Герои нашего времени

Если читатель раскроет книгу, которая была написана лет эдак сто пятьдесят тому назад, то при встрече с ее персонажами ему не составит никакого труда разобраться, кто здесь герой, а кто негодяй. За редким исключением. Таким, например, как произведения Роберта Стивенсона, где с виду добропорядочный джентльмен оказывается вдруг готовым на что угодно ради нескольких сотен пиастров, а головорез-пират неожиданно демонстрирует потрясающее великодушие.

Кадр из фильма «Капитанская дочка» Кадр из фильма «Капитанская дочка»
    

Кадр из фильма «Капитанская дочка» Кадр из фильма «Капитанская дочка»
    

А в основном, в искусстве герой был героем, а негодяй — негодяем. Однако со временем два этих понятия стали размываться. Герой приобретал качества подлеца, а негодяй становился героем.

Пожалуй, первым из русских классиков, кто на роль главного героя поставил негодяя, был Гоголь. «…Пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, — писал Николай Васильевич, — потому что… нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека … Нет, пора наконец припрячь и подлеца». Припрягли подлеца. Так на свет появился Павел Иванович Чичиков. Но личность этого мошенника никогда не вызывала симпатий ни у одного нормального читателя. Образ негодяя становится притягательным лишь в XX веке. Но и это произошло не сразу. Герой превращался в подлеца постепенно.

Агент 007

В исконно русском искусстве нет авантюристов. Эти господа, как и прочие негативные персонажи, пришли к нам с Запада. Началось все с рыцарских романов, потом появились «Три мушкетера» (вернее, как читатель помнит, их было четверо). Четыре смелых и талантливых молодых человека, которые превратили свою жизнь в череду бессмысленных авантюр и любовных приключений. Русский герой всегда был сложней и духовней. Однако наш народ хотел видеть авантюристов. И авантюристы пришли в русское искусство всерьез и надолго, если не навсегда.

    

Наверное, самым популярным вымышленным героем XX века является Джеймс Бонд — «агент 007», состоящий на службе в разведке Ее Величества. Образ этого человека до сих пор невероятно популярен, несмотря на то, что с момента выхода первой книги о нем прошло уже 60 лет. У нас в России, например, едва ли не каждый гражданин знает, что два ноля перед семеркой в личном номере Джеймса Бонда говорят о лицензии на убийство. Одним из самых «крутых» и дорогих автомобильных номеров является «007». Даже дворник, употребляющий исключительно 72-й портвейн, помнит, что, по рецепту мистера Бонда, коктейль из мартини с водкой готовят «смешивая, но не взбалтывая». Домохозяйки уверены, что 007 непобедим. Вот на экране его берут в плен некие негодяи, избивают и связывают, а главный из киноподонков говорит на отвратительном русском: «Прощайтесь с жизнью, Бонд. Вы полетите в Англию в цинковом гробу». 007 невозмутим. «Вы ошибаетесь, — отвечает он, — я уверен, что полечу домой в салоне первого класса». После этих слов негодяи оказываются дивным образом повержены, а Бонд, оставив за своей спиной груду развалин, снова появляется перед телезрителем целым и невредимым. Бонд умен, смел, силен, красив, обладает прекрасным чувством юмора. Он борется за добро и справедливость (по крайней мере, так преподносятся авторами фильма его деяния). И отличается… исключительной половой распущенностью! За один фильм он соблазняет несколько девушек. И это отвратительное качество его личности для миллионов поклонников становится еще одной добродетелью. Ведь ложь гораздо опасней тогда, когда она смешена с правдой. Но грех в этом герое еще обнажен не до конца, он завуалирован и скрыт за отдельными его положительными качествами.

«Улицы разбитых фонарей»

Герои этого сериала, вышедшего на экраны в далекие девяностые, хорошо известны российскому зрителю. Несколько честных и доблестных милиционеров, эдаких «своих в доску» парней, которые не берут взяток и беспощадно борются с преступностью, нам всем давно полюбились. Толик Дукалис, Ларин, Казанова, Мухомор стали едва ли не членами семей. И на первый взгляд очень даже хорошо, что на экране телевизора появились такие положительные представители государственной власти. Но есть одно «но». На протяжении всего сериала эти борцы с преступностью почти не «просыхают». Едва ли не в каждой серии они скидываются по десятке, после чего один из милиционеров бежит в ларек за пивом и водкой. Следующая сцена – распитие спиртных напитков прямо в рабочем кабинете. Причем, в фильме это показано еще достаточно скромно, в отличие от книг. Зачем обнажается эта не лучшая сторона их жизни? Быть может, в подражание авторам западных детективов, герои которых пьют круглые стуки? Например, у Джеймса Чейза персонажи расстаются с бутылкой виски только в случае собственной смерти. Есть мнение, что такое поведение киномилиционеров проплачено определенными сферами бизнеса.

Так или иначе, но молодой человек, который равняется на подобных героев, имеет все шансы стать честным, доблестным… алкоголиком.

Бригада

Деградация героев продолжалась. И в 2002 году на телеэкраны выходит фильм «Бригада», повествующий о жизни и криминальных «подвигах» нескольких московских бандитов в лихие девяностые.

Бандиты из «Бригады» Бандиты из «Бригады»
    

И по фильму ребята-то они вроде бы неплохие. Главный из них — Саша Белый — даже отказывается торговать оружием и наркотиками. Только вот, как и положено настоящим бандитам, они, несмотря на всю свою «положительность», время от времени постреливают в таких же, как и они, вроде бы неплохих парней. Зритель, правда, этого почти не видит: большинство кровавых разборок вынесено за кадр. После выхода фильма на экраны по стране прокатилась волна подростковой преступности. Малолетние ребятишки, играя в «Бригаду», грабили и убивали уже по-настоящему. Защитники сериала говорят, что фильм рассказывает о «настоящей мужской дружбе», что в нем есть предупреждение для тех, кто встал на криминальный путь, ведь все герои, кроме Саши Белого, в конце погибают. Такое мнение поражает. Что, о настоящей мужской дружбе можно рассказать только на примере уголовной шушеры? Да, друзья Саши Белого погибают, но ведь сам он остается в живых и мстит. А ведь многие мальчишки хотят себя видеть именно в его роли.

Нулевой рейтинг

Так блудники, алкоголики и бандиты победоносно шагают по каналам российского телевидения, а с недавних пор приз зрительских симпатий завоевала еще и одна болгарская колдунья по имени Ванга. Впрочем, это закономерно. Те силы, которые движут творцами вышеперечисленных сериалов, появляются во всей своей неприкрытости. Герои приобретают совершенно четкие дьявольские очертания. Маскировка уже почти не нужна. Зритель подготовлен к восприятию таких персонажей предыдущим телеобстрелом.

Примечательно, что подобная деградация героев происходит не только в нашей стране и не только в кинематографе или на телевидении. Например, Австрию на конкурсе «Евровидение-2014» будет представлять певица-трансвестит, некая Кончита Вюрст. В Германии на сегодняшний день самым популярным человеком является не футболист, не киноактер и не эстрадная звезда, а министр иностранных дел Гидо Вестервелле, который то ли «женился», то ли «вышел замуж» за человека одного с ним пола. При необходимости список таких «героев» можно продолжать до бесконечности. Однако и так тенденции очевидны.

Так, может быть, уже пора выпрягать подлеца и отправлять его на свалку истории, достаточно уже он диктовал свои правила в искусстве. Быть может, настало время остановить победоносное шествие Чичиковых, Казанов, Белых и иже с ними и дать место настоящим героям? Например, князю Мышкину, Пьеру Безухову, Петру Гриневу.

Кадр из фильма «Капитанская дочка» Кадр из фильма «Капитанская дочка»
    

Вспомним, что смелости и отваге можно научиться не только у Джеймса Бонда и питерских милиционеров: в русской истории тому есть множество замечательных примеров. Поймем, что у колдунов не учатся духовной жизни, а на бандитов равняться нельзя. Мне могут возразить, что других героев сейчас в искусстве попросту нет, а интеллигентный человек не может жить без музыки, литературы и кинематографа. В ответ на это хочется вспомнить один диалог из «Собачьего сердца»:

— Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и о медицине, — сказал профессор Преображенский. — И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!

– Да ведь других же нет, — с недоумением ответил доктор Борменталь.

– Вот никаких и не читайте.

Конечно, Господь не всем дал талант творить и вводить в искусство новых героев, но ведь отказаться от лицезрения колдунов и негодяев на экранах телевизора может абсолютно каждый. Пусть рейтинг этих фильмов опустится до нуля. Есть на пульте красная кнопка, которая выпроводит из вашего дома нежеланных гостей. Если, конечно, хватит мужества ее нажать.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
larisa28 декабря 2014, 00:59
pravilno
Василий Н.25 августа 2014, 16:22
В православной гимназии, где я учился, "Три мушкетера" вместе с продолжениями "Двадцать лет спустя" и "Десять лет спустя" были в числе книг, рекомендованных для летнего чтения.
Сто лет подростки с удовольствием читали Дюма и ничего, а тут вдруг его произведения оказываются сродни "Бригаде".
Простите.
Василий Н.15 апреля 2014, 20:29
"Три мушкетера" давно прошли проверку временем. Поэтому говорить сейчас о вредности этой книги - просто смешно... было бы, если бы не было так грустно, ибо в наше время чиновники действительно могут ее взять да и запретить.
Василий 4 ноября 2013, 13:45
"Трех мушкетеров"-то зачем сюда? Это книга про смелых, мужественных людей, чей девиз - "Один за всех и все за одного". А что не чужды любовных приключений - так в их время в среде дворянства это считалось нормой. Зачем во всем видеть только грязь?
Димитрий К11 октября 2013, 22:18
При всей спорности статьи ( сразу видно, что вызовет бурную полемику), хочу заметить смысл рассуждений правильный. Герои фильмов с каждым годом все более становятся этакими крутыми ребятами спасающими мир, а внутренний мир все скуднее и скуднее. Еще я бы напомнил фильм который считают шедевром и якобы показывающим героя нашего времени. Это фильм 'Брат'.
Я думаю это трагедия молодого пацана которого послали в чечню (или еще куда) выбили из нормальной жизни. А изнего какого-то героя сделали. Правильно Отец Дионисий заметил- герои фильмов с каждым годом теряют внутренний мир,превращаются в лучшем случае в бездушные машины.
Я не призываю к деланию рафинированных фильмов прославляющих нашу красивую и беззаботную жизнь, но изображать бандюков (как в Бригаде), наемных убийц (как в Брате) благородными 'робин гудами', это почему, это зачем? Может это кому то надо?
Простите, может сумбурно, но я больше верю фильму "Проверка на дорогах" где нет стрельбы и крови, чем " Бригаде" с ее наносным благородством бандитов.
Еще раз простите.
Н.Н.11 октября 2013, 01:04
читатель:

Для кинозрителя советская власть предлагала следующих известных героев:

- Лукашин ( "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"),
-Бузыкин ( "Осенний марафон")
- дядя Митя ( "Любовь и голуби"
Герои эти в сих фильмах не являются отрицательными.

Чепуху пишите, от незнания, по глупости или по идеологическим соображениям - не имеет значения.
Уж если на то пошло, то советская власть предлагала совсем других героев, из фильмов "Как закалялась сталь", "Коммунист", "Судьба человека", "Молодая гвардия", "Офицеры", "Два капитана", "Кортик", "Тимур и его команда" и много-много других.
Да кому теперь нужны такие герои - за Родину умирают, людей спасают ценой своей жизни, врагов Отечества уничтожают, сами не воруют и другим не позволяют, мужьям не изменяют и у друзей жен не "уводят", вместо того, чтобы хлеб с салом одному втихаря сожрать - на весь барак делят... Это что, не христианские начала? Ах да, враньё всё это... Гарри Поттер, Джеймс Бонд и другая нЕчесть нам ближе и милее, чем Тимур, Павка Корчагин, Саня Григорьев и др. И нЕчего тогда крокодиловы слёзы лить - не умеем и не хотим своих героев почитать - будем в голливудской помойке ковыряться.( Ой, чуть не забыла - Сталина ругать при этом). Простите.
10 октября 2013, 13:08
В советское время самыми культовыми книгами были "Мастер и Маргарита" Булгакова и дилогия Ильфа и Петрова об Остапе Бендере, герои который очень были очень обаятельными, что уже не казались отрицательными. И до сих пор их любят и с удоовольствие цитируют. В том числе Воланда-Сатану...
Стас10 октября 2013, 10:10
Так неужели нет других достойных примеров для подражания? Джим Хоккинс, Брюс Уэйн, комиссар Каттани. Список можно продолжить. А князь Мышкин вообще не тянет на того, кому можно было бы подражать
евдокия10 октября 2013, 00:38
По-моему, дело даже не отсутствии "положительного героя", а в отсутствии талантливого писателя, сценариста, режиссера.
По-настоящему талантливого и глубоко думающего.
Это раз, второе, сейчас очень сложно (невозможно) получить деньги под некоммерческий проект или неугодный "элите" проект.
А по поводу положительного героя в русской литературе тоже не согласна. она сложнее "плохого-хорошего".
У Достоевского нет так называемых Героев, за которыми можно потянуться ( типа Ильи Муромца) там все имеют душевные или духовные уродства. Согласитесь?
И не надо идеализировать русскую литературу хотя бы по причине того, какие биографии и характеры имели сами писатели.
Тянутся не к положительному, а РЕАЛЬНОМУ. Вот и все.
Устали от советского вранья.
Кстати , для детей ( и для взрослых) считаю сверх положительным до нереальности современного роулинговского Поттера.
Отбросив волшебную реальность ( а она присутствует во всех детских сказках всех народов мира- так легче мир постигать и интереснее ребенку),
парень имеет качества абсолютно нечестолюбивого, очень глубоко любящего, храброго мальчика. Который за жизнь других людей отдает свою.
Главные качества, спасающие мир в этой книге, которые выше всякого колдовства и волшебства, - ЛЮБОВЬ И ЖЕРТВА.

И еще, простите, но создалось впечатление, что автор, апеллируя к русской литературе ( и иностранной тоже), давненько все это не перечитывал.
А! В Ворониных нет никакого блуда. Нормальный семейный ситком.
Порой, мы , от незнания, сгущаем краски...
Иван Х. 9 октября 2013, 21:55
Учитывая ESRB и другие рейтинги, большинство фильмов обсуждаемых в статье вообще не для детей, а для нас - взрослых ( 16, 18).
Сомневаюсь, что государство должно следить за нарушениями при их просмотре детьми. Это задача родителей. На каждом фильме ограничение проставлено. Нет отметки - есть интернет, и там уж точно можно посмотреть рейтинг.
Так как фильмы для взрослых, то и темы в них взрослые и герои показаны через призму взрослого взгляда.
В реальной жизни все люди грешат. В противном случае снимали бы ложь.
Например, Бонд. Допустим, показали его без грехов. Значит можно быть святым без Христа? Конечно, нет. Или он - православный человек. А как тогда он будет убивать? Война не бывает без убийств.
Виталий 9 октября 2013, 13:36
Вот недавно просмотрел 3 последних фильма о Бонде, а потом еще 3 до этих 3 и вот что скажу по поводу слов в статье:Бонд умен, смел, силен, красив, обладает прекрасным чувством юмора.
1) умен - да!
2)смел - я бы сказал безрассуден, и потому что он жив оставался можно сказать, что это фантастический фильм!
3)силен - пожалуй, хотя по мускулам не скажешь.
4)красив - лично мне нет(последний актер на орка похож)
5)чувстов юмора - да, но английского чувства юмора.

И нет - он не спасает мир ради доброты душевной, он просто выполняет приказы М: кого надо трогает, кого не надо (даже негодяя) не трогает. И уже это не делает его героем!
Оксана 9 октября 2013, 12:05
Вот. Наконец-то. На чистую воду. Большое спасибо за статью!
P.S. Все равно, не всем нравятся такие "герои". Потому что их не жалко.
Р.Н. Юрьев 9 октября 2013, 06:57
Просто мы довольно плохо знаем исконную русскую литературу, а так-то там тоже полно разных героев: взять хоть повесть о Дракуле-воеводе, повесть о Фроле Скобееве, - всё это - древнерусские остросюжетные произведения с вполне негативными героями.
Ирина 9 октября 2013, 00:45
С большой неохотой начала смотреть фильм "Охота на пиранью" - не любительница боевиков ни в каком виде,хотя кино очень люблю и неплохо разбираюсь. Сын-подросток уговорил. А мне хотелось только одного, понять, почему актер Миронов после князя Мышкина стал сниматься в лихо закрученном "стрелялове-мочилове".
И мне в итоге фильм все же понравился! Одним - там как-то исподволь, через чернуху и стеб, проступает абсолютно нормальная мысль - каждый выбирает сам - кем ему быть - гадом или не гадом, каждый лично ответственен в каждый час своей жизни за свой выбор. И НИКАКИЕ обстоятельства жизни подлый выбор не оправдывают. Т.е. все на месте. В итоге - Миронову спасибо. Его герой-мерзавец действительно омерзителен и жалеть и симпатизировать ему ни в каком виде не хочется.
А то достали уже кинодеятели со своими оправданиями мерзостей и скотства.
читатель 8 октября 2013, 21:37

Для кинозрителя советская власть предлагала следующих известных героев:

- Лукашин ( "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"), который имел обыкновение пьянствовать, который забывает про свою невесту при случайной встрече по-пьянке

- Бузыкин ( "Осенний марафон" ),у которого есть любовница, и который врёт жене

- дядя Митя ( "Любовь и голуби" ), который просто пьяница.

Герои эти в сих фильмах не являются отрицательными.
Олег 8 октября 2013, 21:19
За что Вы так ..."Улицы разбитых фонарей" ? Это живой фильм, и люди там показаны живые и грешные. Первый реалистичный фильм после чёрных боевиков девяностых. Первый фильм где героями показаны милиционеры , а не бандиты. При чём здесь черты подлеца? Несправедливо вы пишите об этом фильме, особенно о первых четырёх частях. После того как сериал перекупила некая компания они превратили это кино в какую-то пластмассу, но сначала это был живой фильм , о живых людях в реальных жизненных обстоятельствах. Или вы легко пережили девяностые? Не знаю как Вас, но моим родственникам это кино помогло не потерять себя, поверить в то что добро обязательно победит, что правда, любовь, верность существуют и помогают жить. Да, "Казанова" грешник, за что и получил своё прозвище. Да, они пьют , по чёрному, но это реальная черта девяностых. Грехи не оправдываются в этом кино. Нет оправдания греха. А есть ещё один фильм из девяностых "Воспитание жестокости у женщин и собак" посмотрите. Я, лично, " простил" Елену Яковлеву за "Интердевочку" после этого фильма. Прости Господи если осуждаю других.
Ольга 8 октября 2013, 15:53
Может быть нужно что-то делать, возможно создать адекватное письмо, адресованное правительству о контроле хотя бы государственных каналов, о введении цензуры и участия в ней церкви. Собрать подписи и писать, писать... Вода камень точит...
Денис 8 октября 2013, 15:00
Мне кажется статья и ее смысл просты и ясны, как майское небо и закономерно резюмированы в конце. Все верно, хотя и совсем не ново.
У кого есть разум- тот выключит телевизор (или вовсе не включит) сразу же. У кого нет- того никакой статьей уже не спасти.
Молодежь, к слову, сейчас все меньше смотрит телевизор. По большей части их разум "полощется" в интернете и соц-сетях.
А телевизионщики сами говорят, что стали давно и все больше ориентироваться на дам бальзаковского возраста и т.п. публику.

ЗЫ.
Зачем "додумывать" что то про русскую литературу 19-го века и т.п.? А уж призывы "не читать ничего мирского"- по моему это уже совсем уж крайность..
Н.Н. 8 октября 2013, 14:22
Семенов Дмитрий:
Самая главная мерзость в том, что всё самое гадкое выливается на людей с ГОСУДАРСТВЕННЫХ каналов.Если это в сетке вещания ГОСУДАРСТВЕННОГО канала,то кремль хочет, что бы мы именно это и смотрели.

Согласна.
Вопрос "на засыпку": многие ли из нас смотрели или хотя бы слышали о фильмах Светланы Басковой "За Маркса" и Павла Пархоменко "Первый в космосе"? Была ли о них реклама по ТВ -сказать не могу. Мне их посмотреть посоветовал сын, а он, будучи хорошим знатоком в этой области, чуть ли не случайно на них вышел...
Все у нас есть: писатели, поэты, режиссёры, актёры, музыканты, художники - талантливые и совестливые; зрители и слушатели нравственные и благодарные... Нет только ВЛАСТИ и ДЕНЕГ у порядочных людей. А это и есть ключ ко всему происходящему: у КОГО ДЕНЬГИ - у ТОГО и ВЛАСТЬ. НИКАКОЙ власти (кроме разве советской) не нужен образованный и нравственно здоровый народ. Нам же сейчас с ОГРОМНОЙ СИЛОЙ внушают обратное, и надо сказать, УСПЕШНО!
Андрей 8 октября 2013, 09:01
Развал России = Равнодушие Дебилизация всей страны.
Анна 8 октября 2013, 08:42
Гостю: В "Евгении Онегине" герой - не Евгений, а Татьяна. Читайте Достоевского "Татьяна Ларина - апофеоз русской женщины".
Мой комментарий: Положительные примеры очень нужны нашему молодому поколению. И литература как часть искусства призвана их раскрывать. Хочу утешить обеспокоенную часть посетителей портала: есть такие герои. Моя молодежь зачитывается "Флавианом", рассказами отца Ярослава Шипова, отца Николая Агафонова, Юлии Вознесенской.
Американские боевики смотрим вместе с сыновьями и потом обсуждаем. Сыновьям 20 и 26. Вырастила их без отца с Божией помощью.
От нас они гораздо больше получают, чем от телевизора. Как мы себя ведем, так и они.
Прав отец Дионисий, нажимаем красную кнопку и устраиваем семейные чтения.
Как-то одного известного проповедника спросили: "Где в доме лучше всего разместить иконы?". Он ответил:"Там, где у вас сейчас телевизор"
Владимир 8 октября 2013, 01:28
Автор описал только малюсенькую вершиночку айсберга, и конечно он прав, на нас просто-таки обрушилась лавина информации содержащей иллюзорную, вывернутую реальность сатанинского толка. Телевидение и интернет - мощное оружие, хоть и из него можно "выжать" пользу (взять хотя бы то, что мы с вами сейчас в поле интернет рассуждаем о вещах православных и не таковых).

Согласен с комментарием Павла, настоящая праведность и святость с точки зрения киноиндустрии не востребована, не ложится в её формат. Почему? Все просто - само по себе массмедиа рассчитаны на темную сторону человеческой натуры, это так сказать рупор антихриста, его агитационный механизм.

Однако подумалось о том, что в принципе нам и не обещано, что под конец все не испоганится. Даже наоборот, сказано, что народ впадет во все тяжкие, мораль изменится до неузнаваемости, антихрист и прочая мразь будет править бал.. Правда недолго и себе в погибель.

Так что мужайтесь и крепитесь в вере. Спаси Господи!
Эвелина 8 октября 2013, 00:28
Отличная статья, молодец, автор! Я тоже писала на эту тему - что у нас в кино все без конца пьют. Постоянно бегают к шкафчику. Если деловые переговоры - непременно выпивкой. Горе - наливают, радость - обмывают. Подозреваю, съемочная группа всех измеряет по себе. Богема хлещет, и не видит в этом необычности. А зрителю дико. Женщины, положительные героини, пьют и курят...
Надо продолжать и продолжать тему. Конец вашей статьи очень правильный, единственно правильный. Мы сейчас, слава Богу, живем в таком времени, что можем влиять. Через интернет, через свои блоги, или просто отключением телевизора.
Николай 8 октября 2013, 00:25
Я тоже смотрел фильм 9 рота. Вместо причастия марихуана, вместо священника блудница с обрядом посвящения в воина через блуд. Жизни отданы на чужой земле, непонятно за что. Мораль есть. Именно так не надо поступать. Если мы прочтем этот фильм так, то он принесет пользу. Исторически отображено верно, так тогда было, молодому поколению нужно объяснить, как должно быть.

Виктория 7 октября 2013, 22:37
У нас, слава Богу, телевизор сломался лет пять назад. На новый денег не было. Я сначала думала, как я буду без него. А теперь только рада.
Семенов Дмитрий 7 октября 2013, 21:06
Самая главная мерзость в том, что всё самое гадкое выливается на людей с ГОСУДАРСТВЕННЫХ каналов.Если это в сетке вещания ГОСУДАРСТВЕННОГО канала,то кремль хочет, что бы мы именно это и смотрели.
Елена.Украина 7 октября 2013, 20:27
НИЧТО НЕЧИСТОЕ НЕ ВОЙДЕТ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.(читать Откровение Иоанна Богослова,глава 21). Человек есть то,что он ест,читает,смотрит,думает,делает... Все то,чем мы себя окружаем, говорит о нашей внешней и внутренней жизни,и о том,какая у нас душа. Христианин должен просеивать информацию,как просеивают семечки от мусора,оставляя чистые семена для пищи. "ВСЕ МНЕ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО,НО НЕ ВСЕ ПОЛЕЗНО;ВСЕ МНЕ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО,НО НИЧТО НЕ ДОЛЖНО ОБЛАДАТЬ МНОЮ".(1Кор.6.12). А если не полезно и обладает,то человек уже становится несвободным,рабом греха,и по наклонной плоскости катится в ад. Но с христианами такого быть не должно,слишком дорогая цена заплачена за нашу свободу,Господь пролил Свою Пречистую Кровь,чтобы освободить нас от греха и спасти. Выбор за нами. "ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ПРЕДЛОЖИЛ Я ТЕБЕ,БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ, ИЗБЕРИ ЖИЗНЬ,ДАБЫ ЖИЛ ТЫ И ПОТОМСТВО ТВОЕ" Втор.30.19).
лариса 7 октября 2013, 20:05
у меня 2внука. 14 и 18 лет. Они не видели 007 Бригаду. ОНИ СМОТРЯТ СТС где блуд. Младший смотрит Воронины и хохочет. ТНТ ГДЕ СПЛОШНОЙ разврат. Меня они еще стесняются. А дальше как будет. Молюсь и надеюсь
Алекс. 7 октября 2013, 19:12
Героев и сейчас хоть отбавляй. Пожарники-спасатели МЧС, Десантники и Спецназовцы, Врачи, Честные фермеры и бизнесмены заработавшие свои деньги трудом а не хитростью.
Проблема в системе которая формирует заказ на "грязь". И согласно этому заказу даже снимая фильм о героях обязательно туда "ложку дёгтя" сунуть надо, это у "создателей" называется реалистичность. К примеру. В "9 роте" есть эпизод с курением марихуаны и забавами с местной потаскушкой... Было это ? Да скорее всего было. Но зачем это показывать в фильме посвященном подвигу?
Власть строит храмы но всячески через масс-медиа убивает в людях и без того скромные зачатки духовности,реалистичностью образов героев превращая в прах смысл и значимость ихнего подвига, добавить сюда же систему образования, коктейль смертельный получится.
Иван Х. 7 октября 2013, 18:09
Согласен с автором во многом. Большое спасибо за привлечение внимание к растлительному влиянию Бригады.
Однако, с Бондом всё не так просто. Последнего Бонда блудником назвать сложнее. А целомудрие - чисто христианский подвиг, которого мы не вправе требовать от других народов.
Насчёт американских героев не согласен. Образ супергероя американского кино вполне воспитывает истинный христианский героизм. Всегда быть в маске, избегать славы, жертвовать всем ради совершенно чужих людей - это истинный героизм.
А как охотно все простые люди жертвуют жизнью! Есть чему учиться: "Обливион", "Эллизиум" и многие-многие другие кинофильмы.
Их режиссёры гораздо лучше учились и знают наш кинематограф, чем мы. К нашему величайшему стыду. Кто-нибудь из наших Бондарчуков знает о Клушанцеве Павле Владимировиче? А Скотт и Кубрик знали. Поэтому их фильмы смотрятся лучше.
Давайте смотреть стоящее кино!
Татьяна 7 октября 2013, 17:37
...но в русской литературе ведь раньше Чичикова встречаются такие персонажи как Печорин у Лермонтова ( кстати сказать "Герой нашего времени"), Сильвио в "Выстреле" Пушкина, тут вспомнили также и Онегина, а как оценить финал у Дубровского?.. если почитать русские исторические повести, то герои встречаются тоже разные. Думается, не нужно смотреть плоскостно на темы произведений, все-таки великая русская литература глубже...
Ольга 7 октября 2013, 17:05
Да, тема поднята очень непростая. Я давно уже приглядываюсь к миру литературы. Раньше четкая грань была во всем. Если вампиры были злом, то даже все это легкое чтиво признавало их таковым, а сейчас все изменилось. Я боюсь, что скоро появится другой "положительный герой". И это будет сам князь тьмы. Ведь уже были попытки, но это было прощупывание почвы. Был роман "Скорбь сатаны", авторство которого приписывают то ли Б. Стокеру, то ли М. Корелли. Он там весь такой несчастный, страдающий и весь насквозь положительный. Потом был роман, по которому Р. Полански снял фильм "Девятые врата". Мне кажется, все это просто большая подготовка. Люди должны перестать различать грань между добром и злом, чтобы он нам явился уже под видом положительного героя. Самое печальное, что наша литература мало что может сейчас противопоставить, потому что тема греха стала уже настолько популярна. Нас засасывает в какую-то воронку.
Владимир 7 октября 2013, 15:07
Абсолютно согласен с о. Сергием по поводу Гоголя и Чичикова.
Николай Васильевич говорил, что конец романа (Мертвые души) - первый вздох Чичикова к новой жизни. Он жаждал его преображения. Мы с вами все Чичиковы в том или ином смысле. Это герой страшно современен. А ведь трагедия Гоголя и уничтожение второго тома "Мертвых душ" - это как раз, в первую очередь, осознание писателем невозможности преображения главного героя. Причем осознание, происшедшее после исповеди у своего духовного наставника о. Матфея за две недели до кончины.
Перечитайте внимательно роман, особенно, сохранившиеся главы второго тома. Как будто для сегодняшнего дня создано это величайшее произведение.
Поэтому Чичиков в одном ряду с Белым, Бондом и прочими, на мой взгляд, не должен находится никоим образом: слишком велик замысел гения Гоголя в сравнении с означенными персонажами.
Не дай нам Бог остаться Чичиковыми до своей кончины.
Николай 7 октября 2013, 14:07
Смотреть развлекательные передачи и художественные фильмы конечно никто запретить не может. Но если Вы хотите достигнуть высокого духовного уровня, лучше не смотреть ничего развлекательного. Потеряете драгоценное время, впустите чуждые христианству образы в свое сознание. Есть масса книг творчества Святых Отцов, видеолекции и аудиолекции прфессоров академии и священников Православной Церкви. Чтобы все это освоить нужно коллоссальное количество времени. Причем молиться утром, вечером и ходить в Церковь нам тоже обязательно надо. Читайте и изучайте Священное Писание, не занимайтесь пустым делом чтения мирских книг и просмотром никчемного развлекательного телевидео. Агент 007 Вас не спасет, Вас спасет Иисус Христос.
Н.Н. 7 октября 2013, 13:43
Больную тему затронул батюшка.
О многих "героях" я ничего не знаю, так что судить не могу. Конечно хорошо прибегнуть к классике, но одним прошлым жить нельзя. Герои есть и сейчас, в нашей жизни. Только СМИ о них мЕльком в новостях помянут (отметились, что совсем не замолчали) - и всё, а вакханалии вокруг Пугачевой и др. подобных (много таких, даже я слышу) не смолкают.
Нас все призывают выключить телевизор (я уж писала неоднократно, что в нашей семье его нет уже 20 лет) - но это не выход. Если провести такой опыт: детей-двойняшек разделить, и одних детей воспитывать не хороших, добрых книгах, фильмах, музыке, ЧЕТКО объяснять что хорошо, а что плохо; а других не только противоположнами методами, а даже просто бросить на произвол судьбы - как вы думаете, в большинстве своём кто вырастет из этих групп? Где риска больше? Сказано: Поражу пастыря - рассеются овцы. По моему глубокому убеждению, это относится ко всему обществу.
Надо не народ призывать выключать красные кнопки, а с власть имущиж ТРЕБОВАТЬ, чтобы они НЕ потакали растлителям народа и сами в этом не участвовали... Совсем глупых там нет - знают, что делают...
Наталья 7 октября 2013, 13:03
Как хорошо,что у нас сломался телевизор,а теперь нет и желания его покупать!
Павел 7 октября 2013, 12:34
Герой должен производит эффект, иначе никто смотреть не будет. А христианину дана заповедь делать добро втайне, а значит - беречься славы и эффекта. Поэтому киношные герои трудно транслируют добро. Христианин должен за заповедь жизнь положить, а воздаяние - в будущей жизни. Показ будущей жизни - за гранью жанра. Показывать крест без воскресения - впечатление будет чёрным. Святая жизнь и здесь душу в рай приводит и жизнь святых здесь - жизнь райская. А жизнь положительного героя здесь (начинающего святого) - жизнь с лёгкой совестью и на пользу ближним и дальним. Но святость киношникам и писателям трудно даётся как цельный образ, такой человек кажется нереальным. Дьявол большинству голову охмурил о том, что святость - дело НЕРЕАЛЬНОЕ, по крайней мере - не могущее быть реализованным в современных условиях. Святой - это либо тихоня, о котором нечего рассказать, либо правдолюбец, получающий пощёчины от мира сего. Он гарантированно безуспешен. Святой на войне - да, это может быть с эффектом. Святой в любви, в личных отношениях - это тоже интересная тема. Но - воздаяние за верность - не покажешь и не опишешь. Т.е. получится - житиё, а не коммерческая продукция.
Юлия 7 октября 2013, 11:48
В этот список можно еще добавить сериал "Секс и город" и популярный "Сплетница", которые формируют в сознании женщин и девушек, что половая распущенность- это норма.
священник Сергий 7 октября 2013, 11:25
И смысл "Мертвых душ" - не в том, чтобы показать подлеца Чичикова. "Мертвые души" - мир бездуховности. Каждый персонаж - рисует страсть. Плюшкин, Ноздрев и др. Это все наши сребролюбие, грубость и т.д. Цель романа - в том, чтобы каждый увидел в себе (!) Плюшкина, Ноздрева и Чичикова. Увидел в себе мертвенность души - и исправился. Гоголь - великий писатель. И "Мертвые души" - гениальное, непонятое светским обществом произведение. Тут научение идет через обратное. Гротескно показать нехорошее, чтобы читатель увидел это в себе и вычеркнул из своей жизни. В "Шинели" Гоголя - тот же прием. И у кого повернется язык сказать, что Акакий Акакиевич - ненужный персонаж в литературе? Если произведение заставляет человека думать, анализировать, сопоставлять, особенно с немеркнущей Истиной Христовой, то это - хорошее произведение. И не важно, как в этом произведении зовут героя - Петр Гринев или Джеймс Бонд. Если же произведение только вредит душе человека, то также неважно, когда оно написано и как называется. Думается, что роман Толстого "Воскресение" больше вреда наносит душе, чем агент 007.
священник Сергий 7 октября 2013, 11:09
Положительный героизм князя Мышкина и Пьера Безухова - довольно спорны. В любом человеке можно найти и добрые, и злые черты. Поэтому наличие в герое обоих движений сердца свидетельствует об художественной правдивости произведения. И цель литературы и киноискусства как раз в том и заключается, чтобы показать, как человек преодолевает в себе зло. Статически добрый герой в литературе был показан в 60-х годах, когда под воздействие советского руководства стала преобладать так называемая теория "бесконфликтности". Все эти "шедевры" канули в лету. Поэтому подлинный герой в православном понимании - не Пьер Безухов, а Родион Раскольников. Он тоже совершил крававое убийство, - но покаялся. Герой - не тот, кто не грешит. А тот, кто кается. Поэтому нельзя так схематично подходить к искусству, а нужно рассуждение по отношению к каждому произведению.
гость 7 октября 2013, 11:07

А главный герой Евгений Онегин негодяй?
Пушкинского "Евгения Онегина" тоже на свалку истории?
Александр Павленко 7 октября 2013, 11:04
Да. Так и есть. Спасибо, что дали короткое, точное определение происходящему, и показали простой способ избавиться от негатива.
Наталья Ремизова 7 октября 2013, 10:54
Хочется дополнить ещё один вид смертного греха, победоносно шагающего в каждом Российском фильме-блуд, называемый "гражданским браком" и прелюбодеяния супругов. Они укоренились в нашем сознании, как "правомерно" существующие. Даже в дневные часы в школьные каникулы в художественных фильмах разыгрываются постельные оргии.Наши дети и внуки уже впитали смрад греха, как норму человеческой жизни.
Невольно возникают мысленные вопросы к режиссёрам и актёрам: "Вам не жалко наших детей?! Но своих детей , их осквернённое "детство" и запрограммированная на грязь взрослая жизнь, неужели не страшит?
А погоня в ваших фильмах за наслаждениями с безудержным потреблением "бабла", "заработанного" узаконенными в сознании грабежами на всех уровнях и проституцией ...- вам не страшно,господа ШОУ-бизнеса?" Как красиво придумано -шоу-бизнес...имя которому разврат и растление малолетних. Благодарите Господа за долготерпение к вам лично. Но на вас, "работниках культуры", тоже лежит ответственность за состояние нашего Отечества. Выживет Россия или нет. Перед кем плясать будете, раскрашенные и полураздетые?"
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×