Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
С грустью узнал, что во многих школах отменены уроки труда, вся надежда на семью, на родителей. Что-то мастерить можно приучать очень маленьких детей. Для ребенка жизнь и игра — одно и то же, и самые любимые игрушки часто те, которые носят элемент фантазии. Ребенок подражает взрослым и строит дом или машину из диванных валиков. Кубики, конструкторы тоже очень полезны. Слишком много сложных игрушек не нужно. К примеру, мы не знаем уже, куда их девать, никто с ними не играет; а что-то склеить, смастерить, нарисовать — это дети всегда готовы.
Все дети любят рисовать, даже те, кто рисует плохо. Отец Илья Шугаев как-то написал о том, что обучал детей в воскресной школе библейской истории через рисунки. Я тоже воспользовался этим методом. С детьми в школе мы рисовали дни творения, потоп, сон Иакова, вообще все известные сюжеты. Дети могли отвечать, пользуясь своим альбомом. Потом мы устроили выставку рисунков. Эту методику можно использовать и с родными детьми, уча их Ветхому и Новому Завету.
Конечно, на словах все очень просто, но заставить себя постоянно заниматься с детьми бывает ох как тяжело. В несколько раз легче и быстрее все сделать самому, чем привлекать чадо к помощи, например в уборке по дому. Но такой урок бывает действеннее самых долгих и красноречивых бесед.
Некоторые родители вводят денежные поощрения для детей за выполнение какой-нибудь работы по хозяйству. Считаю эту практику неправильной. Так можно воспитать не любовь к труду, а только любовь к деньгам.