Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

В ожидании пробуждения

Ровно 550 лет назад началась история Краснохолмской обители. Вместе со своей страной и ее народом обитель переживала невзгоды и радовалась благоденствию, трудилась и молилась, крестила новорожденных и отпевала ушедших в лучший мир. Ныне монастырь не действует. А жемчужина монастырского ансамбля – замечательный собор во имя святителя Николая Чудотворца, выстроенный, по мнению большинства историков, в конце XV столетия, – находится в плачевном состоянии.

    

Год 1461-й. По лесным тропкам, опираясь на незатейливый посох – обычную орешниковую палку, уверенной поступью шел из Белозерья в полуденную сторону монах. Грубая обувка, сшитая на скорую руку из нескольких кусков кожи, расползалась по швам, подрясник растрепался вдоль подола и свисал лохмотьями, куколь странника сбился в сторону и давно уже не был похож своей формой на иноческий шлем. Губы монаха чуть заметно шевелись, тысячный раз повторяя пронзительные слова Иисусовой молитвы. Иногда он останавливался перевести дух. В эти минуты инок поднимал лицо к небу и пристально всматривался туда, где бескрайняя синева разливалась до горизонта. Безмятежные облака отражались в задумчивых глазах странника, и непрестанная молитва по-прежнему слетала с губ. Ничто не могло нарушить его сосредоточенный покой. Инок разыскивал место, где в уединении, скрытый от посторонних глаз, он мог бы обрести молитвенный покой.

То ручеек, то мелкая речка, а иной раз и коварное мрачное болото – все оставалось за спиной инока, все преграды преодолевали его широкие шаги. Версты одна за другой ложились под ноги. В бежецких пределах, на том лакомом куске лесистой земли, за обладание которым не первое десятилетие продолжалась, но уже явно затихала упорная московско-новгородская вражда, время от времени сдабриваемая тверским вмешательством, странник почувствовал недомогание. И хотя дух монаха оставался бодр, бренное тело настоятельно требовало отдыха. На иноческое счастье в глуши бескрайних и безмолвных лесных пространств мелькнули тесовые крыши: то было селение, принадлежавшее Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому. Здесь инок нашел себе пристанище, здесь над ослабленным телом окончательно взяла верх болезнь, грозившая завершить его земную дорогу. Но пути Господни, как хорошо известно всякому христианину, неисповедимы. Валяясь в бреду, инок твердил заученные еще отроком слова премудрого Соломона: «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука». Страдания действительно отпустили тело подвижника, болезнь миновала. Внесли свою лепту в исцеление страждущего и лекари Афанасия Васильевича, почитавшего своим особым долгом заботиться о монахах – тех, кто возложил на себя тяжелое бремя нести по грешной земле прообраз ангельского чина. Впоследствии не один час провели за неторопливыми беседами о райских блаженствах и адских терзаниях протянувший руку помощи и принявший ее. Афанасий Васильевич все больше проникался недюжинной личностью спасенного им инока. Да и сам монах посчитал Бежецкий Верх подходящим местом для своего дальнейшего служения Всевышнему: он стал упрашивать Афанасия Васильевича, чтобы тот разрешил ему поселиться в бежецких пределах. Нелединский-Мелецкий не заставил себя долго ждать и решил навсегда закрепить узы их духовной дружбы – на слиянии рек Неледины и Могочи он выделил иноку землю из своих владений. Так начинался, или, если точнее, мог начинаться, согласно преданиям, Краснохолмский монастырь. Его основателя и первого насельника, пришедшего из белозерской стороны, звали Антоний.

    

Год 2011-й. Асфальтированная дорога змеится среди зеленеющих деревьев и кустарников. Леса сменяются перелесками, изредка – полями и молчаливыми деревеньками, которые исчезают также неожиданно, как и появлялись мгновение назад. И снова леса, перелески, опять леса. И снова накатывает ощущение бескрайней, всеохватывающей пустоты вокруг. Кажется, что время остановилось среди зеленых пространств, которым нет предела, даже движения здесь нет, а мчащийся автомобиль – лишь иллюзия, порожденная каким-то случайным стечением обстоятельств. По большому счету, так оно и есть: машина, как рябь воду, всколыхнула воздух, наполнила окружающее спокойствие шумом двигателя в две сотни лошадей, но тут же исчезла за поворотом, и шум стих, и запах выхлопных газов развеял веселый ветерок. Воцарившееся спокойствие мира, ласкаемого теплым летним солнцем, снова непоколебимо, ничто больше не напоминает о бесцеремонном вторжении в его святая святых. Океан леса по-прежнему безмолвен. Тверская земля… Какой век, какая пора – Бог весть…

Наш джип на загляденье легко вписывается в очередной поворот. Слева и справа от дороги селение, название которого тут же вылетело из головы. Еще ехать и ехать, по прикидкам, километров десять. И вот уже окраина того населенного пункта, скоро дорога вновь прорежет бесконечный лес. Вдруг боковое зрение выхватывает поодаль от дороги облезлые кирпичные постройки. Сознание, убаюканное непрестанным созерцанием лесных пейзажей, втиснутое в расслабленное тело, которое уютно нежится внутри удобных недр водительского кресла, не ожидает никаких сюрпризов и запаздывает с реакцией. И хотя мозг, безошибочно определяя возраст зданий, тут же выносит заключение: о, это что-то очень интересное, – нога не спешит нажимать на тормоз. А зачем? XVII век не такая уж редкость, в том числе для тверской глубинки. Конечно, можно было бы остановиться, как следует осмотреть памятники, но главная цель – Краснохолмский монастырь – еще не близко, а солнце клонится к закату, и уж очень лениво прерывать плавное течение автомобильной поездки. Но вдруг взгляд упирается в посеревшую стену, нижняя часть которой украшена перспективным порталом. Вот тут сознание окончательно просыпается, сбрасывая последние путы оцепенения: это он, Никольский собор Краснохолмского монастыря – посеченный временем и изуродованный человеческим невниманием шедевр древнерусской архитектуры конца XV века! Почему мы просчитались, как чуть не пропустили обитель, к которой были прикованы устремления? Вопросы молнией проносятся в голове, но отвечать на них нет времени. Надо скорее включать «поворотник», выжимать педали и сворачивать с дороги влево, туда, где призывно манит к себе древний храм.

Часть северного фасада Никольского собора Часть северного фасада Никольского собора
Современные исследователи истории Краснохолмского монастыря справедливо отмечают легендарность его древнейшего прошлого, особенно событий, связанных с основанием. Никаких исторических источников о началах монастыря, современных и даже более-менее близких к предполагаемому времени зарождения обители, не сохранилось, а за безупречную достоверность позднейших документов ручаться достаточно сложно. Главным источником немногочисленных сведений как о самой ранней истории монастыря, так и о его основателе монахе Антонии является «Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей». Продолжительное время считалось, что данный памятник древнерусской книжности появился на свет в конце XVI века, однако пристальное изучение «Летописца» последних лет позволяет усомниться и в этой весьма приблизительной датировке: гораздо более вероятно относить его создание на столетие позже. Из текста памятника мы узнаем о том, как инок Антоний, выходец из белозерских монастырей, пришел в пределы Бежецкого Верха, на реку Мологу, во владения А.В. Нелединского-Мелецкого. Как заболел здесь и остался после болезни, как Нелединский-Мелецкий пожертвовал ему земли, где Антоний срубил келью и часовню, вокруг которых, благодаря быстро собравшимся последователям монаха, возник монастырь. Узнаем мы и о том, что многие люди, видя добрую и подвижническую жизнь пустынножителя, приносили ему подаяния. Со временем средств накопилось достаточно, и Антоний, желавший пустить их на богоугодное дело, а также прославить величайшего из святителей и любимого во всей русской земле святого – Николая Угодника, Мирликийского чудотворца, – решил воздвигнуть деревянную церковь в его честь. Другое предание, долгое время передававшееся из уст в уста и не нашедшее отражения в «Летописце», повествует о чуде. Вот как передал его в своей книге, вышедшей из печати в 1883 году, игумен Анатолий (Смирнов), в то время настоятель Краснохолмского монастыря: «Однажды ночью Антоний увидел из оконца своей кельи невдалеке необыкновенный свет. Объятый трепетом и радостью, он вышел узнать, что означало это дивное явление, и узрел на дереве икону святителя Николая Чудотворца. Воздав хвалу Богу и Его угоднику, он внес святую икону в свою часовню, а по устроению деревянной церкви посвятил оную имени сего святителя». Уже у современной исследовательницы, Е.В. Романенко, читаем продолжение данной истории: «Поскольку к чудотворной иконе приходило много богомольцев, Антоний Краснохолмский решил построить вместо деревянной церкви каменный собор. Для этого на берегу реки, который был низким и весной заливался водой, сделали насыпь, значительную по протяженности и высоте. В 1481 году на насыпи началось строительство каменного Никольского собора».

Въедливые историки нашего времени справедливо указывают на то, что ни Афанасий Васильевич в частности, ни кто-либо из Нелединских-Мелецких в целом не могли быть связаны с древнейшим прошлым Краснохолмского монастыря. Невероятно и строительство такого монументального памятника архитектуры, каким является Никольский собор, на средства рядового настоятеля, жившего исключительно пожертвованиями доброхотов. Естественно, рациональная мысль не может допустить также наличия чуда в истории с возникновением обители. Загадки остаются неразрешенными, но, какой бы ни была историческая правда, седая старина Краснохолмской обители, пережив столетия, мирно соседствует с современностью и одним своим существованием свидетельствует: я не сон, я не вымысел, когда-то я цвела, а сейчас вы видите меня увядшей, и мое величественное увядание – доказательство былой славы. Наиболее зримо седая старина отражается в камне Никольского собора…

    

Согласно «Летописцу о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря», строительство Никольского собора, как уже говорилось выше, началось в 1481 году. Ни имени зодчего, ни имени ктитора, ни имен тех, кто непосредственно трудился над сооружением храма, а также даты его освящения бездонный колодец памяти не сохранил. Знаем мы лишь то, что начатое еще при преподобном Антонии Краснохолмском строительство было завершено уже в эпоху его преемника – игумена Германа, возглавлявшего обитель между 1481 и примерно 1493 годами. Появившийся на свет храм удался на загляденье: неслучайно известный историк искусства В.П. Выголов подчеркивает, что Никольский собор «исключительно своеобразен» и «представляет собой очень интересное для своей эпохи сооружение». Построенный в классических московских традициях крестовокупольного храма, этот памятник в то же время нес в своем облике черты, которые почти на десятилетие опередили в развитии столичную архитектуру рубежа XV–XVI столетий. (Справедливости ради стоит отметить существование точки зрения о возведении собора в середине XVI века.) Данная особенность тем более интересна, если принять во внимание место появления храма – в глуши, не только на периферии московского культурного влияния, но и на перекрестке с новгородской культурной традицией. Но самое любопытное и значимое то, что искусствоведы единодушно отмечают особую изюминку постройки – присутствие в ее архитектуре явных итальянизмов: форма сводов и арок, на которые они когда-то опирались, полукруглые завершения частей стен, наличие специальных карнизов и некоторые иные элементы. Как следствие, часть специалистов поднимают вопрос об итальянском архитекторе собора. Возможно, строительство было осуществлено великим Аристотелем Фиораванти, зодческий талант которого создал Успенский собор Московского Кремля. К сожалению, неискушенному зрителю подчас трудно проникнуться всем величием Краснохолмского храма: от некогда монументального здания остались лишь три стены – наиболее значительные утраты собор понес в 1930-е годы…

«Мерзость запустения» царит и над остальными сохранившимися, а вернее – полууничтоженными постройками. К их числу относится трапезная церковь в честь Покрова Богородицы конца XVI века, корпус настоятельских и братских келий, проездные ворота, часть стены с сиротливой угловой башней. На растрескавшихся камнях прорастают деревья, и дух безвременья витает между пустыми окнами-глазницами, которыми через свои искалеченные здания смотрит на окружающий мир бывший монастырь. Но надежда теплится. Обитель, закрытая в 1917 году, еще может восстать из разрухи. К тому есть все предпосылки: научное изучение, усилившееся в последнее время; открытие два года назад просветительского сайта, посвященного истории Краснохолмского монастыря; назначение священника с полномочиями по восстановлению обители в прошлом году. Возможно, уже скоро время повернет вспять…

Фотографии В. Сафонцевой и А. Щербаковой

Аркадий Тарасов

13 сентября 2011 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна Березовская 5 марта 2013, 13:42
Замечательная статья - точная, земная и, одновременно, такая пронзительно высокая, душевная, по-настоящему талантливая... Спасибо автору!
НАДЕЖДА13 сентября 2011, 12:31
Господи,пошли жертвователей для возрождения обители сей!Как в былые времена,да будет место сие,местом спасения многих.Отче Никола-Чудотворче,молитв твоих просим!Господи,по молитвам Николая-Чудотворца,возроди обитель сию,во спасение душ наших!Аминь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×