Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.
– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.
– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.
– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
– Важно послушание Церкви?
– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!
– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?
– Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!
Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.
Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.
Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.
У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.
А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.
Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!
– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.
Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.
Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!
Беседующий с батюшкой неправильно передаёт смысл сказанного ап.Павлом. Правильный перевод такой: Не есть власть, если не от Бога. По-церковнославянски это звучит так: Несть бо власть, аще не от Бога. Слово "аще" переводится как "если", а не "которая".
Через некоторое время бывший муж стал сектантом (адвентист 7-го дня). А я вышла замуж за другого, у нас родился сын. Первый муж женился на такой же сектантке, как он сам, сейчас у них уже трое детей.
Мы уже порознь 23 года. У нас разные семьи и разные веры. Почему нельзя расторгнуть такой церковный брак и венчаться с новым супругом? Обращалась однажды с заявлением в местную Епархию (Белгород), сказали ждать ответа, заявление приняли. Прошло уже лет 10... Можно ли решить как-то мой вопрос или ничего нельзя сделать?
Даже если я не смогу венчаться повторно, я не хочу быть ничем связана с первым мужем.
познакомилась с мужчиной, он развелся ещё 17 лет назад (!)..женился в 18 лет..не понимал что такое венчание..не придавал этому важного значения..мама сказала надо..так и сделали...потому, что традиции... через полтора года в браке, жена подала тайно на развод и раздел имущества..суд присудил--отобрать квартиру (потому что остался годовалый ребенок)..стал жить с мамой в общежитие...
и вот..спустя 17 лет мы встретились, в загсе узаконили отношения, но хотим самого главного--венчания..духовного..таинственного... а нельзя...
душа разрывается от боли... ((
Что означает "не видеть грехи других людей"?
Девушки внимательно смотрите женихов, даже среди тех кто ходит ревностно в храм !!
Выбирайте себе людей с ушами и сердцем, если у жениха или невесты нет ушей и сердца это катастрофа !! Мы все глухие-к друг другу и без любви !! Одна страсть ..
..."Что,по-вашему, мне делать,осудители вы наши? Плакать всю жизнь? Я ведь и семью и детей хотела".
Людмила, да какие ваши годы! Всё у Вас будет хорошо, обязательно встретите хорошего человека, выйдете замуж, повенчаетесь... Уже давным-давно венчают второй брак (батюшка об этом сказал), немного по-другому. Не переживайте Вы так - на ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! (А этот индюк ещё пожалеет о своём поступке, да поздно будет!).
..." Если вдруг будет напечатано, пожалуйста без имени.
Или может быть подскАжите как поступить".
Идите на приём к правящему архиерею и честно всё расскажите - другого пути не вижу. Отменить (если сочтёт нужным) епитимью в данном случае может только епископ (может, я и ошибаюсь, но сама поступила бы так). Простите.
Раньше Церковь была крепче и обряда венчания не было вообще. Теперь все немощные; и возвращение к изначальной акривии - преступно. Надо помнить о ней,но требовать ее от современных людей значит возрождать монтанизм. Или давайте вернемся тогда к Причастию без исповеди,как было раньше...
От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Я всегда осуждала тех,кто разводится, кто венчается повторно. А сейчас сама разведенная. Вышла замуж и венчалась в 34 года,девицей.За давно воцерковленного и верующего. Считала его святым, а себя недостойной его. А через 3 месяца он бросил меня,надоела,разболелась.Сказал, не рассмотрел.Подал в суд, нас развели.Я плакала и умоляла. Я тоже выходила замуж на всю жизнь, и венчание для меня-это не просто обряд. Уже год прошел,может я и не встречу больше никого. А если вдруг? Что,по-вашему, мне делать,осудители вы наши? Плакать всю жизнь? Я ведь и семью и детей хотела.
А если молодой кто, остался вдовцом в 25 лет? В монастырь?
Господь милостив, а вот вы, хоть и цитируете Слово Божие,нет. "Если я говорю языками человеческими и ангельскими,а любви не имею- то я медь звенящая"
р.Б. Сергий.
Тоже об исповеди. Вы пишете,что для Таинства Венчания регистрация(формальная сторона вопроса),сама по-себе не важна(были времена,когда ее и не было),а раз так,то почему не расписаться? Вот приходит к Причастию давний член общины,вы знаете его,а на исповедь большая очередь... Если формальная сторона вопроса не так важна,то причастите ли вы его без нее?
Р.С.Возможен второй выбор-но это уже крайности
Венчаны. Другого человека встретил. Развелись.
Страшно. От причастия отлучили. Три года без причастия, что может быть еще страшнее.
И получается, новый брак (уже три года). Вроде счастливы, да не вроде? а счастливы. А к причастию не допускают.
Как быть?
Если вдруг будет напечатано, пожалуйста без имени.
Или может быть подскАжите как поступить.
Наконец, взял большую сумму Через три года сем ейной жизни, на нервной почве, дочь серьезно заболела.
Развелась. Вышла замуж через шесть лет после развода.Вела воздержанный образ жизни.
И, что венчаться ей второй раз при "живом "муже нельзя?
Мне представляется, что позволить священникам вступать в брак категорически нельзя. Рыба гниет с головы. Тогда прихожане , вообще, в разнос пойдут.
Иоанн Крес тьянкин в письмах категорически не советовал этого делать ,для блага же самих священников. Многие второбрачники, по его словам, подвергаются беснованию.
У нас на приходе прекрасный батюшка-"строитель". Имел первый гражданский невенчанный брак. Потом венчаный, который тоже распался. А кончил тем, что отбил жену у мужа и сожительствал с ней на глазах у всех в течении многих лет.
В тоже время поднял не один приход и является сейчас благочинным. А во всем остальном прекрасный человек. И кто знает как будет судить Бог. Но соблазн для прихожан и "пример" был велик.
Ценности формируются Голливудом, примеров позитивных перед глазами почти нет.Одна надежда - знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Если люди разводятся, значит легкомысленно подошли к этому Святому Таинству, значит нет крепкой веры в Бога, нет терпения. Священный брак - это служение прежде всего Богу. Супруги вместе должны созидать семью, строить ее, терпеть немощи друг друга, а Господь Своею Благодатью очень подкрепляет и помогает супругам. Почему распадаются семьи даже если венчались? Потому что в наше современное время большинство молодоженов живут вместе до брака, в блуде, а потом женятся, венчаются. Значит их отношения основаны на плотских привязанностях, а не духовно прежде всего. Настоящая любовь - она взращивается, годами, в крепкое древо. И Бог очень помогает такой семье, если они все стараются соблюдать, жить по Божественным Законам. И не нужно идти на уступки людям, которые не хотят жить по Божественным Законам, ведь "Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его". В рай дорога узкая, тернистая. А мы и потерпеть ближнего не можем в семье,помолиться за него, хотя сами и выбираем свою вторую половинку...