Если читатель раскроет книгу, которая была написана лет эдак сто пятьдесят тому назад, то при встрече с ее персонажами ему не составит никакого труда разобраться, кто здесь герой, а кто негодяй. За редким исключением. Таким, например, как произведения Роберта Стивенсона, где с виду добропорядочный джентльмен оказывается вдруг готовым на что угодно ради нескольких сотен пиастров, а головорез-пират неожиданно демонстрирует потрясающее великодушие.
А в основном, в искусстве герой был героем, а негодяй — негодяем. Однако со временем два этих понятия стали размываться. Герой приобретал качества подлеца, а негодяй становился героем.
Пожалуй, первым из русских классиков, кто на роль главного героя поставил негодяя, был Гоголь. «…Пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, — писал Николай Васильевич, — потому что… нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека … Нет, пора наконец припрячь и подлеца». Припрягли подлеца. Так на свет появился Павел Иванович Чичиков. Но личность этого мошенника никогда не вызывала симпатий ни у одного нормального читателя. Образ негодяя становится притягательным лишь в XX веке. Но и это произошло не сразу. Герой превращался в подлеца постепенно.
Агент 007
В исконно русском искусстве нет авантюристов. Эти господа, как и прочие негативные персонажи, пришли к нам с Запада. Началось все с рыцарских романов, потом появились «Три мушкетера» (вернее, как читатель помнит, их было четверо). Четыре смелых и талантливых молодых человека, которые превратили свою жизнь в череду бессмысленных авантюр и любовных приключений. Русский герой всегда был сложней и духовней. Однако наш народ хотел видеть авантюристов. И авантюристы пришли в русское искусство всерьез и надолго, если не навсегда.
Наверное, самым популярным вымышленным героем XX века является Джеймс Бонд — «агент 007», состоящий на службе в разведке Ее Величества. Образ этого человека до сих пор невероятно популярен, несмотря на то, что с момента выхода первой книги о нем прошло уже 60 лет. У нас в России, например, едва ли не каждый гражданин знает, что два ноля перед семеркой в личном номере Джеймса Бонда говорят о лицензии на убийство. Одним из самых «крутых» и дорогих автомобильных номеров является «007». Даже дворник, употребляющий исключительно 72-й портвейн, помнит, что, по рецепту мистера Бонда, коктейль из мартини с водкой готовят «смешивая, но не взбалтывая». Домохозяйки уверены, что 007 непобедим. Вот на экране его берут в плен некие негодяи, избивают и связывают, а главный из киноподонков говорит на отвратительном русском: «Прощайтесь с жизнью, Бонд. Вы полетите в Англию в цинковом гробу». 007 невозмутим. «Вы ошибаетесь, — отвечает он, — я уверен, что полечу домой в салоне первого класса». После этих слов негодяи оказываются дивным образом повержены, а Бонд, оставив за своей спиной груду развалин, снова появляется перед телезрителем целым и невредимым. Бонд умен, смел, силен, красив, обладает прекрасным чувством юмора. Он борется за добро и справедливость (по крайней мере, так преподносятся авторами фильма его деяния). И отличается… исключительной половой распущенностью! За один фильм он соблазняет несколько девушек. И это отвратительное качество его личности для миллионов поклонников становится еще одной добродетелью. Ведь ложь гораздо опасней тогда, когда она смешена с правдой. Но грех в этом герое еще обнажен не до конца, он завуалирован и скрыт за отдельными его положительными качествами.
«Улицы разбитых фонарей»
Герои этого сериала, вышедшего на экраны в далекие девяностые, хорошо известны российскому зрителю. Несколько честных и доблестных милиционеров, эдаких «своих в доску» парней, которые не берут взяток и беспощадно борются с преступностью, нам всем давно полюбились. Толик Дукалис, Ларин, Казанова, Мухомор стали едва ли не членами семей. И на первый взгляд очень даже хорошо, что на экране телевизора появились такие положительные представители государственной власти. Но есть одно «но». На протяжении всего сериала эти борцы с преступностью почти не «просыхают». Едва ли не в каждой серии они скидываются по десятке, после чего один из милиционеров бежит в ларек за пивом и водкой. Следующая сцена – распитие спиртных напитков прямо в рабочем кабинете. Причем, в фильме это показано еще достаточно скромно, в отличие от книг. Зачем обнажается эта не лучшая сторона их жизни? Быть может, в подражание авторам западных детективов, герои которых пьют круглые стуки? Например, у Джеймса Чейза персонажи расстаются с бутылкой виски только в случае собственной смерти. Есть мнение, что такое поведение киномилиционеров проплачено определенными сферами бизнеса.
Так или иначе, но молодой человек, который равняется на подобных героев, имеет все шансы стать честным, доблестным… алкоголиком.
Бригада
Деградация героев продолжалась. И в 2002 году на телеэкраны выходит фильм «Бригада», повествующий о жизни и криминальных «подвигах» нескольких московских бандитов в лихие девяностые.
И по фильму ребята-то они вроде бы неплохие. Главный из них — Саша Белый — даже отказывается торговать оружием и наркотиками. Только вот, как и положено настоящим бандитам, они, несмотря на всю свою «положительность», время от времени постреливают в таких же, как и они, вроде бы неплохих парней. Зритель, правда, этого почти не видит: большинство кровавых разборок вынесено за кадр. После выхода фильма на экраны по стране прокатилась волна подростковой преступности. Малолетние ребятишки, играя в «Бригаду», грабили и убивали уже по-настоящему. Защитники сериала говорят, что фильм рассказывает о «настоящей мужской дружбе», что в нем есть предупреждение для тех, кто встал на криминальный путь, ведь все герои, кроме Саши Белого, в конце погибают. Такое мнение поражает. Что, о настоящей мужской дружбе можно рассказать только на примере уголовной шушеры? Да, друзья Саши Белого погибают, но ведь сам он остается в живых и мстит. А ведь многие мальчишки хотят себя видеть именно в его роли.
Нулевой рейтинг
Так блудники, алкоголики и бандиты победоносно шагают по каналам российского телевидения, а с недавних пор приз зрительских симпатий завоевала еще и одна болгарская колдунья по имени Ванга. Впрочем, это закономерно. Те силы, которые движут творцами вышеперечисленных сериалов, появляются во всей своей неприкрытости. Герои приобретают совершенно четкие дьявольские очертания. Маскировка уже почти не нужна. Зритель подготовлен к восприятию таких персонажей предыдущим телеобстрелом.
Примечательно, что подобная деградация героев происходит не только в нашей стране и не только в кинематографе или на телевидении. Например, Австрию на конкурсе «Евровидение-2014» будет представлять певица-трансвестит, некая Кончита Вюрст. В Германии на сегодняшний день самым популярным человеком является не футболист, не киноактер и не эстрадная звезда, а министр иностранных дел Гидо Вестервелле, который то ли «женился», то ли «вышел замуж» за человека одного с ним пола. При необходимости список таких «героев» можно продолжать до бесконечности. Однако и так тенденции очевидны.
Так, может быть, уже пора выпрягать подлеца и отправлять его на свалку истории, достаточно уже он диктовал свои правила в искусстве. Быть может, настало время остановить победоносное шествие Чичиковых, Казанов, Белых и иже с ними и дать место настоящим героям? Например, князю Мышкину, Пьеру Безухову, Петру Гриневу.
Вспомним, что смелости и отваге можно научиться не только у Джеймса Бонда и питерских милиционеров: в русской истории тому есть множество замечательных примеров. Поймем, что у колдунов не учатся духовной жизни, а на бандитов равняться нельзя. Мне могут возразить, что других героев сейчас в искусстве попросту нет, а интеллигентный человек не может жить без музыки, литературы и кинематографа. В ответ на это хочется вспомнить один диалог из «Собачьего сердца»:
— Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и о медицине, — сказал профессор Преображенский. — И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!
– Да ведь других же нет, — с недоумением ответил доктор Борменталь.
– Вот никаких и не читайте.
Конечно, Господь не всем дал талант творить и вводить в искусство новых героев, но ведь отказаться от лицезрения колдунов и негодяев на экранах телевизора может абсолютно каждый. Пусть рейтинг этих фильмов опустится до нуля. Есть на пульте красная кнопка, которая выпроводит из вашего дома нежеланных гостей. Если, конечно, хватит мужества ее нажать.
Сто лет подростки с удовольствием читали Дюма и ничего, а тут вдруг его произведения оказываются сродни "Бригаде".
Простите.
Я думаю это трагедия молодого пацана которого послали в чечню (или еще куда) выбили из нормальной жизни. А изнего какого-то героя сделали. Правильно Отец Дионисий заметил- герои фильмов с каждым годом теряют внутренний мир,превращаются в лучшем случае в бездушные машины.
Я не призываю к деланию рафинированных фильмов прославляющих нашу красивую и беззаботную жизнь, но изображать бандюков (как в Бригаде), наемных убийц (как в Брате) благородными 'робин гудами', это почему, это зачем? Может это кому то надо?
Простите, может сумбурно, но я больше верю фильму "Проверка на дорогах" где нет стрельбы и крови, чем " Бригаде" с ее наносным благородством бандитов.
Еще раз простите.
Для кинозрителя советская власть предлагала следующих известных героев:
- Лукашин ( "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"),
-Бузыкин ( "Осенний марафон")
- дядя Митя ( "Любовь и голуби"
Герои эти в сих фильмах не являются отрицательными.
Чепуху пишите, от незнания, по глупости или по идеологическим соображениям - не имеет значения.
Уж если на то пошло, то советская власть предлагала совсем других героев, из фильмов "Как закалялась сталь", "Коммунист", "Судьба человека", "Молодая гвардия", "Офицеры", "Два капитана", "Кортик", "Тимур и его команда" и много-много других.
Да кому теперь нужны такие герои - за Родину умирают, людей спасают ценой своей жизни, врагов Отечества уничтожают, сами не воруют и другим не позволяют, мужьям не изменяют и у друзей жен не "уводят", вместо того, чтобы хлеб с салом одному втихаря сожрать - на весь барак делят... Это что, не христианские начала? Ах да, враньё всё это... Гарри Поттер, Джеймс Бонд и другая нЕчесть нам ближе и милее, чем Тимур, Павка Корчагин, Саня Григорьев и др. И нЕчего тогда крокодиловы слёзы лить - не умеем и не хотим своих героев почитать - будем в голливудской помойке ковыряться.( Ой, чуть не забыла - Сталина ругать при этом). Простите.
По-настоящему талантливого и глубоко думающего.
Это раз, второе, сейчас очень сложно (невозможно) получить деньги под некоммерческий проект или неугодный "элите" проект.
А по поводу положительного героя в русской литературе тоже не согласна. она сложнее "плохого-хорошего".
У Достоевского нет так называемых Героев, за которыми можно потянуться ( типа Ильи Муромца) там все имеют душевные или духовные уродства. Согласитесь?
И не надо идеализировать русскую литературу хотя бы по причине того, какие биографии и характеры имели сами писатели.
Тянутся не к положительному, а РЕАЛЬНОМУ. Вот и все.
Устали от советского вранья.
Кстати , для детей ( и для взрослых) считаю сверх положительным до нереальности современного роулинговского Поттера.
Отбросив волшебную реальность ( а она присутствует во всех детских сказках всех народов мира- так легче мир постигать и интереснее ребенку),
парень имеет качества абсолютно нечестолюбивого, очень глубоко любящего, храброго мальчика. Который за жизнь других людей отдает свою.
Главные качества, спасающие мир в этой книге, которые выше всякого колдовства и волшебства, - ЛЮБОВЬ И ЖЕРТВА.
И еще, простите, но создалось впечатление, что автор, апеллируя к русской литературе ( и иностранной тоже), давненько все это не перечитывал.
А! В Ворониных нет никакого блуда. Нормальный семейный ситком.
Порой, мы , от незнания, сгущаем краски...
Сомневаюсь, что государство должно следить за нарушениями при их просмотре детьми. Это задача родителей. На каждом фильме ограничение проставлено. Нет отметки - есть интернет, и там уж точно можно посмотреть рейтинг.
Так как фильмы для взрослых, то и темы в них взрослые и герои показаны через призму взрослого взгляда.
В реальной жизни все люди грешат. В противном случае снимали бы ложь.
Например, Бонд. Допустим, показали его без грехов. Значит можно быть святым без Христа? Конечно, нет. Или он - православный человек. А как тогда он будет убивать? Война не бывает без убийств.
1) умен - да!
2)смел - я бы сказал безрассуден, и потому что он жив оставался можно сказать, что это фантастический фильм!
3)силен - пожалуй, хотя по мускулам не скажешь.
4)красив - лично мне нет(последний актер на орка похож)
5)чувстов юмора - да, но английского чувства юмора.
И нет - он не спасает мир ради доброты душевной, он просто выполняет приказы М: кого надо трогает, кого не надо (даже негодяя) не трогает. И уже это не делает его героем!
P.S. Все равно, не всем нравятся такие "герои". Потому что их не жалко.
И мне в итоге фильм все же понравился! Одним - там как-то исподволь, через чернуху и стеб, проступает абсолютно нормальная мысль - каждый выбирает сам - кем ему быть - гадом или не гадом, каждый лично ответственен в каждый час своей жизни за свой выбор. И НИКАКИЕ обстоятельства жизни подлый выбор не оправдывают. Т.е. все на месте. В итоге - Миронову спасибо. Его герой-мерзавец действительно омерзителен и жалеть и симпатизировать ему ни в каком виде не хочется.
А то достали уже кинодеятели со своими оправданиями мерзостей и скотства.
Для кинозрителя советская власть предлагала следующих известных героев:
- Лукашин ( "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"), который имел обыкновение пьянствовать, который забывает про свою невесту при случайной встрече по-пьянке
- Бузыкин ( "Осенний марафон" ),у которого есть любовница, и который врёт жене
- дядя Митя ( "Любовь и голуби" ), который просто пьяница.
Герои эти в сих фильмах не являются отрицательными.
У кого есть разум- тот выключит телевизор (или вовсе не включит) сразу же. У кого нет- того никакой статьей уже не спасти.
Молодежь, к слову, сейчас все меньше смотрит телевизор. По большей части их разум "полощется" в интернете и соц-сетях.
А телевизионщики сами говорят, что стали давно и все больше ориентироваться на дам бальзаковского возраста и т.п. публику.
ЗЫ.
Зачем "додумывать" что то про русскую литературу 19-го века и т.п.? А уж призывы "не читать ничего мирского"- по моему это уже совсем уж крайность..
Самая главная мерзость в том, что всё самое гадкое выливается на людей с ГОСУДАРСТВЕННЫХ каналов.Если это в сетке вещания ГОСУДАРСТВЕННОГО канала,то кремль хочет, что бы мы именно это и смотрели.
Согласна.
Вопрос "на засыпку": многие ли из нас смотрели или хотя бы слышали о фильмах Светланы Басковой "За Маркса" и Павла Пархоменко "Первый в космосе"? Была ли о них реклама по ТВ -сказать не могу. Мне их посмотреть посоветовал сын, а он, будучи хорошим знатоком в этой области, чуть ли не случайно на них вышел...
Все у нас есть: писатели, поэты, режиссёры, актёры, музыканты, художники - талантливые и совестливые; зрители и слушатели нравственные и благодарные... Нет только ВЛАСТИ и ДЕНЕГ у порядочных людей. А это и есть ключ ко всему происходящему: у КОГО ДЕНЬГИ - у ТОГО и ВЛАСТЬ. НИКАКОЙ власти (кроме разве советской) не нужен образованный и нравственно здоровый народ. Нам же сейчас с ОГРОМНОЙ СИЛОЙ внушают обратное, и надо сказать, УСПЕШНО!
Мой комментарий: Положительные примеры очень нужны нашему молодому поколению. И литература как часть искусства призвана их раскрывать. Хочу утешить обеспокоенную часть посетителей портала: есть такие герои. Моя молодежь зачитывается "Флавианом", рассказами отца Ярослава Шипова, отца Николая Агафонова, Юлии Вознесенской.
Американские боевики смотрим вместе с сыновьями и потом обсуждаем. Сыновьям 20 и 26. Вырастила их без отца с Божией помощью.
От нас они гораздо больше получают, чем от телевизора. Как мы себя ведем, так и они.
Прав отец Дионисий, нажимаем красную кнопку и устраиваем семейные чтения.
Как-то одного известного проповедника спросили: "Где в доме лучше всего разместить иконы?". Он ответил:"Там, где у вас сейчас телевизор"
Согласен с комментарием Павла, настоящая праведность и святость с точки зрения киноиндустрии не востребована, не ложится в её формат. Почему? Все просто - само по себе массмедиа рассчитаны на темную сторону человеческой натуры, это так сказать рупор антихриста, его агитационный механизм.
Однако подумалось о том, что в принципе нам и не обещано, что под конец все не испоганится. Даже наоборот, сказано, что народ впадет во все тяжкие, мораль изменится до неузнаваемости, антихрист и прочая мразь будет править бал.. Правда недолго и себе в погибель.
Так что мужайтесь и крепитесь в вере. Спаси Господи!
Надо продолжать и продолжать тему. Конец вашей статьи очень правильный, единственно правильный. Мы сейчас, слава Богу, живем в таком времени, что можем влиять. Через интернет, через свои блоги, или просто отключением телевизора.
Проблема в системе которая формирует заказ на "грязь". И согласно этому заказу даже снимая фильм о героях обязательно туда "ложку дёгтя" сунуть надо, это у "создателей" называется реалистичность. К примеру. В "9 роте" есть эпизод с курением марихуаны и забавами с местной потаскушкой... Было это ? Да скорее всего было. Но зачем это показывать в фильме посвященном подвигу?
Власть строит храмы но всячески через масс-медиа убивает в людях и без того скромные зачатки духовности,реалистичностью образов героев превращая в прах смысл и значимость ихнего подвига, добавить сюда же систему образования, коктейль смертельный получится.
Однако, с Бондом всё не так просто. Последнего Бонда блудником назвать сложнее. А целомудрие - чисто христианский подвиг, которого мы не вправе требовать от других народов.
Насчёт американских героев не согласен. Образ супергероя американского кино вполне воспитывает истинный христианский героизм. Всегда быть в маске, избегать славы, жертвовать всем ради совершенно чужих людей - это истинный героизм.
А как охотно все простые люди жертвуют жизнью! Есть чему учиться: "Обливион", "Эллизиум" и многие-многие другие кинофильмы.
Их режиссёры гораздо лучше учились и знают наш кинематограф, чем мы. К нашему величайшему стыду. Кто-нибудь из наших Бондарчуков знает о Клушанцеве Павле Владимировиче? А Скотт и Кубрик знали. Поэтому их фильмы смотрятся лучше.
Давайте смотреть стоящее кино!
Николай Васильевич говорил, что конец романа (Мертвые души) - первый вздох Чичикова к новой жизни. Он жаждал его преображения. Мы с вами все Чичиковы в том или ином смысле. Это герой страшно современен. А ведь трагедия Гоголя и уничтожение второго тома "Мертвых душ" - это как раз, в первую очередь, осознание писателем невозможности преображения главного героя. Причем осознание, происшедшее после исповеди у своего духовного наставника о. Матфея за две недели до кончины.
Перечитайте внимательно роман, особенно, сохранившиеся главы второго тома. Как будто для сегодняшнего дня создано это величайшее произведение.
Поэтому Чичиков в одном ряду с Белым, Бондом и прочими, на мой взгляд, не должен находится никоим образом: слишком велик замысел гения Гоголя в сравнении с означенными персонажами.
Не дай нам Бог остаться Чичиковыми до своей кончины.
О многих "героях" я ничего не знаю, так что судить не могу. Конечно хорошо прибегнуть к классике, но одним прошлым жить нельзя. Герои есть и сейчас, в нашей жизни. Только СМИ о них мЕльком в новостях помянут (отметились, что совсем не замолчали) - и всё, а вакханалии вокруг Пугачевой и др. подобных (много таких, даже я слышу) не смолкают.
Нас все призывают выключить телевизор (я уж писала неоднократно, что в нашей семье его нет уже 20 лет) - но это не выход. Если провести такой опыт: детей-двойняшек разделить, и одних детей воспитывать не хороших, добрых книгах, фильмах, музыке, ЧЕТКО объяснять что хорошо, а что плохо; а других не только противоположнами методами, а даже просто бросить на произвол судьбы - как вы думаете, в большинстве своём кто вырастет из этих групп? Где риска больше? Сказано: Поражу пастыря - рассеются овцы. По моему глубокому убеждению, это относится ко всему обществу.
Надо не народ призывать выключать красные кнопки, а с власть имущиж ТРЕБОВАТЬ, чтобы они НЕ потакали растлителям народа и сами в этом не участвовали... Совсем глупых там нет - знают, что делают...
А главный герой Евгений Онегин негодяй?
Пушкинского "Евгения Онегина" тоже на свалку истории?
Невольно возникают мысленные вопросы к режиссёрам и актёрам: "Вам не жалко наших детей?! Но своих детей , их осквернённое "детство" и запрограммированная на грязь взрослая жизнь, неужели не страшит?
А погоня в ваших фильмах за наслаждениями с безудержным потреблением "бабла", "заработанного" узаконенными в сознании грабежами на всех уровнях и проституцией ...- вам не страшно,господа ШОУ-бизнеса?" Как красиво придумано -шоу-бизнес...имя которому разврат и растление малолетних. Благодарите Господа за долготерпение к вам лично. Но на вас, "работниках культуры", тоже лежит ответственность за состояние нашего Отечества. Выживет Россия или нет. Перед кем плясать будете, раскрашенные и полураздетые?"