаешь над каждым слоем, погружаешься вглубь иконы, то постигаешь самые основы иконописного дела.

Позже, когда я стал «вольным художником», то основным моим заработком была именно реставрация икон. Старинные иконы во времена перестройки вдруг появились в огромном количестве, и почти все они нуждались в помощи. И если тогда почти все они вывозились за границу, то сейчас меня очень радует тот факт, что начался обратный процесс: иконы возвращают в Россию.

– А как вы стали писать именно мелкописные иконы?

– Как-то мне показали несколько икон Осипа Чирикова и Василия Гурьянова. XIX век. Я смотрю на них и не понимаю, как они написаны. Я стал изучать, ходить в архивы музеев, осваивать техники, что-то изобретать. У меня к тому времени был достаточный опыт в миниатюре, я и шкатулки расписывал, и кольца, и все эти навыки мне очень пригодились.

А уже в этом веке появился спрос на новописанные иконы. Если в 1990-х всех интересовали только старинные иконы, то сейчас всё больший интерес к современным иконописцам. Это дает толчок к появлению новых иконописных мастерских, новых мастеров. Хотя не всегда они справляются со своей высокой задачей: иногда видна спешка, незнание канонов, непонимание… Но, думаю, время всё расставит на свои места.

– А на ваши мелкописные иконы сегодня большой спрос? Можно ли их увидеть в храмах?

– Не могу сказать, что спрос большой. Он есть. Устойчивый. И хорошо, что так. У меня на одну мелкописную икону уходит два месяца и более. Представляете, что будет, если вдруг увеличится спрос? Я просто не смогу с ним справиться. А спешки в таких делах быть не должно. Плюс я пишу достаточно молельных икон и для храма Петра и Павла в Сестрорецке, прихожанином которого являюсь, и для наших прихожан. В этом храме можно увидеть достаточно моих работ, хотя именно миниатюрного письма там немного. Задачи несколько иные. А мелкописные иконы пишутся в основном под заказ. Я их после сдачи заказчику больше не вижу. Одна, правда, есть и у меня дома – это образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Я его всем с удовольствием показываю.

Владимир Егорович Цыбин за работой Владимир Егорович Цыбин за работой
    

– Владимир Егорович, что для вас самое важное в иконописи?

– Я думаю, что работа над иконой – это всегда сотворчество художника с Богом. Сам по себе, один, человек не напишет молельный образ. В ликах будут читаться человеческие черты, появятся характеры… А этого быть не должно. Чем глубже ты погружен в процесс работы над иконой, чем тоньше твой молитвенный настрой, тем «правильнее» получается икона. И когда православный человек будет потом молиться перед такой иконой, то ему будет легче настроиться на общение с Богом, потому как с иконы на него будут смотреть не глаза человека, но глаза Отца нашего Небесного.

И я не знаю, хорошо это или плохо, но я всегда к иконе относился не только как к молельному образу, но и как к произведению искусства. Я всегда старался сделать икону максимально качественно. Нет в работе над иконой места мелочам. Важна каждая деталь. Даже если это орнамент на раме, я тружусь над каждой едва заметной линией так, будто она самая важная в иконе.

– Владимир Егорович, есть ли у вас ученики, есть кому передавать свои знания и опыт?

– Вопрос достаточно болезненный для меня… Учеников нет. Были художники, которые хотели поучиться. Но очень быстро сдавались. В миниатюрном письме самое главное – это практика. Годы и годы практики. Необходимо поставить руку, научиться быть одним целым с кисточкой, оказаться на самом ее кончике. А до того времени, когда получится первый достойный результат, пройдет много-много месяцев. В сегодняшней суете желание так трудиться встречается у людей не часто. Но я не отчаиваюсь. Вся моя жизнь – Божий Промысл, и я надеюсь, что так будет и дальше. Если Богу угодно, чтобы я передал свои умения, значит, придут и ученики.

Работы иконописца Владимира Цыбина

Неопалимая Купина. Автор: Владимир Егорович Цыбин Неопалимая Купина. Автор: Владимир Егорович Цыбин
    

Складень. Автор: Владимир Егорович Цыбин Складень. Автор: Владимир Егорович Цыбин
    

Святитель Николай Чудотворец с житием. Автор: Владимир Егорович Цыбин Святитель Николай Чудотворец с житием. Автор: Владимир Егорович Цыбин
    

Богородица, в родах Помощница. Автор: Владимир Егорович Цыбин Богородица, в родах Помощница. Автор: Владимир Егорович Цыбин
    

Илья пророк. Автор: Владимир Егорович Цыбин Илья пророк. Автор: Владимир Егорович Цыбин
    

Дисис. Автор: Владимир Егорович Цыбин Дисис. Автор: Владимир Егорович Цыбин
    

Автор: Владимир Егорович Цыбин Автор: Владимир Егорович Цыбин
    

С Владимиром Цыбиным
беседовал Андрей Белоножко

15 июля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» «Самое важное для иконописца – связь с Богом»
Беседа с греческим иконописцем Николаем Цилсавидисом
Диакон Георгий Максимов
Очень важна приверженность Преданию Церкви. Следование Преданию отсекает эгоизм. Но неполезно и «зацикливаться» на мыслях о своем недостоинстве. Главное – быть настроенным на общение с Богом.
Один день с реставратором икон Один день с реставратором икон Один день с реставратором икон Один день с реставратором икон
Реставратор икон Кирилл Светогор родился в Москве, учился на врача, участвовал в митингах у Белого дома в 90-х, восстанавливал храмы в Новгороде, Рязани, Архангельске. Сегодня он начинает утро с кофе и Интернета, целый день работает в мастерской, расположенной в одной из бывших «горьковских ночлежек», служит реставратором при церкви Трёх Святителей на Кулишках в Хитровском переулке, воспитывает двоих детей и считает себя сторонним от политики человеком.
Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни» Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни» Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни» Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни»
Известный греческий иконописец, автор многих книг по истории византийской иконы и по технике написания икон, профессор Богословского факультета Афинского университета Георгиос Кордис уже второй раз посещает Россию. Господин Кордис провел лекцию и мастер-класс в Православном народном университете в Петербурге, которые посетили несколько сот человек.
Комментарии
Виктория11 августа 2013, 21:22
Я бы с удовольствием купила каталог работ мастера, может Сретенский монастырь напечатает?
Александра20 июля 2013, 09:24
Здравствуйте, не сможете ли вы помочь мне связаться с мастером? Я с детства занимаюсь миниатюрой, и с великой благодарностью взяла бы у него несколько уроков.
Спаси Господи!
lyudmila toll16 июля 2013, 06:15
это воистину одно из Божиих чудес.
какое было бы счастье иметь такую икону у себя
и молиться перед нею,смотрела и думала ох вот эту бы и вот эту бы.......
а Богородице со 100 ликами так в душу и запала
сподоби Господи и мне иметь такую икону........
а в общем все просто удивительно красивы и такие необходимые.
Во славу Божию творите и многая лета вам Владимир!
Коля15 июля 2013, 22:07
Низкий поклон за бесценные труды очень радует и захватывает глядя на чудесные творения. А то, что письмо свя., образов происходит совместно с БОГОМ в этом конечно правда без сомнений, потому, как знаком опыт только в Резных Образах. Желаю долгие лета жизни и здоровья труда во Славу БОЖИЮ!
Наташа15 июля 2013, 21:02
Спасибо за статью.
Удивительные работы!
С удовольствием бы пробовалась в ученики, живя я в одном городе с мастером. Но ...
Помогай Господи Владимиру!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×